Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 14:51, курс лекций
1.Первобытное общество людей на территории Казахстана. Археологические памятники древнейшего населения и их орудия.
2. Саки и их социальное устройство, занятия, быт, культура. Взамиотношения саков с соседними государствами.
3. Территория расселения усуней, кангюев, их социально-экономическая история и военно-политическая организация.
...
59. Формирование территории современного Казахстана в 20-е годы 20 века.
Генерал-губернатор, стоявший во главе генерал-губернаторства сосредотачивал в своих руках всю полноту военной, гражданской власти и являлся в то же время командующим войсками военного округа. Во главе областной администрации стоял губернатор, который также был наделен военной и гражданской властью. Командование войсками в областях возлагалось на военных губернаторов. Он же считался наказным атаманом казачьих войск, расположенных на территории области. При военном губернаторе учреждалось областное управление, в состав которых входили три отдела: распорядительный, хозяйственный и судебный. Председатель правления считался вице-губернатором. Во главе отдела находился старший советник. Области делились на уезды, начальники которых назначались генерал-губернаторами по представлению военных губернаторов областей из числа офицеров. При них назначались два помощника, обычно из среды казахской родовой аристократии. Уездным начальникам подчинялись войска, расквартированные на территории уезда. Кроме того, учреждалась должность уездного судьи, назначенного правительством. Если при окружных приказах власть была коллегиальной, то по новой административной системе она ликвидировалось. Функции полицейского аппарата также находились в руках уездного начальника. Таким образом, политика царизма в казахской степи была направлена на сосредоточение всей полноты власти в низовых звеньях колониального управления и установление военно-оккупационного режима на местах.
Уезды состояли из волостей,
во главе которых ставились
В каждом волостном управлении
предусматривалась должность
Таким образом, введение новой системы управления позволило родовой знати захватить все низшее звено административного аппарата. На должности волостного управителя и родового старшины не всегда избирались авторитетные, болеющие за интересы народа, люди. Выборы обычно сопровождались подкупами, подлогами, борьбой различных групп за власть.
Волостной управитель сосредотачивал в своих руках распорядительную и полицейскую власть. А в свою очередь аульные старшины имели такие же права в пределах аула. В оседлых районах юга Казахстана каждый населенный пункт выбирал аксакала на сходе выборщиков сроком на три года. Он также утверждался губернатором. Большие селения и города с коренным населением разделялись на кварталы, во главе которых находился аксакал. Квартальные аксакалы приравнивались к правам волостных управителей. В городах и селениях на сходках выборщиков были учреждены также "общественные хозяйственные управления", цель которых - раскладка податей, всяких сборов и заведование общественным хозяйством городов и селений. Управление состояло из трех-пяти человек, с председателем во главе. Избранный председатель утверждался губернатором. Аксакал обычно не вмешивался во внутренние дела управления, деятельность которого контролировалась уездным начальником. Аксакалы и управления являлись, таким образом, аппаратом угнетения коренного населения. Итак, наряду с организацией сильного военного аппарата царское правительство широко использовало местное байство, чтобы, опираясь на него, сформировать угодное царизму управление.
Реформа административного управления наносила новый удар по правам и привилегиям султанов, так как все казахское население, в том числе и султаны, были отнесены к "сельским обывателям". Правительство лишало, таким образом, султанов их былых сословных привилегий. Султаны имели право быть избранными, но исключительного права на занятие выборных должностей им не было предоставлено. Однако казахская аристократия в силу своего экономического положения и традиций продолжала оказывать большое влияние на политическую жизнь Казахстана.
Росло байство, связанное с рынком и занимавшееся ростовщичеством. Оно постепенно оттесняло от власти старую казахскую аристократию (султанов) и родовую знать (биев, батыров). Нанося удар по правам и привилегиям султанов, русское правительство в то же время предоставило большие права и власть волостным управителям и старшинам, избиравшимся обычно из баев. Введение новой системы укрепляло власть царизма и колониальный режим в Казахстане.
