Литература эпохи "оттепели"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 19:22, реферат

Описание работы

Пятидесятые годы отчетливо воспринимаются как переходные, точнее, переломные в истории общества и литературы. Еще не сгладились в памяти, были совсем рядом «сороковые, роковые», и, прежде всего — жесточайшая, кровопролитная война с фашизмом, унесшая десятки миллионов человеческих жизней.
«День Победы, нежный и туманный», о котором писала Анна Ахматова в 1945 г. в стихотворении «Памяти друга», принес ни с чем не сравнимое чувство освобождения, но и вскоре обернулся горьким ощущением «несбывшихся надежд», столь выразительно и с подлинно трагедийной силой, переданным Михаилом Исаковским (« Враги сожгли родную хату...», 1945).

Содержание работы

Введение
1. Поэзия 1950 – 1960 годов
2. Поэты эпохи оттепели
3. Проза 1950 – 1960 годов
4. Писатели эпохи оттепели
5. Заключение
6. Библиографический список

Файлы: 1 файл

оттепель литература.docx

— 58.13 Кб (Скачать файл)

Эти и другие произведения первоначально  составили цикл «Старые мастера», в дальнейшем получивший название «Стихи из романа» и вошедшие в качестве заключительной 17-й главы в роман  Б. Пастернака «Доктор Живаго» (1946—1955). Важнейшим среди них можно  считать стихотворение «Гамлет» (1946), которое, пользуясь словами  самого поэта, надо рассматривать как  «драму долга и самоотречения <...> драму высокого жребия, заповеданного  подвига, вверенного предназначения»1.

Шекспировский образ осмыслен поэтом глубоко личностно, социально-конкретно, и вместе с тем, несомненно, углубление его общечеловеческого содержания:                            

                                      

                                

 Гул затих.  Я вышел на подмотки.                                  

 Прислонясь к дверному косяку,                                 

 Я ловлю в далеком отголоске,                                 

 Что случится на моем веку.                                 

 На меня наставлен сумрак  ночи                                

 Тысячью биноклей на оси.            

                     Если только можно, авва отче,                                

 Чашу эту мимо пронеси.

 
Каждая строка и каждый образ  стихотворения соединяются в  цепочку дополнительных смыслов  и ассоциаций, «заземляя» их в конкретно-исторические ситуации тех лет и одновременно протягивая нити к «вечным» образам  и мотивам («Гул затих... На меня наставлен сумрак ночи... Но сейчас идет другая драма... Я один, все тонет в фарисействе...»). В общем, речь идет о судьбе и жизненном назначении человека — не только героя шекспировской трагедии, но и «Сына Человеческого», а также, конечно, героя романа Юрия Живаго и реального человека—поэта Б.Л. Пастернака.

 

 

                                             Но продуман распорядок действий,                                            

 И неотвратим конец пути.                                           

 Я один, все тонет в фарисействе.                                             

 Жизнь прожить – не поле  перейти.                                            

 

 

Что же касается других стихов, то в  них гуманистические мотивы и  концепции автора находят широкое  и разнообразное воплощение, В  стихотворении «Рассвет» (1947), впервые  напечатанном в альманахе «День  поэзии;» (1956), поэт, пожалуй, одним из первых затронул и тему беззаконий, репрессий времен культа личности.

Не случайно оно, и особенно строки: «Мне к людям хочется в толпу, / В их утреннее оживленье. / Я все  готов разнесть в щепу / И всех поставить на колени», — вызвало резкие нападки догматической критики.

В основе ряда произведений названного цикла лежат вечные евангельские сюжеты и мотивы, нашедшие своеобразную трактовку и осмысление. Это служит расширению гуманистической концепции  за счет общечеловеческих ценностей («Рождественская  звезда», «Магдалина», «Гефсиманский  сад» к др.).

