Мифология древней индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 19:56, реферат

Описание работы

Происхождение цивилизации Индии теряется в глубине тысячелетий. Ее первые очаги были обнаружены английскими исследователями. В середине XIX в. генерал Л Каннингем руководивший археологическими исследованиями в бассейне реки Инд, обнаружил памятники неизвестной культуры (печати с письменами и рисунками, а затем и древние мерт­вые юрода — Мохенджо-Даро и Хараппа). Эта древнейшая цивилизация, получившая впоследствии название Индской, или Хараппской, существовала предположительно с начала 3 тысячелетия до н. э. до 1800 г. до н. э. Язык и культура этой цивилизации, образ жизни ее населения, также как и его мифы и верования остаются загадкой. Неясны и причины ее гибели.

Файлы: 1 файл

МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

 

Мифы в духовной культуре народов  Индии

 

Наряду с Египтом и Двуречьем  Индия является одним из очагов человеческой цивилизации. Европейцы всегда стремились понять тайну этой страны, приблизиться к ее культуре.

 

Происхождение цивилизации Индии теряется в глубине тысячелетий. Ее первые очаги были обнаружены английскими исследователями. В середине XIX в. генерал Л Каннингем руководивший археологическими исследованиями в бассейне реки Инд, обнаружил памятники неизвестной культуры (печати с письменами и рисунками, а затем и древние мерт­вые юрода — Мохенджо-Даро и Хараппа). Эта древнейшая цивилизация, получившая впоследствии название Индской, или Хараппской, существовала предположительно с начала 3 тысячелетия до н. э. до 1800 г. до н. э. Язык и культура этой цивилизации, образ жизни ее населения, также как и его мифы и верования остаются загадкой. Неясны и причины ее гибели.

 

На смену Индийской приходит другая цивилизация, творцами которой  были племена, пришедшие с севера. Они называли себя словом "арья", что значит "благородные".

 

     Далекие  предки этих племен жили где-то в Восточной Е­ропе. Это были кочевые племена. За несколько тысячелетий до нашей эры они начали перемещаться в двух направлениях — на Запад, в Европу, и на юг, на территорию теперешних Ирана и Индии. Возможно, что это начало "великого пере­селения народов'' было связано с изменением климата. Оно привело к заселению Европы племенами. Славяне, кельты, балты, германские, романские народы, греки — отдаленные потомки тех далеких переселенцев Племена ариев, отправившиеся на юг, также перешли к оседлому образу жизни и стали предками большинства современных народов Индии. Таким об­разом, несмотря на огромные пространства, отделяющие Европу от Индии, населяющие их народы имеют общую древ­нюю родину, общие исторические и культурные корни. Поэтому их называют индоевропейскими народами. Их близость подтверждают данные языкознания. Даже неспециалист, видит сходство многих слов санскрита, языка ариев, и современных индоевропейских языков.

 

     Совпадают  слова, обозначающие родственные  отношения, числительные и другие. Совпадают кс только слова,  но и мифы, образы богов и  героев. Видимо, у далеких индоевропейских предков была своя мифология, которую они частично сохранили, переселившись на новые места обитания.

 

     Перейдя  к земледелию, арии восприняли от местных индийских народов (дравидов) культуру возделывания риса и хлопка. Они разводили коров и лошадей, которые почитались у них священными. Первоначально арии жили общинами. Местных жителей они подчинили своей власти. Предполагают, что таким образом произошло разделение индийского общества на касты (варны). Три высшие касты — брахманы (жрецы), кшатрии (войны), вайшьи (купцы, ремесленники) — вели свое происхождение от ариев, тогда как низшая каста шудр происходила от местного населения. Возникнув, касто­вый строй просуществовал в Индии в течение тысячелетий, вплоть до нашего времени.

 

     В ту  пору между Индом и Гангом  возникает множество государств, которые соединяются в ряд  последовательно сменявших друг друга империй: государства Магадха, Маурьев, Кушанское царство, держава Гуптов. Около 330 г. до н. э. Индия пережила вторжение Александра Македонского, который не смог продвинуться в глубь страны и вынужден был вернуть свои войска.

