Либерализм и коммунизм в России конец XIX - начало XX веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 11:36, контрольная работа

Описание работы

В XI-XIII вв. быстро увеличивалось количество городов с самоуправлением в виде вечевых собраний горожан. Это не позволяло князьям, претендовавшим на полную власть над городами, слишком усиливаться. Но когда началось нашествие монголо – татар, города, которым наносили удары завоеватели, уничтожались или облагались разорительной данью. Монгольские владыки, ослабив вольнолюбивые русские города, укрепили великокняжескую власть. Разгромив Орду, московские князья, а затем и цари не допустили появления внутри страны такой силы, которая смогла бы успешно сопротивляться их власти.

Файлы: 1 файл

Либерализм и коммунизм в России конецXIX - начала ХХ веков.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

Чичериным   были   подготовлены    фундаментальное    пятитомное исследование "История политических учений" (1869—1902 гг.),  сочинения "Собственность и государство" в двух  томах (1881—1883  гг.),  "Курс государственной науки"  в  трех  частях  (1894—1898  гг.),  "Философия      права" (1900 г.). Большое место в трудах  Чичерина  уделялось свободе личности.  В  понятии  свободы  Чичерин   различал   две   стороны   — отрицательную  (независимость   от   чужой   воли)   и   положительную (возможность действий по своему побуждению, а не по внешнему велению).

 Право, по Чичерину, составляет неотъемлемую принадлежность всех обществ. По существу, право  есть  взаимное  ограничение  свободы  под общим законом, утверждал Чичерин. Субъективное право  —  это  законная свобода человека что-либо делать или требовать;  объективное  право  — закон (совокупность  норм),  определяющий  свободу  и  устанавливающий       права и обязанности участников  правоотношений.  Оба эти значения неразрывно связаны, поскольку свобода выражена в форме  закона,  закон же имеет целью признание и определение свободы — "источник права не  в законе, а в свободе".

 Необходимым проявлением свободы  Чичерин признавал собственность. В ряде трудов, особенно в сочинении "Собственность и государство",  он оспаривал  теорию  социалистов  о  передаче   всего   производства   и распределения в руки  государства,  "самого  плохого  хозяина,  какого только можно придумать". Право собственности, по Чичерину, есть коренное юридическое  начало,  вытекающее  из  свободы   человека   и устанавливающее полновластие лица над вещью. Вторжение  государства  в область собственности и стеснение права  хозяина  распоряжаться  своим имуществом, утверждал Чичерин, всегда является злом.

На  государстве  лежит  обязанность  охраны  законных   прав   и интересов граждан, а само оно, по Чичерину,  возникает  как  результат общей воли  на  основе  одного  из  трех  видов  общественных  союзов: семейного, гражданского или церковного. Чичерин делает  вывод  о  том,      что государство — это «высший союз, который призван сдерживать частные силы и не дозволяет  одним  покорять  себе  других...  Всякое частное порабощение противоречит государственным началам» . Ученый  выступал  против  уравнения   имущественного   положения граждан.  Если  формальное   равенство   (равенство   перед   законом) составляет требование свободы, то  материальное  равенство (равенство состояний)   свободе   противоречит.   Свобода,   утверждал   Чичерин, необходимо ведет к неравенству  состояний.  Задача  права,  по  учению Чичерина, — не уничтожить разнообразие, но сдерживать  его  в  должных пределах. Таким образом, в центре концепции  Чичерина  —  личность  со своими правами и свободами.

 Через  призму  прав  и   свобод  личности  Чичерин   анализировал различные образы правления. Высшей стадией развития  идеи  государства он считал конституционную  монархию,  в  которой,  как  он  утверждал, различные начала общежития приводятся к  идеальному  единству.  Теория конституционализма  Чичерина  расходилась  с  порядками  самодержавной России, о которых он не раз отзывался критически.

Чичерин различал три вида либерализма:  уличный,  оппозиционный, охранительный.      

    1. "Уличный либерал,  — писал он,  — не  хочет знать ничего,  кроме собственного своеволия... Он жадно сторожит каждое буйство, он хлопает всякому  беззаконию,  ибо   само   слово   закон   ему   ненавистно...       ...Отличительная черта уличного  либерала  та,  что он  всех  своих противников считает подлецами.  ...Тут стараются не  доказать,   а отделать, уязвить или оплевать".
    2. Второй вид либерализма, по Чичерину, — оппозиционный,  в  котором  нет       требования позитивных действий,  а присутствует  только  "наслаждение самим блеском  оппозиционного  положения".  "Оппозиционный  либерализм понимает свободу с чисто отрицательной стороны.  Отменить,  разрушить, уничтожить — вот вся его система", — писал Чичерин. Верх  благополучия оппозиционного либерализма, по его мнению, — "освобождение  от  всяких законов, от всяких стеснений". С помощью нескольких  категорий-ярлыков этот  вид  либерализма,  замечал  Чичерин,  судит  обо  всех  явлениях общественной жизни. "  Кроме  того,  "постоянная  оппозиция  неизбежно делает человека узким и ограниченным”.
    3. Позитивный смысл свободе может придать, по убеждению Чичерина,  только либерализм  охранительный.  Необходимо  действовать,  понимая  условия      власти, не становясь к ней в систематически враждебное  отношение,  не       предъявляя  безрассудных  требований,  не   сохраняя   беспристрастную      независимость. Власть и свобода нераздельны так же,  как нераздельны свобода и нравственный  закон.  Сущность  охранительного  либерализма состоит, согласно концепции Чичерина, в примирении  начала  свободы  с началом власти и закона.

