Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 13:25, контрольная работа
Важнейшая роль в формировании развитой, общественно активной личности. принадлежит школе: она осуществляет передачу от поколения к поколению накопленных человечеством и необходимых для жизнедеятельности общества знаний, привитие умений и навыков, формирование ценностных ориентаций. Актуальность данной проблемы состоит в том, что особая роль принадлежит такому предмету, как история. Большое значение, в частности, играет изучение курса истории древнего мира. Именно с изучения истории Древнего мира, учащиеся вступают на путь познания прошлого человечества. При изучении данного курса формируются основные понятия, умения и навыки необходимые учащимся для восприятия более сложного материала в последующих классах.
1. Задачи курса истории древнего мира в школе
Перед школьным курсом истории древнего мира стоят сложные задачи образования, воспитания и развития подрастающего поколения.
Определяя цель обучения истории мы исходим:
- из общих задач школы по воспитанию всесторонне и гармонически развитой личности;
- из задач исторического образования в школе - усвоения важнейших фактов развития человеческого общества, формирование способностей и умений самостоятельно изучать исторический материал и оперировать полученными знаниями на практике;
- из содержания курса истории древнего мира, охватывающего историю двух первых социально-экономических формаций; из места курса как первого систематического, хоть и элементарного, курса всемирной истории в школе, который в связи с этим наряду с рассказами по отечественной истории в пятом классе играет роль пропедевтики для школьного исторического образования;
В школьном курсе истории древнего мира не рассматривается понятие социально - экономический строй. Было бы не разумно требовать от учащихся заучивания этого термина и его значения. Но шестиклассники уже в состоянии усвоить основные черты первобытнообщинного и рабовладельческого строя, если они подаются на доступном и красочном историческом материале. Это облегчается тем, что в истории древнего мира многие связи и отношения между историческими явлениями выступают особенно зримо и выразительно, например, рабовладельческая эксплуатация, классовая роль государства в рабовладельческом обществе, влияние развития орудий труда и занятий людей на социальные отношения и т.д. Доступно ученикам и понимание прогрессивности перехода общества от первобытнообщинного к рабовладельческому строю.
Основу исторических знаний составляют факты. Учитель должен добиться крепкого усвоения шестиклассниками минимума важнейших фактов из древней истории с локализацией их во времени и пространстве.
Взаимосвязанные важнейшие факты - основа для понимания шестиклассниками развития человеческого общества, причинно-следственных связей и некоторых закономерностей исторического процесса, для формирования системы исторических понятий.
На материале истории древнего мира формируются начальные основы и ряд общеисторических понятий: классы, государства, культура, исторические источники и др. Эти понятия используются и углубляются в дальнейшем изучении истории. В курсе истории, изучаемом в 6 классе, не даются конкретные определения: у учащихся еще нет конкретных исторических знаний необходимых и достаточных для сознательного усвоения этих сложных и обобщающих понятий. Поэтому, по мнению автора, учителю необходимо доступно и образно раскрывать важнейшие черты присущие этим понятиям.
Курс истории древнего мира содержит богатый и красочный материал также и для развязывания важных воспитательных задач школы.
Большой трудовой подвиг людей, которые преобразовывали своим трудом долины рек и пустыни, прокладывали каналы и строили дамбы, сооружали величественные сооружения, воспитывает уважение к труду.
Рассказ об эксплуатации и беспросветной жизни рабов способствует воспитанию чувства ненависти к несправедливости, сочувствия к угнетенным.
Самоотверженная борьба за независимость своей Родины, легендарные подвиги в войнах с захватчиками вызывают у детей чувство восхищения, стремления наследовать пример героев, способствуют воспитанию патриотизма.
Выдающиеся памятники литературы и искусства древности дают большие возможности для эстетического воспитания учеников.
Сознательное усвоение знаний, формирование идей, воспитание чувств неразрывно связано с развитием мышления, воображения, памяти школьников. Это многосторонний единый процесс. При этом, чем больше активность и самостоятельность учеников в учебной деятельности, тем эффективнее развиваются дети, формируются их умения и навыки.
Одна из важнейших задач курса истории в 6 классе - формирование основ дальнейшей работы по развитию мышления учащихся, умений и навыков самостоятельной работы.
