Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 13:14, курс лекций
1.Первобытное общество людей на территории Казахстана. Археологические памятники древнейшего населения и их орудия.
Период палеолита на территории Казахстана начинается по разным источникам от 2,6 миллионов до 1 миллиона лет назад. Каменный век на территории Казахстан изучен по стоянкам древнего человека, на которых были обнаружены каменные орудия труда. Костных останков древних гоминид на территории Казахстана пока не найдено.
1.Первобытное общество людей на территории Казахстана. Археологические памятники древнейшего населения и их орудия.
Период палеолита на территории Казахстана начинается по разным источникам от 2,6 миллионов до 1 миллиона лет назад. Каменный век на территории Казахстан изучен по стоянкам древнего человека, на которых были обнаружены каменные орудия труда. Костных останков древних гоминид на территории Казахстана пока не найдено.
Каменный век делится на периоды:
I. палеолит (древний каменный век):
1. нижний палеолит – 2,6 (1) млн.-140 тыс. лет назад - шелль-ашельские памятники:
Южный Казахстан: Танирказган, Борыказган, Казангап, Шабакты, Акколь I
Для этого периода
характерна обработка каменных
орудий труда техникой
1.орудия из желваков: рубило, чопперы, чоппинги,
2. орудия из отщепов.
Хозяйство, общественные отношения и культура:
Характерна загонная охота на крупных животных (мамонт, шерстистый носорог и другие), собирательство, использовали огонь, появление одежды, строительство жилищ (из костей крупных животных, покрытых шкурам животных) и использование для защиты естественных укрытий – пещер и гротов; человеческое стадо – объединение для совместной защиты и нападения, охоты и собирательства; экономическое равенство членов коллектива.
2. средний палеолит - 140-40 тыс. лет назад – мустьерские памятники:
Южный Казахстан: стоянки Алгабасская, Шабакты, Беркутты, им. Ч.Ч. Валиханова.
Центральный Казахстан: Обалысай, Музбель, Космола, Батпак-8, 12
Восточный Казахстан: стоянка Канай
Техника обработки камня – леваллуа, основные орудия труда - остроконечник, скребло.
Хозяйство, общественные отношения и культура:
Для этого периода характерно: охота на бизона, сайгу, благородного оленя, сбор растительной пищи; оседлость; праобщина, естественное половозрастное разделение труда; появление обряда захоронения – вера людей в загробную жизнь – начало религиозных представлений.
3. поздний палеолит - 40-12 тыс. лет назад
Южный Казахстан: Ачисайская стоянка
Центральный Казахстан: Батпак-7, Карабас-3, Ангренсор-2
Восточный Казахстан: Новоникольская, Шульбинка
Орудия труда из ножевидных пластин, обработанные техникой отжимной ретуши; костяные изделия (наконечники, гарпуны, иглы, кайла).
Хозяйство, общественные отношения и культура:
Климат становится более засушливый, вымирают крупные животные (мамонты, шерстистые носороги и др.), отряды охотников стали совершать длительные переходы в поисках пищи - появление временных стойбищ с легкими шалашами; сложение зрелых форм первобытно-родовой общины; родовая организация матрилинейная и матрилокаольная, женщина занимала главенствующее положение в обществе; культ женщины – родоначальницы и хранительницы очага (скульптурные женские фигуры, вырезанные из кости или мягкого камня); культ охотничьей магии, в основе которого лежит вера в получении власти над животным через овладение его образом – символом (изображение различных животных посредством графики, резьбы и скульптуры).
II. мезолит (средний каменный век) - X-VII тыс. до н.э.
Северный Казахстан - чаглинская культура
Центральный Казахстан – Караганда-15, Акимбек
Южный Казахстан – Жаначилик, Майатас
Хозяйство, общественные отношения и культура:
два важнейших открытия периода мезолита:
1.появление микролитов
2.изобретение лука и стрел, гарпуна;
исчезновение животных мамантовой фауны – переход к охоте на более мелких животных; возрастание роли индивидуальной охоты с собакой; появление деревянных лыж, езда в санях; возрастание роли рыболовства, появление лодки-долбленки; изменения в хозяйстве людей привели к дроблению общин – в одной общине насчитывалось от 30 до 100 человек; появляются наскальные рисунки, в которых отражаются старые охотничьи обряды.
