Место 20 века во всемирно-историческом процессе. Россия в начале 20 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 11:34, реферат

Описание работы

1. Особенности социально-экономического развития России на рубеже Х1Х - ХХ веков.
2. Революция 1905-1907 гг. Создание многопартийной системы. Начало российского парламентаризма.
3. Аграрная реформа П.А.Столыпина.

Файлы: 1 файл

История)) .docx

— 49.45 Кб (Скачать файл)

Можно утверждать, что исключительно  велика роль российской интеллигенции  в развитии отечественной культуры, но на ней лежит и груз исторических ошибок, когда легкомысленное увлечение революционными иллюзиями и своей завышенной ролью «народного заступника» помешало ей адекватно оценить реальные последствия кружковского догматизма, социального утопизма и пренебрежения отдельной личностью во имя «всеобщего блага». В 1909 году группа известных публицистов и философов (Н. Бердяев, С. Булгаков, М. Гершензон, П. Струве, С. Франк и др.) посвятила этим актуальным вопросам известный сборник «Вехи» («Сборник статей о русской интеллигенции»). Однако предупреждение «Вех» не было услышано, что в дальнейшем обернулось трагическими событиями в жизни народа, общества и государства.

Такова в целом была социальная структура российского общества в период, когда в стране формировался монополистический капитализм. Особенностью этого процесса была, наконец, сравнительно низкая активность в вывозе капитала за рубеж. Это обусловливалось нехваткой  отечественных капиталов и широкими перспективами их использования  в пределах огромного национального  рынка, быстро развивающегося по мере становления и углубления капиталистических  общественных отношений. В данных условиях Россия объективно превращалась в объект широкого освоения иностранных инвестиций. Это объяснялось возможностью получения сверхприбылей из-за дешевизны рабочей силы и колоссальных сырьевых ресурсов. Иностранный капитал сращивался с отечественным банковским капиталом, чьи свободные ресурсы активно вкладывались в развитие производства и инфраструктуры, что ускоряло темпы индустриализации национальной экономики и тем самым способствовало вхождению России в число развитых в промышленном отношении государств мира.

Таким образом, проблема коренного  обновления всех сфер жизни (прежде всего, экономической) вновь встала перед  Россией на рубеже веков. Модернизацию предстояло проводить на огромном пространстве, в стране со многими феодальными  пережитками и устойчивыми консервативными  традициями. Формирование государственно-монополистического капитализма происходило при  участии иностранного капитала в  условиях хронической нехватки денег  в казне. Более того, мощный удар по государственным финансам нанес  кризис 1900-1903 годов. Государственная  казна фактически оказалась опустошенной. После русско-японской войны (1904—1905) и революции (1905—1907) государственный  долг России превысил 4 миллиарда рублей. Правительство пыталось сократить  дефицит государственного бюджета  за счет увеличения налогового гнета, сокращения расходов на экономические, военные и культурные программы. Крупные иностранные займы на какое-то время поддержали финансовую систему, однако годовые платежи  по ним накануне Первой мировой войны  достигли 405 миллионов рублей.

При этом внутренняя политика последнего российского императора Николая II (1894—1917) и его правительства строилась  преимущественно на великодержавных  принципах. Система высших органов  управления была призвана укреплять  и поддерживать самодержавие. Однако нарастала социальная напряженность, обусловленная быстрым развитием  капиталистических общественных отношений. Углублялись противоречия между  помещичьим и крестьянским аграрным секторами экономики страны. Постреформенная  община уже не могла сдерживать напряжение социальной дифференциации крестьянства. Крепнущая национальная буржуазия  постепенно претендовала на бульшую  роль в политической сфере общества, встречая определенное противодействие  дворянства и государственной бюрократии. Главная опора самодержавия —  дворянство — теряла монополию на власть.

Оживление и дальнейшее развитие капиталистических  общественных отношений, формирование многопрофильного национального рынка (товаров, сырья, рабочей силы и капитала) объективно требовали реформы политической и государственной системы. В политической сфере четко определились сторонники (С. Витте) и противники (В. Плеве) индустриальной модернизации и политических реформ.

Государство старалось поддерживать отечественных предпринимателей: был  установлен протекционистский таможенный тариф (1891); в период 1900—1903 годов, несмотря на кризис, государство субсидиями поддержало промышленность и национальную банковскую систему. Одновременно с  этим правительство Николая II пыталось воздействовать на зарождавшееся рабочее  и крестьянское движение. Под присмотром полиции в крупных промышленных центрах России создавались легальные  общества рабочих, было учреждено «Особое  совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности» (1902). Эти организации  преследовали главную цель — контроль за общественным движением в стране со стороны самодержавия.

