Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 13:14, курс лекций
1.Первобытное общество людей на территории Казахстана. Археологические памятники древнейшего населения и их орудия.
Период палеолита на территории Казахстана начинается по разным источникам от 2,6 миллионов до 1 миллиона лет назад. Каменный век на территории Казахстан изучен по стоянкам древнего человека, на которых были обнаружены каменные орудия труда. Костных останков древних гоминид на территории Казахстана пока не найдено.
Младший жуз (Киши-жуз)
Казахское ханство сложилось во второй половине XV века, когда с территории ханства Абулхаира откочевали со своими аулами ханы Жанибек и Гирей. Они откочевали на территорию государства Могулистан. Действия первых казахских ханов, направленные на создание и упрочение единого государства были поддержаны верхушкой казахских родов и племен, так как они отражали интересы господствующей прослойки казахского общества. Казахское ханство первое время занимало территорию Западного Семиречья, долины Чу и Таласа. Оно объединяло как местные, так и переместившиеся из Центрального и Южного Казахстана казахские роды и племена. Правитель Могулистана Есен-Буга вступил в союз с казахскими предводителями, надеясь с их помощью обеспечить безопасность границ своего государства. После его смерти в Могулистане наступило безвластие. В этих условиях возникновение и упрочение Казахского ханства в Семиречье было вполне закономерным явлением.
В конце XV века Казахское ханство усилилось экономически и расширилось территориально, включив большую часть этнической территории казахов.
15. Казахское ханство в 16 веке.
После смерти Касым-хана
в Казахском ханстве в течение
15 лет был политический кризис. Во
главе ханства сменилось
После смерти Хакназара во главе Казахского ханства стал Таукель (1582-1598). В годы его правления расширились связи Казахского ханства и Русского государства. Царь Иван V разрешил русским купцам вести беспошлинную торговлю с казахами. В 1583 г. Таукель разорвал союз с узбеками, захватил городов Сауран, Туркестан, Отрар, Сайрам. В 1597-1598 гг. захватил Ташкент. В 1598 г. напал на Мавераннахр. С распадом Сибирского ханства расширились границы на севере. В 1594 г. для заключения соглашения в Москву к царю Федору направлен посол Кул-Мухаммед, ответный визит состоялся в 1595 – посольство В. Степанова.
Главными занятием населения Казахского ханства в XVI веке было кочевое и полукочевое скотоводство. Роды имели традиционные маршруты кочевания. Существовали сезонные стоянки: кыстау, жайляу, коктеу, кузеу. Земледелие развивалось в Жетусу и Южном Казахстане. Основными города ханства были Сыгнак, Туркестан, Сайрам, Сауран.
16. Культура Казахстана в 16-17 вв.
В XV-XVII вв. Казахстане широко развивалось устное народное творчество. Особое место занимали обрядовые песни, которые исполнялись при рождении ребенка, свадьбах, во время болезни, после смерти человека, на поминках, при встрече нового года. Основными жанрами вокального творчества были трудовые песни, песни на темы эпоса и истории, борьбы и протеста, лирические и обрядовые песни. Исторические сказания исполнялись под сопровождение кобыза или домбры.
Одним из жанров устного творчества являются сказки. Сказочный репертуар казахов богато и разнообразно отражает жизнь народа. Сказки дают много интересного для понимания общественной жизни и быта, чаяний и стремлений народа. Большинство сказок появилось до принятия мусульманства.. В таких сказках, как "Ер Тостик", "Едил-Жайык", "Кула мерген", "Алтын сака", "Кара-мерген", "Аламан и Жоламан" и "Асан Кайгы"" рассказывается о благородных подвигах и мужественной борьбе охотников, метких стрелках, о батырах и красавицах, мудрых старцах-прорицателях. Много казахских сказок посвящено животным. В сказках "Бозинген", "Сырттандар", "Тепен кок" друзьями и помощниками человека выступают домашние животные, а врагами - звери. Сказки об Аяз-бие, Жиренше шешене, Алдар-Косе, Коже Насыре и Шопане Тазше посвящены остроумным, красноречивым и мудрым выходцам из народа.
Казахский
эпос - один из основных жанров
устного творчества. Он восходит
к глубокой древности. В
Трудовая деятельность, обычаи и
обряды, народные игры и празднества
- все это находило свое
Сокровища устной литературы создавали и передавали из поколения в поколение талантливые люди - акыны, жырау, певцы, импровизаторы. Человека, обладавшего даром импровизации, сочиняющего песни экспромтом, называли у казахов акыном. Акыны в то же время были исполнителями произведений устного народного творчества. Они подразделялись на жырши (сказители) и оленши (песенники). Жырау были поэтами - импровизаторами, авторами песен и наставлений в стихах. Нередко жырау были видными политическими деятелями, советниками ханов, руководителями родов, военачальниками. Наиболее видные жирау: Казтуган Суюншиулы, Доспанбет жырау, Шалгез жырау Тиленшиулы (1465-1560), Маргаска жырау и Жиембет жырау (XVII в.), Актамберды жырау Сарыулы.( 1675-1768), Умбетей Тулеулы (1706-1778), Бухар Кал-каманулы (1668-1781) и другие.
Кроме устной литературы, у казахов была развита письменная традиция. Основные жанры литературных произведений - религиозные и исторические труды. В XV-XVIII вв. среди казахов были распространены такие книги, как "Кысас ал-анабия", "Бадуам", "Суфи Аллаяр", "Кесик-баги" и др. Эти произведения носили религиозный характер, содержали ряд сведений этнографического и исторического характера. До нас дошли также исторические сочинения, написанные в XVI-XVII вв. Сочинение "Тарихи Рашиди" на персидском языке, посвящено истории Могулистана и Казахского ханства. Автор его Мухаммед Хайдар из племени дулат Старшего жуза. Его же перу принадлежит поэма "Жахан-Наме". Наиболее важный памятник исторической прозы казахов - "Жами ат-тауарих". Автором этой книги является Кадыргали Касымулы из рода жалаир, влиятельный бий при хане Тауекеле. В XVI в. Отемис хаджой был написан исторический труд "Чингис-наме".
