Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 14:51, курс лекций
1.Первобытное общество людей на территории Казахстана. Археологические памятники древнейшего населения и их орудия.
2. Саки и их социальное устройство, занятия, быт, культура. Взамиотношения саков с соседними государствами.
3. Территория расселения усуней, кангюев, их социально-экономическая история и военно-политическая организация.
...
59. Формирование территории современного Казахстана в 20-е годы 20 века.
Казахские отряды нападали на крепости Сахарную, Яицкий и Илецкий городки, Татищеве, Чернореченскую, Нижнеозерную, Бузулукскую, Орскую крепости, несколько раз пытались штурмовать Оренбург. В середине мая 1774 г. произошло столкновение казахов с карателями у Петропавловской крепости. Несмотря на сильный артиллерийский огонь казахи заставили казаков отступить. Уход армии Пугачева к Казани осложнил действия отрядов Младшего и Среднего жузов. Руководители крупных отрядов летом 1774г. собрались в Торгае для переговоров о совместных действиях.
Поражение восстания. После разгрома Пугачева летом 1774г. под Царицыным русское правительство наконец получило возможность послать крупные военные силы в казахскую степь для помощи осажденным крепостям. Однако, несмотря на поражение пугачевцев, казахи продолжали борьбу, уничтожая продовольственные обозы, запасы сена и посевы, чем вызвали голод среди русского населения Оренбургской, Астраханской и Саратовской губерний. После казни Пугачева в январе 1775 г. царские войска начали карательные походы в глубь казахских степей. Поддержку русским войскам оказал и Нуралы хан, верно служивший колониальной администрации. Казахи оказали мужественное сопротивление. карателям и даже сами нападали на казачьи хутора и крепости по Жаику и Едилю. Особо отличился отряд рода байбакты, который возглавлял Сырым Датулы. Байбактинцы действовали в районе казачьих поселений на Едиле, разгромили несколько крепостей и хуторов, разбили гусар Молдавского полка.
Весной 1775
г. русские войска начинают
карательные действия против
казахов. Для этого кроме
Репрессии только временно снизили накал борьбы. Уже осенью 1775 г. движение вспыхивает с новой силой. Во главе его становится двадцатидвухлетняя Сапура Матенкызы из рода табын. При поддержке мужа и Досалы султана она создала легенду о человеке-невидимке - Коктемире, который якобы живет в ее доме и призывает казахов продолжить сопротивление. Сапура от имени Коктемира, считавшегося святым, обещала скорое возвращение "нового государя" - Пугачева и начала собирать в своей ставке войска. Весной 1776 г. отряды Сейдалы султана совершили ряд походов против башкир, участвовавших в карательных экспедициях. Вдоль пограничной линии вновь стало неспокойно, казахские отряды стали совершать нападения на крепости, сжигать фураж и продовольствие, захватывать пленных. Большие отряды численностью до 10 тыс. человек начали концентрироваться между Гурьевым и Кулагинской крепостью для большого похода в Россию. Были совершены нападения на Верхнеуральскую, Таналыцкую, Орскую крепости, на Илецкую защиту и Оренбург. Напуганная действиями казахов местная администрация затребовала новые войска из центральных губерний. Отошли от движения и многие султаны, подкупленные колониальным аппаратом. Так, в феврале 1776 г. на сторону России перешел султан Досалы. Это внесло раскол и растерянность в лагерь Коктемира. Летом Сапура и поддерживавшие ее роды, не дождавшись помощи от казачества и башкир и опасаясь новых репрессий, откочевали в глубь степей. Боевые действия на пограничной линии временно прекратились.
22. Восстание казахов
Младшего жуза под
Годы - 1783-1797
Территория – Младший жуз
Характер восстания – антиколониальный, антиханский
Причины восстания:
1. земельный
вопрос (указ 1756 года о запрете
кочевания казахов в
2. ущемление прав родовых старшин;
3. открытый грабеж и насилие со стороны хана, султанов, Уральского казачьего войска и царской администрации;
4. последствия джута 1782-1783 гг.
Повод восстания – угон уральскими казаками более 4 тысяч лошадей у скотоводов Младшего жуза, перешедших на «внутреннюю сторону» (за р. Урал) зимой 1782-1783 гг.