2. Особенности усвоения знаний учащимися шестого класса.
Для успешного решения стоящих перед обучением истории образовательно-воспитательных задач важно знать, как учащиеся усваивают содержание курса. Без глубокого изучения состояния знаний школьников невозможно целенаправленно воздействовать на процесс обучения с целью его дальнейшего совершенствования.
Многие психологи и педаго
Введение……………………………………………………………3
Раздел 1. Теория преподавания истории Древнего мира……4
1.1. Задачи курса истории древнего мира в школе…………..4
1.2. Особенности усвоения знаний учащимися………………7
1.3. Требования к преподаванию истории древнего мира и типы уроков……………………………………………………………..11
Раздел 2. Современные подходы в методике преподавания истории Древнего мира………………………………………………..17
2.1. Методика преподавания истории в 6-ом классе………..17
2.2. Применение нетрадиционных форм обучения в истории древнего мира…………………………………………………………..29
Заключение……………………………………………………….41
Список литературы……………………………………………..43
Важнейшим требованием
является осуществление тесной связи
раздельного урока с
Эффективность урока истории зависит от создания эмоциональной, творческой атмосферы, возбуждения и развития познавательных интересов учащихся. Интеллектуальная активность учащихся, интересующихся предметом, во много раз выше, чем у школьников, у которых этот интерес незначителен.
Есть различные мнения
о влиянии содержания урока на
его, методику от полного отрицания
до полной или частичной
К основным типам уроков относятся3:
1) уроки новых знаний
2) уроки анализа и синтеза
3) уроки формирования навыков и умений
4) уроки диагностики знаний, навыков, умений
Уроки новых знаний. Как правило, такие уроки имеют форму лекций: повествовательного характера и диалогического характера Новые знания привносятся учителем и приобретаются учащимися на всех других типах уроков, но в меньшем объеме и с меньшим коэффициентом тематической новизны.
Уроки анализа и синтеза. На уроках анализа и синтеза осуществляется рассмотрение и обобщение исторических знаний, полученных на лекциях и в часы самостоятельной работы учащихся.
Существенной чертой эффективного урока является правильный выбор учителем типа, структуры и методики проведения урока, органическая, а не формальная связь его элементов. Отдельные уроки данного типа посвящены закреплению знаний. Особенно актуальны они в шестом классе, когда у учащихся еще недостаточно устойчивая память. На уроках закрепления знаний не только повторяются изученные темы, но и систематизируются, обобщаются, расширяются и детализируются знания.
Уроки формирования навыков и умений. Занятия по формированию навыков и умений в приобретении исторических знаний и возможном их применении многообразны: лабораторная работа, уроки формирования навыков и умений слушать лекции, читать исторические источники, вести записи их содержания, уроки применения исторических знаний, составляющих прошлое к современности, уроки экскурсии, кино-, теле-, и видеоуроки.
Уроки диагностики знаний и умений. Этот тип уроков носит (в основном) контрольно-проверочный характер:
- устный опрос. Он
может занимать как весь урок,
так и какую то его часть.
Главная цель - выявить наличие,
понимание и устойчивость
- тестирование. При проведении тестирования необходимо учитывать его цели, возраст учащихся и т.п.
- контрольная работа.
Носит, как правило,
- уроки решения кроссвордов, заполнения контурных карт. Решение одного кроссворда может занять весь урок. Учитель может использовать не только изданные кроссворды, но и составленные им самим, или наиболее сильными учащимися.
Заполнение контурных карт, как правило, является частью урока. Но если урок, носит характер повторения значительного объема изученного материала и учащимся предстоит заполнение нескольких контурных карт, этому виду работы могут быть посвящены все сорок-сорок пять минут урока.
Характер исторического материала, изучаемого на уроке, сложность задач, разрешаемых в процессе обучения истории древнего мира, требуют использования разнообразных приемов и учебных пособий почти на каждом уроке. Качество урока, его эффективность зависят не только от подготовки учителя и его деятельности на уроке, но и от тесно сними связанных подготовленности и общего настроя, учащихся к уроку. Непременным условием хорошего урока является тесное взаимодействие работы учителя и учащихся.