 В  своих  работах   по  вопросам  государства   и  права   Чичерин настоятельно  доказывал  необходимость  реформ политической  жизни в России. В 1882—1883 гг. он исполнял обязанности Московского городского головы, участвовал в подготовке реформ, однако его  гласный  призыв  к      ним на  официальном  собрании  16  мая  1883  г.  был  истолкован  как требование конституции, вызвал недовольство  Александра  III,  царскую опалу и отстранение Чичерина от государственной деятельности.

Состояние либеральной  мысли в начале царствования Александра II.

 Период выхода российского  либерализма из  «подполья»  начался   в царствование  императора  Александра  II.   Именно   в   этот   период окончательно формируются три основные группы российских либералов: либеральные  представители  чиновничества,  стремившиеся  использовать силу монархии для проведения постепенных реформ; различные группы  интеллигенции,  сочувствовавшие  подобным  действиям власти и готовые сотрудничать с ней;      часть интеллигенции, которая окончательно разочаровалась в возможности эволюционного пути развития России и искала контактов с революционными партиями: сначала с народовольцами, а затем с марксистами.

 Во  второй  половине  XIX   в.   росту   либеральных   тенденций способствовал целый ряд объективных  причин.  Важнейшей  из  них  было влияние  последствий  французской  революции  1848  года,  значительно ожививших атаки леворадикальных сил России на  правительство,  открыто призывавших  к  насильственному  захвату   власти   и   революционному     переустройству общества "снизу". "К концу царствования  Николая I,  - писал Чернышевский в письме к Герцену, - все люди, искренне и  глубоко любящие Россию, пришли к убеждению, что только силой можно  вырвать  у царской власти человеческие права для  народа,  что  только  те  права прочны, которые завоеваны,  и  что  то,  что  легко  дается,  легко  и отнимается”.

 Другой важной причиной, повлиявшей  на  рост  либерализма,  была бесславная  Крымская  война   (1853—1855   гг.),    которая   показала отсталость   и   слабость государственно-крепостнического строя России перед  капиталистически  развивающимися  странами,  и  как  следствие, подрыв внутренних сил и недовольство, охватившее все слои общества,  к тому же полная изоляция России на международной арене.

Важным обстоятельством было вступление после  смерти  Николая  I (1855г.), на престол его преемника Александра II, что  означало  конец деспотического режима и  наступление  новой  эпохи  —  "эпохи  великих реформ",  необходимость  которых  одинаково   чувствовали   и   желали       правительство и общество. Эти и другие  обстоятельства  подталкивали правительство и царя к либерализации всего общественного строя.

Реформы Александра II.

«Наверху»  либеральные  тенденции   в   60-80   гг.   XIX   века поддерживались великим  князем  Константином  Николаевичем  и  великой княгиней Еленой Павловной, председателем государственного совета  Д.Н. Блудовым.  министром  внутренних  дел   С.С.   Ланским,   приближенным императора  А.Я.  Ростовцевым,  военным  министром  Д.А.  Милютиным  и       другими. Список этот будет, конечно, неполон, если не упомянуть самого Александра II Освободителя.  Первые  решительные  шаги  к  либеральным реформам "сверху" сделал сам император, когда в Манифесте о заключении Парижского мира (по случаю окончания Крымской войны 19 марта 1856  г.) определил четыре направления будущего обновления России:

    • совершенствование ее внутреннего благоустройства;
    • утверждение правды и милости в судопроизводстве;
    • создание  условий для развития   просвещения   и   всякой   полезной     деятельности;
    • покровительство каждому   под   сенью   законов,   для   всех   равно      справедливых.

 Позднее, в беседе с дворянскими  депутатами  в  Москве,  обсуждая  проблему отмены крепостного  права и освобождения  крестьян,  Александр II высказал мысль о  том, что  "со  временем  это   должно  случиться...  гораздо лучше,  чтобы это произошло свыше, чем снизу".