 

     В первом тысячелетии до нашей эры в Индии заметен расцвет духовной жизни, возникает целый ряд философских и религиозных направлений и школ: брахманизм индуизм джайнизм, буддизм; на заре арийской цивилизации была со­здана одна из древнейших книг человечества — Веды, в I ты­сячелетии до н. э. — другая великая книга — Упанишады. Упанишады систематизировал, мировоззрение Древней Индии, которое определило духовный облик ее народов на многие столетия. Именно в этой книге мы встречаем идеи и понятия философии и этики, важнейшими из которых являются "брахман", "карма", "атман", "сансара", "дхарма", "мокша" и ряд других. Под брахманом понималась духовная первооснова мира, своего рода мировая душа; атман — это «частица» мировой души, принадлежащая отдельному человеку, индивидуальная душа, человеческое «Я»; индусы верили в вечное перерождение всех предметов, в переход одних вещей в дру­гие при сохранении их духовной сущности и называли это "сансарой"; "карма" — это закон, по которому происходит такое перерождение, это поступки человека, обеспечивающие характер его "последующей жизни"; "дхарма" — это закон, предписывающий определенный стиль поведения, отклонение от которого влечет кармические последствия, и, наконец, "мокша" — "освобождение" от зависимости души от телесной оболочки, от всего земного, мирского, плотского.

 

     Центральным  понятием Упанишад является Дхарма. В переводе с санскрита оно означает "закон", "порядок", долг". В соответствии с индийской традицией, каждый человек имеет свою дхарму, то есть норму поведения, которая предписывается ему свыше, имеет священный характер. Одна дхарма у царя, другая у простолюдина, одна у мужа, другая у жены. Каждый человек должен знать, как следует поступать в той или иной жизненной ситуации исходя из велений дхармы.

 

Названные принципы и понятия формировали характерную для индийцев систему ценностей, определенный об­раз жизни. Для индийца всегда было характерно обожествление природы, запрет на убийство живого, стремления к ненасилию. Зло, несчастья, принадлежность к низшей касте они объясняли плохим перерождением, кармической платой за грехи прошлой жизни. В стране всегда было много аскетов, людей, стремившихся к духовному самосовершенствованию, искавших в нем путь к спасению. В Индии возникает йога как учение и система духовных и физических упражнений, ведущая к высшей цели — освобождению человека от тягот и за­висимостей в физическом мире, соединения "души", "Я" с божественным абсолютом.

 

Вместе с тем Индия  считается родиной многих рациональных открытий и изобретений. В ней творили многие мыслители, известные и безымянные поэты, там родились великие эпические поэмы "Махабхарата" и "Рамаяна". Индия была родиной прекрасных мифов, легенд и сказаний. Они играли и продолжают играть чрезвычайно большую роль в духовной культуре индийского народа. Как и мифы других народов древнего Востока, индийские мифы объясняют происхождение мира и человека, повествуют о богах и ге­роях. На характерах героев и их подвигах воспитываются поколения. Индийская мифология воспитывала толерантность, презрение к смерти, в которой усматривалась лишь ступень к следующему перерождению, чувство долга.

 

     В XIX веке  Индия становится Британской  колонией. Лишь в 1947 г. Индия  получает независимость, не прибегая к насилию. Так индийские философские и моральные принципы, пронизывая мифологию и религию, воплощались в повседневной жизни миллионов людей, сформировав особый характер, мировосприятие, менталитет, ценности жизни, отличающие индийскую культуру от других культур.

 

Источники индийской мифологии

 

     В Индии была создана одна из древнейших книг в истории человечества — "Веды". Об их происхождении индуистское предание рассказывает, что составил их мудрец по имени Вьяса, в которого воплотился сам бог Вишну. Произошло это, согласно традиции, за три тысячи лет до нашей эры. И в дале­ком прошлом, и нынче индуисты с почтением относятся к Ведам, считая их священными книгами.

