Мифология Восточных Славян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2012 в 14:19, реферат

Описание работы

Изучение славянской мифологии представляет собой увлекательный процесс погружения в мир славянской древности. Миф – это история народа, его душа, живая традиция, сохранившаяся в памяти людей. Мифология славян представляет собой богатейшее собрание образов и сюжетов, сравнить которое можно с греческой или скандинавской традицией. К сожалению, до наших дней не дошли подлинные произведения с мифологичнскими сюжетами. Известню следующие источники: «Песни птицы Гамаюн», «Велесова книга» и др, однако историчность их подчас ставится в науке под сомнение.

Содержание работы

Введение
1. 1.Общая характеристика славянской мифологии
2. 2.Мифологическая картина мира. Модель Вселенной
3. 3.Славянской мифология: вера в богов и почитание духов
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 37.73 Кб (Скачать файл)

Некоторые исследователи  в данном отрывке находят трёхчастное  деление мира (небо-воздух-земля) и архетипический образМирового Дерева, а белку, которая бегает по этому дереву, сравнивают с белкой Рататоск из германо-скандинавской мифологии. В данном случае получается, что Боян, подобно древнегерманским скальдам, путешествовал по Мировому Дереву (у германцев — Мировой Ясень), соединяя таким образом миры и получая божественное знание и вдохновение из вышнего мира.

Наконец, много данных о Вселенной древних славян может  дать археология. В том числе так  называемый «Збручский идол», который в научной среде нередко называют «энциклопедией славянского язычества». Данное четырёхгранное каменное изваяние ориентировано по сторонам света. Каждая его сторона разделена на три уровня — судя по всему, небесный, земной и подземный. На небесном уровне изображены божества, на земном — люди (двое мужчин и две женщины, как и божества), а в подземном — некое хтоническое существо, держащее на себе землю.[5]

ТАКИМ ОБРАЗОМ, Из всех вышеперечисленных примеров видно, каким образом славяне представляли себе Вселенную, использовав ключевые образы-архетипы: Мировое яйцо и  Мировое Древо. Согласно фольклорным  произведениям славянской древности, в центре Мирового небесного Океана располагается остров (Буян), на котором, в Центре Мира, лежит камень (Алатырь) или растёт Мировое Древо (как правило, дуб). В «райских» садах остова Буяна обитают вещие птицы. Часто также описывается, как на Древе Жизни сидит птица, а под деревом находится змея – властелин подземного мира.

В целом, славянами  была выработана космоцентрическая  модель Вселенной. Космос, Природа (огонь, земля, воздух, вода, соднце, месяц и  т. д. ) выступают живыми сущностями. Сам же человек не мыслится в отрыве от природы. Мир выступает гармоничным  единством человека и природы, где  Земля выступает главным архетипом: матерью, кормилицей и даже прародительницей и защитницей самого русского народа (русские былины и сказки). В данной связи ключевой смысл славянского  язычества – почитание живой  природы как все порождающей  силы, главный культ - культ плодородия, хранящий в себе идею утверждения  жизни. 

 

2. Славянская  мифология: вера в Богов и  почитание Духов

Формирование славянской мифологии как системы верований  происходило на протяжении многих веков. Древнейшим пластом веры славян считается  почитание бога Рода и женских  богинь Рожаниц – по сути всей животворящей, природной сущности. Древнейшим культом  также считается почитание Матери сырой Земли и связанной с  ней (а может и ее олицетворением) богини плодородия Макоши – богини урожая и судьбы. Данный культ сформировался  еще во времена формирования земледельческой  культуры славян.

Историческое развитие славянского пантеона богов связан с реформой Владимира в 9 веке. Один из важнейших источников по славянской (древнерусской) языческой мифологии — это летописный рассказ о том, как князь Владимир Святославича установил в Киеве идолы шести важнейших божеств: И начал княжить Владимир в Киеве один, и поставил идолы на холме, вне теремного двора: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса и Дажьбога, Стрибога, Симаргла иМокошь.

Сутью языческой  реформы Владимира исследователи  считают установление общегосударственного для всей Руси пантеона божеств во главе с Перуном — богом князя и дружины. Делалось это, видимо, для предупреждения сепаратистских тенденций, поскольку древнерусская народность тогда ещё не до конца консолидировалась. Вскоре стала очевидна политическая бесперспективность и тупиковость этого пути, «языческой перспективы», и Владимир от неё отказался, крестив Русь.