 Лев Толстой писал: «…  кто не  жил  в  пятьдесят   шестом  году  в России, тот  не знает, что такое жизнь». Словом «оттепель» назвал  Ф.И.  Тютчев новую  политику Александра II. Император  распорядился  закрыть  строгий  Бутурлинский  цензурный  комитет,   восемь   лет   стеснявший      издателей всевозможными запретами. По  повелению  Александра  отменили  ограничение  числа  студентов  в  университетах.  Был  разрешен  выезд российских  подданных  за  границу.   Были   отправлены   в   отставку могущественные сановники николаевской эпохи:  министр внутренних  дел Д.Г.  Бибиков,  министр иностранных дел К.В.  Нессельроде,  военный министр В.А.  Долгоруков,  главноуправляющий путей сообщения   П.А. Клеймнихель, управляющий Третьим Отделением Л.В. Дубельт и другие.

В ответ на упреки в этом шаге  Александр  наигранно  простодушно  отвечал, что его отец «был гений,  и  ему  нужны  были  лишь  усердные исполнители, а я не гений  …  мне  нужны умные  советники».  Император  Александр Николаевич стал инициатором не  только отмены крепостного      права, но и многих других реформ: судебной, земской, военной, которые буквально подталкивали страну к конституции.

Результатом судебной реформы стало  создание новой системы  судов  и законодательства. В  основу  судопроизводства  был  положен  принцип независимости  судей  от  администрации.  Они  назначались  царем  или сенатом пожизненно, смещение их  допускалось  только  по  сственному      желанию или по решению суда. Судебные процессы  становились  гласными, публичными и состязательными. Вводился институт адвокатов,  учреждался суд присяжных заседателей. Решение спорного вопроса зависело теперь не от должностного лица, а от  толкования  закона  посредством  публичной судебной процедуры.

Положение о земских  учреждениях  выглядело  следующим  образом. Земские учреждения  –  губернские  и  уездные  собрания  и  управы   -  создавались на основе свободных выборов, проводимых раз  в  три  года. Все избиратели делились натри группыиликурии:  первая - крестьяне      (относительно них не действовало правило имущественного ценза), вторая курия – владельцы не  менее  200  десятин  земли  каждый  (в  основном помещики), третья  - владельцы недвижимого имущества стоимостью от 500 до3 тыс. рублей (прежде всего купцы). Сначала избиралось земское      собрание уезда, затем губернское собрание.

 Земства ведали местными  денежными и  натуральными  повинностями, имуществом, дорогами,больницами,вопросами  народного образования,земской почтой,   благотворительными   учреждениями, обеспечением населения продовольствием,  страхованием,  хозяйственным обеспечением тюрем.

Однако  на  конституционном  «пороге»  царь   споткнулся.    Ему рредставлялось, что проведенных  реформ вполне достаточно на  обозримое  будущее. Однако эти реформы носили половинчатый характер и не   смогли гарантировать права  и  свободы  широким слоям населения.  Нежелание правительства ускорить темпы преобразований в стране толкало либералов к силам революции. В 1878г. в Киеве   даже  состоялась  конспиративная встреча конституционалистов-либералов, возглавляемых Петрункевичем,  с группой народовольцев – террористов. На этот тревожный симптом -за счет либералов  революционное движение  в  стране  могло  чрезвычайно      усилиться  - власти не обратили ни малейшего внимания.

 В 1881г. император Александр  II,  чтобы  ослабить  общественное  напряжение,  вызванное   недовольством   политикой   правительства   и усугубляемое террором народовольцев,  поручил министру  внутренних  дел М.Т. Лорис-Меликову подготовить проект конституции. Царь уже готов был подписать этот проект, когда 1 марта 1881г. бомба террориста  оборвала его жизнь.

Половинчатость  реформ Александра II и кризис Российского  либерализма.

 В этот  период  в  России   большинство   либерально  настроенных мыслителей   теоретически   обосновывали   создание    конституционной монархии,  необходимость   широких   правовых   реформ,   формирование правового государства, юридического закрепления прав личности.

 Программными требованиями  либеральных  учений  были  оправдание процессов развития гражданского общества, сохранение таких его  основ, как  частная  собственность,  товарно-денежные  отношения,  формальное равенство   субъектов   права.   Это   обусловливало    противостояние либеральной    политико-правовой    мысли    различным    направлениям     социалистической идеологии, выступавшим против  развития  капитализма.  Несмотря на то,  что  Россия  позже  других  стран  вступила  на  путь капиталистического развития, политико-правовая  идеология  российского либерализма в теоретическом отношении стояла к этому  времени  уже  на уровне западноевропейской философской мысли, а  в  некоторых  аспектах превосходила ее.

Российские  либералы  с  большим   энтузиазмом   участвовали   в преобразованиях, осуществлявшихся правительством Александра  II.  Суд, популярные общественно-политические журналы,  земства  –  вот  центры, притягивавшие либералов.  В  земстве  Борзенского  уезда  Черниговской губернии начинал свою общественную деятельность молодой дворянин  И.И.       Петрункевич, в будущем одна из крупнейших политических фигур в России. Известные профессора Петербургского университета  К.Д.  Кавелин,  М.М. Стасюлевич, В.Д.  Спасович,  А.Н.  Пыпин  создали  либеральный  журнал «Вестник Европы».

Информация о работе Либерализм и коммунизм в России конец XIX - начало XX веков