 

     По мнению ученых, Веды возникли позже, где-то в промежутке между 1500 и 1000 гг. до н. э. Книга эта земная, она представляет собой сборник гимнов и комментариев к ним, создан­ных ариями после того, как они обосновались на территории Индии. Веды были записаны на санскрите, древнем языке ариев. Название этих книг переводится как "Знание".

 

Веды – это обобщающее название нескольких самостоятельных произведений. Древнейшем среди них считается Ригведа — Книга гимнов. Она представляет собой записи гимнов раз­личным арийским богам, которые исполнялись во время ритуальных жертвоприношений. Арии считали эти гимны божественными. Они верили в то, что чтение их, также как и принесение жертв, способно защитить человека oт гнева бо­гов, обеспечить ему благополучие.

 

     Ригведа — книга  очень большая по объему. В ней 1028 гимнов, 10500 стихов, что равно "Илиаде" и "Одиссее" вместе взя­тым. О том, что из себя представляли гимны "Ригведы", свиде­тельствует один из них:

 

«Когда разделили пурушу, на сколько частей

 

он был разделен?

 

Чем стали уста его, чем руки, чем  бедра, чем ноги?

 

Брахманам стали уста его, руки —  кшатрием,

 

Его бедра стали вайшьей, из ног возник шудра.

 

Луна родилась из мысли, из глаз возникло солнце,

 

Из уст Индра и Агни, из дыхания  возник ветер.

 

Из пупа возникло воздушное пространство, из головы возникло небо.

 

Из ног — земля. Страны света — из слуха.»Так распределились миры.

 

     В этом  отрывке речь идет о возникновении  множества элементов реального мира, в том числе и общественного устройства (кастового строя) из первоначала, ко­торое называется "пуруша".

 

     Индусы  считают, что понять Веды, расшифровать их божественный смысл дано не каждому, но лишь тому, кто чист душой, сердцем и помыслами. Вплоть до сегодняшнего дня знание Вед считается признаком подлинной образованности, а знатоки священных книг окружены глубоким почетом.

 

     В позднейшее  время к Ригведе и другим  первоначальным ведическим текстам (Атхарваведе, Самаведе, Яджурведе) были сделаны комментарии и дополнения. Они объединены в три книги: Брахманы, Араньяки, Упанишады. В совокупности с Ведами они называются ведической литературой. Книга Брах­манов появляется тогда, когда индийское общество делится на касты (варны), среди которых брахманы занимают особое положение.

 

     В Брахманах  содержатся комментарии к Ведам,  даются указания на то, как  совершать религиозные обряды.

 

     Некоторые  брахманы становились отшельниками. Они уходили в леса и горы в поисках ответа на важнейшие жизненные вопросы. Так возникли Араньяки, "Лесные книги", представлявшие собой плод размышления мудрецов-отшельников.

 

     Последняя  часть ведических книг называется  Упанишады Ее название переводится как "Сидящий у ног учителя". Упанишады, как и Веды, считались тайными книгами. Непосвященный, тем более тот, кто не принадлежал к высшим кастам, не смел даже прикасаться к ним. Упанишады называют философскими книгами. Из них мы узнаем, как древние индийцы пони­мали мир, космос, что думали о жизни, к чему стремились.

 

     В целом  ведические книги можно назвать  энциклопедией духовной жизни  Древней Индии. Они содержат  сведения о религии, обычаях,  о миропонимании Индии, составляя важный фундамент ее духовной культуры. Вместе с тем Веды и ведическая литература являются важнейшим источником по индийской мифологии. Боги, их имена, их образы, их отн­шения, их взаимоотношения с материальным миром, его про­исхождение, подвиги героев — все это мы находим в веди­ческих книгах.

 

     Проходит  время, и древние верования,  мифы и предания получают совершенное  художественное воплощение в двух величайших поэмах — "Махабхарате" и "Рамаяне" Эти поэмы по праву считаются крупнейшими памятниками древнеиндийской литературы.