Еще одним важным источником, который содержит немало мифологических данных, прежде всего  ряд имён языческих богов, хоть и  было создано уже в XII-XIII веках, является «Слово о полку Игореве». Д. С. Лихачёв объясняет это так называемым «Возрождением язычества» — явлением общеевропейского масштаба, имевшим место и на Руси. Причины его заключались в том, что язычество уже почти исчезло и больше не представляло угрозы для христианства, поэтому его перестали «бояться». Оно, напротив, стало играть совершенно иную роль в культуре — эстетическую, архаизирующую, национально-идеологическую.[6]

В «Слове» упоминаются, как правило, «внуки» различных  божеств — художественные словосочетания-метафоры для синонимичной замены или эпитета. По мнению Д. С. Лихачёва, «внук в данном случае несомненно имеет значение «потомка. Например, Сказитель Боян в «Слове» называется внуком бога Велеса: Или бы так воспел ты, вещий Боян, Велесов внук…Исходя из этого отрывка Велеса считают древнерусским языческим покровителем поэзии и певцов-сказителей.

Ветры в «Слове»  называются внуками Стрибога: Это ветры, Стрибожьи внуки, веют с моря стрелами на храбрые полки Игоревы. На основании данного отрывка Стрибога считают богом-повелителем ветров.

Русский народ, от князя до земледельца, в «Слове» называется внуками Дажьбога: Тогда, при Олеге Гориславиче, разоряла, раздирала усобица, погубляла добро Даждьбожа внука. В княжих крамолах век человеческий сократился. Тогда по русской земле редко пахари покрикивали…

На основании этих отрывков можно сказать, что Дажьбог был значимым божеством в Древней Руси, которое олицетворяло благополучие, мир и единство Русской земли. Упоминается в «Слове» и другое солярное божество: Из Киева, до петухов, добегал до Тмутороканя, великому Хорсу волком путь перебегал!

Князь Всеслав Полоцкий, путешествуя на юг, пересекает путь видимого дневного движения солнца, которое здесь отождествляется с Хорсом. На основании этого можно говорить о том, что Хорс был олицетворённым солнцем в древнерусском язычестве.

Помимо фольклорных  источников сохранились также устные предания, традиции, раскрывающие другие грани славянской веры: почитание  природных духов, вера в домовых, леших и т. д. В целом, представляя  мифологию восточных славян как  систему воззрений, можно отметить два ее уровня: 1. Пантеон мужских  и женских божеств; 2. Почитание  природных стихий – духов.

  1. 1.Пантеон божеств.

Древнейшими божествами восточных славян исследователи  считают Рода и Рожаниц. Бог Род – это творец жизни на Земле, великая оплодотворяющая сила, отождествляет собой рождение всего живого. Многие исследователи считают Рода одним из самых важных, верховных Богов, принимавших участив в создании Вселенной. Кроме того, исследователи отмечают, сколько важнейших слов происходит в русском языке от слова «род»: родня, род, родители, родина, урожай, природа. По сути почитание Рода – есть почитание всей природы. Кроме того, именно на почитании Рода и Рожаниц основывается культ плодородия славянского язычества.

Рожаницы – женские божества плодородия. Считаются древнейшими божествами славян, однако из-за скудости сведений о них, большинство исследователей описывают образ этих богинь как безликих божеств женского пола, помогавшие в различных женских заботах и работах, а также при рождении детей. Также существуют версии, что это образы двух Богинь: матери и дочери. Символические изображения Рожаниц в большом количестве встречаются на вышивке, главным образом у народов на северной территории современной России.

Согласно концепции  Б. А. Рыбакова, рожаницы – богини-покровительницы  рода небесного и земного: заботятся  о его продолжении и укреплении. Это богини плодородия и судьбы, благосостояния. Они с незапямятных времен были небесными Хозяйками  Мира, которые являются людям в  виде двух созвездий Малой и Большой  Медведицы (раньше оно называлось созвездием Лося, поэтому они также звались  небесными лосихами).Именно этот образ  широко распространен у северных народов.

Еще одним важным Божеством- Творцом Вселенной у  славян являлся бог Сварог. Верховный владыка вселенной, родоначальник всех богов, возможно, он является олицетворением бога Рода – он старший Родич, Отец-Прародитель. По преданию Сварог сотворил Землю, а также заботился о людях – подарил огонь небесный (солнце) и огонь земной.

Сварог также  считается богом Неба. По мнению многих исследователей, его имя восходит к ведическому корню «сварга», что означает небо, а также нечто  сияющее. Также это Бог огненной стихии – связан с небесным огнем. Сварог считается отцом ряда божеств  – Перун, Даждьбог, которые в народе именовались «Сварожичами», кроме  того, очень часто в быту огонь  также называли «Огонь Сварожич».

Даждьбог (Даждьбог Сварожич) – славянский Бог Солнца. Солнца всегда считалось у славян священным, более того, живым, способным следить за порядком на земле и помогающим людям. В данной связи само имя Даждьбог с древнерусского означает буквально «дающий Бог», «податель всех благ». Славяне верили, что славный Бог Солнца всегда помогает людям, где бы они не находились, более того, в «Слово о Полку Игореве» сами русские люди уменуют себя «Даждьбожьми внуками» - то есть потомками своего родного божества Солнца.

