Лекции по "Истории Казахстана"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 14:51, курс лекций

Описание работы

1.Первобытное общество людей на территории Казахстана. Археологические памятники древнейшего населения и их орудия.
2. Саки и их социальное устройство, занятия, быт, культура. Взамиотношения саков с соседними государствами.
3. Территория расселения усуней, кангюев, их социально-экономическая история и военно-политическая организация.
...
59. Формирование территории современного Казахстана в 20-е годы 20 века.

Файлы: 1 файл

Пособие по Истории Казахстана.doc

— 519.50 Кб (Скачать файл)

8-16 марта 1921 года  состоялся Х съезд партии, на  котором решалась проблема перехода  к НЭПу. В политико- идеологической области НЭП означала жестокий однопартийный режим, подавление всякого инакомыслия и инакодействия. В экономике эта политика означала переход к административно-рыночной системе хозяйства: 1. минимальная связь с мировой экономикой; 2. государственная монополия на торговлю; 3. хозрасчет в промышленности на уровне треста; 4. неэквивалентный обмен с деревней на основе продналога.

С введением НЭПа разрешалось  сдавать и брать в аренду землю, применять наемный труд. Поощрялось развитие сельскохозяйственной, кредитной, потребительской кооперации. Отменялись трудовые повинности. Мелкие предприятия сдавались в аренду частным лицам или кооперативам. Предприятия ж/дорожного, автомобильного транспорта, добывающей и обрабатывающей промышленности были переведены на хозрасчет.

Продразверстка была заменена продналогом. Размер продналога был фиксированным, устанавливался до весеннего сева по каждому виду сельхозпродуктов с учетом местных условий и зажиточности крестьянского хозяйства, вначале был ниже продразверстки. В настроение крестьян произошел перелом. Уже весной 1921 года увеличились посевные площади в некоторых губерниях.

Переход к НЭПу в Казахстане был сопряжен с огромными трудностями.  Летом 1921 года Казахстан охватила засуха. Местами погибло до 80 % скота. Голодала 1/3 часть населения республики. В результате голода изменилась демографическая ситуация в кочевых и полукочевых районах республики.

С развитием НЭПа совершенствуется продналог. С 1924 года он становится чисто  денежным. К 1928 году посевные площади Казахстана и поголовье скота достигло уровня 1913 года.

К 1928 году было завершено  восстановление промышленности Казахстана. На территории Казахстана действовали тресты местного и союзного значения. Развивалась торговля, возродились ярмарки.

К 1928 году в стране вспыхнул хлебозаготовительный кризис. Из-за большой разницы цен на продукты с/х (низкие) и промышленности (высокие) крестьяне перестали сдавать зерно государству. было решено вернуться к политике проводимой в период «военного коммунизма». В ходе заготовительных кампаний в казахском ауле был равязан сильнейший административный террор. Силовые сельхоззаготовки породили тенденцию к свертыванию хозяйственной деятельности и массовым откочевкам населения. На этом период НЭПа завершается.

38.Культурное строительство  в Казахстане в 20-30-е годы: достижения  и потери.

После окончания гражданской  войны в числе главных задач  подъема культурного уровня трудящихся масс острейшей была проблема ликвидации неграмотности. В апреле 1924 года в Казахской АССР было организовано общество «Долой неграмотность». Процесс ликвидации  неграмотности продвигался медленно: не хватало учителей, букварей для взрослых. К 1939 году грамотность в республике уже достигла 65 %. В мае 1926 года СНК республики принял «Устав единой трудовой школы Казахской АССР». В школьном строительстве был взят курс на снижение удельного веса одногодичных и двухгодичных школ и увеличение «трехлеток» и «четырехлеток». Особое внимание уделялось охвату школой девушек-казашек, для которых были созданы специальные школы. В 1930/31 учебном году был введен всеобуч в оседлых районах, весной 1931 года – в районах с кочевым образом жизни. Предусматривалась материальная помощь учащимся в виде стипендий, пособий, бесплатных учебников, одежды, расширения сети интернатов и общежитий. В создании учебников принимали участие представители казахской интеллигенции (С.Сейфуллин, С.Садвокасов, А.Байтурсынов, К.И.Сатпаев и др.). Школьная  сеть отвечала многонациональному составу населения Казахстана: функционировали татарские, узбекские, уйгурские, немецкие, эстонские школы. Однако были и трудности. В результате голода 30-х гг. количество детей резко сократилось, увеличилось число сирот и беспризорных.

