Литература эпохи "оттепели"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 19:22, реферат

Описание работы

Пятидесятые годы отчетливо воспринимаются как переходные, точнее, переломные в истории общества и литературы. Еще не сгладились в памяти, были совсем рядом «сороковые, роковые», и, прежде всего — жесточайшая, кровопролитная война с фашизмом, унесшая десятки миллионов человеческих жизней.
«День Победы, нежный и туманный», о котором писала Анна Ахматова в 1945 г. в стихотворении «Памяти друга», принес ни с чем не сравнимое чувство освобождения, но и вскоре обернулся горьким ощущением «несбывшихся надежд», столь выразительно и с подлинно трагедийной силой, переданным Михаилом Исаковским (« Враги сожгли родную хату...», 1945).

Содержание работы

Введение
1. Поэзия 1950 – 1960 годов
2. Поэты эпохи оттепели
3. Проза 1950 – 1960 годов
4. Писатели эпохи оттепели
5. Заключение
6. Библиографический список

Файлы: 1 файл

оттепель литература.docx

— 58.13 Кб (Скачать файл)

 

  СОДЕРЖАНИЕ      

 

Введение ………….………………………………………………… 3

1. Поэзия  1950 – 1960 годов…………………………………… 6

2. Поэты  эпохи оттепели………………………………………. 8    

3. Проза  1950 – 1960 годов……………………………………. 13                

4.  Писатели  эпохи оттепели…………………………………... 14

5. Заключение…………………………………………………… 20

6. Библиографический список…………………………………. 21

 

 

                                                   Введение

Пятидесятые годы отчетливо воспринимаются как переходные, точнее, переломные в истории общества и литературы. Еще не сгладились в памяти, были совсем рядом «сороковые, роковые», и, прежде всего — жесточайшая, кровопролитная война с фашизмом, унесшая десятки  миллионов человеческих жизней.

«День Победы, нежный и туманный», о котором писала Анна Ахматова в 1945 г. в стихотворении «Памяти  друга», принес ни с чем не сравнимое чувство освобождения, но и вскоре обернулся горьким ощущением «несбывшихся надежд», столь выразительно и с подлинно трагедийной силой, переданным Михаилом Исаковским (« Враги сожгли родную хату...», 1945).

После несомненного творческого взлета поэзии и прозы в годы Великой  Отечественной войны (стихи и  поэмы Анны Ахматовой, Бориса Пастернака, Ольги Берггольц, Константина Симонова, Александра Твардовского, рассказы и повести Андрея Платонова, Алексея Толстого, Александра Бека, Василия Гроссмана, главы из романа Михаила Шолохова) и недолгого «всплеска» после Победы (повести Виктора Некрасова, Веры Пановой, Эммануила Казакевича), вслед за опубликованным в августе 1946 г. разгромным постановлением ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» наступили самые тяжкие времена н развитии советской литературы, когда «на излете» тоталитарного режима партийная, командно-административная система всячески стремилась к унификации в сфере литературы и искусства, к подчинению писателей требованиям партийности, нормам и канонам социалистического реализма.

Уже в самом начале 50-х годов  наметились признаки оживления общественной и литературной жизни, развернулось обсуждение важных социальных и художественно-эстетических проблем. В журнале

-Новый мир» в 1952 — 1954 годах  были опубликованы очерки Валентина  Овечкина «Районные будни», статьи  Владимира Померанцева «Об искренности  в литературе», Федора Абрамова  «Люди колхозной деревни в  послевоенной прозе», главы из  поэмы А.Твардовского «За далью — даль».         

 В те же годы в печати  развернулись дискуссии о «положительном  герое» и «теории бесконфликтности»,  о «самовыражении» в лирике  и др. В стихотворении «Что-то  новое в мире...», датированном 1948—1954 годами, Леонид Мартынов взволнованно  размышлял о настоящем и будущем,  одновременно предсказывая то, что  должно было произойти в самой  жизни: «...Выпрямляется раб обнаженный, / Исцеляется прокаженный, / Воскресает невинно казненный...»