Интеллигенция стала социальной базой, на основе которой в конце XIX —  начале ХХ вв. формируются различные  политические партии. Рассмотрим основные политические партии России указанного периода.

В сентябре 1905 года формируется конституционно-демократическая  партия. В программе партии, утвержденной на учредительном съезде в октябре 1905 года, основные задачи сводились  к следующим: формирование двухпалатного  парламента, одна палата которого состояла бы из представителей органов местного управления; наделение парламента правомочиями санкционировать любой законодательный  акт и утверждать бюджет; восстановление демократических принципов судебной реформы 1864 года; отмена выкупных платежей для крестьян, развитие прямого налогообложения, отчуждение за плату государственных  и помещичьих земель и наделение  ими нуждающихся крестьян; развитие аренды в аграрном секторе; презюмирование права рабочих на забастовку и  выборные инспекции труда, восьмичасовой  рабочий день, запрет ночного и  сверхурочного труда, государственное  социальное страхование, уголовная  ответственность предпринимателей за нарушение законодательства о  труде и т.п.

Близкая к конституционным демократам (так называемым кадетам) по духу и  программным требованиям умеренно-прогрессивная  партия настаивала на неприкосновенности верховной власти царя и ответственности  правительства перед представителями  народа. В области государственной  реформы эта партия отстаивала целостность  российского государства при  самостоятельности местного самоуправления, выступала против каких бы то ни было автономий и федераций. В сфере трудовых отношений она солидаризировалась с кадетами, выступая лишь против установления 8-часового рабочего дня, что, по мнению идеологов партии, ослабляло позиции отечественной экономики в конкуренции с экономиками западных стран.

Всероссийский торгово-промышленный союз выступал за единую империю с  конституционным монархом и кабинетом министров, опиравшихся на парламентское большинство (английская конституционная модель). Программно-политической целью партии было экономическое содружество торгово-промышленных классов, представительство этого содружества во всех общественных организациях, парламенте и правительственных учреждениях.

«Союз 17 Октября» — это политическая партия, девиз которой: «Сильная власть выведет страну из хаоса». Ее идеологи основывались на платформе, положенной в основу Манифеста 17 октября 1905 года. Напомним, что поражение России в  войне с Японией способствовало активизации революционного движения. После убийства эсерами В. Плеве  началась «эпоха доверия», провозглашенная  новым министром внутренних дел  П. Святополком-Мирским. Но события 9 января 1905 года изменили политику правительства. Публикуются два фактически взаимоисключающих  правительственных акта — наказ, разрешавший населению подавать проекты об усовершенствовании государственного устройства, и манифест, утверждавший незыблемость самодержавия (февраль 1905 года). В мае 1905 года на рассмотрение кабинета министров был внесен проект о создании законосовещательного органа («Булыгинская Дума»). Правительство  пыталось лавировать, в результате чего и появился Манифест 17 октября 1905 года, положивший начало буржуазному  конституционализму в России. «Союз 17 октября» выступал за сохранение унитарного государства, за конституционную монархию с народным представительством, основанном на общем избирательном праве. Монархия признавалась умиротворяющим и стабилизирующим  общество и государство фактором. В аграрном вопросе партия призывала  к отмене административной опеки  над крестьянством, созданию государственного земельного фонда, широкому включению  общинных земель в экономический  оборот. Октябристы поддерживали идеи социального страхования и обеспечения, законодательного регулирования сферы  труда и так называемого «чистого либерализма»; создания бессословного  земства в качестве мелкой территориальной  единицы, выборного начала в местной  юстиции.

Партия монархистов-конституционалистов  исходила из главной идеи: «Царь  — отец народа, Россия без царя немыслима». Крестьянский вопрос предлагалось решить переводом общинного землепользования в подворное и радикальной  реорганизацией крестьянского банка. При этом отвергалась идея образования  государственного земельного фонда. Народное образование предлагалось реформировать  на корпоративных началах с поощрением рациональных элементов национализма. Программа партии содержала указание на «опасность политических взглядов еврейства». Общая политическая установка  постулировалась следующим положением: «Всеобщее, равное, прямое и тайное избирательное право невозможно на заре парламентаризма в России».