В 1928 году в Казахстане в Алма-Ате был открыт первый педагогический институт, затем сельхозинститут, мединститут. В 1934 году открылся Казахский государственный университет им. С.М.Кирова. Уже в 1940 году в нем действовало 15 кафедр, велась серьезная научно-исследовательская работа. Накануне войны в Казахстане действовало 20 вузов, 118 средних специальных учебных заведений, в которых обучалось около 40 тыс. человек.

20-30-е годы – период  становления науки в Казахстане. Крупным центром изучения истории,  этнографии, экономики края и  естественных наук стало Общество  изучения Казахстана. Были проведены археологические, геологические экспедиции. Комплексная экспедиция АН СССР 1926-1927 гг. осуществила статистико-экономическое, почвенно-ботаническое, геологическое, гидрологическое обследование всего Казахстана. В 1932 году создана Казахстанская база АН СССР, преобразованная в 1938 году в филиал. В 1946 году создана самостоятельная Академия наук КазССР.

Особое место в наследии этих мест лет занимает казахская  литература. У ее истоков стояли С.Сейфуллин, А.Байтурсынов, Ж.Аймаутов, Б.Майлин, С.Муканов, Г.Мусрепов и др. Однако процесс развития казахской литературы был бы полнее, если бы не сталинские репрессии 30-х годов, которым подверглись многие деятели литературы. Началось становление искусства Казахстана. Возникают клубы, народные дома, хоровые, драматические, литературные кружки, народные театры. В 1926 году открылся национальный казахский театр, который поставил первую пьесу «Енлик-кебек». В 1938 году была поставлена первая казахская звуковая кинокартина «Амангельды».

39.Общественно-политическая жизнь в Казахстане в 20-е годы ХХ века. Дискуссии о путях перехода к социализму. Голощекин Ф.И. и его политика «Малого Октября» в Казахстане.

Филипп Исаевич Голощекин (настоящее имя – Шая Ицкович) родился в  г.Невеле Витебской  губернии. Родители принадлежали к мелкой буржуазии. Закончил четырехклассную школу, затем гимназию, зубоврачебную школу. В 1902 году вступил в РСДРП. Активный участник подпольного движения, не один раз был арестован. После Октябрьской революции занимал различные государственные и партийные посты. В 1925 году назначен первым секретарем Казахского крайкома РКП(б). Прибытие Голощекина в Казахстан определялась рядом факторов: - Сталин стремился закрепить за собой важный в геополитическом отношении регион, граничивший с Поволжьем, Уралом, Западной Сибирью, Средней Азией; - Голощекин должен был форсировать в Казахстане осуществление социально-экономических мероприятий. Став во главе краевой партийной организации Ф.И.Голощекин, избрал курс на обострение классовой борьбы  в ауле под лозунгом «советизации аула». Так создавалась идейно-политическая основа для проведения «новой революции» в Казахстане. Эта политика получила в истории название политики «Малого Октября». Недовольные этой политикой национальные лидеры (Т.Рыскулов и др.) были отозваны в распоряжение ЦК ВКП(б), а другие (С.Садвокасов, С.Ходжанов, Ж.Мынбаев) были обвинены в национализме.  Подвергался гонению и тонкий слой старой национальной интеллигенции. Программа масштабной индустриализации требовала больших средств. Советское правительство решило изыскать средства для индустриализации путем перекачки их из сельского хозяйства в промышленность. С позиции Голощекина Казахстан являлся в первую очередь аграрным регионом, поэтому первоочередная задача состояла в развитии сельского хозяйства и мелкой обрабатывающей промышленности, но никак не крупной.