Атмосфера времени отчетливо ощутима  в большом, состоящем из 44 стихотворений  лирическом цикле Пастернака «Когда разгуляется»   (1956— 1959), в котором все пронизано ощущением света, простора, очистительной свежести, обновляющегося хода жизни. Этот цикл очень симптоматичен для своего времени — начала нового важного периода в жизни страны, народа, в развитии литературы, поэзии. Единство человека и мира, чувство обновления от слияния с ним — живым, звучащим, ярким, целостным в своем движении — с большой впечатляющей силой передано в строфах заглавного стихотворения:

 
                                         

 Когда в исходе дней дождливых                                 

                  Меж туч проглянет синева,                                                

 Как небо празднично в  прорывах,                                                

 Как торжество полна трава!                                                 

 Стихает ветер, даль расчистив.                                                  

 Разлито солнце по земле.                                                

 Просвечивает зелень листьев,                                                 

 Как живопись в цветном  стекле.

 

Пейзажные картины и образы выразительно и поэтически точно передают общее  настроение и мироощущение художника. На наших глазах природа одухотворяется, поэт прикасается к ее тайне, сливается  с ней.

От зарисовок со сравнениями  преимущественно бытового плана («Большое озеро как блюдо»; лес, который  — «То весь горит, то черной тенью / Насевшей копоти покрыт») поэт переходит  к одушевлению природных явлений («небо празднично», «торжества полна  трава») и далее к сравнениям иного  характера — он ощущает себя в  храме природы, испытывает прикосновение  к тайне вечности («В церковной  росписи оконниц / Так в вечность смотрят изнутри...»; «Как будто внутренность собора — / Простор земли...»). И это чувство освобождения, чистоты, умиротворенности от духовного слияния с миром великолепно передано в заключительной строфе:

 

 

                                   Природа,  мир, тайник вселенной,                                  

 Я службу долгую твою.                                        

 Объятый дрожью сокровенной,        

                                 В слезах от счастья отстою.

 

В стихах Пастернака отчетливо проявляются  пластически-живописное и музыкальное  начала, в них развиваются философские  мотивы лирики, восходящие к традициям  русской поэтической классики. Вечные темы предстают здесь в их новизне  и неповторимости. Природа, любовь, искусство, человек — сплавлены в ткани стиха. «Живое чудо» бескрайнего мира и — «сердца тайно светящийся пласт» составляют одно целое.

Несомненно, важнейшими в творчестве Пастернака являются лирика природы  и любви, пейзажные и интимно-лирические образы и мотивы («Ева», «Без названия», «Единственные дни» и другие стихи). Но поэту свойственно и глубокое чувство времени — современности  и истории, раскрывающееся нередко  через повседневное течение событий, их естественный круговорот, зорко  подмеченные пейзажные и бытовые  детали. О многом говорят и сами названия стихотворений: «Весна в лесу», «Июль», «Осенний лес», «Заморозки», «Ненастье», «Первый снег», «Снег идет», «После вьюги», «Зимние праздники»...

Смена времен года, состояний природы, чутко улавливаемая и стихах Пастернака, передает естественный и сложный, но в целом обновляющийся ход жизни, движение времени-истории. Если в цикле «Стихи из романа» преобладали, скажем так, весенне-летние мотивы (ср. названия стихотворений: «Март», «Белая ночь», «Весенняя распутица», «Лето в городе», «Бабье лето», «Август» и лишь одно среди них — «Зимняя ночь»), то в цикле 1956-1959 гг. картина обратная, и на первом плане оказываются образные мотивы, связанные не с «оттепелью» и «весной», а, напротив, — с «ненастьем», «заморозками», «снегом» и «вьюгой».