Движущие силы, численность: крестьяне-шаруа, родовая знать – старшины, бии, батыры;
Ход восстания:
1783-1786 – начало восстания, целью которого было добиться отмены ханской власти; нападение карательных отрядов на аулы; первые крупные сражения; хан Нуралы занимает враждебную позицию к восстанию – на съезде старшие отстранение его от власти;
1786 – бегство хана Нуралы под защиту царской администрации; отмена ханской власти – реформа барона О.А. Игельстрома; власть в Младшем жузе передавалась Пограничному суду (в него входили царские чиновники и местная аристократия), который подчинялся генерал-губернатору; с другой стороны стремление Срыма Датова к ликвидации единовластия и передача власти суду биев;
1790 – новый период восстания, поводом к которому послужили действия казачьих отрядов против аулов, являющихся опорой Срыма Датова
1791 - избрание нового хана Ералы (умер в 1794 г.);
1794 – избран новый хан Есим; размах антифеодального движения;
1797 – нападение на ханскую ставку, Есим убит, его семья обращается за помощью к Уральскому казачьему войску, в ответ на что против восставших посланы карательные отряды;
1797 – избрание Ханского совета, председатель султан Айшуак;
1797 – С. Датов прекратил борьбу и откочевал в Хиву (умер в 1802).
Причины поражения:
1.стихийность;
2.неорганизованность;
3.отсутствие ясных целей борьбы;
4.различные цели среди восставшего народа и возглавивших их феодалов;
5.колебания руководителей восстания
Значение и последствия:
способствовало
ограничению и дальнейшему
11 марта 1801 – указ, по которому казахам разрешалось переходить на правый берег Урала.
23. Культура Казахстана в ХIX веке.
В XIX в. получили дальнейшее развитие все жанры устной литературы. Возникли новые эпические песни, отражающие важные исторические события. Борьбу казахов против набегов казачьих отрядов, кокандских и хивинских феодалов(поэма "Батыр Нияз", "Бекет батыр", "Айман-Шолпан"). Развитие Казахской литературы связано с творчеством Махамбета Утемисова. Своими песнями Махамбет призывал народ к борьбе против колониальных и ханских властей. Видное место в казахской поэзии занимает Шернияз Жарылгасулы (1817-1871). Заметный след в казахской литературе оставил талантливый поэт Суюмбай (1827-1896). Замечательным поэтом первой половины XIX в. был Жанак Сагындыкулы (1770-1856). Именно ему мы обязаны сохранением поэмы "Козы Корпеш - Баян Сулу".
В первой половине
XIX в. появилась группа талантливы
Культура Казахстана начала XIX в. характеризовалась началом проникновения русской культуры и в первую очередь русского образования, школ с обучением на русском языке. Организация школ была вызвана, с одной стороны, стремлением к грамотности, местного русского населения, с другой, необходимостью царскому правительству готовить людей для своего административного аппарата в Казахстане. В 1789 г. в Омске открылась "азиатская школа", готовившая переводчиков и писарей для местной администрации, в 1813 г. - военное училище, преобразованное в 1847 г. в Сибирский кадетский корпус. В 1825 г. в Оренбурге было создано военное училище, также преобразованное в 1844 г. в Оренбургский кадетский корпус. В 1841 г. была организована школа в Ханской ставке, в которую также принимали главным образом детей казахской знати. Все эти учебные заведения, несмотря на колонизаторские цели, которые ставились перед ними царской администрацией, и очень небольшой контингент учащихся - детей русских чиновников и казахской аристократической верхушки, все же способствовали распространению русской грамотности в крае. В конце XIX в. во многих городах, деревнях и аулах открывалось множество школ, было положено начало политехническому и женскому образованию. При многих школах имелись интернаты. К концу XIX в. в Казахстане было более 100 двухклассных школ с контингентом свыше 4 тыс. учеников. Более способные выпускники русско-казахских школ поступали в кадетские корпуса и вузы России и зарубежных стран. Омский и Неплюевский кадетские корпуса готовили из числа казахской молодежи чиновников местного колониального аппарата. Большое количество казахских юношей учились в Санкт-Петербургском университете. Военно-медицинской Академии, Казанском, Томском университетах и других вузах.
Получило дальнейшее развитие традиционное образование. В казахской семье мальчиков и девочек 5-6 лет обучали дома, затем они поступали в трехклассные мектебы, где изучали грамматику и арифметику. Учебный план медресе включал такие предметы, как арабская филология, религиозное право, религиозная философия. Ученики также изучали общеобразовательные предметы и основы медицинской науки.
