Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2012 в 14:19, реферат
Изучение славянской мифологии представляет собой увлекательный процесс погружения в мир славянской древности. Миф – это история народа, его душа, живая традиция, сохранившаяся в памяти людей. Мифология славян представляет собой богатейшее собрание образов и сюжетов, сравнить которое можно с греческой или скандинавской традицией. К сожалению, до наших дней не дошли подлинные произведения с мифологичнскими сюжетами. Известню следующие источники: «Песни птицы Гамаюн», «Велесова книга» и др, однако историчность их подчас ставится в науке под сомнение.
Введение
1. 1.Общая характеристика славянской мифологии
2. 2.Мифологическая картина мира. Модель Вселенной
3. 3.Славянской мифология: вера в богов и почитание духов
Заключение
Литература
Оглавление
Введение
Заключение
Литература
Введение
Изучение славянской мифологии представляет собой увлекательный процесс погружения в мир славянской древности. Миф – это история народа, его душа, живая традиция, сохранившаяся в памяти людей. Мифология славян представляет собой богатейшее собрание образов и сюжетов, сравнить которое можно с греческой или скандинавской традицией. К сожалению, до наших дней не дошли подлинные произведения с мифологичнскими сюжетами. Известню следующие источники: «Песни птицы Гамаюн», «Велесова книга» и др, однако историчность их подчас ставится в науке под сомнение.
Тем не менее сохранились
отдельные сочинения
Немаловажную роль в изучение славянской мифологии играют сведения раскопок культовых мест, находки идолов, ритуальных предметов, украшений, языческих символов, надписей с упоминанием о языческих богах или язычниках, остатки жертвоприношений и ритуальных действ. Значительный вклад в изучение языческих древностей внесли такие исследователи, как Л. Нидерле, А. Н. Лявданский, В. В. Седов, П. Н. Третьяков, Б. А. Рыбаков.
Целью данной реферативной работы является исследование «основ» славянской мифологии на основании известных источников – фольклорных, археологических и проч.
Ключевые задачи:
1)Рассмотреть историческое развитие славянской мифологии;
2)Представить основы
3)Представить пантеон языческих божеств и основы веры в духов славян.
1. Общая
характеристика славянской
Мифология - комплекс
представлений, универсально объясняющих
мир и место человека в этом
мире, запечатленных в образно-
Истоки славянской
мифологии укоренены в
В среднем в науке подлинное историческое развитие славянской мифологии соотнесено с культурой Киевской Руси 1 тыс. н. э. В качестве центральной даты выделяется 980 год – время языческой реформы князя Владимира: выработка мифологической системы, создание Пантеона Богов. В тоже время, это время начала упадка собственно древней, живой веры славян и превращение ее в государственную религию.
988 год – коренной
перелом в язычестве. Это
Главный источник сведений
по раннеславянской мифологии —
средневековые хроники, анналы, написанные
европейскими и славянскими авторами,
поучения против язычества ("Слова")
и летописи. Ценные сведения содержатся
в сочинениях византийских писателей
(начиная с Прокопия, 6 в.) и географических
описаниях средневековых
Как уже было отмечено, славянская мифология формировались на протяжении долгого периода в процессе выделения древних славян из индоевропейской общности народов во II—I тысячелетии до н. э. и во взаимодействии с мифологией и религией соседних народов. В данной связи можно выделить несколько смысловых уровней формирования славянской мифологии.
Самый древний пласт представляет собой охотничьи представления: почитание небесных лосих, идея о небесных властителях мира. Второй не менее древний пласт- это земледельческие верования- воззрения трипольцев, прото- и праславян (2 – 1 тыс до н. э.). В это время было выработано характерное для многих индоевропейских народов аграрно-магическое мировоззрение, основанное на земледельческой космологии, почитании богинь-рожаниц, живительной влаги, плодородной Матери-Земли. Формируются воззрения о единой матери Мира, представления о судьбе. Возможно, уже в этот далекий период складывались образы бога грозы Перуна, бога скота и потустороннего мира Велеса, божества Неба-Отца (Сварог).
Общеиндоевропейскими
по сути являются такие образы, как
Мать Сыра-Земля, связанная с ней
богиня ткачества и прядения (Макошь),
солнечное божество (Даждьбог), бог
неба Сварог. На древность этих образов
указывают ведические корни этих
божеств: например «svarga» - небо. Исследователями
отмечается общность европейских воззрений
и общность языка, которые прослеживаются
во многих именах божеств. Некоторые
исследователи предполагают кельто-славянские
параллели между божествами Дагда
и Дажьбог, а также Маха и Макошь.
Существуют версии, что восточные
славяне имели в своёмпантеоне
Очень близки были верования славян и балтов. Это касается имён таких божеств, как Перун (Перкунас), Велес (Вельняс) и, возможно, других. Немало общего также с германо-скандинавской мифологией: например, мотив мирового древа.
