Лекции по "Отечественной истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 20:09, курс лекций

Описание работы

1. История как наука. Основные исторические теории современности.
2.Восточные славяне до образования древнерусского государства.
3.Образование Киевской Руси. Норманнская теория.
...
60. Роль России в мировой истории.

Файлы: 1 файл

Отечественная история.docx

— 189.70 Кб (Скачать файл)

Революция, поставившая перед собой  задачу построения нового общества и "переделку" человека, не могла не затронуть  семью как хранительницу традиционных культурных ценностей. Происходило  активное вовлечение института семьи  и быта в процесс формирования новых социокультурных ценностей. Церковный брак был отменен, его  место занял гражданский - с упрощенной системой развода. Большой популярностью  пользуются призывы "свободной любви". Главное в этих взглядах - освобождение женщины и мужчины от буржуазной семьи и классовый выбор в  области половых отношений. Разрушение семьи и быта, которые символизировали  старый, прежний мир с его буржуазно-религиозной  моралью, шло под знаком утверждения  новой нравственности: нравственно  все то, что служит мировой революции, а безнравственно то, что дезорганизует  пролетариат. Религиозная обрядность начинает активно вытесняться коммунистической: "красные" свадьбы, крестины (в  ЗАГСах вывешиваются списки новых имен для новорожденных - Революция, Нинель, Энергия и т.д.).

 

57. История  постсоветской России

К началу процесса либерализации  рыночных  экономических  институтов  в России, естественно, еще не было, но с началом реформ  их  развитие  приняло лавинообразный  характер.  Всем  памятен бурный  рост  числа   коммерческих банков, товарных бирж, инвестиционных фондов,  ассоциаций  предпринимателей, налоговых  и   таможенных   служб,   других   организаций,   участвующих   в регулировании рыночных отношений. Что  касается  социальных  институтов,  то первоначально они как бы оставались за кадром.  Например,  если  говорить  о государстве, то его старые, советские  функции себя исчерпали,  а  новые  еще не  определились.  Аналогичный  вакуум  ощущался  и   в   культурной   сфере экономики:   советские   идейные   принципы   —   такие,   как    социальная справедливость, социальные гарантии личности, коммунистическое  отношение  к труду, — утратили смысл; новые  же не успели появиться.

       Ситуация  в   постсоветской  России  оказалась   уникальной:  на  смену существовавшему  75  лет административно-командному  управлению  экономикой пришло  если не полное отсутствие  какого  бы то  ни  было  государственного  управления,  то  как  минимум   такое,  которое  было  названо  "отсутствием политической воли". Сложилась ситуация, когда  государство   оказалось  не  в состоянии  справиться с "джином", которого  оно же само выпустило из  бутылки, т. е. с тем рынком, который оно само запустило. Тем самым  оно  превратилось из  института,  ответственного  за  порядок  в  экономике,  в  ее   главного дезорганизатора.

58. Православная  церковь в истории России.

Крещение Руси имело неизмеримое  влияние на весь русский народ. В  то время когда другие народы принимали  христианство, то у них уже была своя языческая культура. Поэтому  часто христианство у них принималось  с трудом. У русских же глубокой культуры не было, а также некоторые  языческие поверия были похожи на христианские и поэтому христианство привилось сравнительно легко. Русская  культура и народная история фактически и начинается с принятием христианства.

С принятием христианства русские  люди получают истинную веру, православно-христианское мировоззрение, письменность, литературу, школы, государственность, право и  т.д. Все это и имеет начало в православной вере. Русский характер тоже создан под влиянием 1000-и летней христианской проповеди. Этим и объясняется  изобилие христианских качеств в  русском народе, которые часто  подмечают наблюдательные иностранцы, имевшие продолжительный контакт  с русскими. Можно свободно сказать  что православная вера является колыбелью  русской культуры и воспитательницей русского характера.

 

59. Наш край  в истории России.

Архангельская область является своеобразным хранилищем древнерусской культуры и глубочайших традиций духовной жизни поморов.

Есть основания полагать, что  первые насельники Севера — первобытные  охотники и рыболовы появились здесь  еще 14 тыс. лет назад. Свидетельство  тому — более 800 памятников археологии от эпохи палеолита до средних  веков, материальные свидетельства, оставшиеся от поселений таинственных и легендарных  племен «чуди» и «лопи» на Ваге, Пинеге, Мезени, озере Лаче.

В эпоху викингов земли, в настоящее  время входящие (полностью или  частично) в состав территории области, были известны в Скандинавии как  Бьярмаланд (точное расположение Бьярмаланда  является предметом дискуссий).

В VIII веке на Севере появились ранние группы славян из ростово-суздальских  и новгородских земель. Они принесли сюда культуру земледелия, письменность, христианство. Здесь славяне-земледельцы  стали мореходами и проложили  маршруты в Скандинавию и Сибирские  земли, здесь сформировалась самобытная культура поморов, именно здесь суждено  было родиться российскому флоту  и взвиться знаменитому «триколору». В XII веке она вошла в состав Новгородской земли.