Судебное устройство. "Временные положения" 1867 и 1868 гг. внесли изменения в судебное устройство в степи. В Казахстане было введено в действие право и суд Российской империи, хотя частично и оставались действующими обычное право и суд биев, которые были ограничены и приспособлены к новой системе управления. Учреждены новые органы судебной власти, военно-судебные комиссии, уездные судьи. В аулах сохранился институт суда биев. Суд кази имел распространение у оседлого населения Сырдарьинской области. При решении вопросов суд биев руководствовался нормами обычного права, а суд кази - только правилами шариата. Высшей судебной инстанцией считался Правительственный Сенат.
Крупные уголовные дела рассматривали военные суды (военно-судебные комиссии), которые судили по военным законам за такие преступления, как измена, сопротивление властям, убийство должностных лиц, нападение на казенный транспорт, почту, повреждение телеграфа и по общим уголовным законам империи - за убийство, разбой, грабеж, нападение на купеческие караваны, за поджог и т.д. В областном правлении разбирались уголовные и гражданские дела, не подсудные военному суду: преступления по должности и иски на сумму свыше 2 тысяч рублей, жалобы на приговоры и решения уездных судей.
Уездные судьи разбирали дела по преступлениям, за которые не предусматривалось "лишение прав состояния" и длительные тюремные заключения, а также гражданские иски на сумму не выше 2 тысяч рублей.
По реформам 1867-1868 гг. по каждой волости выбирались и утверждались военным губернатором от 4 до 8 биев. Из ведения суда биев и кази изымались все крупные уголовные дела, им были оставлены лишь дела по временным искам не выше 300 рублей у кочевников и не выше 100 рублей в оседлых районах.
Бии разбирали дела единолично, на основе действовавших в степи норм обычного права. Решение бийского суда приводил в исполнение волостной управитель. Существовали волостной и чрезвычайный съезд биев. В функции первого входили разбор исков на сумму до 500 рублей (25 лошадей, 250 баранов), апелляция по решениям биев. Кроме того, недовольные приговором биев по делам брачным и семейным могли обратиться с жалобой к уездному начальнику, который решал дело по своему усмотрению.
На чрезвычайных съездах рассматривались дела между волостями. Решения съездов считались окончательными.
По "Временным положениям" казахам-кочевникам
разрешалось обращаться непосредственно
в русский суд, минуя суд биев,
а в оседлых районах
Таким образом, новая судебная система
содержала тщательно
Земельная реформа. Основным в реформах 1867-1.868 гг. был земельный вопрос. По этим документам (пункт 199. Положения) вся земля в Казахстане объявлялась собственностью государства и только передавалась в пользование казахским аульным общинам. Личной собственностью признавались лишь те земельные участки, которые были пожалованы царем ханским потомкам. В конце XIX-начале XX вв. со времени массового переселения крестьян Центральных губерний в Казахстан пункт 199 Положения явился юридическим основанием колониального захвата казахских земель. Собственные земли казахских трудящихся передавались им же за определенную плату. Плодородные земли на берегах степных рек и озер закреплялись за казачьими войсками. За кочевание на этих землях казахи должны были платить арендную плату. Крестьяне-переселенцы получали ряд льгот. В уездных центрах они имели право получать бесплатно землю под пашню и усадьбу, лес для застройки, заниматься земледелием, торговлей и ремеслом. Такие же льготы представлялись казахам, принявшим христианство.
Итак, земельное законодательство в Казахстане проводилось в интересах реакционной аграрной политики царизма.
Налоговая политика. Большие
изменения были внесены и в
налоговую систему в
Во-первых, кибиточный сбор с 1 руб. 50 копеек увеличен до 3 рублей с хозяйства. Размер имущества последних не учитывался, от налога освобождались потомки ханов Уали, Букея и султана Айшуака.
Во-вторых, вместо билетного сбора был введен общий для империи паспортный сбор по 1 руб. 50 копеек, которые оплачивали казахи, уходившие из аула на заработки.
В-третьих, устанавливался ряд земских повинностей. Содержание волостного управителя, дело производителя, родовых старшин, рассыльных при них обходилось народу свыше 300 рублей в год.
В-четвертых, в южных областях Казахстана оседлое население платило следующие налоги: харадж (одна десятая часть урожая), зекет (налог с товара, одна сороковая часть их стоимости), танапная подать (вносится деньгами с земли, с которых налоги не могли собираться в натуре).