Для поэта характерно постоянное, очень конкретное одушевление, очеловечивание природы. В его стихах «сосна на солнце жмурится», лесной ручей «что-то хочет  рассказать / Почти словами человека», «ветер бредет наугад / Все по той  же заросшей тропинке»... ( другой стороны, для него органична глубинная связь: человек — все ленная — время. От обычного, ближайшего, сиюминутного, того, что окружает людей в их быту, к необычному, бескрайнему и вечному — таков путь развития поэтической мысли, который наглядно прослеживается в завершающем цикл стихотворении «Единственные дни» (1959). В нем вновь поэтически приоткрывается тайна жизни и времени: их бесконечное разнообразие, вечное движение и неповторимость каждого мига:                                                                               

 

 

 

                                              На  протяженье многих зим                                             

 Я помню дни солнцеворота                                              

 И каждый был неповторим                                             

 И повторялся вновь без  счета

 

 

         Человек неразделим здесь с жизнью природы, мира, естественным движением  времени, с которым его объединяет, роднит любовь. Как всегда, обращает на себя внимание мастерство конкретных деталей, которые каждый раз выводят  к обобщению, в большой окрестным  мир («Дороги мокнут, с крыш течет, / И солнце греется на льдине»; «...И  на деревьях в вышине /Потеют от тепла скворешни»). И вместе с тем именно эти детали помогают нагляднее ощутить всю значимость и величие «Тех дней единственных, когда / Нам кажется, что время стало». Отсюда такой естественный переход от обычных, казалось бы, дней, часов и даже минут — к веку и вечности, заложником или посланником которой ощущал себя поэт.                                         

 И полусонным стрелкам лень                                                

 Ворочаться на циферблате,                                               

 И дольше века длить день                                                

 И не кончается объятье.  

  

2.2     Ваншенкин Константин Яковлевич (род. в 1925г.) — поэт участник Отечественной войны, автор известных песен «Я люблю тебя, жизнь», «Алеша», «Как провожают пароходы». Первые сб. стихов «Песня о часовых» (1951), «Портрет друга» (1955), «Волны» (1957) и сб. рассказов «Армейская юность» посвящены воинской службе, ровесникам, судьбе поколения. В следующих книгах стихов «Окна» (1962), «Повороты света» (1965), «Опыт» (1968), «Характер» (1973) обращается к современности к природе, к философскому осмыслению жизни, места человека в мире. Его стихам свойственна реалистическая простота и естественность формы. Лауреат Гос. премии СССР (1985). 

 2.3     Ахмадулина Белла (Изабелла) Ахатовна (род. В 1937г.) — поэт, автор книг «Струна» (1962), «Уроки музыки» (1969), «Свеча» (1977) и др., поэм «Моя родословная» (1964), «Сказка о дожде» (1975), прозаических эссе. Все стихах сложность и богатство душевных движений воплощаются в изысканности и простоте поэтической речи. В книгах «Тайна» (1983), «Сад» (1987). «Ларец и ключ» (1994), «Гряда камней» (1995) обнаруживается новая глубина в постижении трагических противоречий мира. 

2.4     Винокуров Евгений Михайлович (1925—1993) — поэт, участник Отечественной войны. В первых сб. «Стихи о долге» (1951), «Синева» (1956), «Признанья» (1958), наряду с воспоминаниями о войне, обнаружилась склонность к философичности. В книгах «Лицо человеческое» (1960), «Слово» (1962), «Музыка» (1964), «Характеры» (1965), «Зрелища» (1968), «Метафоры» (1972), «Контрасты» (1975), «Дом и мир» (1977) и др. обращение к истории и современности, к вечным проблемам бытия реализуется в живописности бытовых деталей, тонком психологическом анализе, находя воплощение в реалистической простоте стиля и стиха. Лауреат Гос. премии СССР (1987). 

2.5     Ахматова (Горенко) Анна Андреевна (1889—1966) — поэт. Стихи первых сборников «Вечер» (1912) н «Четки* (191'4) принесли признание читателей и критики. В следующих книгах «Белая стая» (1917), «Подорожник» (1921), «Anno Domini» (1922) любовная тема, фольклорные мотивы дополняются и обогащаются раздумьями о времени, о судьбах родины и народа. После длительного перерыва выходит сб. «Из шести книг» (1940). В годы войны широкую известность получили стихотворения «Клятва» (1941) и «Мужество» (1942). В 1946 г. была подвергнута разносной критике в постановлении ЦК. ВКП(б) и докладе А. Жданова. При жизни вышла итоговая книга «Бег времени» (1965), Наиболее значительные произведения — поэма-цикл «Реквием» (1935—61, опубл. в 1987), «Поэма без героя» (1940—65, полностью опубл. в 1989), раскрывающие трагическую сложность и противоречия эпохи. 