Перечисленные выше партии образовали правое крыло политического спектра, генетически связанного с идеологиями  «почвы» и «цивилизации» в  том виде, в каком они существовали в начале ХХ века. Лозунгом правых партий и общественных движений стал тезис: «Православие, самодержавие, народность». Одновременно с этим на правом фланге произошла перегруппировка значительного  числа разного рода «черносотенных»  союзов, обществ, братств, дружин и лиг, объединившихся в ноябре 1905 года в  «Союз русского народа». Союз располагал разветвленной системой органов  управления на местах под руководством так называемого Главного совета, деятельность которого поддерживалась государством и церковью. Самодержавную  монархию черносотенцы признавали единственно  приемлемой формой правления для  страны.

Что касается партий левого крыла  политического спектра, то они формировались  на базе народнической и марксистской идеологии. В 1898 году представители  «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», групп «Рабочей газеты»  и Бунда* провели съезд в Минске, провозгласив образование Российской социал-демократической рабочей  партии (РСДРП). На втором съезде партии в 1903 году произошел ее раскол на «большевиков»  и «меньшевиков». Здесь же были приняты  Программа и Устав партии. В  революцию 1905 года РСДРП(б) вошла с  четкой программой политических и государственных  реформ. Самодержавие признавалось социальным пережитком и злейшим врагом народа. Предлагалось сформировать на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права однопалатный парламент, создать  выборные суды, отделить церковь от государства, провести всеобщее вооружение народа, установить прогрессивный подоходный налог, 8-часовой рабочий день, запретить  штрафы на производстве, ввести уголовную  ответственность предпринимателей за нарушение трудового законодательства. Для крестьян предлагалось отменить выкупные платежи, разрешить отчуждение дворцовых, помещичьих и монастырских земель. В политической сфере провозглашались свержение самодержавия и переход власти к Учредительному собранию.

Идейной преемницей партии «Народная  воля» стала образованная в 1902 году партия социалистов-революционеров (эсеров). Ее главный лозунг: «Социализация  земли» (уничтожение частной собственности  на землю), главный метод борьбы —  террор. В политической области эсеры  настаивали на введении демократической  республики с широкой автономией областей, всеобщим избирательным правом и заменой регулярной армии народным ополчением. В качестве союзников  в реализации своей главной цели — ликвидация самодержавия и созыв Земского Собора (Учредительного собрания) — эсеры рассматривали РСДРП.

В своей внутренней политике начала ХХ века царское правительство не смогло в надлежащей степени решить проблемы, обусловленные вступлением  России в стадию индустриального  развития. Что касается внешней политики самодержавия, в целом ему не удалось  избежать борьбы за сферы влияния  и передел мира между наиболее развитыми капиталистическими странами. В истории России начало двадцатого столетия ознаменовалось трагическим  переплетением неудач во внутренней и внешней политике государства. Несмотря на проведение некоторых буржуазных в своей основе реформ, страна по-прежнему оставалась абсолютной монархией. Самодержавие опиралось на поместное дворянство и охраняло, прежде всего, его интересы. Неограниченность верховной власти проявлялась в могуществе чиновников и бесправии народных масс. Россия оставалась единственной из крупных стран Запада, не знавших элементов парламентаризма. Политикой самодержавия были недовольны практически все слои населения. Даже помещики возмущались неспособностью верховной власти противостоять брожению в обществе. Крайне сложное внутриполитическое положение России заметно усугубила война с Японией (1904—1905).

Неудачные для России ход и исход  русско-японской войны вызвали возмущение политикой самодержавия в широких  слоях русского общества, явились, наряду с ухудшением материального положения  трудящихся в связи с кризисом 1900—1903 годов, катализатором, ускорившим возникновение буржуазно-демократической  революции 1905—1907 годов.

Началом революции послужило так  называемое «Кровавое воскресенье» — 9 января 1905 года, когда царскими войсками и полицией было расстреляно мирное шествие свыше 140 тысяч рабочих столицы к Зимнему дворцу для подачи царю петиции о своих нуждах. Это вызвало невиданный взрыв возмущения народных масс и волнения по всей стране.

По своему характеру революция 1905—1907 годов была буржуазно-демократической, так как ставила целью буржуазно-демократические  преобразования в обществе и государстве: свержение самодержавия, установление демократической республики, ликвидацию сословного строя и помещичьего  землевладения.

Информация о работе Место 20 века во всемирно-историческом процессе. Россия в начале 20 века