Господствующей
религией в Казахстане был
ислам. Основными центрами
Основу
казахского народного
Счет месяцев у казахов определялся луной. Для установления числа месяцев в году казахские есепши постоянно наблюдали за движением луны. Их наблюдения дали возможность разделить год на 12 месяцев, месяц- натри декады. Счет времени определялся периодами растущей и убывающей луны. Начало года соответствовало весеннему равноденствию (кун тогыс) и начиналось с праздника "Наурыз" (21 марта).
Историко-культурные
процессы непосредственно
17. Правовые нормы казахского государства в 16-17 вв. Законы Тауке «Жеты жаргы».
Мы не располагаем точными сведениями о том, кто был автором «Жеты Жаргы» или инициатором его составления. Со ссылкой на казахские предания творцом «Жеты Жаргы» принято называть хана Тауке (ум. ок. 1718 г.). Он будто бы собрал для совета трех биев – Тюля-бия из Улу жуза, Казбек-бия из Орта жуза, Айтеке-бия из Киши жуза – и, обсудив с ними случавшиеся между казахами частые ссоры, составил и утвердил некоторые законоположения. Согласно другому преданию, Тауке-хан собрал в урочище Куль-Тобе (Сырдарьинская область) семь биев и «эти бии соединили старые обычаи ханов Касыма и Ишима в новые обычаи, называемые «Жеты Жаргы», поэтому в научной литературе «Жеты Жаргы» именуется также «Уложением» хана Тауке и «Законами» хана Тауке». Единого мнения о конкретном времени составления «Жеты Жаргы» нет: без особой аргументации одни исследователи относили его ко второй половине XVII в., другие – началу XVIII в. Наиболее приемлемым кажется первое мнение, высказанное Г. Спасским в 1820 году. Можно даже утверждать, то идея создания «Жеты Жаргы» относится к 70-м годам XVII в. и явилось ответным действием казахского Тауке-хана и его окружения на законодательную инициативу ойратского Галдан-хунтайши (1670-1697). Разумеется, военно-политической ситуацией Казахского ханства в середине XVII в. не исчерпываются побуждения, вызвавшие появление «Жеты Жаргы» важным и определяющим оказалось стремление приспособить существовавшие норм обычного права к новым потребностям казахского общества. «Жеты Жаргы» дошло до нас в поздних записях русских ученых и известно в двух редакциях. Одиннадцать фрагментов этого «Уложения», записанные в 1804 г. со слов старшины яппасского рода Кубека Шукуралиева, были опубликованы в 1820 г. Г. Спасским на страницах издаваемого им «Сибирского вестника». Текст второй редакции «Жеты Жаргы» приводится в сочинении известного знатока истории и быта казахов А. Левшина. 34 фрагмента «Уложения» он записал спустя более ста лет, что не могло не отразиться на точности передачи.
Оно известно не целиком. Известные ныне варианты «Жеты Жаргы» зафиксированы на русском языке, а не на языке авторов этого свода законов. Текст «Жеты Жаргы» ни в публикации Г. Спасского, ни в публикации А. Левшина не имеет деления на статьи. Впервые деление первой редакции на 11, а второй – на 34 статьи предложил Ф.И. Леонтович в 1879 г. Такое деление считается общепринятым и нередко встречается в научной литературе.
Вот что говорил А.И. Левшина о законах хана Тауке: «Сей золотой век, о котором вспоминают (казахи) со вздохами, есть царствование знаменитого хана их Тявки, который, если верить преданиям, был действительно в своем роде Гений, и в летописях казачьих должен стоять на ряду с Солонами и Ликургами. Усмирив волновавшиеся долго роды и поколения, он не только ввел в них устройство, порядок, но и дал им многие законы. Киргизы Большой и Средней Орд утверждают, что народные законы их гораздо древнее хана Тявки».
- Первое место в нем занимает закон возмездия: за кровь мстить кровью, за увечье таким же увечьем.
- За воровство, грабеж,
насилие, прелюбодеяние
- По сим постановлениям, родственники убитого имеют право лишать жизни убийцу; о отрубивший руку, ногу, ухо и проч. должен быть лишен той же части тела… наказания могут быть смягчены по приговору судей, или согласию истцов, … тогда преступник наказывается только установленною за всякое преступление платою. Убийца возвращает себе жизнь, платя кун, … отдавая за каждого убитого мужчину 1000, а за женщину 500 баранов. Изувеченный, или отрубивший другому какой-нибудь член, платит равным образом определенное число скота. Большой палец стоит 100 баранов, мизинец – 20…
- Кто убьет султана
или ходжу, тот платит
- Если жена умертвит мужа, то она … предается смертной казни, от которой не спасти заплата куна, если родственники не простят ее. Из правил сего исключаются беременные жены, которые за убийство мужей не наказывались; но навсегда предаются презрению и почитаются бесчестными. Если муж убьет жену, то он может избавиться от казни, заплатив кун.
- Родители за убийство
детей своих ни чем не
- Самоубийцы погребаются в отдельных местах.
- Ежели женщина будет сбита в ног всадником и изувечена, … от того родит мертвого младенца, то с виновного взыскивается плата по следующему расчету: за младенца до пяти месяцев, за каждый месяц по одной лошади; а за младенца от 5-ти до 9-ти месяцев, за каждый месяц по одному верблюду.