Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 13:25, контрольная работа
Важнейшая роль в формировании развитой, общественно активной личности. принадлежит школе: она осуществляет передачу от поколения к поколению накопленных человечеством и необходимых для жизнедеятельности общества знаний, привитие умений и навыков, формирование ценностных ориентаций. Актуальность данной проблемы состоит в том, что особая роль принадлежит такому предмету, как история. Большое значение, в частности, играет изучение курса истории древнего мира. Именно с изучения истории Древнего мира, учащиеся вступают на путь познания прошлого человечества. При изучении данного курса формируются основные понятия, умения и навыки необходимые учащимся для восприятия более сложного материала в последующих классах.
1. Задачи курса истории древнего мира в школе
Перед школьным курсом истории древнего мира стоят сложные задачи образования, воспитания и развития подрастающего поколения.
Определяя цель обучения истории мы исходим:
- из общих задач школы по воспитанию всесторонне и гармонически развитой личности;
- из задач исторического образования в школе - усвоения важнейших фактов развития человеческого общества, формирование способностей и умений самостоятельно изучать исторический материал и оперировать полученными знаниями на практике;
- из содержания курса истории древнего мира, охватывающего историю двух первых социально-экономических формаций; из места курса как первого систематического, хоть и элементарного, курса всемирной истории в школе, который в связи с этим наряду с рассказами по отечественной истории в пятом классе играет роль пропедевтики для школьного исторического образования;
В школьном курсе истории древнего мира не рассматривается понятие социально - экономический строй. Было бы не разумно требовать от учащихся заучивания этого термина и его значения. Но шестиклассники уже в состоянии усвоить основные черты первобытнообщинного и рабовладельческого строя, если они подаются на доступном и красочном историческом материале. Это облегчается тем, что в истории древнего мира многие связи и отношения между историческими явлениями выступают особенно зримо и выразительно, например, рабовладельческая эксплуатация, классовая роль государства в рабовладельческом обществе, влияние развития орудий труда и занятий людей на социальные отношения и т.д. Доступно ученикам и понимание прогрессивности перехода общества от первобытнообщинного к рабовладельческому строю.
Основу исторических знаний составляют факты. Учитель должен добиться крепкого усвоения шестиклассниками минимума важнейших фактов из древней истории с локализацией их во времени и пространстве.
Взаимосвязанные важнейшие факты - основа для понимания шестиклассниками развития человеческого общества, причинно-следственных связей и некоторых закономерностей исторического процесса, для формирования системы исторических понятий.
На материале истории древнего мира формируются начальные основы и ряд общеисторических понятий: классы, государства, культура, исторические источники и др. Эти понятия используются и углубляются в дальнейшем изучении истории. В курсе истории, изучаемом в 6 классе, не даются конкретные определения: у учащихся еще нет конкретных исторических знаний необходимых и достаточных для сознательного усвоения этих сложных и обобщающих понятий. Поэтому, по мнению автора, учителю необходимо доступно и образно раскрывать важнейшие черты присущие этим понятиям.
Курс истории древнего мира содержит богатый и красочный материал также и для развязывания важных воспитательных задач школы.
Большой трудовой подвиг людей, которые преобразовывали своим трудом долины рек и пустыни, прокладывали каналы и строили дамбы, сооружали величественные сооружения, воспитывает уважение к труду.
Рассказ об эксплуатации и беспросветной жизни рабов способствует воспитанию чувства ненависти к несправедливости, сочувствия к угнетенным.
Самоотверженная борьба за независимость своей Родины, легендарные подвиги в войнах с захватчиками вызывают у детей чувство восхищения, стремления наследовать пример героев, способствуют воспитанию патриотизма.
Выдающиеся памятники литературы и искусства древности дают большие возможности для эстетического воспитания учеников.
Сознательное усвоение знаний, формирование идей, воспитание чувств неразрывно связано с развитием мышления, воображения, памяти школьников. Это многосторонний единый процесс. При этом, чем больше активность и самостоятельность учеников в учебной деятельности, тем эффективнее развиваются дети, формируются их умения и навыки.
Одна из важнейших задач курса истории в 6 классе - формирование основ дальнейшей работы по развитию мышления учащихся, умений и навыков самостоятельной работы.
2. Особенности усвоения знаний учащимися шестого класса.
Для успешного решения стоящих перед обучением истории образовательно-воспитательных задач важно знать, как учащиеся усваивают содержание курса. Без глубокого изучения состояния знаний школьников невозможно целенаправленно воздействовать на процесс обучения с целью его дальнейшего совершенствования.