В-пятых, для общественных нужд по приговору общества собиралась "кара шыгын", "черная подать" для ремонта дорог, мостов, строительства мечетей и школ, содержание больниц, оспопрививание, расходы в связи с борьбой с сельхозвредителями и т.д.
Налоги собирались родовыми старшинами и волостными управителями, которые большей частью злоупотребляли своей властью. Иногда они взыскивали их несколько раз в год. Некоторые, стремясь освободить свой род, взваливали все тяжести налогов на представителей "чужого" рода. Размер налогов не зависел от имущественного положения. Сборщики налогов обогащались особенно за счет сбора "черной подати".
Просвещение, медицина, религия.
По реформам 1867-1868гг. намечалось проведение
некоторых мероприятий, связанных
с развитием народного
Царское правительство ограничивало влияние исламской религии. Религиозные дела казахов изымались из введения Оренбургского муфтия. Муллы подчинялись общему гражданскому управлению, а через него - министерству внутренних дел. Муллы избирались населением по одному на каждую волость из числа российских подданных. Они утверждались в звании и увольнялись областным управлением. Запрещалось самовольное строительство мечетей, мектебов и медресе. Царизм этим стал уже контролировать духовное состояние населения. Этому пример и некоторые пункты реформ, направленных на распространение христианства среди казахов.
Реформа, таким образом, ущемляла интересы мусульманской общины и введение ее встретило ожесточенное противодействие со стороны духовенства.
Реформа 1891 года. В конце XIX в. в Казахстане проводилась новая реформа, которая внесла некоторые изменения в административное устройство, налоговую систему и судебное устройство. В 1891 г. было принято "Положение об управлении степных областей", существовавшие вплоть до 1917 г. Территория Казахстана была разделена на области, уезды, волости и аулы. Все области, за исключением Сырдарьинской, вошли в состав Степного генерал-губернаторства.
Права и обязанности генерал-губернатора и военных губернаторов областей оставались неизмененными. В "Положении" права уездных начальников были расширены. Во многих больших городах учреждены полицейские управления. В Казахстане были созданы переселенческие управления.
В результате проведения в жизнь реформ в Казахстан проникли элементы капитализма. Российский капитализм развивается вширь за счет колонизации казахских земель. Установленная система административного управления облегчила колониальный гнет коренного населения края. Она содействовала сращиванию царского чиновничье-бюрократического аппарата с местной родовой знатью. Реформы в целом проводились в интересах русского капитализма и юридически закрепили колониальное положение казахской степи.
29. Социально-экономические отношения в Казахстане во второй половине XIX века. Переселенческий вопрос в 80-90-е годы XIX века.
Аграрная политика в отношении земель, занимаемых казахами, проводилась последовательно и была направлена на утверждение юридических и хозяйственных прав государства на землю. По «Уставу о сибирских киргизах» 1822 года не сказано, что земля принадлежит государству, однако в документе говорилось, что «каждый округ имеет свои земли, и жители другого округа не имеют права на переход на эти земли». Областной начальник имел решающую роль при разграничении земель. В «Положении об управлении оренбургскими киргизами» от 14 июня 1844 года уже прямо заявлено, что «занимаемые оренбургскими киргизами земли состоят в ведении Министерства иностранных дел». По «Положению об управлении в казахских степях» 1867 года земли казахов уже полностью были признаны собственностью государства, а киргизам предоставляются в общественное пользование. Все земли подразделялись на летовки и зимовки. Зимовки распределялись на специальных съездах между аулами и волостями. Зимовки могли быть ограничены, а постройки на них составляли частную собственность. Зимовки передавались по наследству. Летние же кочевки предоставлялись в общинное пользование волости согласно установившимся обычаям общинного права. По взаимному соглашению членов волости земли хлебопашества и сенокошения, строения на них также являлись частной собственностью. «Положение» 1891 года свело воедино и унифицировало все законы о землепользовании и землевладении. Там закрепились уже установленные в 1867 году положения. Однако было одно примечание, по которому «земли, могущие оказаться излишками для кочевников, поступают в ведение Министерства государственных имуществ. Таким образом были подготовлены все условия для изъятия земель у казахского населения.