Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 20:09, курс лекций
1. История как наука. Основные исторические теории современности.
2.Восточные славяне до образования древнерусского государства.
3.Образование Киевской Руси. Норманнская теория.
...
60. Роль России в мировой истории.
Революция, поставившая перед собой
задачу построения нового общества и "переделку"
человека, не могла не затронуть
семью как хранительницу
57. История постсоветской России
К началу процесса либерализации рыночных экономических институтов в России, естественно, еще не было, но с началом реформ их развитие приняло лавинообразный характер. Всем памятен бурный рост числа коммерческих банков, товарных бирж, инвестиционных фондов, ассоциаций предпринимателей, налоговых и таможенных служб, других организаций, участвующих в регулировании рыночных отношений. Что касается социальных институтов, то первоначально они как бы оставались за кадром. Например, если говорить о государстве, то его старые, советские функции себя исчерпали, а новые еще не определились. Аналогичный вакуум ощущался и в культурной сфере экономики: советские идейные принципы — такие, как социальная справедливость, социальные гарантии личности, коммунистическое отношение к труду, — утратили смысл; новые же не успели появиться.
Ситуация в
постсоветской России оказалась
уникальной: на смену существовавшему
75 лет административно-
58. Православная церковь в истории России.
Крещение Руси имело неизмеримое влияние на весь русский народ. В то время когда другие народы принимали христианство, то у них уже была своя языческая культура. Поэтому часто христианство у них принималось с трудом. У русских же глубокой культуры не было, а также некоторые языческие поверия были похожи на христианские и поэтому христианство привилось сравнительно легко. Русская культура и народная история фактически и начинается с принятием христианства.
С принятием христианства русские
люди получают истинную веру, православно-христианское
мировоззрение, письменность, литературу,
школы, государственность, право и
т.д. Все это и имеет начало
в православной вере. Русский характер
тоже создан под влиянием 1000-и летней
христианской проповеди. Этим и объясняется
изобилие христианских качеств в
русском народе, которые часто
подмечают наблюдательные иностранцы,
имевшие продолжительный
59. Наш край в истории России.
Архангельская область является своеобразным хранилищем древнерусской культуры и глубочайших традиций духовной жизни поморов.
Есть основания полагать, что первые насельники Севера — первобытные охотники и рыболовы появились здесь еще 14 тыс. лет назад. Свидетельство тому — более 800 памятников археологии от эпохи палеолита до средних веков, материальные свидетельства, оставшиеся от поселений таинственных и легендарных племен «чуди» и «лопи» на Ваге, Пинеге, Мезени, озере Лаче.
В эпоху викингов земли, в настоящее время входящие (полностью или частично) в состав территории области, были известны в Скандинавии как Бьярмаланд (точное расположение Бьярмаланда является предметом дискуссий).
В VIII веке на Севере появились ранние группы славян из ростово-суздальских и новгородских земель. Они принесли сюда культуру земледелия, письменность, христианство. Здесь славяне-земледельцы стали мореходами и проложили маршруты в Скандинавию и Сибирские земли, здесь сформировалась самобытная культура поморов, именно здесь суждено было родиться российскому флоту и взвиться знаменитому «триколору». В XII веке она вошла в состав Новгородской земли.
Во второй половине XV века новгородские
земли вошли в состав Московского
государства. В 1584 году на мысе Пур-Наволок
был основан Архангельск, который
до конца XVII века оставался главным
портом Московского государства. На
его долю приходилось примерно 80
% внешнеторгового оборота
В начале XVIII века, нынешняя территория области вошла в состав огромной Архангелогородской губернии, а затем до 1784 года в Вологодское наместничество, тогда было выделено Архангельское наместничество, преобразованное в 1796 году в Архангельскую губернию.
Долгое время в крае развивалась
лишь лесозаготовительная и
До конца 1920-х большая часть территории нынешней области входила в состав Архангельской губернии, а в годы Гражданской войны (1918–1920) Архангельск был ещё и центром, так называемой Северной области. 2 августа 1918 года Архангельск был захвачен интервентами и белогвардейцами. Было вывезено оборудование морского порта и ряда промышленных предприятий.
14 января 1929 года Архангельская,
Вологодская и Северо-Двинская
губернии были упразднены и
образовали Северный край. 15 июля
1929 года в Северном крае был
образован Ненецкий
Совершенно особое место в освоении
края принадлежит православным подвижникам
и монастырям. Уже в XII–XV вв. здесь
появились первые обители, а к XVII
веку в регионе действовали более
60 монастырей, которые стали культурными
центрами и надежной защитой северных
рубежей российского
В XVIII веке с перемещением центра внешнеэкономической активности России на Балтику, темпы социально-экономического развития Архангельского Севера начали снижаться, но, превращаясь в российскую провинцию, регион сохранил самобытный колорит, традиции и уникальное историко-культурное наследие севернороссов.
Сотни тысяч туристов ежегодно приезжают в Архангельскую область. Их привлекают величественная красота Соловецкого архипелага, гранитная седина Кий-острова, карстовые пещеры Пинежья, архитектурные ансамбли Каргополя и Сольвычегодска, сакральная культура Кенозерья, уникальные памятники русского деревянного
60. Роль России в мировой истории.
Россия - уникальная евразийская цивилизация,
центр устойчивости и неустойчивости
геополитического, глобального развития
человеческой цивилизации. Такая функция
России в механизмах социально-глобального
развития человечества обусловлена
особенностями Евразии как
Историческая миссия России - стать центром, объединяющим Восток и Запад на духовной основе, т.е. новой целостной идеологии гуманизма. В этом суть великой русской идеи, объединяющей идеи мира. Мировая идея социализма являлась разъединяющей идеей, она разорвала мир на системы капитализма и социализма, ведущих между собой бескомпромиссную идеологическую борьбу.
Говоря о человеческой цивилизации,
ее будущем, следует отметить, что
равнодействующая прогресса человечества
ведет к возникновению