Лекция по "Экономической истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 17:09, лекция

Описание работы

Работа содержит лекцию по дисциплине "Экономическая история"

Файлы: 1 файл

Ekonomicheskaya_istoria.docx

— 88.74 Кб (Скачать файл)

Центром текстильной промышленности, прежде всего хлопчатобумажной, являлся  Северо-Восток, где было сосредоточено  более 78% фабрик этой отрасли. На Юге  и Западе текстильное производство было развито слабо. С 40-х годов  в текстильной промышленности начался  новый процесс – укрепление действовавших  предприятий и уменьшение их общего числа при одновременном росте  суммы инвестированного капитала.

В результате технического переоснащения снизились  затраты на производство хлопчатобумажных тканей, цена на них упала в пять раз в период 1815–1850 гг. Дешевизна  тканей способствовала повышению спроса на них со стороны широких масс населения; конкуренция английской аналогичной продукции была сведена  до минимума. Уже к середине XIX в. США заняли второе место в мире по объему производства хлопчатобумажной продукции. К началу Гражданской  войны в стране производилось  вдвое больше хлопчатобумажной материи  на душу населения, чем в Великобритании.

Наряду  с текстильным производством  промышленный переворот охватил  пищевую промышленность (прежде всего  мукомольную, которая по стоимости  продукции превосходила хлопчатобумажную), а также отрасли, производящие товары широкого потребления: обувную, швейную, кожевенную. В этих отраслях появился ряд технических усовершенствований, значительно повысивших производительность труда и качество выпускаемых  изделий; среди них – изобретение  швейной машины (1841), машины для изготовления обуви (1846), давших толчок для становления  новых отраслей машиностроения.

Промышленный  переворот вызвал развитие речного  транспорта, строительство каналов, интенсивное сооружение железных дорог. Одним из главных движущих факторов радикальных изменений в этих сферах была экспансия на Запад и  его быстрое хозяйственное освоение. До начала Гражданской войны основной грузооборот страны проходил по водным путям сообщения, в первую очередь  по р. Миссисипи. В 1860 г. по ней и р. Огайо курсировало 1000 пароходов. Сооружение каналов началось с 1792 г. В 1817–1825 гг. осуществлялось строительство самого крупного канала – Эри, соединившего район Великих Озер с Атлантическим  океаном. Стоимость транспортировки  грузов из Нью-Йорка до Буффало снизилась  на 90%. Столь значительный экономический  эффект эксплуатации этого сооружения вызвал резкий рост строительства каналов в других штатах. Общая длина каналов в

США к 1850 г. достигала 5950 км (т.е. увеличилась  по сравнению с 1830г. в 2,9 раза).

Почти одновременно с сооружением каналов велось строительство шоссейных и железных дорог. Первая железнодорожная линия  была проложена между Балтимором и Огайо в 1828–1830 гг. До начала 40-х  годов железные дороги рассматривались  как вспомогательные пути сообщения  к каналам. В 40–60-е годы железнодорожное  строительство вступило в полосу бурного развития. Компании, занимавшиеся сооружением железных дорог, получали от государства бесплатно землю, лес, строительные материалы, огромные денежные субсидии. Предпринимательство  в этой сфере приносило большие  прибыли, что делало ее весьма привлекательной  для вложения капитала. Только за период 1851 –1857 гг. инвестиции в железнодорожное  строительство составили около 1 млрд долл.

Темпы железнодорожного строительства в США были самыми высокими в мире. За 1840–1860 гг. протяженность  железнодорожных линий увеличилась  более чем в 10 раз (с 4535 до 49 000 км), составив примерно половину мировой  железнодорожной сети. К 1861 г. Атлантическое  побережье было связано железными  дорогами с западной системой рек  и озер. По общей протяженности  внутренних коммуникаций, обслуживаемых  паровым транспортом, США в этот период превзошли Англию.

В результате коренных преобразований транспортной системы страны в орбиту капиталистического предпринимательства, втягивались  все новые и новые территории. «Революция» на транспорте стимулировала  рост производства в металлургической, угольной, машиностроительной, судостроительной, лесной промышленности. Одной из особенностей железнодорожного транспорта в США являлось использование дров в качестве топлива для паровозов вплоть до 1860 г.

Промышленный  переворот в черной металлургии  США произошел позднее, но в значительно  более сжатые сроки и в обратной последовательности. Его начало было отмечено внедрением прокатного производства, завершение – переводом основного  объема выплавки чугуна на минеральное  топливо. Основы современной металлургической промышленности были заложены в 1816 г. созданием  небольших прокатных сталеплавильных  заводов близ Питсбурга. На них были освоены нововведения – прокат вместо ковки, пудлингование вместо сырого дутья.

