Либерализм и коммунизм в России конец XIX - начало XX веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 11:36, контрольная работа

Описание работы

В XI-XIII вв. быстро увеличивалось количество городов с самоуправлением в виде вечевых собраний горожан. Это не позволяло князьям, претендовавшим на полную власть над городами, слишком усиливаться. Но когда началось нашествие монголо – татар, города, которым наносили удары завоеватели, уничтожались или облагались разорительной данью. Монгольские владыки, ослабив вольнолюбивые русские города, укрепили великокняжескую власть. Разгромив Орду, московские князья, а затем и цари не допустили появления внутри страны такой силы, которая смогла бы успешно сопротивляться их власти.

Файлы: 1 файл

Либерализм и коммунизм в России конецXIX - начала ХХ веков.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ

 

 

 

 

Выполнил

студент группы                  ПГС-402                                   Белогуров А.Е.

 

 

Проверил преподаватель:                                                Бакулин В.И.

 

 

 

 

КИРОВ

2010 год.

Зарождение  либерализма в России.

В  XI-XIII  вв.  быстро  увеличивалось  количество   городов   с  самоуправлением в виде вечевых  собраний  горожан.  Это  не  позволяло князьям,  претендовавшим  на  полную  власть  над  городами,  слишком усиливаться. Но когда началось  нашествие монголо – татар,  города,      которым наносили  удары завоеватели,  уничтожались  или   облагались разорительной данью.  Монгольские владыки,   ослабив   вольнолюбивые русские города,  укрепили  великокняжескую  власть.  Разгромив  Орду, московские князья, а затем и цари не допустили появления внутри страны такой силы, которая смогла бы успешно сопротивляться их власти.

Можно условно сказать, что история  либерализма  в  России  берет  свое начало 18 февраля 1762г., когда император Петр III издал манифест «О  даровании вольности и свободы всему российскому дворянству». Произвол императорской власти  по  отношению к личности,  обладавшей  дворянским достоинством, ограничивался, а сам дворянин мог выбирать:       служить ли монарху по военной или гражданской части или заниматься хозяйством в своем поместье. Так впервые в России появилось сословие, обладавшее гражданскими свободами и частной собственностью, признанной государством и защищенной законом.

 В конце XVIII  в.  сложились   основные  черты,  характерные   для российского  либерализма.    Либеральные    свободы    проповедовали представители дворянства. Их идеалом стала британская  конституционная монархия – сочетание   экономических  и политических  свобод  (свободы слова,  печати  и т.  п.)  с сохранением дворянских  привилегий  по отношению ко всем другим сословиям.

Вся история России состоит из чередования  периодов  либеральных реформ и последующей реакции.  Споры о том, необходимы  ли  либеральные реформы, или лучше авторитарная власть в стране, не угасают и сегодня. Для того чтобы разобраться в этом,  необходимо  обратиться  к  истории российской общественной мысли, т. к. либерализм - одна из важнейших ее составляющих.

Понятие либерализма.

Либерализм  возник  в  Европе  в  XVIII-XIX  веках  в  ответ  на монархический абсолютизм. Если монархи  претендовали  на  божественное право управлять жизнью общества, либерализм отвечал, что  лучше  всего  предоставить гражданское общество самому себе - в религии,  философии, культуре и в экономической жизни. Иногда путем революции, а чаще путем   постепенных реформ  либерализм  осуществил  значительную  часть  своей программы.

Итак,  понятие  «либерализм»  происходит  от  латинского   слова liberalis, что в переводе означает «свободный». Следовательно, либерал  – это человек, который выступает за свободу личности  –  политическую, экономическую, духовную. Известно, что либерализм как идейное  течение пришёл к нам с запада, но, тем не менее, необходимо сказать несколько слов о некоторых семенах либерализма, лежавших в русской почве и в силу исторических причин плохо развившихся.

Курс реформ Александра I.

       Царствование  Александра  I  по  праву   может  считаться  эпохой   наибольшего расцвета идей либерализма в дворянской среде.  Воспитатель  Александра гражданин республиканской Швейцарии  Лагарп  сумел  убедить своего ученика в том, что эра  абсолютных  монархов миновала.  Лагарп утверждал, что если Россия хочет избежать кровавого хаоса,  то  трону       необходимо принять на себя инициативу в проведении двух главных реформ  -  отмены  крепостного права и   введения   конституции. Учитель предупреждал Александра, что в деле совершения этих реформ монарху не     следует рассчитывать на  поддержку  значительной  части  дворян. Нет, большинство их будет  сопротивляться, защищая  свое экономическое благополучие, основанное на труде тысяч крепостных. А потому не  стоит спешить с отказом от самодержавной формы правления. Напротив, всю мощь царской  власти  необходимо  использовать  для  проведения  реформ   и      просвещения народа, чтобы подготовить его к принятию этих реформ.

