Место 20 века во всемирно-историческом процессе. Россия в начале 20 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 11:34, реферат

Описание работы

1. Особенности социально-экономического развития России на рубеже Х1Х - ХХ веков.
2. Революция 1905-1907 гг. Создание многопартийной системы. Начало российского парламентаризма.
3. Аграрная реформа П.А.Столыпина.

Файлы: 1 файл

История)) .docx

— 49.45 Кб (Скачать файл)

Выделяют три ее основных этапа:

• 9 января — сентябрь 1905 года. Политические стачки и демонстрации в ряде городов, появление первого  в стране Совета рабочих депутатов  в Иваново-Вознесенске, восстание  на броненосце Черноморского флота  «Потемкин»;

• октябрь — декабрь 1905 года. Октябрьская всероссийская  политическая стачка, царский Манифест 17 октября, создание российского парламента — законодательной Государственной  Думы, разгром декабрьского вооруженного восстания в Москве;

• январь 1906 г. — 3 июня 1907 года. Спад революции, разгон 1-й и 2-й Государственной  Думы, завершение революции временной  внутриполитической стабилизацией  в России.

Главный результат буржуазно-демократической  революции 1905—1907 годов заключался в том, что верховная власть была вынуждена пойти на изменение  социально-политической системы России. В стране сложились новые государственные  институты, свидетельствовавшие о  начале эры парламентаризма. Было достигнуто некоторое ограничение самодержавия, хотя у царя осталась возможность  принятия законодательных решений  и вся полнота исполнительной власти.

Говоря об истории и особенностях российского парламента, необходимо отметить следующее. В апреле 1906 года начала заседать 1-я Государственная  Дума. Состав депутатов Думы — 34% кадетов,14% октябристов, 23% трудовиков (близких к эсерам), около 4% меньшевиков. Большевики выборы в Государственную Думу бойкотировали, а черносотенцы в нее не прошли. Эта Дума предложила программу демократизации России: введение ответственности министров перед парламентом; гарантии гражданских свобод; установление всеобщего бесплатного образования; проведение аграрной реформы; удовлетворение требований национальных меньшинств; отмена смертной казни; политическая амнистия участников революции. Ключевым в Думе стало рассмотрение проектов по аграрному вопросу кадетов и трудовиков. Правительство, поддержанное консерваторами, их отвергло, что усилило его противостояние с Государственной Думой. Через 72 дня после открытия Думы царь ее распустил, заявив, что она не успокаивает народ, а разжигает страсти.

2-я Государственная Дума (февраль  — июль 1907) оказалась еще более  «левой», чем 1-я. Кадетский  центр имел 19% мест; усилился правый  фланг: 10% черносотенцы, 15% октябристы и буржуазно-националистические депутаты; трудовики, эсеры и социал-демократы образовали «левый» блок — 222 места, или 43%. Как и в 1-й Думе, во 2-й центральным был аграрный вопрос. Проекты принудительного отчуждения помещичьих земель напугали правительство. Просуществовав 102 дня, Дума царским манифестом от 3 июня 1907 года была распущена.

Указанный манифест символизировал возникновение  в России новой системы политической организации государства, получившей название «третьеиюньская монархия». В этот период внутреннюю политику правительства обусловливали объективные  постреволюционные условия. С одной  стороны, она была ориентирована  на подавление антисамодержавного движения. С другой стороны, нельзя было уже  не считаться с уроками революции, которые свидетельствовали о  необходимости проведения реформ для  расширения социальной опоры верховной  власти. В связи с этим во внутренней политике самодержавия четко прослеживались две линии: наступление реакции  во всех областях общественно-государственной  жизни и лавирование между  разными социальными силами. Первую линию реализовывали административные и идеологические мероприятия правительства, поддержанные ориентированными на власть средствами массовой информации и церковью. Вторая линия осуществлялась путем  принятия и реализации новых законодательных  актов.

Возможность лавирования правительства  между различными политическими  силами обеспечивал избирательный  закон, учрежденный тем же манифестом от 3 июня 1907 года. Основанные на этом законе выборы в 3-ю Государственную Думу были уже не всеобщими, а сословными, неравными, непрямыми и многоступенчатыми, проходившими в обстановке тотального полицейского сыска и террора. 3-я  Государственная Дума работала с  ноября 1907 по июнь 1912 года. В нее вошло: 32% «правых» депутатов; 33% октябристов, которые составили центр; 12% кадетов, 3% трудовиков, 4,2% социал-демократов и 6% от националистических партий образовали «левый» фланг. Именно в 3-й Государственной Думе, просуществовавшей 5 лет, сложился механизм так называемого парламентского октябристского «маятника».

В конце 1912 года состоялись выборы в 4-ю  Государственную Думу. Ее партийный  состав практически не изменился. В  ней сохранились два большинства: право-октябристское и октябристко-кадетское. Однако общественное движение в стране значительно активизировалось. Оформилась новая либеральная Прогрессивная  партия, которую возглавили представители  монополистического капитала — А. Коновалов, П. Рябушинский, С. Третьяков и др. Декларируя программные цели своей  партии, ее лидеры выступали за конституционно-монархический  строй, расширение властных полномочий Государственной Думы и усиление ответственности министров перед  ней. Прогрессисты занимали промежуточное  положение между октябристами и  кадетами, пытались добиться консолидации всех либералов.

Появление в России парламента не смогло полностью снять напряжения во внутренней политике государства, центральное  место в которой после революции 1905—1907 годов занимал аграрный вопрос. Настойчивая попытка его решения  была предпринята П. Столыпиным, назначенным  сначала министром внутренних дел (апрель 1906), а вскоре и председателем  Совета министров. Знаменитая фраза  Столыпина во многом характеризовала  суть проводимой им политики: «Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна Веикая Россия!»