Многие психологи и педаго
Введение……………………………………………………………3
Раздел 1. Теория преподавания истории Древнего мира……4
1.1. Задачи курса истории древнего мира в школе…………..4
1.2. Особенности усвоения знаний учащимися………………7
1.3. Требования к преподаванию истории древнего мира и типы уроков……………………………………………………………..11
Раздел 2. Современные подходы в методике преподавания истории Древнего мира………………………………………………..17
2.1. Методика преподавания истории в 6-ом классе………..17
2.2. Применение нетрадиционных форм обучения в истории древнего мира…………………………………………………………..29
Заключение……………………………………………………….41
Список литературы……………………………………………..43
Министерство образования и науки Российской федерации
Федеральное
государственное бюджетное
Высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный педагогический университет»
Исторический факультет
Кафедра всеобщей истории
Курсовая работа
Тема «Методика преподавания истории Древнего мира».
Выполнила: студентка 3 курса
Измалкина Татьяна
Александровна
Проверил:
Бугуруслан 2012
Введение…………………………………………………………
Раздел 1. Теория преподавания истории Древнего мира……4
1.1. Задачи курса истории древнего мира в школе…………..4
1.2. Особенности усвоения знаний учащимися………………7
1.3. Требования к преподаванию истории древнего мира и типы
уроков…………………………………………………………….
Раздел 2. Современные подходы в методике преподавания истории Древнего мира………………………………………………..17
2.1. Методика преподавания истории в 6-ом классе………..17
2.2. Применение нетрадиционных
форм обучения в истории
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Важнейшая роль в формировании развитой, общественно активной личности. принадлежит школе: она осуществляет передачу от поколения к поколению накопленных человечеством и необходимых для жизнедеятельности общества знаний, привитие умений и навыков, формирование ценностных ориентаций. Актуальность данной проблемы состоит в том, что особая роль принадлежит такому предмету, как история. Большое значение, в частности, играет изучение курса истории древнего мира. Именно с изучения истории Древнего мира, учащиеся вступают на путь познания прошлого человечества. При изучении данного курса формируются основные понятия, умения и навыки необходимые учащимся для восприятия более сложного материала в последующих классах.
Цель работы - показать значение курса истории Древнего мира в системе школьного исторического образования, раскрыть основные вопросы методики преподавания курса.
Для достижения данной цели мы ставили перед собой следующие задачи:
1. Раскрыть задачи курса истории Древнего мира в школе, его значение, основные вопросы методики и психолого-педагогические основы преподавания.
2. Охарактеризовать особенности усвоения знаний учащимися при изучении данного курса, требования к преподаванию истории древнего мира.
3. Показать пути повышения эффективности преподавания истории Древнего мира в школе.
Охарактеризовать методику преподавания истории в шестом
Структура данной работы обусловлена целями и задачами работы состоящей из двух разделов и пяти глав.
Перед школьным курсом истории древнего мира стоят сложные задачи образования, воспитания и развития подрастающего поколения.
Определяя цель обучения истории мы исходим:
- из общих задач школы по воспитанию всесторонне и гармонически развитой личности;
- из задач исторического
образования в школе - усвоения
важнейших фактов развития
- из содержания курса
истории древнего мира, охватывающего
историю двух первых социально-
В школьном курсе
истории древнего мира не
Основу исторических знаний составляют факты. Учитель должен добиться крепкого усвоения шестиклассниками минимума важнейших фактов из древней истории с локализацией их во времени и пространстве.
Взаимосвязанные важнейшие факты - основа для понимания шестиклассниками развития человеческого общества, причинно-следственных связей и некоторых закономерностей исторического процесса, для формирования системы исторических понятий.
На материале истории древнего мира формируются начальные основы и ряд общеисторических понятий: классы, государства, культура, исторические источники и др. Эти понятия используются и углубляются в дальнейшем изучении истории. В курсе истории, изучаемом в 6 классе, не даются конкретные определения: у учащихся еще нет конкретных исторических знаний необходимых и достаточных для сознательного усвоения этих сложных и обобщающих понятий. Поэтому, по мнению автора, учителю необходимо доступно и образно раскрывать важнейшие черты присущие этим понятиям.
Курс истории древнего мира содержит богатый и красочный материал также и для развязывания важных воспитательных задач школы.
Большой трудовой подвиг людей, которые преобразовывали своим трудом долины рек и пустыни, прокладывали каналы и строили дамбы, сооружали величественные сооружения, воспитывает уважение к труду.
Рассказ об эксплуатации и беспросветной жизни рабов способствует воспитанию чувства ненависти к несправедливости, сочувствия к угнетенным.
Самоотверженная борьба за независимость своей Родины, легендарные подвиги в войнах с захватчиками вызывают у детей чувство восхищения, стремления наследовать пример героев, способствуют воспитанию патриотизма.
Выдающиеся памятники литературы и искусства древности дают большие возможности для эстетического воспитания учеников.
Сознательное усвоение знаний, формирование идей, воспитание чувств неразрывно связано с развитием мышления, воображения, памяти школьников. Это многосторонний единый процесс. При этом, чем больше активность и самостоятельность учеников в учебной деятельности, тем эффективнее развиваются дети, формируются их умения и навыки.
