Методика преподавания истории древнего мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 13:25, контрольная работа

Описание работы

Важнейшая роль в формировании развитой, общественно активной личности. принадлежит школе: она осуществляет передачу от поколения к поколению накопленных человечеством и необходимых для жизнедеятельности общества знаний, привитие умений и навыков, формирование ценностных ориентаций. Актуальность данной проблемы состоит в том, что особая роль принадлежит такому предмету, как история. Большое значение, в частности, играет изучение курса истории древнего мира. Именно с изучения истории Древнего мира, учащиеся вступают на путь познания прошлого человечества. При изучении данного курса формируются основные понятия, умения и навыки необходимые учащимся для восприятия более сложного материала в последующих классах.








1. Задачи курса истории древнего мира в школе
Перед школьным курсом истории древнего мира стоят сложные задачи образования, воспитания и развития подрастающего поколения.
Определяя цель обучения истории мы исходим:
- из общих задач школы по воспитанию всесторонне и гармонически развитой личности;
- из задач исторического образования в школе - усвоения важнейших фактов развития человеческого общества, формирование способностей и умений самостоятельно изучать исторический материал и оперировать полученными знаниями на практике;
- из содержания курса истории древнего мира, охватывающего историю двух первых социально-экономических формаций; из места курса как первого систематического, хоть и элементарного, курса всемирной истории в школе, который в связи с этим наряду с рассказами по отечественной истории в пятом классе играет роль пропедевтики для школьного исторического образования;
В школьном курсе истории древнего мира не рассматривается понятие социально - экономический строй. Было бы не разумно требовать от учащихся заучивания этого термина и его значения. Но шестиклассники уже в состоянии усвоить основные черты первобытнообщинного и рабовладельческого строя, если они подаются на доступном и красочном историческом материале. Это облегчается тем, что в истории древнего мира многие связи и отношения между историческими явлениями выступают особенно зримо и выразительно, например, рабовладельческая эксплуатация, классовая роль государства в рабовладельческом обществе, влияние развития орудий труда и занятий людей на социальные отношения и т.д. Доступно ученикам и понимание прогрессивности перехода общества от первобытнообщинного к рабовладельческому строю.
Основу исторических знаний составляют факты. Учитель должен добиться крепкого усвоения шестиклассниками минимума важнейших фактов из древней истории с локализацией их во времени и пространстве.
Взаимосвязанные важнейшие факты - основа для понимания шестиклассниками развития человеческого общества, причинно-следственных связей и некоторых закономерностей исторического процесса, для формирования системы исторических понятий.
На материале истории древнего мира формируются начальные основы и ряд общеисторических понятий: классы, государства, культура, исторические источники и др. Эти понятия используются и углубляются в дальнейшем изучении истории. В курсе истории, изучаемом в 6 классе, не даются конкретные определения: у учащихся еще нет конкретных исторических знаний необходимых и достаточных для сознательного усвоения этих сложных и обобщающих понятий. Поэтому, по мнению автора, учителю необходимо доступно и образно раскрывать важнейшие черты присущие этим понятиям.
Курс истории древнего мира содержит богатый и красочный материал также и для развязывания важных воспитательных задач школы.
Большой трудовой подвиг людей, которые преобразовывали своим трудом долины рек и пустыни, прокладывали каналы и строили дамбы, сооружали величественные сооружения, воспитывает уважение к труду.
Рассказ об эксплуатации и беспросветной жизни рабов способствует воспитанию чувства ненависти к несправедливости, сочувствия к угнетенным.
Самоотверженная борьба за независимость своей Родины, легендарные подвиги в войнах с захватчиками вызывают у детей чувство восхищения, стремления наследовать пример героев, способствуют воспитанию патриотизма.
Выдающиеся памятники литературы и искусства древности дают большие возможности для эстетического воспитания учеников.
Сознательное усвоение знаний, формирование идей, воспитание чувств неразрывно связано с развитием мышления, воображения, памяти школьников. Это многосторонний единый процесс. При этом, чем больше активность и самостоятельность учеников в учебной деятельности, тем эффективнее развиваются дети, формируются их умения и навыки.
Одна из важнейших задач курса истории в 6 классе - формирование основ дальнейшей работы по развитию мышления учащихся, умений и навыков самостоятельной работы.