Важнейшим показателем качества урока является его результативность - успешное осуществление на уроке намеченных учителем образовательно-воспитательных целей. Результативность урока во многом определяется последовательным выполнением перечисленных выше требований.
Сравнительно небольшой объем нового материала, изучаемого на уроках, позволяет при условии активной познавательной работы класса добиваться первичного усвоения школьниками основных фактов, причинно-следственных связей и, важнейших выводов, непосредственно на уроке. Большой эффект в этом отношении дает сочетание яркого образного рассказа учителя с различными видами самостоятельной работы учащихся. В раздельных случаях, когда содержание урока позволяет оказать на детей значительное воспитывающее воздействие, целесообразно посвятить его, целиком изложению учителем материала, не прерывая рассказ беседой. Таков, например, насыщенный яркими характеристиками исторических деятелей, острыми сюжетными конфликтами рассказ о восстании Спартака. После окончания такого рассказа обычно наступает пауза. Учащиеся молча переживают трагическую гибель героев. Уже во время рассказа учителя дети задумываются над тем, почему беспримерное в истории восстание рабов потерпело поражение. Ответы на вопросы, поставленные перед ними, учащиеся продумывают в оставшееся на уроке время или, при выполнении домашнего задания.
Итак, мы можем выделить одну из основных проблем, как обучения истории, так и обучения в школе - вообще нехватка времени на решения основных учебных задач. По большому счету проблема нахождения времени на решение учебно-воспитательных задач лежит на самом педагоге, что может впоследствии губительно сказаться на его здоровье.
Состояние учителя или
учащегося: их усталость, чрезмерное возбуждение,
положительный или
Таким образом учителю важно в своей повседневной практике, предвидеть возможные проявления, любых случайных факторов. Положительные факторы, особенно такие, как хороший эмоциональный настрой, повышенное внимание, дисциплинированность учащихся следует поощрять, а отрицательные предупреждать или по возможности смягчать.
Раздел 2. Современные подходы в методике преподавания истории Древнего мира
Курс истории в 6 классе содержит систему знаний, раскрывающую общественную жизнь прошлого в ее многогранности, а ход истории как последовательную цепь фактов, являвшихся следствиями предшествующих и причинами последующих фактов.
В курсах истории древнего
мира, мировой исторический процесс
раскрывается в основном на истории
тех немногих стран, где они нашли
в соответствующую эпоху
Характеристики производства, социальной жизни и политического строя приурочиваются к тому времени, в которое изучаемые явления оформились с достаточной полнотой. Так, понятие "рабовладельческая демократия" раскрывается на истории Афин в середине 6 в. до н. э.
Характеристика науки, искусства, общественной мысли, а для древности также письменности приурочивается обычно ко времени, когда культура соответствующей эпохи достигла расцвета. Так, культура древних греков характеризуется применительно к 6 в. до н. э.
В курс включаются факты двух родов: единичные события - вехи исторического процесса - и аналогичные друг другу многократно повторявшиеся, типические для эпохи факты. Последние, условно называемые явлениями общественной жизни, особенно важны для раскрытия роли народных масс в истории; они освещаются, как правило, посредством обобщенных характеристик и типических примеров.
Хронологические даты приводятся в той мере, в какой это необходимо для правильного соотнесения учащимися фактов во времени, понимания их последовательности и синхронности, отдаленности по времени от наших дней, продолжительности описываемых фактов, деления процесса на периоды. В силу этого в курсе содержится минимум хронологических дат, делящихся на обязательные для закрепления в памяти и необязательные. Первые составляют канву исторического процесса и основу для его периодизации. Необязательные даты служат установлению временных отношений датируемых фактов с хронологической канвой и включению их в основную периодизацию процесса.
Историко-географический материал освещается в истории древнего мира полнее, чем в курсах истории в старших классах. Вызывается это тем, что у учеников 6 класса бедны знания по географии, а производственная жизнь и идеология на первых ступенях развития общества особенно тесно связаны с окружающей средой. Географическая среда раскрывается преимущественно с точки зрения того, как она влияла на производственную деятельность населения, на ускорение или замедление общественного развития и на формирование научных и религиозных взглядов общества. В курс включается тот минимум историко-географических названий, который необходим для локализации исторических событий на карте и пространственного соотнесения исторических фактов друг с другом.
