Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 19:22, реферат
Пятидесятые годы отчетливо воспринимаются как переходные, точнее, переломные в истории общества и литературы. Еще не сгладились в памяти, были совсем рядом «сороковые, роковые», и, прежде всего — жесточайшая, кровопролитная война с фашизмом, унесшая десятки миллионов человеческих жизней.
«День Победы, нежный и туманный», о котором писала Анна Ахматова в 1945 г. в стихотворении «Памяти друга», принес ни с чем не сравнимое чувство освобождения, но и вскоре обернулся горьким ощущением «несбывшихся надежд», столь выразительно и с подлинно трагедийной силой, переданным Михаилом Исаковским (« Враги сожгли родную хату...», 1945).
Введение
1. Поэзия 1950 – 1960 годов
2. Поэты эпохи оттепели
3. Проза 1950 – 1960 годов
4. Писатели эпохи оттепели
5. Заключение
6. Библиографический список
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………….…………………………………………
1. Поэзия 1950 – 1960 годов…………………………………… 6
2. Поэты эпохи оттепели………………………………………. 8
3. Проза 1950 – 1960 годов……………………………………. 13
4. Писатели эпохи оттепели…………………………………... 14
5. Заключение…………………………………………………… 20
6. Библиографический список………………
Пятидесятые годы отчетливо воспринимаются как переходные, точнее, переломные в истории общества и литературы. Еще не сгладились в памяти, были совсем рядом «сороковые, роковые», и, прежде всего — жесточайшая, кровопролитная война с фашизмом, унесшая десятки миллионов человеческих жизней.
«День Победы, нежный и туманный», о котором писала Анна Ахматова в 1945 г. в стихотворении «Памяти друга», принес ни с чем не сравнимое чувство освобождения, но и вскоре обернулся горьким ощущением «несбывшихся надежд», столь выразительно и с подлинно трагедийной силой, переданным Михаилом Исаковским (« Враги сожгли родную хату...», 1945).
После несомненного творческого взлета поэзии и прозы в годы Великой Отечественной войны (стихи и поэмы Анны Ахматовой, Бориса Пастернака, Ольги Берггольц, Константина Симонова, Александра Твардовского, рассказы и повести Андрея Платонова, Алексея Толстого, Александра Бека, Василия Гроссмана, главы из романа Михаила Шолохова) и недолгого «всплеска» после Победы (повести Виктора Некрасова, Веры Пановой, Эммануила Казакевича), вслед за опубликованным в августе 1946 г. разгромным постановлением ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» наступили самые тяжкие времена н развитии советской литературы, когда «на излете» тоталитарного режима партийная, командно-административная система всячески стремилась к унификации в сфере литературы и искусства, к подчинению писателей требованиям партийности, нормам и канонам социалистического реализма.
Уже в самом начале 50-х годов наметились признаки оживления общественной и литературной жизни, развернулось обсуждение важных социальных и художественно-эстетических проблем. В журнале
-Новый мир» в 1952 — 1954 годах
были опубликованы очерки
В те же годы в печати
развернулись дискуссии о «
Особенно заметные перемены обнаружились в середине 50-х годов, обозначив новый период в развитии нашей культуры, связанный с глубокими изменениями в самой жизни и общественном самосознании. После смерти в 1953 г. И.В. Сталина важной вехой в истории страны стал XX съезд партии, разоблачивший так называемый «культ личности».
Начало и первые шаги обновления
восходят к 50-м годам. На Втором Всесоюзном
съезде писателей (декабрь 1954 г.) в ходе
острейших творческих дискуссий
отчетливо проявилось стремление к
художественному многообразию, преодолению
иллюстративности, развернулась критика
концепции так называемого «
В это же время процесс обновления начался в театре и кинематографе, живописи и музыке (достаточно вспомнить «Театр на Таганке» и «Современник», фильмы М. Калатозова «Летят журавли» и Г. Чухрая «Баллада о солдате», художественные выставки в Манеже и Музее изобразительных искусств, вечера поэзии в Политехническом музее и открытие летом 1958 г. памятника Маяковскому, где поэты прямо на площади читали свои стихи).
С середины 50-х годов стало выходить
множество новых литературно-
Оживилась не только писательская практика, но и критическая, исследовательская мысль. Прошел ряд полезных дискуссий (о реализме, о современности в литературе и др.). Были восстановлены имена и опубликованы книги писателей, репрессированных в 30-е годы, таких как И. Бабель, П. Васильев, А. Веселый, М. Кольцов, Б. Корнилов, О. Мандельштам, Б. Пильняк и др. К читателю стали возвращаться долгое время не публиковавшиеся произведения А. Ахматовой, М. Булгакова, С. Есенина, М. Зощенко, Б. Пастернака, А. Платонова.
Процесс социально-культурного
Сюда же можно отнести грубые, проработочные выступления Н.С. Хрущева по адресу не которых деятелей искусства, молодых поэтов и прозаиков на встречах с творческой интеллигенцией в конце 1962 — начале 1963 г. Так, были подвергнуты беспардонному и некомпетентному критическому разносу произведения художника Роберта Фалька, скульптора Эрнста Неизвестного, поэта Андрея Вознесенского, кинорежиссера Марлена Хуциева и др.