Первая  домна, работавшая на каменном угле, появилась  в 1837 г. Переход на новые методы выплавки сдерживался тем, что в стране было много леса, выплавка чугуна на древесном угле давала более качественный металл. В 40-е годы начался подъем металлургии. За десятилетие (1847–1857) было введено в строй около 100 домен, использовавших минеральное топливо. Их размеры и производительность значительно увеличились. Металлургическое производство помимо традиционных центров  развивалось на Западе (Теннеси, Кентукки), в Пенсильвании и Огайо.

Общий объем  выплавки чугуна за период 1840–1860 гг. возрос в 2,7 раза (с 0,3 до 0,8 млн т). Однако собственное производство металла не могло еще обеспечить потребности внутреннего рынка. В 1850 г. было ввезено 409 тыс. т железа, а произведено 560 тыс. т. Основными потребителями проката являлись железные дороги, хотя на эти цели в 40–50-е годы XIX в. шло не более 20% американского чугуна. Утилизация износившихся рельсов, как отечественных, так и ввозимых из Англии, наращивание их собственного производства способствовали созданию в США перед Гражданской войной мощной прокатной индустрии. Это, в свою очередь, потребовало перевода всего производства на минеральное топливо и создания крупных заводов – комбинатов, оснащенных паровыми двигателями.

В США  в середине XIX в. основным минеральным  топливом для металлургии стал антрацит, доступные залежи которого имелись  на востоке Пенсильвании.

Массовое  применение антрацита в доменных печах и при пудлинговании  с 40-х годов вызвало гигантский скачок в развитии угольной промышленности США, находившейся до этого времени  в стадии зарождения. В 1840–1860 гг. добыча угля увеличилась в 6,5 раза (с 2 до 13 млн т).

К началу 60-х годов XIX в. на северо-востоке  страны появилось крупное заводское  машиностроение, что свидетельствовало  о вступлении промышленного переворота в завершающую стадию.

В начале XIX в. (1803) в Филадельфии был построен первый завод по производству паровых машин. В 1826 г. была создана крупная «Порт-Ричмонд компани», производящая паровые машины и оборудование. Спустя 10 лет Морганом были построены крупные заводы, изготовлявшие паровые машины. С 1830 г. в США началось производство паровозов. В 1860 г. завод Болдуина (Филадельфия) праздновал выпуск тысячного паровоза. Паровозостроительная промышленность страны изготовляла локомотивы и для европейских железных дорог.

Весьма  важной отраслью тяжелой индустрии  становилось сельскохозяйственное машиностроение, изделия которого получили широкое распространение не только внутри страны, но и за рубежом. Особенно активно оно стало развиваться  с 40-х годов XIX в. Основной предпосылкой этого являлся подъем свободного фермерского хозяйства. В 40–50-е годы появились самые совершенные  для того времени сеялки, сельскохозяйственные машины и орудия. Широкое развитие получили отрасли машиностроения, выпускавшие  машины и оборудование предприятий, производящих предметы потребления. Продукция  американских фабрик швейных машин  Зингера, Баккера, Уиллера и др. пользовалась большим спросом даже в самых отдаленных уголках земного шара.

Быстрыми  темпами в первой половине XIX в. развивалось  судостроение. Корабли, построенные  в США, не уступали по качеству английским, а по ряду показателей превосходили их. На судостроительных верфях страны размещали иностранные заказы. Быстро увеличивался американский торговый флот. В середине 50-х годов по тоннажу  он был почти равен английскому  флоту.

Своеобразием  промышленного переворота в США  являлся затянувшийся переход к  паровой энергетической базе. Паровая  машина впервые стала использоваться еще в конце XVIII в. для откачки  воды в деревообрабатывающей промышленности. Однако вплоть до 40-х годов XIX в. в  промышленности в качестве основной двигательной силы использовалась энергия  воды, что объяснялось наличием в  стране множества рек. Использование  энергии воды обходилось в четыре раза дешевле, чем применение паровых  двигателей.

С 40-х  годов паровые двигатели стали  получать все более широкое распространение, и уже к 1860 г. они завоевали  ряд важных позиций в отраслях тяжелой промышленности, речном, морском  и железнодорожном транспорте.

Техническое перевооружение промышленности и транспорта вызывало постоянно растущий спрос  на различного рода машины, что, в свою очередь, стимулировало изобретательство. В ходе промышленного переворота помимо широкого использования европейского опыта в США был сделан ряд оригинальных изобретений, нашедших мировое признание. Только за 1840–1850 гг. было выдано 6489 патентов.

Талантливый американский учитель Уитни стал изобретателем хлопкоочистительной  машины (1793), которая совершила революцию  в переработке хлопка и позволила  обеспечить хлопчатобумажное производство дешевым сырьем. Применение этой машины повышало производительность труда  при очистке хлопка в 100 раз. Позже, в 1798 г., построив оружейную мастерскую, он внедрил в производство мушкетов новый принцип взаимозаменяемости отдельных частей. Стандартизация деталей  впоследствии стала широко применяться  и в других производствах.