«Дней Александровых прекрасное начало…» - знаменитые  пушкинские слова о  заре  правления  государя  Александра  Павловича.  Мнение это разделяли многие современники, что  совсем  не  удивительно. Вот ряд первых указов молодого императора, явственно обозначивших  «курс» его царствования:

    • 15 марта 1801г. восстановлены дворянские  выборы  в губерниях; снято запрещение на ввоз ряда товаров;
    • 22 марта объявлен  свободный въезд в Россию и выезд за ее пределы, весьма ограниченный при Павле I;
    • 31 марта разрешена деятельность типографий и ввоз любых книг из-за границы. В то время это была немыслимая свобода для многих стран Европы, в особенности для наполеоновской Франции;
    • 2 апреля  восстановлены екатерининские  жалованные  грамоты     дворянству и городам. В тот же день уничтожена  Тайная экспедиция (учреждение  политического сыска). В стране не стало, правда, ненадолго, и самой тайной полиции;
    • 27 сентября запрещены пытки и употребление в делах самого слова «пытка».

Верный заветам Лагарпа, император  Александр  Павлович  стремился  окружить   трон   единомышленниками.   Начиная   с   1801г., высшие государственные     посты     занимали сторонники английского конституционализма: канцлер А. Р. Воронцов,  его брат,  долгое  время      прослуживший в Лондоне С. Р. Воронцов, адмиралы Н. С. Мордвинов и П.В. Чичагов, знаменитый реформатор М. М. Сперанский.  На  мировоззрение этих сановников сильно повлияла Французская революция. Они  опасались, что такие же потрясения может пережить и Россия.

Сторонники реформ  отвергали  революцию  как  способ  обновления общества, считая, что этот путь ведет  к анархии, гибели культуры  и  в конце концов к  возникновению  диктатуры.  Семен  Романович  Воронцов, критикуя деспотическую политику Павла I, писал: «Кто не желает,  чтобы у нас никогда  не  могла  восстановиться  ужасная  тирания  прошедшего царствования? Но нельзя только сразу совершить  прыжок  из  рабства  в свободу, без того, чтобы не впасть в анархию, которая хуже рабства».

 Чтобы не повторить судьбу  отца, Александр  I  стремился   проекты многих реформ  разрабатывать  втайне от широких  кругов  дворянства.  Он сформировал   нечто  вроде конспиративного   штаба»   по   подготовке преобразований. В него входили ближайшие и наиболее доверенные  друзья царя:  А.Е.  Чарторыйский,  В.П.  Кочубей,  Н.Н.  Новосильцев и П.А.      Строганов. Современники прозвали этот штаб Негласным комитетом.  Члены Негласного  комитета  видели  свой  политический  идеал  в  британской конституционной монархии.  Но  до  серьезных  реформ  дело  не  дошло: помешали  войны с Наполеоном, начавшиеся в  1805г.  Преобразовательным замыслам  Александра   мешало   и   мощное   пассивное   сопротивление      чиновничества и   консервативно   настроенных   групп   аристократии, тормозивших любые проекты в этой сфере.

Реформы М.М. Сперанского.

  Большую роль в  развитии  либерализма  в  России  сыграл  М.  М. Сперанский. Михаил  Михайлович  Сперанский  родился  в  семье  бедного сельского священника и в семь лет поступил  во  Владимирскую  духовную семинарию. Осенью 1788г. он как один из лучших учеников был  направлен в только что созданную Александро-Невскую семинарию в  Петербурге.  Он много времени отдает занятиям философией, изучая труды Декарта, Руссо, Локка, Лейбница. В своих первых философских произведениях он  обличает произвол и деспотизм, призывает  уважать  человеческое  достоинство  и гражданские права русского человека.

После  окончания  курса  в  1792г.,  проработав  несколько   лет преподавателем в семинарии, Сперанский становится секретарем князя  А.Б. Куракина, а  позже  служит  в  его  канцелярии.  Ко  дню  коронации Александра I Сперанский составил текст его  обращения  к  народу,  где излагалась программа  будущих  действий  молодого  государя.  В  марте 1801г. Сперанский стал управляющим экспедиции гражданских  и  духовных дел в  канцелярии  Непременного  Совета,  созданного  императором  для разработки программы реформ.

Одновременно Михаил Михайлович состоял  на службе в  министерстве внутренних  дел  статс-секретарем  В.  П.  Кочубея.  В  1802  -1804гг. Сперанский подготовил несколько собственных политических записок:   «О коренных   законах   государства»,   «О   постепенности    усовершения      общественного», «О  силе  общего  мнения»,  «Еще  нечто о свободе и рабстве»,  «Записку  об  устройстве   судебных   и   правительственных учреждений в России».

Сторонник конституционного строя, Сперанский  был  убежден,  что новые права обществу обязана даровать власть. Вместе с тем  Сперанский понимал, что Россия  еще  не  готова  к  конституционному  строю,  что начинать преобразования необходимо  с  реорганизации  государственного аппарата.

В 1808г. царь назначил Сперанского своим главным советником  в государственных   делах   и   предложил   подготовить    общий    план государственных преобразований. Созданию плана предшествовала  большая подготовительная работа: Сперанский  и  его  сотрудники  переводили  и анализировали современные им законодательные документы  других  стран.