Столыпинская  реформа.

Целей у реформы было несколько: социально - политическая - создать  в деревне прочную опору для  самодержавия из крепких собственников, отколов их от основной массы крестьянства и противопоставив их ей; крепкие  хозяйства должны были стать препятствием на пути нарастания революции в деревне; социально-экономическая - разрушить  общину, насадить частные хозяйства  в виде отрубов и хуторов, а  избыток рабочей силы направить  в город, где её поглотит растущая промышленность; экономическая - обеспечить подъём сельского хозяйства и  дальнейшую индустриализацию страны с  тем, чтобы ликвидировать отставание от передовых держав.  
 
Первый шаг в этом направлении был сделан в 1861 году. Тогда аграрный вопрос решался за счёт крестьян, которые платили помещикам и за землю, и за волю. Аграрное законодательство 1906-1910 годов являлось вторым шагом, при этом правительство, чтобы упрочить свою власть и власть помещиков, снова пыталось решить аграрный вопрос за счёт крестьянства.  
 
Новая аграрная политика проводилась на основе указа 9 ноября 1906 года. Обсуждение указа 9 ноября 1906 года началось в Думе 23 октября 1908 года, т.е. спустя два года после того, как он вошел в жизнь. В общей сложности обсуждение его шло более полугода.  
 
После принятия указа 9 ноября Думой он с внесёнными поправками поступил на обсуждение Государственного Совета и так же был принят, после чего по дате его утверждения царем стал именоваться законом 14 июня 1910 года. По своему содержанию это был, безусловно, либеральный буржуазный закон, способствующий развитию капитализма в деревне и, следовательно, прогрессивный.  
 
Аграрная реформа состояла из ряда последовательно проводимых и взаимосвязанных мероприятий. Основное направление реформ заключалось в следующем: разрушение общины и развитие частной собственности, создание крестьянского банка, переселение крестьян, кооперативное движение, агрокультурные мероприятия.

Причины неудачи аграрной реформы. 
Всего 8 лет проводилась аграрная реформа, а с началом войны она была осложнена - и, как оказалось, навсегда. Столыпин просил для полного реформирования 20 лет покоя, но эти 8 лет были далеко не спокойными. Однако не кратность периода и не смерть автора реформы, убитого в 1911 году рукой агента охранки в киевском театре, были причиной краха всего предприятия. Главные цели далеко не были выполнены. Введение частной подворной собственности на землю вместо общинной удалось ввести только у четверти общинников. Не удалось и территориально оторвать от "мира" зажиточных хозяев, т.к. на хуторских и отрубных участках поселялись менее половины кулаков. Переселение на окраины так же не удалось организовать в таких размерах, которые смогли бы существенно повлиять на ликвидацию земельной тесноты в центре. Все это предвещало крах реформы еще до начала войны, хотя ее костер продолжал тлеть, поддерживаемый огромным чиновничьим аппаратом во главе с энергичным приемником Столыпина - главным управляющим землеустройством и земледелие А.В. Кривошеиным.

Первой ошибкой Столыпина было отсутствие продуманной политики в  отношении рабочих. Как показал  опыт Пруссии, для удачного проведения консервативной политики необходимо было сочетать жесткие репрессии по отношению  к революционным партиям с  одновременными усилиями в области  социального обеспечения рабочих. В России же, несмотря на общий экономический  подъем, за все эти годы не только жизненный уровень рабочих нисколько  не повысился, но и социальное законодательство делало свои первые шаги.

Второй ошибкой Столыпина стало  то, что он не предвидел последствий  интенсивной русификации нерусских  народов. Столыпин не скрывал своих  националистических убеждений; однажды  на заседании Думы он резко ответил  польскому депутату Дмовскому, что  почитает за "высшее счастье быть подданным России". Он открыто  проводил националистскую великорусскую  политику и, естественно, восстановил  против себя и царского режима все  национальные меньшинства.

Сразу же после окончания революции 1905-1907 годов события приняли совсем не тот оборот, на который рассчитывал  Столыпин. Революция разоблачила  царский строй, оттолкнула от него почти  все классы. И только класс помещиков  в своем огромном большинстве  оставался на стороне правящего  режима, только на него этот режим мог  с уверенностью опереться.

 

Литература

  1. Аврех А.Я. Столыпин и Третья Государственная Дума, М., 1968.
  2. Вернадский Г.В. Русская история. М., 1997.
  3. Верт Н. История советского государства. 1900–1991 гг. М., 1992.
  4. Выбор пути. История России 1861–1938 / Под ред. О.А. Васьковского, А.Т. Тертышного. Екатеринбург, 1995.
  5. Зырянов П.Н. Петр Аркадьевич Столыпин. // Вопросы истории, 1990, № 5.
  6. Игнатьев А.В. С.Ю. Витте – дипломат. М., 1989.
  7. Караваева И.О роли государства в развитии промышленного предпринимательства в России до 1917 г. // Вопросы экономики, 1996, № 9.
  8. Маркова А.Н., Скворцова Е.М., Андреева И.А. История России. М., 2001.
  9. Мунчаев Ш.М., Устинов В.В. История России. М., 2000.
  10. Рыбас С., Тараканова Л. Реформатор: Жизнь и смерть Петра Столыпина. М.,1991.
  11. Ферро М. Николай II. М., 1991.

 


Информация о работе Место 20 века во всемирно-историческом процессе. Россия в начале 20 века