Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 16:32, контрольная работа
Гражданская война и военная иностранная интервенция, продолжавшаяся в 1918-1920 гг., унесли много жизней. Новую власть на разных фронтах отстаивали и многие наши земляки. В их числе М. В. Фрунзе, Г. И. Котовский, С. Г. Лазо, И. Э. Якир, А. С. Круссер и др.
История Левобережья Днестра в период после Октябрьской революции непосредственно связана с событиями в России и на Украине, в состав которой входила эта территория. Молдавское население большей частью проживало в Херсонской, Подольской и Одесской губерниях, а после нового административно-территориального деления в марте 1923 г. - в Балтском и Одесском округах.
§1. Восстановление народного хозяйства
§2. Образование Молдавской АССР Преобразование ее экономики
§3. Благосостояние и культура населения
Литература
После образования Молдавской АССР были созданы все республиканские институты власти, руководящие органы общественных организаций. В декабре 1924 г. была проведена I Всемолдавская областная партийная конференция. Всего их было 13, последняя проходила в марте 1940 г.
Первый Всемолдавский съезд Советов состоялся в апреле 1925 г. На нем был избран состав Центрального Исполнительного Комитета (ЦИК) МАССР и утверждена первая Конституция республики. На I сессии ЦИК его председателем был избран Г. И. Старый, было создано правительство республики, которое возглавил А. И. Строев. В последующий период было проведено еще шесть съездов Советов. Последний VII Чрезвычайный съезд начал свою работу в октябре 1936 г. и потом продолжил ее в январе 1938 г., приняв новую Конституцию МАССР на основе новых Конституций СССР и УССР.
Деятельность государственных органов власти, партийных, комсомольских и других организаций сопровождалась вовлечением в политическую жизнь тысяч и тысяч граждан республики. Многие из них состояли членами ЦИК, депутатами Советов различных уровней, входили в комитеты общественных организаций, выступали на различных форумах, вели активную политическую жизнь. Однако результативность их деятельности во многих случаях снижалась из-за позиции государственной и партийной бюрократии, подменявшей волю масс и манипулировавшей их интересами. В законах, в прессе, на словах говорилось о правах и свободах граждан, а на деле многие законы, в том числе конституционные, нарушались. В политической жизни, в идеологии не допускалось инакомыслие, все подводилось под сталинскую трактовку обострения классовой борьбы по мере продвижения к социализму. А это сопровождалось поиском врагов различного характера, а потом в обиход вошло страшное выражение «враг народа».
Особое место в политической жизни заняли репрессии 1937-1938 гг., принявшие массовый характер. Начавшийся поиск «врагов народа» в органах партии и государственной власти, аресты и внесудебная практика наказания распространялись во всех сферах жизни. Арестовывались многие невинные. Среди них наркомы и руководители партийных комитетов, директора заводов и председатели колхозов, писатели и рабочие, военные и колхозники, учителя и врачи, эмигранты и др. Драматизм состоял в том, что это все проходило при «поддержке масс» через собрания и митинги, в прессе.
§ 3. Благосостояние и культура населения
гражданский народный хозяйство молдавский
Население левобережного Приднестровья, вошедшего в Молдавскую АССР, на протяжении 20-30-х годов в материальном обеспечении пережило весьма сложный период. На это все воздействие оказывали уровень экономического развития, социально-политическая жизнь и др.
Советская власть, декларируя диктатуру пролетариата, особое место отводила в обществе рабочему классу. Было это, однако, большей частью на словах, ибо на деле его возможности оставались весьма ограниченными.
Экономическое состояние республики не позволяло обеспечить всех работой, в должной мере повысить заработную плату, обеспечить людей жильем, продовольствием, другими благами. Несмотря на рост промышленного производства, получаемый доход шел в первую очередь на общегосударственные потребности, а потом только на социальные нужды.
Весьма жгучей оставалась проблема безработицы. Она существовала как в городе, так и на селе, в лице батраков. Несмотря на наличие бирж труда, учет безработных был поставлен плохо, большая часть из них не регистрировалась. В начале 1926 г. в республике числилось более 3,2 тыс. безработных. В отдельные периоды происходил спад безработицы, в другие - она росла. Полная ликвидация безработицы произошла только в начале 1931 г. Это было значительным достижением социального характера.