Особенно заметные перемены обнаружились в середине 50-х годов, обозначив  новый период в развитии нашей  культуры, связанный с глубокими  изменениями в самой жизни  и общественном самосознании. После  смерти в 1953 г. И.В. Сталина важной вехой  в истории страны стал XX съезд  партии, разоблачивший так называемый «культ личности».

Начало и первые шаги обновления восходят к 50-м годам. На Втором Всесоюзном съезде писателей (декабрь 1954 г.) в ходе острейших творческих дискуссий  отчетливо проявилось стремление к  художественному многообразию, преодолению  иллюстративности, развернулась критика  концепции так называемого «идеального  героя » и т.п.

В это же время процесс обновления начался в театре и кинематографе, живописи и музыке (достаточно вспомнить  «Театр на Таганке» и «Современник», фильмы М. Калатозова «Летят журавли» и Г. Чухрая «Баллада о солдате», художественные выставки в Манеже и Музее изобразительных искусств, вечера поэзии в Политехническом музее и открытие летом 1958 г. памятника Маяковскому, где поэты прямо на площади читали свои стихи).

С середины 50-х годов стало выходить множество новых литературно-художественных журналов и альманахов («Юность», «Москва», «Нева», «Волга», «Дон», «Урал», «Подъем», «Вопросы литературы», «Русская литература», «Иностранная литература» и др.). Это время ознаменовалось приходом нового поколения поэтов, прозаиков и драматургов. Широкую известность получили имена Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Беллы Ахмадулиной, Василия Аксенова, Юрия Казакова и многих других.

Оживилась не только писательская практика, но и критическая, исследовательская  мысль. Прошел ряд полезных дискуссий (о реализме, о современности в  литературе и др.). Были восстановлены  имена и опубликованы книги писателей, репрессированных в 30-е годы, таких  как И. Бабель, П. Васильев, А. Веселый, М. Кольцов, Б. Корнилов, О. Мандельштам, Б. Пильняк и др. К читателю стали  возвращаться долгое время не публиковавшиеся  произведения А. Ахматовой, М. Булгакова, С. Есенина, М. Зощенко, Б. Пастернака, А. Платонова.

Процесс социально-культурного обновления уже в конце 50-х годов шел  крайне сложно и внутренне противоречиво. В обществе и соответственно в  литературной среде наметилось отчетливое размежевание, и даже противостояние двух сил. Наряду с явно положительными тенденциями, публикацией новых произведений нередки были острые критические нападки, и даже организованные кампании против ряда писателей и произведений, обозначивших новый этап общественно-литературного развития (повесть Ильи Эренбурга «Оттепель» и его мемуары «Люди, годы, жизнь», романы Бориса Пастернака «Доктор Живаго», Владимира Дудинцева «Не хлебом единым», рассказы Александра Яшина «Рычаги», Даниила Гранина «Собственное мнение» и др.).

Сюда же можно отнести грубые, проработочные выступления Н.С. Хрущева по адресу не которых деятелей искусства, молодых поэтов и прозаиков на встречах с творческой интеллигенцией в конце 1962 — начале 1963 г. Так, были подвергнуты беспардонному и некомпетентному критическому разносу произведения художника Роберта Фалька, скульптора Эрнста Неизвестного, поэта Андрея Вознесенского, кинорежиссера Марлена Хуциева и др.

На протяжении всех 1950-х — 1960-х  годов неоднократно проявлялись  попытки повернуть общественно-литературный процесс вспять, продолжалась неутихающая борьба партийной номенклатуры и официоза против любых тенденций к обновлению, расширению художественно-эстетических возможностей литературы. Так, ожесточенным нападкам подверглись наиболее талантливые и острые произведения, опубликованные в сборниках «Литературная Москва» (1956) и альманахе «Тарусские страницы» (1961), в «Новом мире» А. Твардовского вплоть до его вынужденного ухода из журнала в 1970 г. Позорные вехи этой борьбы — травля Бориса Пастернака, сопровождавшая присуждение ему Нобелевской премии, судебный процесс над Иосифом Бродским, обвиненным в «тунеядстве» и сосланным на Север, «дело» Андрея Синявского н Юлия Даниеля, осужденных за их художественные произведения, опубликованные за границей, преследования Александра Солженицына, Виктора Некрасова, Александра Галича и многих других.