Во второй половине XV века новгородские земли вошли в состав Московского  государства. В 1584 году на мысе Пур-Наволок  был основан Архангельск, который  до конца XVII века оставался главным  портом Московского государства. На его долю приходилось примерно 80 % внешнеторгового оборота страны, отсюда экспортировались хлеб, пенька, лес, смола, меха и другие товары. Значение Архангельска выросло во времена  правления Петра I, который здесь  организовал морское судостроение.

В начале XVIII века, нынешняя территория области вошла в состав огромной Архангелогородской губернии, а затем  до 1784 года в Вологодское наместничество, тогда было выделено Архангельское  наместничество, преобразованное в 1796 году в Архангельскую губернию.

Долгое время в крае развивалась  лишь лесозаготовительная и лесопильная  промышленность, имеющая главным  образом экспортный характер, и слабый зверобойный и рыболовный промысел.

До конца 1920-х большая часть  территории нынешней области входила  в состав Архангельской губернии, а в годы Гражданской войны (1918–1920) Архангельск был ещё и центром, так называемой Северной области. 2 августа 1918 года Архангельск был  захвачен интервентами и белогвардейцами. Было вывезено оборудование морского порта и ряда промышленных предприятий.

14 января 1929 года Архангельская,  Вологодская и Северо-Двинская  губернии были упразднены и  образовали Северный край. 15 июля 1929 года в Северном крае был  образован Ненецкий национальный  округ (сейчас Ненецкий автономный  округ). Северный край после выделения  Коми АССР был преобразован  в Северную область, впоследствии  упразднённую и разделённую на  Архангельскую и Вологодскую  области.

Совершенно особое место в освоении края принадлежит православным подвижникам  и монастырям. Уже в XII–XV вв. здесь  появились первые обители, а к XVII веку в регионе действовали более 60 монастырей, которые стали культурными  центрами и надежной защитой северных рубежей российского государства. Монастыри активно использовали новейшие достижения инженерной мысли, способствовали развитию древнерусского искусства. В монастырских мастерских трудились сотни талантливых  иконописцев, золотошвеек, переписчиков книг, ювелиров, кузнецов.

В XVIII веке с перемещением центра внешнеэкономической  активности России на Балтику, темпы  социально-экономического развития Архангельского Севера начали снижаться, но, превращаясь  в российскую провинцию, регион сохранил самобытный колорит, традиции и уникальное историко-культурное наследие севернороссов.

Сотни тысяч туристов ежегодно приезжают  в Архангельскую область. Их привлекают величественная красота Соловецкого  архипелага, гранитная седина Кий-острова, карстовые пещеры Пинежья, архитектурные  ансамбли Каргополя и Сольвычегодска, сакральная культура Кенозерья, уникальные памятники русского деревянного

60. Роль России  в мировой истории.

Россия - уникальная евразийская цивилизация, центр устойчивости и неустойчивости геополитического, глобального развития человеческой цивилизации. Такая функция  России в механизмах социально-глобального  развития человечества обусловлена  особенностями Евразии как единственного  места, где на единой территории происходит соединение Запада и Востока. В остальных  местах Запад и Восток разделены  горами и водоразделами. Именно Евразия  как "этногенетический вулкан" определяла этногенез Европы, Америки, в значительной степени Азии и Северной Африки на протяжении всей истории. Становление  российского государства на евразийском  континенте защитило Европу от "этнических войн" с Востока, обеспечило стабильность ее этногенеза в последнем тысячелетии. Именно "сильная" Россия вместе со сформировавшимся на ее территории суперэтносом стабилизировала "глобальный мир" с позиций взаимоотношений Восток - Запад. Необходимость военного могущества России, ее евразийская масштабность, сложившиеся духовно-культурные основания  русского народа как основного "скрепа" российского суперэтноса, уникальный опыт взаимодействия более 100 народов  и национальностей обусловлены  исторически, определяют Россию как  уникальную евразийскую цивилизацию  общинного типа с доминантой ценностей  коллективизма, соборности и державности.

Историческая миссия России - стать  центром, объединяющим Восток и Запад  на духовной основе, т.е. новой целостной  идеологии гуманизма. В этом суть великой русской идеи, объединяющей идеи мира. Мировая идея социализма являлась разъединяющей идеей, она  разорвала мир на системы капитализма  и социализма, ведущих между собой  бескомпромиссную идеологическую борьбу.

Говоря о человеческой цивилизации, ее будущем, следует отметить, что  равнодействующая прогресса человечества ведет к возникновению цивилизации  глобального гуманизма. Будущее  России и человечества в целом  не за обществом техники, даже гуманизированной, не за обществом всеобщего потребления, не за обществом казарменного социализма, а за подлинно человеческим обществом гуманизма.

 


Информация о работе Лекции по "Отечественной истории"