III. неолит (поздний каменный век) - VI-V тыс. до н.э.
Западный Казахстан - кельтминарская культура;
Восточный Казахстан - усть-нарымская культура;
Северный Казахстан - атбасарская культура, маханджарская культура;
Центральный Казахстан - стоянки Зеленая Балка-4, Караганда-15.
Хозяйство, общественные отношения и культура:
Появление новой техники
Энеолит – переходный период от эпохи камня к эпохе бронзы:
(медно-каменный век) - IV-III тыс. до н.э.
Северный Казахстан - ботайская культура, терсекая культура
Хозяйство, общественные отношения и культура:
Для этого периода
характерно появление первых
изделий из меди (иглы, ножи, украшения
и др.); развитие скотоводства
и земледелия; изобретение колесного
транспорта; начало обмена между
племенами; идеологические
XVIII-VIII вв. до н.э.
Территорию Казахстана и прилегающих районов Урала, Сибири, Алтая, Средней Азии занимала андроновская культурно-историческая общность (петровская, алакульская, федоровская, алексеевско-саргаринская, бегазы-дандыбаевская и другие культуры).
Хозяйство, общественные отношения и культура:
Появляются изделия из бронзы – орудия труда, оружие, украшения; для этого периода характерно скотоводство и земледелие, переход в позднюю бронзу к яйлажному (отгонному скотоводству); развитие кузнечного ремесла, гончарного производства, ткачества, ювелирного искусства, горного дела, металлургии и металлообработки; основная характеристика погребального обряда – захоронение в виде ингумации (скорченно на левом или правом боку головой на запад с отклонениями) или кремации; домостроительство – землянки, полуземлянки и жилища наземного типа различной формы и размера, построенные при использовании камня, дерева, глины с очагами; начало имущественного расслоения в обществе – прослеживается по археологическим материалам; возрастает роль мужчины в работе, требующей ухода за скотом, в добыче руды и производстве металлических орудий; появление каменных стел, зарождение протогородской культуры, наскальные рисунки – петроглифы.
2. Саки и их социальное устройство, занятия, быт, культура. Взамиотношения саков с соседними государствами.
Эпоха бронзы переходит в следующую эпоху – железный век. Эпоха железа делится на два периода: эпоху раннего железа – VIII-III вв. до н.э. и эпоху позднего железа – III в. до н.э – IV в. н.э. В истории человечества эпоха железа занимает важное место – с началом использования железных орудий резко возросла производительность труда. Железные орудия труда были более прочными, острыми и удобными. В этот период в степях Казахстана произошел переход к кочевому и полукочевому скотоводству. На это повлияло ряд причин. В конце эпохи бронзы на Земле произошло потепление климата, в реках и озерах уменьшилось количество воды, участились периоды засухи. Освоенные навыки изготовления конского снаряжения позволили использовать лошадей, кроме верховой езды, как тягловую силу. Овцы, разводимые на территории Казахстана в это время умели тебеневать, т. е. добывать корм зимой из-под снега. Важное условие перехода к кочеванию – умение заготавливать продукты впрок (молоко перерабатывали, производя творог, сыр). За счет устойчивого мясо-молочного рациона резко увеличилась численность населения. Интенсификация животноводства могла быть достигнута только при переходе к новому типу хозяйства – полукочевому и кочевому скотоводству.
Саки проживала на территории Казахстана в VII-I вв. до н.э. По персидским источникам делились на три группы:
1.саки-тиграхауда– средняя часть реки Сырдарья, на Тянь-Шане и в Семиречье;
2.саки-парадарайя – Северное Причерноморье восточная часть Приаралья, низовья рек Амударья и Сырдарья;
3.саки-хаомоварга – по берегам рек Амударья и Мургаб
По разным источникам назывались по-разному: азиатские скифы (по греческим источникам) туры ( по иранским источникам). Известны археологические памятники саков: в Южном Казахстане – курган Иссык (V в. до н.э.), Бесшатыр (V-IV вв. до н.э), Тагискен, Уйгарак (VII-V вв. до н.э.), в Восточном Казахстане – курганы Чиликты (VII в. до н.э.), Берель (V-IV вв. до н.э.), в Центральном Казахстане – Тасмолинская культура (VII-I вв. до н.э.).
