Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 19:22, реферат
Пятидесятые годы отчетливо воспринимаются как переходные, точнее, переломные в истории общества и литературы. Еще не сгладились в памяти, были совсем рядом «сороковые, роковые», и, прежде всего — жесточайшая, кровопролитная война с фашизмом, унесшая десятки миллионов человеческих жизней.
«День Победы, нежный и туманный», о котором писала Анна Ахматова в 1945 г. в стихотворении «Памяти друга», принес ни с чем не сравнимое чувство освобождения, но и вскоре обернулся горьким ощущением «несбывшихся надежд», столь выразительно и с подлинно трагедийной силой, переданным Михаилом Исаковским (« Враги сожгли родную хату...», 1945).
Введение
1. Поэзия 1950 – 1960 годов
2. Поэты эпохи оттепели
3. Проза 1950 – 1960 годов
4. Писатели эпохи оттепели
5. Заключение
6. Библиографический список
А в 1951 г., когда получили Сталинскую (Государственную) премию С.Бабаевский (роман «Свет над землей» — продолжение «Кавалера Золотой Звезды») и Г.Николаева (роман «Жатва»), творчество которых для многих критиков впоследствии стало иллюстрацией) теории бесконфликтности, свой первый рассказ «Гражданский человек» («Сибиряк») на страницах уральской газеты опубликовал Виктор Астафьев. Поучительна история его появления. Случайно попав на занятия литературного кружка, двадцатисемилетний, прошедший войну Астафьев был возмущен услышанным здесь рассказом начинающего автора: «Взбесил тот рассказ меня, герой рассказа, летчик, сбивал и таранил фрицев, как ворон. Его встретили родные, невеста и вся деревня, да как встретили, что хоть бери и перескакивай из жизни в этот рассказ. А мы вот, два орла-молодожена, впорхнули в жизнь с продовольственными талончиками на полмесяца. А вдобавок ко всему в летнем обмундировании, в сапогах и пилотке, а на дворе ноябрь... Ночью, на дежурстве дурацкий рассказ лез в голову: «Нет, не такими были мужики и ребята, с которыми я воевал».
В первом, еще наивном рассказе «Гражданский человек», но мнению писателя, было и притягательное свойство — все списано с натуры, а точнее, с фронтового товарища, «все-все: фамилия, имя, названия фронтовых и тыловых деревень, количество детей и т.д.». Одним словом, начинающий писатель Виктор Астафьев, не имевший к тому времени даже среднего образования, решительно не приемлет нормативные способы изображения, избирает свой путь постижения реальности, ориентиропанныи на личный опыт, он доверяет в жизни лишь тому, что познал и попробовал сам, этому принципу он остается, верен и в зрелые годы. В данном случае Астафьев является выразителем народной точки зрения, взглядов того солдата, который видел войну сам. Я думаю, что в конце 40-х, в самом начале 50-х, в сознании читателя и писателя, простых людей и интеллигенции полюс эстетического восприятия сместился от идеального — к реальному. И это оказало существенное влияние на литературу, были написаны опубликованы «Районные будни» (1952) В. Овечкина, «Русский лес» (1950—53) Л. Леонова, «За правое дело» В, Гроссмана (1952).
Удивительные внутренние закономерности развития литературы, которые определяются суммарными усилиями талантов, их творческими предпочтениями, приоткрывает «потаенная проза» конца 40-х — 50-х.
Два крупных советских писателя Михаил Пришвин и Борис Пастернак, неподвластные литературной политике тех лет, создают, тороча, и боясь не успеть, свои главные книги — романы «Осударева дорога» и «Доктор Живаго», находящиеся в стороне от общих устремлений творческой мысли.
4.1 Солженицын Александр Исаевич
(род. 1918 г.) - прозаик.
Родился в Кисловодске. В 1924 году вместе
с матерью Таисией Захаровной (отец погиб
за полгода до рождения сына) переехал
в Ростов.
Учился на физико-математическом факультете
Ростовского университета. Блестяще одаренный
юноша одним из первых получил учрежденную
в 1940 году Сталинскую стипендию. Перейдя
на четвертый курс, Солженицын параллельно
поступил на заочное отделение МИФЛИ (Московского
института философии, литературы и истории).
