Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 11:34, реферат
1. Особенности социально-экономического развития России на рубеже Х1Х - ХХ веков.
2. Революция 1905-1907 гг. Создание многопартийной системы. Начало российского парламентаризма.
3. Аграрная реформа П.А.Столыпина.
«ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ» |
Факультет: Экономический
Контрольная работа
по дисциплине: «История»
Вариант № 5
Выполнил: |
Мурзакаев Никита Вячеславович | ||
ФИО полностью, заполняется студентом | |||
Группа: |
Ю-13-С(и) | ||
заполняется студентом | |||
Контактная информация: |
Murzakaev2014@yandex.ru 89655749473 | ||
e-mail, моб.телефон , заполняется студентом | |||
Отметка о регистрации: |
|||
дата, подпись специалиста (заполняется специалистом кафедры) | |||
Проверил: |
|||
ФИО преподавателя | |||
Дата: |
Оценка: |
||
Примечания: |
|||
Пермь 2013г.
Введение
1. Особенности социально-
2. Революция 1905-1907 гг. Создание многопартийной
системы. Начало российского
3. Аграрная реформа П.А.
Социально-экономическое
На рубеже XIX—ХХ веков движущими
силами цивилизационного процесса постепенно
становятся революционизм, национализм,
индустриализм, проявление которых
в России имело некоторые особенности.
Меняется и само содержание понятия
«цивилизация». Так, в эпоху Просвещения
в Европе цивилизация связывалась
с совершенствованием нравов, законов,
науки, искусства, философии. Историки
периода реставрации во Франции,
немецкие ученые их современники в XIX веке
пользовались этим понятием уже сравнительно
широко и издали целую серию трудов
об истории цивилизации в странах
Европы и Америки. К. Маркс связывал
цивилизацию с товарным производством,
с эксплуатацией человека человеком.
Отечественные западники (Т. Грановский,
П. Чаадаев и др.) отождествляли
цивилизацию вообще с западной цивилизацией,
признавая одновременно единство исторического
процесса. Ленин считал, что подлинная
цивилизация возникает с
Современная западная общественная наука
определяет цивилизацию как состояние
человеческого общества, характеризуемое
высоким уровнем культурных и
технологических достижений и соответствующим
комплексом социального и политического
развития. Цивилизация, по мнению западных
ученых, связана преимущественно
с городом, государством, гражданственностью.
Поэтому наиболее очевидно, что цивилизация
в том виде, который вызвал резкое
ее неприятие многими западными
мыслителями от Руссо до Шпенглера,
проявляется в урбанизации, в
распространении
Революционизм характеризует развитие
государства и общества по пути цивилизации
посредством социальных революций.
При этом под социальной революцией
понимается коренной, качественный, глубинный
переворот в развитии общества, всех
его сфер, способ смены одной социально-
Что касается национализма, речь традиционно идет о политике и практике, идеологии и психологии в национальном вопросе, основанных на признании наций и этносов и их взаимоотношений важнейшим фактором общественного развития и приоритетного, привилегированного места, роли и интересов данного народа в социально-политической, экономической и культурной жизни всего человечества в ущерб интересам и запросам других народов.
В отношении индустриализма мыслится
движение к индустриальному обществу.
Индустриальное общество — это стадия
(ступень) исторического развития общества,
которой присущи достаточно высокий
уровень промышленного
Будучи основными силами цивилизационного процесса в странах Запада, революционизм, национализм и индустриализм вместе с тем, начиная с конца XIX века и в последующем, привели к интернационализации жизни различных народов, их сближению на основе достижений науки и техники, распространению образования. Получает развитие так называемый межцивилизационный диалог.
Одновременно с этим именно мировые войны ХХ столетия поставили на грань гибели мировую цивилизацию, стали тяжелым испытанием для человечества, его гуманистических ценностей, выработанных в течение всей предшествующей истории общества. Эти войны, несомненно, явились отражением коренных перемен, обусловленных революционизмом, национализмом и индустриализмом, одним из ужасных последствий процесса развития цивилизации в целом.