Наконец, следующий
пласт – это период обособления
восточных славян в 1 тыс. н. э.. При
разделении праславянскойобщнос
Тем не менее, собственно
восточнославянская мифология на протяжении
многих веков сохранила свое первоначальное
смысловое ядро практически в
неизменном виде: одушевление природы,
почитание великой
2. Мифологическая картина мира. Модель Вселенной древних славян
Духовный мир
древних славян формировался в процессе
непрерывных взаимоотношений с
природой. С древности, создатели
земледельческой культуры, славяне
сформировали особое мировоззрение, отразившееся
в мифах, основанное на почитании
Природы. Как отмечал крупнейший
исследователь Афанасьев, ключевой
смысл славянской мифологии, мифологической
картины мира славян – «обожание»
Матери Природы - живой, справедливой,
мудрой и всепорождающей силы. Славяне
верили, что мир – живая система.
Главная идея язычества заключалась
в вере вечности жизни, культе плодородия.
Отсюда формирование древнейшего образа
Матери Сырой Земли. Мать Сыра Земля
–ключевой архетип славянского
народа. Подобные представления, а также
любовь к Земле отчетливо
Почитание Природы,
Земли тесно связано с
Почитание Матери Сырой
Земли тесно связано с
В целом, еще с
глубокой древности, славянами была
освоена сферическая структура
Вселенной. Это не только вера в существование
девяти небес, но и разделение мира
на ярусы, формирование целой картины
земного и небесного
Согласно славянской мифологии, Вселенная представляет собой форму яйца. Это древнейший образ Мирового яйца, встречающийся также у многих народов мира; в славянских мифах это также мотив сотворения мира Уткой, которое снесла Мировое Яйцо – отголоски этого мифа можно обнаружить в русских народных сказках.
Из исследований славянской древности М. Семеновой можно почерпнуть, что в центре такого яйца «подобно желтку, расположена сама Земля». Более того, уже в такой модели присутствует древнее деление мира на ярусы: «нижняя, сподняя сторона – Нижний Мир, Мир Мертвых, Ночная сторона… Чтобы попасть туда, надо пересечь Океан-море,. Окружившее Землю. Или прорыть колодец насквозь…»[1]
«Вокруг Земли, подобно яичным пленкам и скорлупе, расположены девять разных небес…Каждое из девяти небес славянской мифологии имеет свое собственное предназначение: одно для Солнца и звезд, другое - для Месяца, еще одно – для туч и ветров. Седьмое по счету наши предки считали «твердью», прозрачным дном небесного Океана. Там хранятся запасы живой воды, неиссякаемый источник дождей».[2]
Важнейшим образом в мифологической картине мира славян является Мировое Древо. Это образ является центральным также для многих народов индоевропейского единства: к примеру, Мировое Древо скандинавов Иггдрасиль. Славяне верили, что «на любое небо можно попасть, взобравшись по Мировому Древу, которое связывает между собой Нижний Мир, Землю и все девять небес…По мысли славян, Мировое Древо всего больше похоже на большой раскидистый дуб. Однако на этом дубе зреют не одни желуди, но также семена всех других деревьев и трав». Подобный образ встречается в русских народных сказках, например «Петух и жерновки»: влез старик по волшебному Дубу на самое небо и нашел петушка – в данном случае олицетворение солнца.
В данной связи, славянами было сформирована целая модель Вселенной, в том числе с трехчастным делением на три уровня (подобно тому, как Древо делится на ветви, крону и корни): Верхний, Средний и Нижний мир. Верхний мир по разным источникам именовался Синей Сваргой, Миром Слави или Прави (мир Богов). Средний мир - Явь, видимый, человеческий мир, наконец, Нижний мир – это Навь, мир предков – навьих духов.
Также согласно славянским
мифам, «где вершина Мирового Древа
поднимается над седьмым небом,
в «хлябях небесных» есть остров…
Чудесный остров на седьмом небе славяне
называли «ирием», или «вирием».. а
еще ирий называли островом Буяном.
Этот остров известен по многочисленным
сказкам и заговорам как своего
рода «генератор жизни», обитель добра,
света и красоты.», народную традицию
продолжил и А. С. Пушкин в своей
«Сказке о царе Салтане». Например,
в начальной части заговора заг
На море-Океане, на острове Буяне стоит дуб Карколист, на том дубе сидит сокол, под тем дубом змея…
В другом источнике - в «Поучении Владимира Мономаха» говорится об ирее — далёкой южной стране, в которую улетают на зиму птицы. При помощи этнографических материалов мы можем узнать, что ирей в народной памяти отождествился позже с раем и олицетворял собой «страну блаженных», «тот свет».[3]
По мнению исследователей, сведения о Вселенной древних славян можно почерпнуть из «Слова о полку Игореве». В частности, внимание привлекает данный отрывок: Вещий Боян, если о ком-либо пропеть замыслил, то разлетается мыслью-белкою по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаком. (Перевод А. К. Югова)[4]