Кроме того, учился на курсах английского
языка и уже серьезно писал.
В октябре 1941 года был мобилизован; на
фронт он после обучения попал в 1942 году
и прошел со своей "звукобатареей"
(выявляющей вражескую артиллерию) от
Орла до Восточной Пруссии. Здесь в феврале
1945 года в связи с обнаруженными цензурой
в его, капитана Солженицына, переписке
с другом юности Н. Виткевичем резко критическими,
"левыми" оценками личности Сталина
он был арестован, препровожден в Москву
и осужден на 8 лет. Эти годы он провел вначале
в лагере на Калужской заставе, затем четыре
года - в НИИ ("шарашке"), два с половиной
года - на общих работах в лагерях Казахстана.
После освобождения из лагеря - вечное
поселение в Кок-Терек на юге Казахстана
(оно длилось три года), а затем - переезд
в Рязанскую область и работа учителем
математики в школе в одном из сел (этот
момент изображен в рассказе "Матренин
двор") и в Рязани.
Все эти годы, не исключая лагерных, Солженицын,
как и на фронте, много писал: то поэму
в стихах "Дороженька", заучивая ее
наизусть, то пьесу "Республика труда"
(1954), то "роман о Марфинской шарашке"
(1955-1968).
Все эти обстоятельства - войну, лагерь,
смерть Сталина в 1953 году и доклад Н. С.
Хрущева о трагических последствиях культа
личности Сталина на XX съезде КПСС в 1956
году - следует учитывать как факты духовной
биографии Солженицына. Он их воспринял
гораздо глубже, чем многие другие.
Первые опубликованные в начале 60-х годов
на Родине произведения Солженицына -
повесть "Один день Ивана Денисовича"
(1962), рассказ "Матренин двор" (1963)
- появились на исходе хрущевской "оттепели",
в преддверии периода застоя. Кроме этого,
были опубликованы и другие рассказы писателя:
"Случай на станции Кочетовка" (1963),
"Захар-Калита" (1966), "Крохотки"
(1966). Солженицына стали называть, с одной
стороны, писателем "лагерной" прозы,
а с другой - прозы "деревенской".
Сам автор однажды заметил, что к жанру
рассказа он обращался нечасто, "для
художественного удовольствия": "В
малой форме можно очень много поместить,
и это для художника большое наслаждение
- работать над малой формой. Потому что
в маленькой форме можно оттачивать грани
с большим наслаждением для себя".
Повесть "Один день Ивана Денисовича"
первоначально называлась "Щ-854 (один
день одного зэка)". Сколько бы ни писали
о лагерной жизни, нельзя забыть колонну
людей в бушлатах, с портянками на лицах
от ледяного ветра с узкими прорезями
для глаз, бараки, столовую, где голодные
люди "как на крепость лезут", зоркий
мужицкий взгляд Ивана Денисовича Шухова.
"... И вышла колонна в степь, прямо против
ветра и против краснеющего восхода. Голый
снег лежал до края, направо и налево, и
деревца во всей степи не было ни одного".
Начался год новый, пятьдесят первый, и
имел в нем Шухов право на два письма..."
В повести читатель сталкивается со множеством
ярких человеческих сознании, с полифонизмом
помыслов и голосов. Иван Денисович, например,
не может не высмеять, правда мягко, Алешу-баптиста
и его призыв: "Из всего земного и бренного
молиться нам Господь завещал только о
хлебе насущном: Хлеб насущный даждь нам
днесь!
- Пайку, значит? - спросил Шухов".
С сочувствием наблюдает Шухов бунт капитана
второго ранга Буйновского против охраны,
но не скрывает и свое сомнение: не сломается
ли тот. Близок Шухову бригадир Тюрин с
его умной независимостью, расчетливым
покорством судьбе, недоверием к фразе.
В небольшом пространстве повести сочетаются
многие человеческие судьбы, прежде далекие
друг от друга. Время (один день) как бы
вливается в пространство лагеря, растекается
по снежному простору. Оно течет (вместе
с движением колонны) по дороге, сжимается,
уплотняется до узкого места на нарах.