2. Особенности усвоения знаний учащимися шестого класса.
Для успешного решения стоящих перед обучением истории образовательно-воспитательных задач важно знать, как учащиеся усваивают содержание курса. Без глубокого изучения состояния знаний школьников невозможно целенаправленно воздействовать на процесс обучения с целью его дальнейшего совершенствования.
Многие психологи и педаго

Содержание работы

Введение……………………………………………………………3
Раздел 1. Теория преподавания истории Древнего мира……4
1.1. Задачи курса истории древнего мира в школе…………..4
1.2. Особенности усвоения знаний учащимися………………7
1.3. Требования к преподаванию истории древнего мира и типы уроков……………………………………………………………..11
Раздел 2. Современные подходы в методике преподавания истории Древнего мира………………………………………………..17
2.1. Методика преподавания истории в 6-ом классе………..17
2.2. Применение нетрадиционных форм обучения в истории древнего мира…………………………………………………………..29
Заключение……………………………………………………….41
Список литературы……………………………………………..43

Файлы: 1 файл

курсавая методик.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

На последнем этапе  дискуссии подводятся итоги обсуждения. Делается резюме по теме из сказанного; кратко дается обзор полученных фактов и мнений; суммируются обсуждаемые  проблемы; обсуждаются пути применения результатов и перспективы изучения темы. Анализируется сам ход обсуждения: учитель вместе с экспертами оценивает, правильно ли оно велось, кто выдвигал идеи, чья критика повлияла на итоговый вывод; выявляются наиболее активные и пассивные участники урока. На этом же этапе выставляются оценки, и дается домашнее задание.

 

Заключение

 

На основании проведенного исследования, мы сделали следующие выводы: курс истории Древнего мира при правильной организации учебного процесса позволяет достичь образовательные, воспитательные и развивающие задачи, поставленные перед курсом.

Огромную роль в преподавании истории древнего мира играет образный, яркий рассказ учителя, что обусловлено возрастными особенностями учащихся, но словесное изложение материала в шестом классе, должно дополняться применением наглядного материала.

В методике преподавания истории Древнего мира, существуют разнообразные приемы и средства обучения. При их подборе учитываются  познавательные возможности учащихся.

Для формирования у учащихся целостных представлений об изучаемом периоде, для формирования у них понимания тех или иных событий, исторических фактов, правильного отношения к тем или иным историческим деятелям чрезвычайно важно, более глубокое изучение исторических деятелей, чем просто перечисление их имен.

Методика обучения истории  как отрасль педагогической науки  выдвигает многочисленные проблемы, требующие разработки, углубления, конкретизации, и открывает широкий  простор для творческой работы, для  исследовательского поиска. До сих  пор ни в дидактике, ни в методике не решен вопрос о самом понятии "метод" и о классификации методов. Дискуссионными являются вопросы о типах уроков по истории, о целевой установке урока, о возможности программирования в обучении истории, о характере работы с учебником на уроке. "Узким местом" при двух уроках истории в неделю остается учет результатов обучения - знаний, умений и развития учащихся. Только начинается разработка вопроса о формировании системы умений и навыков у учащихся в процессе обучения истории. Не решены вопросы преемственности обучения истории в младших и старших классах, в особенности преемственности методической, т. е. постепенного усложнения работы учащихся в процессе обучения. В центре внимания учителей и методистов стоят в настоящее время стимулирование и организация учебной деятельности школьников как активных участников процесса обучения истории, руководство этой деятельностью. Идеи проблемного обучения, оперирования знаниями, переноса знаний, применения познавательных задач вызывают большой интерес и заслуживают дальнейшего изучения, проверки в практике школы и претворения в жизнь.

Правильное применение методов, приемов и средств обучения способствует повышению эффективности  преподавания.

 

Список литературы

1. Болотина Р.Л. Педагогика. - М.: Просвещение, 1987.

2. Баженова И.Н. Педагогический поиск.-М.:Педагогика,1989.

3. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. -М.: Просвещение,1984.

4. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Владос, 2003.

5. Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира. -М.:Просвещение,1980.

6. Дайри Н.Г. Методика обучения истории в средней школе. -М.:Просвещение,1983.

7. Коровкин Ф.П. Методика преподавания истории Древнего мира. -К.: Радянська школа, 1981.

8. Короткова М.В. методика проведения игр и дискуссий на уроках истории – М.: ВЛАДОС, 2001.

9. Кучерук И.В. Учебные игры на уроках истории. // Преподавание истории в школе. 1989. №4.

10. Полторак Д.И.Методика использования средств обучения в преподавании истории. - М.:Просвещение,1987.

11.Пидкосистый П.И. Педагогика. Уч. пос. - М.: Владос, 2000.

12. Смирнова С.А. Педагогика. – М.: АСАДЕМІА, 2003.

13. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории: учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений: в 2 ч. - М.: Владос, 2002. – Ч.1.

14. Студеникин М.Т., Добролюбова В.И. Методика преподавания истории. - М.: Владос, 2004.-253 с.

1 Запорожец Н.И. методика обучения истории древнегимираи средних веков.-М.:Просвещение, 1984.-С.68.

 

3 Степанищев А.Г. Методика преподавания и изучения истории: учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений: в 2 ч. – М.: Владос, 2002. – Ч.1. – С.134.

 

4 Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира.

-М.:Просвещение,1980.-С.85.


Информация о работе Методика преподавания истории древнего мира