Осенью 1809г. план государственных  преобразований  (или  «Введение   к уложению государственных законов») был готов. В 1810г. план  Сперанского  рассматривался  во  вновь созданном Государственном  совете  –  высшем  совещательном  органе   Российской империи.  В  январе  1810г.  с  учреждением  Государственного   совета Сперанский стал государственным секретарем,  фактически  вторым  после императора лицом в государстве. Его преобразования затронули все  слои русского общества, и реакция на реформы чаще всего была отрицательной.

Сперанского стали обвинять в подрыве  государственных устоев России. Со всех сторон к Александру  поступали  отрицательные  отзывы  о государственном  секретаре.  17  марта  1801г.  сломленный   интригами император сказал Сперанскому: «Обстоятельства требуют, чтобы на  время мы расстались». Реформатор был отправлен в ссылку в Нижний Новгород.

 Сложившийся в результате  работы  Сперанского  либеральный  план      реформ  оказался  несколько  абстрактным   и   «преждевременным».   По образному выражению В.О. Ключевского, «ни государь, ни  министр  никак не могли подогнать его к уровню действительных потребностей и наличных средств  страны».

Проблемы реформ Александра I.

 Либеральные  сановники   и  публицисты  александровских   времен упорно придерживались  одного  из  основных  положений   либерализма,  а именно,  уважения  к  частной  собственности.  Это  предопределило  их осторожное  отношение  к  проблеме  крепостного  права.  Если  поместья являются дворянской собственностью, а крестьяне к  этой  собственности       прикреплены, рассуждали  они,  то  нельзя   даже  волей  императора  в одночасье отменить один  из  основных  законов  империи,  а  заодно  и пошатнуть сам фундамент либерализма.

 Раскол в либеральном лагере  произошел уже в  конце   царствования Александра. Тогда  стали появляться  тайные  общества,  объединявшие  в основном  молодых   офицеров.  По  убеждению   этих   дворян,   мирный, эволюционный путь развития  России  исчерпал  себя,  и  реформы  можно осуществить, только обратившись к революционным методам. Переход части      дворян на  революционные  позиции  закончился  восстанием  14  декабря 1825г. на Сенатской площади.

С той поры либеральное движение в России  постоянно  колебалось: оно то приближалось к трону, пытаясь подтолкнуть монархов к проведению реформ «сверху», то искало союзников в стане революционеров.

Течения общественной мысли при Николае I.

 Эпоха правления  Николая  I,  начавшаяся  со  времени  восстания декабристов,  известна как эпоха реакции, когда слова  «либерализм»  и «революция» считались синонимами. Новый император не  сомневался,  что неограниченное самодержавие есть благо для России.  Свой  политический идеал он видел в Петре Великом. Николай испытывал огромное недоверие к       плодам европейского Просвещения, а революции  1848-1849гг.  на  Западе укрепили его в этом недоверии, заставляя безжалостно карать замеченных в  «вольномыслии»   подданных.   Но   при   Николае   возвращенный   к государственной   деятельности    Сперанский    привел    в    порядок       законодательство империи, а генерал  П.Д.  Киселев,  известный  своими либеральными убеждениями, готовил проекты крестьянской реформы.

 Либеральное   движение   при   Николае   I   не    исчерпывалось  деятельностью нескольких сановников. Споры западников  и  славянофилов стали основным  событием интеллектуальной  и  общественной  жизни  той поры. В то же время влияние  их  на  политическую  жизнь  страны  было невелико. При всех идейных разногласиях славянофилы и западники близко сходились  в  практических  вопросах  русской   жизни:   оба   течения отрицательно относились к крепостному праву, требовали свободы слова и печати. Западники были ближе к либералам, чем славянофилы  которые европейской  демократии  и   капитализму  предпочитали  православное самодержавие  и крестьянскую общину, видели корни либеральных  идей  в русской  почве  и   выступали   против   копирования   западных   форм общественной жизни.

 Западники не представляли  собой единого движения.  Одни  из  них выступали за эволюционный  путь развития России, подобно  историку  Т.Н. Грановскому. Другие, как В.Г. Белинский и  А.И.  Герцен,  видели  свой идеал  в европейских революциях 1789-1849гг. И все же либеральный заряд западнического направления был достаточно высок.  В  среде  западников       вырос крупнейший идеолог российского  либерализма  Б.Н.  Чичерин.  Его политико-правовые учения оказывали значительное  влияние  на  развитие либеральных взглядов в России.

Либеральные концепции  Б.Н. Чичерина.

Профессор  Московского  университета  Б.Н.  Чичерин,   восприняв многие идеи российского западничества, пошел  дальше по  пути  усиления либеральных  аспектов  их  доктрины.  В  своих  работах  по  вопросам государства и права Чичерин настоятельно  доказывал необходимость      реформ политической жизни в России.

Информация о работе Либерализм и коммунизм в России конец XIX - начало XX веков