 

     Поэма "Рамаяна"  повествует о легендарных событиях, происходивших на севере Индии,  в княжествах, откуда вели свой  род главные герои — Рама и Сита. Если верить предани­ям, описанные в "Рамаяне" события относятся к 1200—1000 гг. до н. э. и повествуют о Бремени расцвета и могущества страны.

 

     Исследователи  полагают, что текст "Рямаяны" был составлен позже, где-то в промежутке между 200 г. до н. э. и 200 г. н. э. Он включает 24000 двустиший (шлок). Эта гигантская работа была проделана поэтом Вальмики.

 

     Поэма повествует  о том, как бог Вишну воплотился в облике земного царевича Рамы с тем, чтобы убить Равану, десятиглавое чудовище, воплощавшее зло. Равана похищает красавицу Ситу, жену Рамы. С помощью своего брата Лакшгманы, друзей и царя обезьян Ханумана Рама в жестокой схватке побеждает Равану, освобождает Ситу.

 

     Благодаря  Вальмики мы можем заглянуть  в далекое про­шлое Индии, узнать, как жил ее народ, в каких  верил богов, чего боялся и  на что надеялся. В целом же  время, описанное в "Рамаяне", можно представить как "золотой век", а ее героев как идеальных людей. Дашаратха воплощает образ совершенного правителя. Рама — совершенный царевич и муж, борец со злом. Сита — образец верной жены.

 

     Другая  великая поэма Древней Индии  — "Махабхарата". Она состоит из 100000 двустиший (шлок), то есть из двух­сот тысяч строк. Полагают, что поэма была составлена около 300 г. до н. э. Ее сюжет сосредоточен вокруг повествования о борьбе двух княжеских родов Северной Индии — Кауравов и Пандавов — за власть. Важнейшей частью "Махабхараты" является книга "Бхагавадгита", ставшая священной книгой кришнаитов.

 

Вслед за Ведами "Махабхарата" и "Рамаяна" являются важнейшими источниками изучения и изложения индийской мифологии. Все основные литературные пересказы древнеиндийских мифов основаны на содержании этих поэм.

 

Верования,  боги и герои Древней Индии

 

     Переселившись в Индию,  арии принесли на новую родину  свои древние верования и представления  о богах.

 

      Древнейшая религия  ариев обычно называется ведической. Она сложилась как религия жертвоприношения и гимнов богам. Эти гимны передавались сначала в устной традиции, а за­тем были записаны и составили известную нам книгу Ригведу.

 

     Ведическую религию  по праву считают политеистической, то есть многобожной. Она включала в свой пантеон множество богов, число которых достигало сотен. В Ведах упоминаются 33 главных бога. Каждый бог или богиня ведического пантеона отождествлялся с определенным явлением природы — водой, огнем, бурей, воздухом и т. д. среди них были старшие боги, прародители, и младшие боги, дети. Боги женились и выходили замуж. У каждого бога была супруга, богиня. Старшими среди богов считались: Адити, богиня-мать, богиня Земли, бог Неба, отец-бог Дьяус. Их дети почитались как главные боги: бог грозы Индра; бог Солнца Савитар, он же Сурья; бог огня Агни; бог ветра Ваю; Митра и Варуна — со­ответственно, боги дня, света и ночи, мрака. Спутниками грозового бога Индры являются ветры — Маруты, бурные боже­ства, неистово носящиеся ио небу. Их отец Рудра страшный бог грозы и бури. Олицетворением утренней зари была пре­красная богиня Ушас. Предвестниками дня выступали боги-близнецы Ашвины. Олицетворял огонь бог Агни. Бог Путан покровительствовал стадам и дорогам, помогал путникам. Арьяман владычествовал над душами умерших предков. Со временем пантеон пополняется богом Камой, богом любви Калой, богом времени, богом по имени Вач, покровительствующим речи (сравните "вач" и "вещать"), Праной, богом дыхания, Брихаспати, богом молитвы и священных заклинаний, Сарасвати, богиней мудрости и другими. Чрезвычайно популярен был бог Сома, бог Луны и священного напитка, который употребляли индусы во время жертвоприношений. Смерть олицетворял бог Яма.

Информация о работе Мифология древней индии