Это искусство сжатия, концентрации - замечательное
достижение писателя. Оно связано с тем,
что источником движения в повести был
конкретный человеческий характер.
В 1962 году отечественный читатель еще
не знал романа Солженицына "В круге
первом" (1955-1968). Это роман о пребывании
героя - интеллигента Нержина - в закрытом
НИИ, в "шарашке". Здесь в беседах
с другими заключенными: с критиком Львом
Рубиным, инженером и философом Сологдиным
- Нержин долго и мучительно выясняет:
кто же в подневольном обществе в меньшей
степени живет по лжи? Эти всезнайки-интеллигенты
или вчерашний крестьянин Спиридон, дворник
на этой же "шарашке"? После острых,
глубоких споров Нержин приходит к мысли,
что, пожалуй, Спиридон, не понимающий
множества превратностей истории и своей
судьбы, жил все же наивнее и чище, нравственней,
непритворней.
Старуха Матрена из рассказа "Матренин
двор" с ее бескорыстием, неспособностью
обидеть мир, - а он ее не только обижал,
грабил, но и погубил, - предшественница
старух-праведниц из повести В. Распутина
"Последний срок" и "Прощание с
Матерой", бабушки из книги В. Астафьева
"Последний поклон" (см. "Матренин
двор").
"Архипелаг ГУЛАГ" (1958-1968) сам автор
образно определил как "окаменелую
нашу слезу". В этом произведении привлекает
не только богатство разговорных интонаций,
оттенки сарказма и иронии. Самое важное
в том, что в стиле писателя преобладает
мозаичность склеенных кусков. Значение
разнонаправленных метаний, стремительных
бросков в разных направлениях - в двух
авторских выводах. С одной стороны, "ГУЛАГ"
- это окаменелая слеза, это обвинительный
акт. А с другой - это книга о коллективном,
еще не отмоленном грехе. Здесь все жертвы
и соучастники - и те же Крыленко, Раскольников,
Дыбенко, Горький, и доверчивые крестьяне,
слепо сжигавшие дворянские библиотеки
и убивавшие юнкеров в 1917 году, а в годы
коллективизации составившие самый большой
поток ссыльных. Из цепочки "порывании"
смятенной мысли Солженицына вызревает
вывод о личном спасении его от внутренней
"запыленности", засаленности души
ложью и пошлостью самодовольства. Писатель
приходит к своей излюбленной идее победы
над злом через жертву, через неучастие,
пусть и мучительное, во лжи. В финале своей
книги Солженицын произносит слова благодарности
тюрьме, так жестоко соединившей его с
народом, сделавшей его причастным к народной
судьбе: "Благодарю тебя, тюрьма, что
ты была в моей жизни".
Солженицын становится "в оппозицию
не столько к той или иной политической
системе, сколько к ложным нравственным
основаниям общества". Он стремится
вернуть вечным нравственным понятиям
их глубинное, исконное значение. Писатель
продолжает одну из центральных гуманистических
линий русской классической литературы
- идею нравственного идеала, внутренней
свободы и независимости даже при внешнем
притеснении, идею нравственного совершенствования
каждого. В этом он видит национальное
спасение. Эту же мысль он проводит и в
своей, казалось бы, самой "политической",
обличительной книге "Архипелаг ГУЛАГ":
"... линия, разделяющая добро и зло, проходит
не между государствами, не между классами,
не между партиями, - она проходит через
каждое человеческое сердце - и через все
человеческие сердца..."
В небольшой статье "Жить не по лжи!"
в открытой публицистической форме писатель
призывает жить по совести, жить по правде.
"Мы так безнадежно расчеловечились,
что за сегодняшнюю скромную кормушку
отдадим все принципы, душу свою, все усилия
наших предков, все возможности для потомков
- только бы не расстроить своего утлого
существования. Не осталось у нас ни твердости,
ни гордости, ни сердечного жара". "Так
круг - замкнулся? И выхода - действительно
нет?" Автор верит в обратное, будучи
убежден, что "самый простой, самый доступный
ключ к нашему освобождению: личное неучастие
во лжи! Пусть ложь все покрыла, пусть ложь
всем владеет, но в самом малом упремся:
пусть владеет не через меня!"