Одна из важнейших задач курса истории в 6 классе - формирование основ дальнейшей работы по развитию мышления учащихся, умений и навыков самостоятельной работы.2
1.2. Особенности усвоения знаний учащимися шестого класса.
Для успешного решения
стоящих перед обучением
Многие психологи и педагоги считают, что у школьников 11 - 13 лет преобладает конкретно-образное мышление, хотя это и не исключает у них способностей к абстрактному мышлению. Поэтому, чтобы подвести учащихся к выводам, сформировать у них понятия, необходимо опираться на яркие образные представления. "Чем более конкретны усвоенные знания, тем более прочно и надолго они сохраняются в памяти. Исторические факты, усвоенные и закрепленные лишь номенклатурное вне образов, деталей и связей с другими фактами, исчезают из памяти легче и быстрее".
Хуже всего сохраняется
событийный материал. Прочность запоминания
фактического материала незначительна;
забывание происходит особенно интенсивно
в течение первого года после
усвоения. Прочность знаний по различным
компонентам исторического мате
Часть школьников испытывает
затруднение при выяснении
Наиболее сложным для учащихся является восприятие исторических процессов и причинно-следственных связей.
Методическими исследованиями
было доказано что большинство учащихся
удовлетворительно усваивают
У детей складывается понимание устойчивости и необходимости ряда причинно-следственных связей между историческими явлениями. Они начинают понимать, что однородные явления вызываются однородными причинами, например, классовая борьба является неизбежным следствием существования враждебных классов.
Учащиеся устанавливают преимущественно двусторонние причинно-следственные связи: одна причина - одно следствие. Если названо несколько причин, ученики часто запоминают лишь одну из них, причем не всегда главную. Такой бывает причина, или названная первой, или оказавшая на учащихся наибольшее эмоциональное впечатление, или наиболее конкретная.
Учащиеся данного возраста лучше уясняют те причины, которые кроются в стремлениях или действиях раздельных лиц или групп населения. Но, когда нужно установить причину явления путем анализа тех сдвигов, которые произошли в социально - экономическом развитии общества, они сталкиваются с серьезными затруднениями. В лучшем случае они охватывают только ближайшую конкретную причину, приведшую к таким изменениям, опуская часто главные причины или звенья исторического процесса.
Многие шестиклассники
склонны персонифицировать
Значительная часть
учащихся испытывает трудности при
изучении искусства древнего мира.
Причина этого в основном кроется
в недостатках преподавания. Многие
учителя сосредоточивают
1.3. Требования к преподаванию истории в шестом классе и типы уроков
Основной формой организации учебно-воспитательной работы по истории в школе является урок. На уроке проводится разнообразная работа учителя по обучению, воспитанию и развитию познавательных способностей, умений и навыков учащихся.
Каждый урок это звено единой цепи (системы) уроков по теме и курсу и поэтому не может рассматриваться вне связи с другими уроками истории, вне системы обучения в целом.
Главная черта эффективного
урока истории и главное
Содержание урока и используемые методические средства должны быть направлены на формирование у школьников в доступной для них форме научного понимания развития общества, основ исторического мышления, удовлетворять реализацию воспитательных задач курса.
Характерной чертой эффективного урока является активная познавательная деятельность учащихся в течение всего занятия и продуманное руководство ею учителя. Достижению этого, в частности, способствует использование элементов проблемного обучения.
Требование руководства активной познавательной деятельностью на уроке относится к организации учителем коллективной работы всего класса в сочетании с индивидуальной самостоятельной работой раздельных учеников.
Каждый школьник воспринимает и самостоятельно перерабатывает учебный материал несколько по-своему, в соответствии с особенностями своего развития. Исходя из этого, учитель строит работу в ряде случаев дифференцированно по отношению к разным группам учащихся.
Структура урока истории - это сочетание различных типов, технических методов, звеньев процесса обучения, которые реализуются через те или формы. Образовательно-воспитательные цели урока, его содержание, обусловливают выбор типа урока. В качестве примера такой зависимости можно привести вводные уроки к курсам истории древнего мира и средних веков. Тип вводного урока в этом случае определяется необходимостью дать учащимся общее представление о содержании всего курса, вызвать интерес к нему, познакомить учащихся с общей структурой и методическим построением учебника. На вводном уроке в 6 классе учащиеся получают первое представление об исторической науке и ее основных источников.
Важным требованием к уроку является необходимость тесной связи всех его элементов, а в ряде случаев и органического перехода одного элемента в другой. Например, закрепление часто происходит в процессе изучения нового материала, будучи связано с ним не только по содержанию, но и организационно (составление плана или текстовой таблицы в процессе рассказа учителя, анализ и обобщение содержания учебной картины, документа и т. п.).
Информация о работе Методика преподавания истории древнего мира