А формирование колхозного строя требовало времени, крупных  финансовых вложений, а также моральной  и психологической подготовки крестьянства. Но партия вновь прибегла к силовому методу и взяла курс на осуществление коллективизации. Голощекин направил в села и аулы более 4800 тыс. уполномоченных. В ходе хлебозаготовок около 31 тыс. крестьян были подвергнуты репрессиям. По степи гулял лозунг: «Перегибов не допускать, парнокопытных не оставлять!» Порой доходило до абсурда: заставляли стричь зимой овец, в чисто скотоводческих районах требовали сдачи хлеба и т.д. Итогом политики, проводимой Голощекиным под покровительством Сталина, стала насильственная коллективизация, проведенная в Казахстане. В результате этого территорию республики охватил голод. Тысячи семей откочевали в сопредельные регионы. Около 2 млн. человек погибло от голода. Резко снизилось поголовье  скота, уровень которого удалось восстановить только к началу Великой отечественной войны. В 1933 году Ф.И.Голощекин был смещен с занимаемого поста и отправлен в центральный аппарат. 28 октября 1941 года он был расстрелян по приказу Берии.

40.Коллективизация в  Казахстане и массовое оседание  кочевых и полукочевых хозяйств: ход, особенности, методы их проведения и итоги. Казахстанская трагедия и ее последствия.

Программа масштабной индустриализации требовала больших средств. Советское правительство решило изыскать средства для индустриализации путем перекачки их из сельского хозяйства в промышленность. А формирование колхозного строя требовало времени, крупных финансовых вложений, а также моральной и психологической подготовки крестьянства. Но партия вновь прибегла к силовому методу и взяла курс на осуществление коллективизации. 27 августа 1928 года был принят декрет о конфискации и выселении крупных баев-полуфеодалов. К этой категории относились хозяйства имеющии более 400 (в кочевых районах), 300 (полукочевых районах), 150 (в оседлых районах) голов скота в переводе на КРС. По декрету было выселено более 600 крупных баев-полуфеодалов во всех районах республики. Это мероприятие подготовило почву для проведения насильственной коллективизации, которую намечали закончить к весне 1932 года

 Со второй половины 1929 года в республике форсированно развивается колхозное движение. Создаются первые МТС. Для форсирования коллективизации в Казахстан были напрвлены двадцатипятитысячники из центральных районов России. Одновременно с коллективизацией проводилось массовое оседание кочевых и полукочевых хозяйств. При этом в колхозных пунктах сосредотачивали тысячи поголовий скота, создавали из юрт четкие кварталы и улицы. Казахи были сдвинуты со своих зимовок и были обречены на вымирание в кварталах из юрт. К 1 апрелю 1930 года уже 50 % хозяйств было охвачено коллективизацией.

В ходе хлебозаготовок около 31 тыс. крестьян были подвергнуты репрессиям. По степи гулял лозунг: «Перегибов не допускать, парнокопытных не оставлять!»  Порой доходило до абсурда: заставляли стричь зимой овец, в чисто скотоводческих районах требовали сдачи хлеба и т.д.

В результате этого территорию республики охватил голод. Тысячи семей  откочевали в сопредельные регионы. Около 2 млн. человек погибло от голода. Резко снизилось поголовье  скота, уровень которого удалось восстановить только к началу Великой отечественной  войны.

41.Тоталитарная  система и судьбы казахстанской  интеллигенции (30-50-е гг. ХХвека).

     Становление  казахской национальной интеллигенции  начинается в конце 19 –начале  20 вв. Представители казахской интеллигенции  принимали активное участие в  восстании 1916 г. (С.Мендышев, Т.Рыскулов, С.Сейфуллин и др. ), создании казахской национальной партии «Алаш» (А.Букейханов, А.Байтурсынов), участии советского строительства. 

         В 30-е годы в стране повсеместно  установились социалистические  отношения. Земля, фабрик и заводы, колхозы и совхозы были огосударствлены. С одной стороны, утверждалась общественная собственность на средства производства, с другой стороны шло отчуждение крестьянства от земли. В стране утвердилась бюрократическая централизация. Теория Сталина об обострении классовой борьбы по мере продвижения по пути социализма послужила базой для расширения функций карательных органов. В составе союзного наркомата внутренних дел было создано особое совещание  (ОСО) для применения репрессивных мер. Волна репрессий обрушилась и на Казахстан. В результате пострадала, прежде всего, казахская творческая интеллигенция. Репрессиям подверглись  Ж.Аймаутов, А.Ермеков, .Досмухамедов, А.Букейханов и другие лидеры и члены партии «Алаш».