Вклад в культурное развитие Казахстана XIX века внесли различные ученые и исследователи, среди которых видное место занимают Ч. Валиханов, М. С. Бабаджанов (историк, географ, этнограф), И. Алтынсарин (организатор народного образования). Первые казахские интеллигенты, получившие европейское образование, были выходцами из султановской верхушки, перешедшей на службу царизму. Они были горячими сторонниками русского просвещения и культуры, сближения казахского и русского народов, считали свой народ невежественным и отсталым.
В XIX веке в Казахстане получила дальнейшее развитие и литература. Во второй половине XIX в. в казахской литературе появился новый тип казахской письменной литературы, ярким представителем которого был великий просветитель, поэт, классик Абай Кунанбаев (1845-1904). Абай перевел на казахский язык произведения Крылова, Пушкина, Лермонтова. В сближении с русской культурой Абай видел единственно верный путь выхода на мировую культуру. Его волновала идея братства и дружбы народов. Абай был также известным композитором, знатоком и тонким ценителем казахской народной музыки. Он создал ряд лирических мелодий, которые вошли в сокровищницу казахской музыкальной культуры.
Получила развитие и поэзия, яркими представителями которой были Шортанбай Канайулы (1818-1881), автор поэмы "Зар Заман", Дулат Ба-батайулы (1802-1874), Мурат Монкеулы (1843-1906 гг.).
Видным представителем религиозной мусульманской казахской литературы был Аубакир Кердери (1858-1903). В своих произведениях уделил большое внимание религиозным вопросам, хотя не отрицал проблемы светской жизни. В казахской литературе второй половины XIX в. определилось и другое направление, представители которого в своих произведениях отображали реальный мир без религиозных окрасок. Одним из них был Суюнбай Аронулы (1822-1885). Заметный след в казахской, татарской и башкирской литературе оставил Акмола (Муфтахетдин) Мухамедьярулы (1831-1895). Первый сборник его стихов был опубликован в 1892 г. В них он критиковал раздоры между родовыми старшинами, обращает внимание соплеменников на пороки казахского общества, призывает их к образованию. Многие стихи посвящены описанию времен года. Интересны его выводы философского характера.
Большое место
в устной литературе в XIX в.
занимали лирические песни
На развитие культуры Казахстана XIX большое влияние оказали различные научные общества. Во второй половине XIX в. на территории Казахстана были созданы научные учреждения и филиалы различных научных обществ России. В 1867 г. был создан Оренбургский отдел РГО, который взял в свои руки инициативу научного изучения западной и северной части Казахстана. Освоение восточных районов страны в первую очередь Сибири и Казахстана, повлекло за собой открытие Западно-Сибирского отдела РГО. С образованием в 1867 г. Туркестанского генерал-губернаторства г. Ташкент в конце XIX в. становится крупным научным центром страны. С целью более глубокого изучения Средней Азии и южной части Казахстана, в феврале 1897 г. был создан Туркестанский отдел Русского Географического общества. В декабре 1887 г. была создана Оренбургская ученая архивная комиссия. Цель комиссии - приведение в порядок и подготовка для научных изысканий архивных документов, находящихся в канцелярии генерал-губернаторов. Важным направлением в деятельности архивной комиссии было создание в Оренбурге музея. Самым деятельным членом Оренбургской ученой архивной комиссии был И. Кастанье, который производил раскопки и занимался составлением свода памятников древней культуры казахской степи. В конце XIX в. в областных центрах Казахстана были созданы статистические комитеты, которые внесли определенный вклад в изучение экономики, географии и истории края. В научных учреждениях и обществах работали такие видные востоковеды России, как В. Григорьев, В. Вельяминов-Зернов, Я.Ханыков, И. Березин, В. Бартольд, А. Харузин, Н. Аристов и др., которые оставили после себя фундаментальные труды о Казахстане.
24. Букеевское
ханство. Восстание под
Хозяйственный упадок, усугубление земельного кризиса привели к образованию в 1801 г. Букеевского ханства. Еще в 1797 г. в результате ожесточенной борьбы казахи вернули себе право пасти скот в междуречье Волги и Урала. Не ограничиваясь перегоном скота на зимнее время, казахские аулы стали массами переселяться на правый берег Урала, и вскоре это переселение стало труднорегулируемым со стороны России.
Правительство в таких