Изменения происходили и в заработной плате рабочих и служащих. Весьма заметными они были в увеличении фонда зарплаты, особенно в годы первой пятилетки. Известно, что на это большое влияние оказывал рост численного состава занятых на производстве. В 1927/28 хозяйственном году фонд зарплаты возрос по сравнению с 1924/25 годом более чем в два раза, а в 1932 г. - более чем в 11 раз. Росла и реальная заработная плата рабочего, хотя и значительно медленнее. При этом следует учесть, что уровень цен, как правило, возрастал, что, безусловно, влияло на реальные возможности рабочих и служащих в приобретении продуктов питания и промышленных товаров. Были периоды, когда вводилась карточная система, что, с одной стороны, обеспечивало какой-то стабильный прожиточный минимум и, таким образом, избавляло рабочих и служащих от голодной жизни. С другой стороны, это отрицательно влияло на получение каждым работающим той части общественного продукта, которая должна была определяться долей его участия в общественном производстве, т.е. создавала уравниловку и поддерживала общий низкий жизненный уровень материального обеспечения. Последняя отмена карточной системы на хлеб и другие продукты питания произошла в начале 1935 г. Это способствовало расширению торговли продуктами, улучшению материального благосостояния людей.
Значительными были трудности обеспечения работающих жильем. Строительство жилья намного отставало от возведения производственных объектов. За 10 лет существования МАССР городской жилищный фонд вырос на 13,6%, в 1933-1937 гг. он увеличился на 74,7 тыс.кв.м. Это было крайне недостаточно и многие работники, занятые в промышленном производстве, на стройках и транспорте, проживали в общежитиях и бараках, были вынуждены покидать города и стройки, возвращаться в деревню.
Положительным фактором в материальном отношении была складывающаяся система бесплатной медицинской помощи и социального обеспечения. Растущая сеть больниц, других лечебных учреждений, рост количества медицинского персонала, расширяющаяся профилактическая работа позволили свести до минимума многие заболевания, в том числе профессиональные. Рабочие и служащие получали пособия по временной нетрудоспособности, пенсии и другую помощь.
На государственном обеспечении находились детские ясли и сады, молочные кухни, физическая культура и спорт. Если в 1924/25 году объем затрат на соцобеспечение составил 317,1 тыс. руб., то в 1932 г. - уже около 2,7 млн. руб., а в 1939 - более 3,3 млн. руб.
Более сложные перемены происходили в материальной жизни основной массы населения республики - крестьянства. Благосостояние крестьянина всегда зависело от количества земли как главного средства производства, других средств производства и орудий труда, количества скота, производственных, жилых и других построек, от объема производимой продукции. Все это в конечном счете определяло уровень жизни крестьянства в 20-30-х гг. Земля являлась собственностью государства, крестьянин ею только пользовался. Что касается орудий обработки земли, то попрежнему в 20-е гг. основными оставались плуг на конской тяге и борона. Сокращалось и поголовье скота, а также объем производимой продукции, особенно в неурожайные годы. Более того, значительная часть этой продукции переходила в руки государства по предельно заниженным ценам, установленным им.
Следовательно, изменились и критерии материального положения жителей села. Не стали учитываться земля, орудия и средства производства, скот в хозяйстве колхозника и т.д. Более того, скот, урожай в приусадебном участке, особенно сады и виноградники, облагались большим налогом. Все это тормозило рост благосостояния сельчан.
Предпочтение отдавалось оплате трудодня колхозников и социальным выгодам, получаемых за счет общественных фондов. Конечно, эти показатели с середины 30-х гг. улучшались. Однако колхоз далеко не всегда мог удовлетворять основные потребности колхозников. И это не скрывалось. Зачастую приусадебный участок был главным кормильцем.
Кроме натуральной и денежной оплаты за трудодни и выгоды от приусадебного участка, колхозники пользовались бесплатной медицинской помощью, другими благами из государственных фондов. Однако система государственного пенсионного обеспечения на колхозников не распространялась. И все же в жизни крестьян-колхозников со второй половины 30-х гг. наступила определенная стабильность, обеспечивавшая некоторое улучшение их материального положения. Укреплялась надежда на избавление в будущем от голода, на приумножение доходов от общественного хозяйства колхозов и подсобного хозяйства колхозников.
Культурная жизнь в 20-30-х гг. строилась и направлялась лозунгом культурной революции. Включала она три основные задачи: осуществление всеобщего обязательного обучения детей школьного возраста, ликвидацию неграмотности взрослого населения, подготовку кадров новой интеллигенции. Для этого требовались определенное время и средства. Неграмотного населения в Левобережье Днестра до революции было 80%. Среди молдавского населения неграмотность была еще выше.
Усилиями государства уже в первой половине 20-х гг. удалось снизить этот показатель. По переписи 1926 г., количество грамотных увеличилось до 36,9%, т.е. неграмотность понизилась до 63,1%. Обучение грамоте взрослого населения проводилось в школах ликбеза, которые до 1928 г. создавались повсеместно. Потом вместо таких школ организовывались небольшие группы и занятия проводились на дому. Через все эти формы прошли десятки тысяч взрослых людей. К началу 1940 г. в Молдавской АССР оставалось только 7,3 тыс. неграмотных. Таким образом, абсолютное большинство населения стало грамотным. Это было важным достижением.