На рубеже XIX—ХХ веков капитализм вступил в новую (монополистическую) стадию развития. В странах Запада образовывались мощные производственные и финансовые объединения (промышленные монополии и финансовые союзы). Постепенно происходило сращивание промышленного и финансового капитала. Образованные им промышленно-финансовые группы заняли доминирующее положение в экономике западных стран. И именно их интересам все более подчинялась внутренняя и внешняя политика развитых капиталистических государств.
Процесс формирования монополистического
капитализма был характерен и
для России. Он прямо и опосредованно
затронул ее социально-экономическую
и политическую жизнь. Особенностью
этого процесса в России явилось
то, что национальный монополистический
капитал сформировался здесь
под влиянием следующих факторов:
во-первых, исторических — Россия перешла
к капитализму позднее многих
стран Европы; во-вторых, экономико-географических
— необъятная территория с различными
природными условиями и ее неравномерным
освоением; в-третьих, социально-политических
— сохранение самодержавия, помещичьего
землевладения, сословного неравноправия,
политического бесправия
Еще одной особенностью формирования
отечественного монополистического капитализма
явилась специфика изменений
в социальной и политической системе
российского общества. К началу ХХ
века территория Российской империи
превышала 22 миллиона квадратных километров.
В социальном отношении население
страны было неоднородно. Сравнительно
малочисленное дворянство во многом
определяло политическую жизнь страны,
занимая ключевые посты в центральных
и местных органах управления.
Однако под влиянием развития капитализма
в России этот слой все больше обуржуазивался
и шел на политический контакт
с буржуазией. Около 80% населения
страны составляли крестьяне. Под влиянием
капиталистических общественных отношений
ускорилось социальное расслоение крестьян:
не более 20 процентов стало сельской
буржуазией (так называемыми кулаками)
и зажиточными; основная же масса
вела полупатриархальное хозяйство
и служила источником наемной
силы для деревни и города. Объединяющим
всех крестьян вопросом был аграрный.
Постепенно набиравшая численность
и общественный вес национальная
буржуазия тем не менее оставалась
политически пассивной. Ее роль в
государственной системе
В социальной структуре российского
общества особая роль принадлежала многочисленному
чиновничеству. Именно из-за наличия
большого слоя чиновничества в России
формировался не столько монополистический,
сколько государственно-
Духовенство являлось в России еще
одним привилегированным
Термин «интеллигенция» был
введен в оборот в 60-х годах XIX века
писателем П. Боборыкиным. Интеллигенция
пыталась осмыслить собственные
задачи, связав их с местом России в
истории мировой культуры и цивилизации,
что и привело к возникновению
самых различных идейных
В отечественной публицистике и
художественной литературе убедительно
раскрыта вся противоречивость жизненного
мироощущения российской интеллигенции,
где проекты радикального переустройства
мира нередко сочетаются с элементарным
незнанием практической стороны
дела. Вместе со стремлением к победе
духа над миром, разумного идеала
над постылой действительностью
в душе типичного интеллигента в
России на рубеже XIX—ХХ веков имело
место чувство оторванности от подлинно
народной жизни, вины перед идеализируемым
«народом-страдальцем» и вытекающие
отсюда желания слиться с ним,
проникнуться его духом, отдавая
ему все свои знания и силы. На
этой социально- и индивидуально-
Воодушевленно продвигая вперед развитие
здравоохранения, техники, науки, права,
искусства, культуры в целом, большая
часть российской интеллигенции
стала олицетворением самоотверженного
и во многом бескорыстного служения
общему благу. Одновременно с этим у
некоторых идеологов
Следует заметить, что большинство
российской интеллигенции в этот
период было далеко от революционной
деятельности. Многие представители
интеллектуальной элиты России стояли
на позициях так называемого «
Информация о работе Место 20 века во всемирно-историческом процессе. Россия в начале 20 века