Изобретение Фултоном и спуск на воду в 1807 г. первого  парохода «Клермонт» привели к революции в речном и морском транспорте. Из других наиболее крупных американских изобретений первой половины XIX в. необходимо отметить телеграф (1832), паровой молот (1842) вулканизацию каучука (1844), ротационную типографскую машину (1846), бессемеровский процесс (1847), турбину (1849), электровоз (1851 г.), станки оригинальной конструкции, а также многочисленные модели сельскохозяйственных машин. Их внедрение в массовое производство значительно повысило технический уровень промышленности, сельского хозяйства, транспорта, способствовало возникновению новых видов производства. Уже в начале XIX в. главным фактором экономического роста страны (в среднем от 0,8 до 1,1% в год) стали изменения в технологии производства.

Сенсацией стало появление американских машин  на первой всемирной промышленной выставке в Лондоне в 1851 г. Для изучения американского опыта из Англии в  США была направлена специальная  экспертная комиссия, в докладе которой  указывалось, что причины исключительного  успеха американцев в производстве машин заключались в острой нехватке рабочих рук, наличии огромного  внутреннего рынка, высоком уровне образования, широком использовании  зарубежного опыта.

К началу 60-х годов XIX в. фабричный тип производства утвердился в важнейших отраслях американской индустрии. Первостепенными  экономическими показателями успехов  промышленной революции являлись достижение убедительного перевеса продукции  промышленного сектора над домашними  промыслами, выдвижение США на второе место в мире по производству промышленной продукции, радикальные сдвиги в  структуре хозяйства. Уже в 1840 г. текстильные фабрики производили  в полтора раза больше продукции (по стоимости), чем домашние промыслы. Мелкие предприятия устаревшего  типа в 1860 г. давали всего 5% продукции  машиностроения, 10–20% металла и т.д.

По переписи 1860 г. в США насчитывалось 140 433 промышленных предприятия, стоимость их годовой  продукции достигла 1,9 млрд долл., на них было занято 1,3 млн рабочих. С 1827 по 1860 г. объем промышленной продукции в стране возрос в восемь раз. Общая сумма капиталов, вложенных в промышленность с 1820 по 1860 г., возросла с 50 млн до 1 млрд долл. В итоге быстро возрастал удельный вес США в мировом промышленном производстве. В 1820 г. он составлял лишь 6%, а в 1860 г. достиг 17%.

Радикальные сдвиги в отраслевой структуре экономики  выражались прежде всего в том, что уже в 1850 г. промышленная продукция по стоимости превзошла сельскохозяйственную. Доля населения, занятого в сельском хозяйстве, снизилась с 90% в конце XVIII в. до 60% в начале 60-х годов XIX в. За несколько десятилетий практически на пустом месте выросли гигантские промышленные центры: Цинциннати (в 1860 г. – третий по числу промышленных рабочих после Филадельфии и Нью-Йорка), Чикаго (который еще в 1832 г. был простым фортом, а в 1840 г. являлся городом), Кливленд, Сент-Луис и др. Жители городов составляли в 1860 г. почти 20% населения США,

Качественные  изменения произошли внутри промышленного  сектора, они свидетельствовали  о том, что страна уверенно вступила на путь индустриального развития. По темпам роста в 40–60-е годы XIX в. тяжелая промышленность опережала  другие отрасли. Так, производство хлопчатобумажных тканей увеличилось в 1,5 раза, в то время как выплавка чугуна – в 2,6 раза, добыча каменного угля –  в 7,2 раза, но при этом по стоимости  продукция пищевой и легкой промышленности преобладала. В 60-е годы отрасли промышленности по стоимости выпускаемой продукции распределялись следующим образом: мукомольная, хлопчатобумажная, лесная, обувная, металлообрабатывающая, швейная, кожевенная, металлургическая, шерстяная и т.д.

Особенно  стремительно развивалась тяжелая  промышленность, связанная с обслуживанием  железнодорожного строительства: паровозостроительная, вагоностроительная, рельсопрокатная. Строились гигантские, оборудованные  по последнему слову тогдашней техники  заводы, производительность которых  превосходила масштабы европейских  предприятий. Наряду с традиционными для промышленного переворота отраслями тяжелой индустрии – металлургической, угольной, машиностроительной, судостроительной – в США получили развитие сельскохозяйственное машиностроение, производство машин для швейной, обувной, мукомольной отраслей.

В 50–60-е  годы закладывалась база для становления  резиновой и нефтяной промышленности. Важнейшим элементом хозяйственной  системы становилась производственная инфраструктура, прежде всего транспорт. В строительство железных дорог в 1860 г. вкладывалось средств примерно столько, сколько во все сферы промышленного производства.

Информация о работе Лекция по "Экономической истории"