        В 1937-1938 гг. террор принял массовый характер. В эти годы врагаминарода были объявлены многие из тех, кто участвовал в установлении и упрочении Советской власти: А.Асылбеков, С.Мендышев, Т.Рыскулов, С.Садвокасов и др. Не стало среди творцов социализма и тех, кто с оружием в руках защищал завоевания революции – М.Масанчи, Т.Алиева, С.Джакупова и др. Были репрессированы и физически уничтожены основатели казахской литературы – С.Сейфуллин, Б.Майлин, М.Дулатов. Подверглись репрессиям основатель казахской лингвистики А.Байтурсынов, видный ученый-языковед профессор К.Жубанов, основатель казахской исторической школы С.Асфендиаров.

      На карте  Казахстана появился Карлаг (Карагандинский  исправительно-трудовой лагерь особого  режима). Одна из его точек именовалась  «ЧСИР» - члены семей изменников Родины, широко известная под названием «Алжир» - Акмолинский лагерь жен изменников Родины. Через гулаговские жернова прошли сто тысяч казахстанцев, более 27 тыс. были растреляны.

42.Казахстан  в годы Великой Отечественной  войны.

    22 июня 1941 года гитлеровская Германия вероломно, без объявления войны, напала на СССР. Разрабатывая план «Барбаросса», главари фашистской Германии вынашивали планы создания на захваченной советской территории рейхкомиссариатов Остланд, Украина, Молдовия, Кавказ, а в восточных окраинах Туркестан и Идель-Урал.  Был подготовлен проект карты будущей колонии «Большого Туркестана», в который вошли территории Казахстана, Средней Азии, Татарии, Башкирии, Азербайджана, Северного Кавказа, Крыма, Синьцзяня и северной части Афганистана. Превратить страну Советов в колонию, а ее народы – в рабов, таковы были планы гитлеризма на пути установления мирового господства.

    Ярким проявлением  патриотизма народа явились массовые  заявления трудящихся о добровольном  вступлении в ряды защитников Родины. Развернулось всеобщее обязательное обучение военному делу . На первом этапе войны в КазССР  были сформированы, обучены и отправлены на фронт 14 стрелковых и кавалерийских дивизий, 6 бригад. По своему составу формируемые части были многонациональными. На фронт ушел каждый пятый казахстанец. Всего на фронте в годы ВОВ воевали 1 млн.200 тыс. человек.

     Высокими  темпами в тылу шла подготовка  командных кадров: 27 военных учебных  заведений, в основном переведенных  из временно оккупированных врагом районов, за годы войны подготовили 16 тыс. офицеров. Была проведена специальная мобилизация молодежи в гвардейские минометные части, партизанские отряды, в школы и на курсы снайперов, в авиадесантные части. Тем самым Казахстана обеспечил высокую мобилизационную готовность народа к защите своего Отечества.

     В соответствии  с военно-хозяйственным планом  осуществлялся переход экономики  республики на военный лад.  Ускоренными темпами шло строительство  новых предприятий. Из прифронтовой  полосы на территорию республики были эвакуированы 220 заводов и фабрик. Оборудование ряда предприятий было использовано для завершения строящихся промышленных комплексов. На базе эвакуированных предприятий в Казахстане возникли станкостроение, производство боеприпасов и др. В Казахстан были эвакуированы такие предприятия как Луганский машзавод, электротехнический завод им.Дзержинского,  оборудование Ярославской, Днепропетровской ГРЭС и др. Основными районами размещения преобразованных заводов и фабрик стали Алма-Ата, Уральск, Петропавловск, Чимкент, Семипалатинск, Караганда, Актюбинск.

    В суровых  военных условиях росла трудовая  творческая активность рабочего  класса, колхозного крестьянства. Уже  в первые дни появились такие  формы создания фонда победы  как выдача сверхплановой продукции, проведение воскресников,   внесение трудящимися в фонд трудовых сбережений, ценных вещей, драгоценностей.

Информация о работе Лекции по "Истории Казахстана"