Значительное внимание уделялось школьному образованию. Ежегодно увеличивалось количество школ, рос контингент учащихся. В 1930 г. в МАССР был введен обязательный начальный школьный всеобуч, а с середины 30-х гг. - всеобуч в объеме семилетки. Если в 1924/25 учебном году имелось 300 школ, то в 1939/40 их было 496, в том числе 210 неполносредних и 65 средних. В них в 1925 и 1940 гг. обучалось соответственно 33,7 тыс. и более 101 тыс. учащихся. В 1940 г. насчитывалось 136 молдавских школ против 11 в 1925 г.
В Молдавской АССР была создана система профессионального образования, которая предназначалась для подготовки специалистов народного хозяйства и культуры. Система эта прошла путь от низших школ обучения профессии до высших учебных заведений. В 1925 г. имелись пять низших школ: две профтехнические, две агрономические и одна электротехническая. Некоторое время спустя был открыт Балтский педагогический техникум. На базе различных таких школ в годы первой пятилетки был создан ряд техникумов. В 1933/34 учебном году их уже насчитывалось восемь, в том числе два педагогических, строительный, три сельскохозяйственных, кооперативный и медицинский. В них обучались 1342 учащихся.
Особую роль в подготовке кадров интеллектуального труда сыграли вузы МАССР. В 1930 г. был открыт Тираспольский институт народного образования (позже педагогический), в 1932 г. - Тираспольский плодоовощной институт (позже сельскохозяйственный) ив 1939 г. - Балтский учительский институт. Выпускники техникумов и вузов в значительной мере пополняли ряды интеллигенции.
В МАССР были заложены основы развития науки. В 1926 г. при Нар- компросе республики был организован Молдавский научный комитет, реорганизованный в 1934 г. в научно-исследовательский институт.
В 1937 г. он был закрыт, а в августе 1939 г. - вновь открыт.
В 1940 г. в республике работали 4356 учителей, более одной тысячи врачей и среднего медицинского персонала, 225 инженеров и техников, 231 агроном, 51 зоотехник, 102 механика. Имелись национальные кадры артистов, художников, писателей. Известностью пользовались поэты и прозаики М. Андриеску, И. Канна, Т. Кабак, С. Милев, артисты К. Константинов, Д. Дариенко, В. Герлак, К. Штирбу и др.
Однако культурное развитие было весьма противоречивым. С одной стороны, многое строилось и создавалось, а с другой - разрушалось. Господствовавшее воздействие классовой идеологии приводило к отказу от прошлого, в том числе и культурного наследия. Буржуазными объявлялись многие писатели, ученые, деятели искусства. Решительно закрывались церкви. Большинство их помещений превращались в склады, клубы и т.п. Вместе с этим гибли церковные библиотеки, старинные иконы, колокола, регистрационные книги о рождении детей и другие документы. В системе образования не допускалось инакомыслие, расхожим стало обвинение в буржуазном национализме, политическую окраску получила дискуссия о языке и письменности, была введена латинская графика, затем восстановлена кириллица. Кампании борьбы с буржуазным национализмом завершались моральным избиением многих представителей культуры, закрытием учреждений, а нередко репрессивными мерами, достаточно часто ведущими к гибели людей. Именно так закончилась жизнь ряда работников Научного комитета, руководителей техникумов и вузов, преподавателей школ, средних и высших учебных заведений, писателей и других деятелей культуры,
Преодолевая трудности и невзгоды материального и культурного порядка, граждане республики в своей массе самоотверженно трудились, стремясь сохранить и приумножить материальные и культурные ценности, улучшить свое благосостояние.
Литература
1. Берг Л.С. Бессарабия. Страна-Люди-Хозяйство. Кишинёв: «Университас», 2003.
. История Молдавской ССР. С древнейших времён до наших дней. -- Кишинёв: Штиинца, 1982.
. История Республики Молдова.
С древнейших времён до наших
дней = IstoriaRepubliciiMoldova: dincelemaivechitimpuripinainzi
. Кинг Ч. Молдоване. Румыния, Россия и политика в области культуры.
. Левит И.Э. Год судьбоносный.
От провозглашения Молдавской
Республики до ликвидации
. Молдавская Советская Социалистическая Республика. -- Кишинёв: Главная редакция Молдавской Советской Энциклопедии, 1979. -- С. 108--110.
. Ожог И.А., Шаров И.М. Краткий курс лекций по истории румын. -- Кишинёв, 2002. Т. 3.
Информация о работе Левобережное Приднестровье в межвоенный период