Тем не менее, главные тенденции  развития литературы в 1950 — 1960-е годы выражались, прежде всего, в утверждении  свободы творческой мыли и углублении жизненной и художественной правды, в обращении к важнейшим проблемам  современности и стремлении глубже раскрыть внутренний, духовный мир  современного человека, наконец, в интенсивных  новаторских поисках многообразия жанров, форм, стилей, в наиболее полном личностном самораскрытии творческой индивидуальности художника.

Мне кажется, что одна из особенностей и характерных черт литературы этого  периода — возросший интерес  к осмыслению закономерностей развития общества, к сложным проблемам  и конфликтам времени, к тому, чтобы  глубже и шире познать сегодняшний  день в его связях с историческим прошлым, острее ставить и раскрывать жизненно важные вопросы (социальные, нравственные, философские, эстетические). С этим связано и обострившееся внимание к внутреннему миру человека, к судьбе личности, к индивидуальному началу в народной жизни.

Это расширение и углубление гуманистического содержания литературы, пристальное  внимание к народной душе, к ее нравственным основаниям и истокам наиболее ярко проявилось в «военной» и «деревенской»  прозе. Свои специфические черты  обнаружило, особенно на рубеже 50 — 60-х  годов, и такое своеобразное направление  или стилевое течение, как «молодежная», «лирико-исповедальная» проза, отразившая общий лирический «всплеск» в  литературе того времени.        

 Эпоха оттепели принесла  в литературу множество интересных  авторов и их произведений  в своей работе я хочу рассказать  о них и показать суть оттепели  её роль в жизни обычных  граждан советского общество.

 
                                  

1. Поэзия  1950-х — 1960-х годов

В середине 50-х, а особенно в их второй половине и начале 60-х годов поэзия переживала творческий подъем. Непосредственное воздействие на нее оказало начавшееся преодоление последствий «культа  личности» И.В. Сталина, первые выступления  против наследия тоталитаризма, командно-административной системы, сложный процесс утверждения  демократических принципов жизни.

Именно в то время в литературу вступило новое поколение молодых  поэтов. Поэтическое слово зазвучало  на многолюдных вечерах. Стали традицией  Дни Поэзии, проводившиеся в разных городах, собиравшие многотысячные  аудитории не только в Политехническом  музее и концертных залах, но и  во дворцах спорта и на стадионах.

Начался своеобразный эстрадный поэтический  «бум». Как писал тогда в стихотворении  «Что-то новое в мире...» (1954) поэт старшего поколения Леонид Мартынов: «Человечеству хочется песен. / Люди мыслят о лютне, о лире. / Мир без  песен неинтересен».

Следует заметить, что особенно велика, даже, пожалуй, приоритетна была тогда  роль поэзии в отражении общественных настроений, в формировании нового общественного сознания, не скованного всевозможными запретами, — в  преодолении догматизма и иллюстративности. Жизнь ставила перед литературой  и искусством серьезные и острые проблемы. И, прежде всего надо отметить возросший интерес к реальным противоречиям, сложным конфликтам и ситуациям, к анализу внутреннего  мира человека.

Стремление к жизненной конкретности, достоверности, факту, к раскрытию  нравственных ценностей личности, неповторимой и самобытной человеческой индивидуальности нередко сочеталось с тягой к  широте охвата бытия, к масштабности поэтического мышления, с его историзмом и философичностью, а также к  утверждению приоритета общечеловеческого  содержания литературы и искусства. Важную роль в этих процессах сыграло  освоение художественного опыта  и традиций отечественной поэтической  классики, в частности возвращение  в литературу ряда имен крупнейших поэтов XX века: Анны Ахматовой, Сергея Есенина, Осипа Мандельштама, Марины Цветаевой и других.