2.6     Берггольц Ольга Федоровна (1910—1975) — поэт, прозаик. Первые сб. «Стихотворения» (1934) и «Книга песен» (1936). В 1938—39 годах подверглась аресту по ложному обвинению. Годы войны провела в осажденном Ленинграде. Тогда вышли книга стихов «Ленинградская тетрадь» (1942), лирические поэмы «Февральский дневник», «Ленинградская поэма» (1942), «Памяти защитников» (1944), «Твой путь» (1945), В них переданы жестокая правда блокадного быта, трагедия города, мужество и героизм его защитников. После войны пишет поэму «Первороссийск» (1950), трагедию в стихах «Верность» (1946—54), автобиографическую лирике-исповедальную повесть «Дневные звезды» {1954—59). Позже выходят книги стихов «Узел» (1965), «Верность» (1970), «Память» (1972) и др. Лауреат Гос. премии СССР (1951). 

2.7     Асеев Николай Николаевич (1889—1963) — поэт. В раннем творчестве испытал влияние символизма и футуризма (сб. «Ночная флейта», 1914). Автор известных поэм «Лирическое отступление (1924), «Маяковский начинается» (1940), сб. статей «Зачем и кому нужна поэзия» (1961), В книгах стихов «Раздумье» (1955) и «Лад» (1961) выразилось обострившееся ощущение современности и истории, ярко проявились черты патетико-романтического и вместе с тем задушевно-лирического тона и стиля.

 

 

                                         3.  Проза 1950 – 1960 годов

 

Великая Отечественная война (1941 — 1945), послевоенная жизнь поставили  перед обществом ряд небывалых  доселе, необыкновенно сложных задач. Помимо экономических и политических были проблемы социальные, нравственные, философские...

Писатели второй половины века оказались  перед сложнейшими эстетическими  задачами. Новые противоречия, конфликты, рождение новых отношений с окружающим миром требовали других, зачастую . отличных от привычных подходов, способов отражения жизни, иных вариантов художественного постижения характеров.

Эти годы, как переходные, примечательны  тем, что творческий поиск новой концепции человека шел сразу в нескольких направлениях. При внимательном изучении процессов, происходивших в литературе тех лет, трудно согласиться с убеждением некоторых литературоведов, что в начале 1950-х годов в прозе существовала лишь бесконфликтность, нормативные принципы воссоздания человека и только со смертью Сталина (1953 г.), после XX съезда КПСС (1956 г.) наступают резкие изменения и литература возвращается к «реальному» человеку. Бесспорно, исторические события «вмешивались» в развитие литературы, но в основе процесса художественного обновления лежат глубинные изменения в сознании людей, произошедшие в годы войны и послевоенного строительства, а также внутренние законы развития литературы, которые недооцениваются сегодня и которые сформировали не столь однозначную картину литературного процесса начала 50-х годов. Еще в 1949 г. Вера Панова (1905—1973), произведения которой «Спутники» (1946), «Кружилиха» (1947) и «Ясный берег» (1949) были отмечены Сталинскими премиями, познакомившись с корректурой повести «Ясный берег», писала: «... Повесть вышла хуже «Кружилихи». Слишком лучезарно, слишком мало серьеза жизненного. Природа ли, душа ли человеческая — все пейзажики, пейзажики, не только до крови не доходит, но и под кожу не углубляется (письмо к А.К. Тараеенкову, 2 октября 1949 г.).

Информация о работе Литература эпохи "оттепели"