На протяжении всех 1950-х — 1960-х
годов неоднократно проявлялись
попытки повернуть общественно-
Тем не менее, главные тенденции
развития литературы в 1950 — 1960-е годы
выражались, прежде всего, в утверждении
свободы творческой мыли и углублении
жизненной и художественной правды,
в обращении к важнейшим
Мне кажется, что одна из особенностей и характерных черт литературы этого периода — возросший интерес к осмыслению закономерностей развития общества, к сложным проблемам и конфликтам времени, к тому, чтобы глубже и шире познать сегодняшний день в его связях с историческим прошлым, острее ставить и раскрывать жизненно важные вопросы (социальные, нравственные, философские, эстетические). С этим связано и обострившееся внимание к внутреннему миру человека, к судьбе личности, к индивидуальному началу в народной жизни.
Это расширение и углубление гуманистического содержания литературы, пристальное внимание к народной душе, к ее нравственным основаниям и истокам наиболее ярко проявилось в «военной» и «деревенской» прозе. Свои специфические черты обнаружило, особенно на рубеже 50 — 60-х годов, и такое своеобразное направление или стилевое течение, как «молодежная», «лирико-исповедальная» проза, отразившая общий лирический «всплеск» в литературе того времени.
Эпоха оттепели принесла
в литературу множество
1. Поэзия 1950-х — 1960-х годов
В середине 50-х, а особенно в их второй
половине и начале 60-х годов поэзия
переживала творческий подъем. Непосредственное
воздействие на нее оказало начавшееся
преодоление последствий «
Именно в то время в литературу вступило новое поколение молодых поэтов. Поэтическое слово зазвучало на многолюдных вечерах. Стали традицией Дни Поэзии, проводившиеся в разных городах, собиравшие многотысячные аудитории не только в Политехническом музее и концертных залах, но и во дворцах спорта и на стадионах.
Начался своеобразный эстрадный поэтический
«бум». Как писал тогда в
Следует заметить, что особенно велика,
даже, пожалуй, приоритетна была тогда
роль поэзии в отражении общественных
настроений, в формировании нового
общественного сознания, не скованного
всевозможными запретами, — в
преодолении догматизма и иллюстративности.
Жизнь ставила перед
Стремление к жизненной
В середине 50-х годов приметы обновления и подъема отчетливо сказались в творчестве старшего поколения поэтов, по-своему переживавших и осмыслявших накопленный за предшествующие десятилетия «нравственный опыт эпохи», как писала Ольга Берггольц. Именно они активно обращаются в стихах к событиям сегодняшнего дня и исторического прошлого, тяготеют к философско-поэтическому осмыслению жизни, ее «вечных» тем и вопросов. Характерны в этом плане вышедшие в середине и второй половине десятилетия лирические книги Николая Асеева «Раздумья» (1955), Владимира Луговского «Солнцеворот» (1956), Николая Заболоцкого «Стихотворения» (1957), Михаила Светлова «Горизонт» (1959) и др.
Как бы отозвавшись на страстные выступления Ольги Берггольц в защиту «самовыражения» и «Против ликвидации лирики» (так называлась ее статья в дискуссии 1954 г. в «Литературной газете» от 28 октября), в поэзии этих лет произошел своеобразный лирический «взрыв», сказавшийся и на литературе в целом: появилась «лирическая проза», принадлежавшая, кстати, тоже перу поэтов (О. Берггольц, В. Солоухина). В это время интенсивно развиваются жанры социально-философской и медитативной лирики (в широком диапазоне — от оды и элегии до «надписи на книге», сонета и эпиграммы), в том числе лирики природы и любви, а также сюжетно-лирической баллады, стихотворного рассказа и портрета, лирического цикла, многообразные формы лирической и лиро-эпической поэмы.
На мой взгляд, обращением к насущным и сложным вопросам жизни, стремлением раскрыть глубинную суть событий современности, более пристальным взглядом на историческое прошлое страны были отмечены новые главы из лирических книг-эпопей А. Твардовского «За далью — даль» («Друг детства», «Так это было») и В. Луговского «Середина века» («Москва 1956»).
Поэзия оттепели, на мой взгляд, принимает новую форму более свободную и раскрепощенную. В стихотворениях слышаться более смелые строки и в целом поэзия становиться гораздо ближе к народу. Не смотря на это мне кажется ЦК КПСС следила за поэтами и без условна была цензура
Которая конечно не сравнилась с цензурой Сталина.
Из поэтов эпохи оттепели
мне понравилась поэтесса
мне показалась, что О. Берргольц очень
смелая и обиженная судьбой женщина. Из
биографии О. Берргольц я узнал, что она
Была женой Бориса Корнилова. Когда в связи
с его арестом ее, беременную, вызывали
на допросы, то выбили сапогами ребенка
из ее живота. Несмотря на свою личную
трагедию, Берггольц нашла в себе мужество
стать радио глашатаем осажденного фашистами
Ленинграда, призывая к мужеству измученных,
голодающих сограждан.
2. Поэты эпохи оттепели
2.1 Настоящая поэзия не угасала даже в самые тяжелые периоды в жизни нашей литературы. Свидетельство тому — послевоенное творчество Бориса Леонидовича Пастернака (1890—1960). Именно в это время им создаются такие шедевры, как «Гамлет», «Зимняя ночь», «Рассвет» (1946— 1947). В них отчетливо проступает острое ощущение неблагополучия в мире, осмысляются судьба и предназначение человека, — тем самым выражена активная, подлинно гуманистическая позиция художника. Личность как бы вписывается в жизнь природы, в историю всего человечества. В стихотворениях «Осень», «Белая ночь», «Свадьба», «Разлука» — «вечные» темы (природа, любовь, жизнь и смерть, назначение художника) переплетаются с библейскими мотивами.