В середине 50-х годов приметы  обновления и подъема отчетливо  сказались в творчестве старшего поколения поэтов, по-своему переживавших и осмыслявших накопленный за предшествующие десятилетия «нравственный  опыт эпохи», как писала Ольга Берггольц. Именно они активно обращаются в стихах к событиям сегодняшнего дня и исторического прошлого, тяготеют к философско-поэтическому осмыслению жизни, ее «вечных» тем и вопросов. Характерны в этом плане вышедшие в середине и второй половине десятилетия лирические книги Николая Асеева «Раздумья» (1955), Владимира Луговского «Солнцеворот» (1956), Николая Заболоцкого «Стихотворения» (1957), Михаила Светлова «Горизонт» (1959) и др.

Как бы отозвавшись на страстные  выступления Ольги Берггольц в защиту «самовыражения» и «Против ликвидации лирики» (так называлась ее статья в дискуссии 1954 г. в «Литературной газете» от 28 октября), в поэзии этих лет произошел своеобразный лирический «взрыв», сказавшийся и на литературе в целом: появилась «лирическая проза», принадлежавшая, кстати, тоже перу поэтов (О. Берггольц, В. Солоухина). В это время интенсивно развиваются жанры социально-философской и медитативной лирики (в широком диапазоне — от оды и элегии до «надписи на книге», сонета и эпиграммы), в том числе лирики природы и любви, а также сюжетно-лирической баллады, стихотворного рассказа и портрета, лирического цикла, многообразные формы лирической и лиро-эпической поэмы.

На мой взгляд, обращением к насущным и сложным вопросам жизни, стремлением  раскрыть глубинную суть событий  современности, более пристальным  взглядом на историческое прошлое страны были отмечены новые главы из лирических книг-эпопей А. Твардовского «За далью  — даль» («Друг детства», «Так это  было») и В. Луговского «Середина века» («Москва 1956»).        

 Поэзия оттепели, на мой взгляд, принимает новую форму более  свободную и раскрепощенную. В  стихотворениях  слышаться более смелые строки и в целом поэзия  становиться  гораздо ближе к народу. Не смотря на это мне кажется  ЦК КПСС  следила за поэтами и без условна была цензура

Которая конечно не сравнилась с  цензурой Сталина.        

 Из поэтов эпохи оттепели  мне понравилась поэтесса Ольга  Берргольц 

мне  показалась, что О. Берргольц очень смелая и обиженная судьбой женщина. Из биографии О. Берргольц я узнал, что она Была женой Бориса Корнилова. Когда в связи с его арестом ее, беременную, вызывали на допросы, то выбили сапогами ребенка из ее живота. Несмотря на свою личную трагедию, Берггольц нашла в себе мужество стать радио глашатаем осажденного фашистами Ленинграда, призывая к мужеству измученных, голодающих сограждан.                                       

2. Поэты эпохи оттепели

2.1       Настоящая поэзия не угасала даже в самые тяжелые периоды в жизни нашей литературы. Свидетельство тому — послевоенное творчество Бориса Леонидовича Пастернака (1890—1960). Именно в это время им создаются такие шедевры, как «Гамлет», «Зимняя ночь», «Рассвет» (1946— 1947). В них отчетливо проступает острое ощущение неблагополучия в мире, осмысляются судьба и предназначение человека, — тем самым выражена активная, подлинно гуманистическая позиция художника. Личность как бы вписывается в жизнь природы, в историю всего человечества. В стихотворениях «Осень», «Белая ночь», «Свадьба», «Разлука» — «вечные» темы (природа, любовь, жизнь и смерть, назначение художника) переплетаются с библейскими мотивами.

Информация о работе Литература эпохи "оттепели"