В лекции по случаю присуждение Солженицыну
Нобелевской премии (1970) он развивает эту
мысль, доказывая, что писателям и художникам
доступно еще большее - победить ложь.
Свою речь писатель закончил русской пословицей:
"Одно слово правды весь мир перетянет".
Солженицынская правда жесткая, порой
безжалостная. Но, как верно замечает по
этому поводу С. Залыгин, "в нашем отечественном
контексте наше теперь уже ходячее выражение
"Смотреть правде в глаза" - это действительно
то же самое, что "смотреть в глаза страданию".
Такова наша история".
4.1 Белов Василий Иванович (род. в 1932 г.) — прозаик, автор широко известной повести «Привычное дело» (1966), ставшей одним из ключевых произведений «деревенской прозы». Первые книги — сб. стихов «Деревенька моя лесная» к повесть «Деревня Бердяйка» — вышли в 1961 г. Впоследствии опубликованы повести «Плотницкие рассказы» (1968), цикл юмористических миниатюр «Бухтины вологодские» (1969). прозаический цикл «Воспитание по доктору Споку» (1968—78), книга «очерков о народной эстетике» — «Лад» (1979—81), остросюжетный и полемический роман «Кануны» (1972-98).
4.2 Век Александр Альфредович (1903—1972) — прозаик, участник гражданской и Великой Отечественной войн. Автор известной документаль но-психологической повести «Волоколамское шоссе» (1943—44)обоборо не Москвы в 1941 г.
Важной темой его творчества стала история и люди отечественной металлургии — от раннего рассказа «Последняя домна» (1936). повестей «Курако» (1934) и «События одной ночи» (1936) до романа «Новое назначение» (1960—64, опубликован в 1986), раскрывающего порочность и обреченность командно-административной системы, тоталитарного строя.
4.3 Пришвин Михаил Михайлович (1873—1954) — прозаик. В первых книгах путевых записей «В краю непуганых птиц» (1907) и «За волшебным колобком» (1908), в повести-очерке «У стен града невидимого» (1909) раскрывался мир природы, народной жизни, быта, языка, устно-поэтического творчества. Эти темы развиваются впоследствии в повестях «Жень-шень» (1933), «Неодетая весна» (1940), поэме в прозе «Фацелия» (1940), сказке-были «Кладовая солнца» (1945) и по вести-сказке «Корабельная чаща» (1954), наконец, в автобиографическом романе «Кащеева цепь» (1923—54). Особое место в творчестве писателя занимают роман-сказка «Осударева дорога(опубл.в 1957) и дневники, которые он вел на протяжении всей жизни.
4.4 Розов Виктор Сергеевич (род. в 1913 г.) — драматург, сценарист, участник Отечественной войны. Первая пьеса «Ее друзья» (1949). Известность и успех пришли с постановкой пьесы о молодежи «В добрый час!» (1954, экранизации 1956), а особенно «Вечно живые» (1943—54), по которой был поставлен к/ф М.Калатозова и С.Урусевского «Летят журавли» (1957), отмеченный высшей наградой фестиваля в Каннах и получивший мировую известность. Впоследствии пишет пьесы «В поисках радости» (1956), «Неравный бой» (1959), «В день свадьбы» (1963), «Традиционный сбор» (1966), «Гнездо глухаря» (1978), «Кабанчик» (1981, опубл. в 1987), посвященные острым социальным, духовным, нравственным проблемам. Лауреат Гос. премии СССР (1967).