Основным занятием саков было скотоводство (разводили лошадей, овец, верблюдов, крупный рогатый скот); земледелие (с использованием оросительных систем); развито ремесло, торговля; охота, рыболовство; использование колесного транспорта. В сакском обществе развивается имущественное неравенство, выделяются три основные группы: 1.воины, 2.жрецы, 3. саки-общинники (скотоводы и земледельцы); каждой сословной группе соответствовал свой цвет одежды: воинам – красный, жрецам – белый, рядовым сакам – желтый и синий. Цари избирались из числа воинов; общество саков находилось на стадии военной демократии; предметы искусства саков выполнены в зверином (зооморфном стиле) изображение фигур животных местной фауны (лев, тигр, барс, лошадь, олень, змея и др.) и фантастических образов (грифоны и др.) в определенных канонических позах. Поклонялись различным божествам (Варуш, Индра, Яма), верховным среди которых был бог Митра.
Саки вели войны с соседними государствами. В 529 г. до н.э. царь Персии Кир попытался покорить саков-массагетов, был убит сакской царицей Томирис. В 519-518 гг. до н.э. - поход Дария I против саков, персы потерпели поражение. В 490 г. до н.э. состоялась Марафонская битва, в которой саки совместно с персами выступили против греков. В 330-327 гг. до н.э. состоялса поход против саков Александра Македонского, поход закончился неудачей.
3. Территория расселения усуней, кангюев, их социально-экономическая история и военно-политическая организация.
Усуни (уйсуны) проживали на территории Казахстана во II в. до н.э – III в. н.э. в Илийской долине в Семиречье. Столица – город Чигучен (Кызыл Ангар - город Красной Долины). Известны археологические памятники: III-II вв. до н.э.: могильники Капчагай, Утеген, Кызылеспе, Кызылауызы, Кызылкайнар; I в. до н.э.- I в. н.э. могильники Тайгак, Талгар, Актас. Утеген, Калкап, Алтын-Эмель, Каратума; II-III вв. н.э.: могильники Шолакжиде, Унгиркор, Калкаман, Чулак-Джигида, Унгур-Кара, Аралтобе.
Усуни занимались скотоводством (лошади, овцы, крупный рогатый скот, мулы, верблюды, ослы); орошаемое и богарное (безполивное) земледелие (просо, ячмень, огородничество, садоводство), производство керамической посуды, кожевенное дело, разработка месторождений меди, свинца, олова, золота, железа; глава государства - гуньмо (великий бек); богатые: племенная и родовая знать, дружинники, жрецы; основную массу населения составляли рядовые скотоводы и земледельцы; рабы из числа военнопленных, используемые в домашнем хозяйстве; складываются отношения личной собственности на землю и скот; развито ювелирное искусство (каргалинская диадема), изготовление предметов домашнего обихода, рукоделие; поклонялись силам природы, небу, Солнцу, звездам, развит культ предков.
Усуни имели тесные
взаимосвязи со своими
Кангюи (канлы) проживали во II в. до н.э. – IV в. н.э. в районе нижней и средней Сырдарьи, столицей был город Битянь. Оставили археологические памятники - каунчинская культура (распространена в Ташкентском оазисе), к которой относится поселение Актобе (исследован дворец с перекрытием в виде купола) и могильники Шаушукумский, Жаман-Тогай, Торебай-Тумсык. Еще одна культура - отарарско-каратауская (среднее течение Сырдарьи, предгорья Каратау до Таласа), памятниками которой являются Костобе, Чаштобе, Кок-Мардан. Третья культура расположена в междуречье Куандарьи и Жанадарьи - жетыасарская культура.
Кангюи занимались земледелием с искусственным орошением ( сеяли просо, ячмень, пшеница), выращивали бахчевые культуры, фрукты. Занимались скотоводством ( разводили лошадей, коров, овец, коз), охотились на горных козлов, архаров, ланей, маралов, птицу. Было развито рыболовство, ремесла, денежное обращение, добыча руд (золото, серебро, железо), выплавка металла, кузнечное дело, керамическое производство, обработка камня, кости, строительное дело, внутренняя и внешняя торговля. Во главе усуней стоял великий хан, у которого было 3 заместителя-визиря. Страна делилась на пять владений со своим главным городом (во главе владения – младший хан). Им подчинялись вожди родов и племен. Основная масса населения – рядовые скотоводы и земледельцы. Известны рабы из военнопленных. Появляются первые признаки государства. У усуней была развита самобытная развитая культура и искусство – песни, музыка, кюи, танцы, распространены струнные и духовые музыкальные инструменты. Усуни верили в сверхъестественные силы, культ природы, предков, поклоненялись Солнцу, Луне, звездам.