Исторические образы формируются в процессе изложения фактов. По возможности за каждым единичным событием и типическим явлением должны стоять у учащихся живые и яркие представления. Их элементом является минимум числовых показателей и масштабов, определяющих величину предметов, количество людей, например соотношение численности сражающихся войск и т. п. Язык чисел должен быть скуп и выразителен.
Учащиеся 6 класса плохо усваивают безликую историю. Характеристика исторических лиц, рассказ об их деятельности помогают раскрыть цели, методы борьбы, типичные черты общественных классов и партий, представителями которых были характеризуемые лица. Включение имени и яркого образа исторического деятеля не затрудняет, а облегчает учащимся запоминание тех событий, участником которых был этот деятель. Например, учащимся гораздо труднее запомнить факты борьбы между аристократами и разорявшимися крестьянами в Риме в 30-20-е годы II в. до н. э., если эти события не конкретизируются характеристикой деятельности и судьбой руководителей движения - Гракхов.
Важнейшим вопросом построения школьного курса истории древнего мира является отбор исторических понятий:
Обязательным условием отбора материала в курсах истории является соответствие между составляющими его элементами. Бедный фактами курс превратился бы в эпизодические очерки по истории или в бездоказательные для учащихся общие положения, а при недостаточном раскрытии связей и отношений между историческими фактами и недостаточном обобщении их в форме понятий стал бы перечнем подлежащих механическому заучиванию фактов, сведений. Как правило, в курсе не должно быть фактов, не используемых в разборе и обобщении и не оказывающих воспитательного влияния на учащихся, а также обобщающих положений, не являющихся убедительными для детей выводами из разбора и обобщения фактов.
Компоновка отобранного для курса материала призвана способствовать лучшему усвоению учащимися как исторических понятий, обобщающих связи и отношения между фактами, так и последовательного хода исторического процесса в целом. В силу этого в построении курса сочетаются тематичность и хронологическая последовательность изложения материала. Каждый урок тематичен, логически целостен и подводит, как правило, к определенным выводам и обобщениям. Частные темы обобщаются более широкими темами, которым соответствуют главы учебников. В курсе 6 класса переходы от истории одной страны к истории другой должны быть по возможности редкими. Вместе с тем материал внутри тем и сами темы располагаются, насколько это возможно, в хронологической последовательности.4
Материал в школьном курсе истории не может излагаться с одинаковой степенью подробности. Подобное изложение превратило бы учебные пособия в сухие конспекты или в многотомные издания.
В школьном курсе истории сочетается
развернутое изложение с
Отобранные факты
Первая ступень относится к жизни древнейших людей, изготовлявших крайне примитивные орудия труда, занимавшихся собирательством и охотой и живших человеческими стадами.
Вторая ступень относится к жизни людей, научившихся изготовлять разнообразные орудия из камня, кости и дерева, овладевших членораздельной речью, занимавшихся загонной охотой на крупных животных и живших родовым строем. Вторая ступень относится ко времени 30-20 тысяч лет назад. В курс введен термин "человек разумный", чтобы подчеркнуть качественное изменение самого первобытного человека. Это изменение еще полнее раскрывают сведения о возникновении на данной ступени искусства и религии. Применительно к характеристике родовой общины дается первоначальное понятие - "первобытнообщинный строй".
Третья ступень относится примерно ко времени 13-7 тысяч лет назад. Это время характеризуется изобретением лука и стрел, топора, дальнейшим усовершенствованием техники изготовления каменных орудий, началом земледелия и приручения животных.
Последняя ступень развития первобытнообщинного строя - начало его разложения. Оно связывается с появлением медных орудий труда и плуга. Разложение первобытнообщинного строя показано на распаде родовых хозяйств, начавшемся переходе от родовой общины к общине соседской, а также па выделении знатных людей. Включение в первый раздел некоторых признаков разложения первобытного общества ставит целью показать, что переход от первобытнообщинного строя к рабовладельческому был не единовременным событием, а длительным процессом. С возникновением рабства ученики познакомятся уже на истории Египта.
Информация о работе Методика преподавания истории древнего мира