4.5 Овечкин Валентин Владимирович (1904—1968) — прозаик, драматург, участник Отечественной войны. Первый сб. «Колхозные рассказы» (1935). Внимание читателей привлекла повесть «С фронтовым приветом»
(1945). После войны пишет пьесы
о деревне «Бабье лето» (1947),
«Настя Колосова» (1949). Особенно
значимым в его творчестве
и во всей литературе стал
получивший широкий
4.6 Паустовский Константин Георгиевич (1892—1968) — прозаик. Известность ему принесли повести «Кара-Бугаз» (1932) и «Колхида» (1934), связанные с темой строительства, рассказы о человеке и природе «Летние дни» (1937), «Мещерская сторона» (1939), «Повесть о лесах» (1949), книги о людях искусства «Исаак Левитан», «Орест Кипренский» (1937), о природе художественного творчества «Золотая роза» (1956). Был одним из инициаторов и составителей сб. «Литературная Москва» (1956) и «Тарусские страницы» (1961). Главным своим трудом он по праву считал создававшуюся на протяжении многих лет «Повесть о жизни»: «Далекие годы» (1946), «Беспокойная юность» (1955), «Начало неведомого века» (1957), «Время больших ожиданий» (1959), «Бросок на юг» (1960), «Книга скитаний» (1963).
4.7 Аксенов Василий Павлович (род. в 1932 г.) — прозаик, автор лири-ко-исповедальных повестей «Коллеги» (1960), «Звездный билет» (1961), «Апельсины из Марокко» (1963), принесших ему широкую известность, романов «Ожог» (1975), «Остров Крым» (1979). Один из организаторов и активных участников альманаха «Метрополь» (1979). В 1980г. выехал в США, где впоследствии были написаны книги «В поисках грустного бэби» (1987), «Московская сага» (1992), в которых осмыслялась настоящая и прошлая жизнь Америки и России, внутренний мир современного человека.
4.8 Бакланов Григорий Яковлевич (род. в 1923г.) — прозаик, участник Отечественной войны, автор повестей «Южнее главного удара» (1957) и «Пядь земли» (1959), принесших ему широкую известность. Для них характерно пристальное внимание к внутреннему миру человека на войне, к изображению окопных будней переднего края. Военной теме посвящены роман «Июль 41 года» (1965) н повесть «Навеки — девятнадцатилетние» (1979). Автор сценария «Был месяц май» (1970), пьесы «Пристегните ремни» (1975), а также очерков, рассказов, воспоминаний. Лауреат Гос. Премии СССР (1982).
4.8 Вампилов Александр Валентинович (1937—1972) — драматург, прозаик. Первый сб. юмористических рассказов «Стечение обстоятельств» (1961), за которым последовали одноактные пьесы «Ангел» (1962) и «Дом окнами в поле» (1964). Наибольшую известность принесли пьесы «Прощание в июне» (1966), «Старший сын» (1968), «Утиная охота» (1970), «Прошлым летом в Чулимске» (1972). В них раскрываются сложные нравственные проблемы, исследуются неоднозначные, психологически углубленные характеры, тонко взаимодействуют символика и быт, лирика и сатира, трагедия и фарс.
Итак, литературный процесс 1950-60-х
годов, будучи связанным, с социальной
жизнью общества, в значительной степени
определялся внутренними
Проза 50—60-х годов успешно
«Производственная» проза, так и не преодолев высокую планку художественности в осмыслении характера рабочего, сосредоточила свое
внимание на воссоздании главного героя своего времени — руководителя Административной Системы, с которым, как оказалось, были
низаны основные экономические успехи общества. Пройдя путь познания характера советского администратора (Дроздов, Вальган, Бахирев,
Балуев), литература добилась наибольшего творческого успеха » романе А. Бека «Новое назначение» (образ Онисимова).
Я считаю развитии прозы о Великой Отечественной войне обозначились те тенденции: всестороннего глобального осмысления войны в панорамных романах и психологически углубленного изображения человека на войне в повестях и рассказах писателей, пришедших в литературу с передовой.
Деревенская повесть, опережая роман нового времени, вносила спои коррективы в художественное представление о жизни советской деревни в период коллективизации («На Иртыше» С. Залыгина) и послевоенного
времени («Привычное дело» В. Белова), современности («Деньги для Марии» В. Распутина), открывала новые характеры, находила новые средства их художественного изображения.
Литература СССР конца 1940
и начала 1950 годов нуждалось в
свободе. И после смерти
1. Зайцев В.А., Герасименко А.П. – История русской литературы второй половины ХХ века.
2. Ершов Л.Ф. – История русской советской литературы.
3. "Литература. Справочник школьника", М.: "Слово", 1997 г.