Согласно славянским мифологическим представлениям., нашедших свое отражение в фольклоре, Солнце (Даждьбог) ездит по небу на чудесной колеснице, запряженной крылатыми  жеребцами. Ночью Даждьбог с запада на восток измеряет Нижнее Небо, светя  Нижнему миру. Дважды в сутки (утром  и вечером) он пересекает океан-море на ладье, запряженной водоплавающими птицами – гусями, утками, лебедями. Поэтому славяне приписывали  особую силу оберегам в виде уточки или коня.

Еще одними солнечными божества у славян считались Хорс и Ярило. По мнению многих исследователей, имя «Хорс» означает «солнечный диск», «круг». Он воплощает в себе движущееся солнце, или око дневного светила. В данной связи Хорс – это божество солнечного светила. «Хоро» или «коло» - это круг; отсюда, возможно, происходят слова «хоровод» и «колесо» (для сравнения имя сказочного персонажа – «Колобок»).

Другое солнечное  божество – Ярило. Он является олицетворением весеннего и летнего солнца- самого Яркого. Также этот бог связан с плодородием, и в целом, пробуждением природы. Весной на Руси справляли ярилин день или праздник «ярилки», приуроченный к пику весеннего буйства природы, который дополняли разные обряды, в которых утверждается идея плодородия земли.

Еще одни потомком Сварога, согласно славянскому пантеону, является Перун (Перун Сварожич). Это славянский бог грозы, грома и молнии. Первоначально, возможно, связан с почитанием живительной влаги, которая питает землю, для будущего плодоношения (Мать Сыра Земля). С древности также представлялся воинственным воином с рыжей бородой. Например, изваяние Перуна, стоявшее некогда в Киеве, описано в летописи так: «Голова серебряна, ус злат». Также славяне видели этого бога в образе всадника, мчащегося на колеснице, запряженными крылатыми жеребцами. Подобный образ встречается в скандинавской мифологии (Бог-Громовержец Тор) – соседей и родственников славян по индоевропейской семье народов.

Позднее, с принятием  реформы князя Владимира, Перун  встал во главе славянского Пантеона, считался верховным божеством и  покровителем воинов.

Наконец, еще одним  важным мужским божеством можно  назвать бога Велеса – древшейшего персонажа славянской мифологии, одного из главных божеств славянского пантеона – Велеса. Именуемый в «Слово о Полку игореве» как «скотий бог» - является покровителем скота (диких зверей и птиц, впоследствие – домашнего скота). Как отмечают исследователи его имя созвучно со словами «волос», «волосатый» - что подчеркивает его связь со зверьми. Существовали поверья, что сам Велес мог оборачиваться в облик медведя – хозяина Леса. В честь Велеса также рядились в звериные маски и тулупы на Святки и Масленицу – важные языческие праздники.

«Скотий Бог» - Велес  также считался богом богатства; он покровительствует благосостоянию и достатку в семье и во всем государстве. Примечательно – старинное  название казны на Руси – скотница. Также Велес был покровителем купцов на Руси.

В целом, древнейшее значение этого божества связано  с плодородием и плодовитостью; также Велес является олицетворением богатства племени. Очень часто  Велес фигурирует как Бог подземного Мира;. наконец, еще одно значение этого  божества – «бог мудрости», покровитель  волхвов и сказителей на Руси.

Ключевыми фигурами среди женских божеств славянского  пантеона являются образы богинь Макоши, Лады, Мораны и других. Макошь – богиня плодородия у славян. По одной из версий – это богиня Земли, само ее имя происходит от слова «матерь» (мать Сыра земля). Макошь – дарительница Жизни, подательница урожая. Примечательно что корень «кошь», который имеется в имени Макоши, также встречается в словах «кошелек», «лукошко» и др. Кош – большая плетеная корзина, куда люди складывали главное богатство – урожай. А еще «кошем» называли жребий, судьбу, счастье. Макошь – это также богиня судьбы. По преданию, она на волшебной прялке прядет нити человеческих судеб: кому какая выпадет – Доля или Недоля.

Еще одним женским  божеством является Лада – богиня красоты, любви, покровительница брака, семейного очага. Иногда именем Лады именуется одна из богинь-рожаниц. Это почтенная хозяйка, мать многочисленного семейства. С ее именем в русском языке связано не меньше слов и понятий, чем с Родом: «ладить», «ладины» - свадебный сговор и т. д. По предпанию, у нее также есть сын Лель – бог любви и юности. По другой версии, у нее дочь – Леля, младшая рожаница. С ее именем связаны такие слова как «лелеять», «лялька» и др.

Еще один центральный  женский образ – богиня Морана (Морена, Мара). Это богиня смерти и зимы («мор», «морок», «мрак», «смерть», мороз»). Существование богини смерти и зимы способствует поддержания гармонии в природе. Славяне жили в «циклическом времени», согласно которому мир есть вечное чередование (подобно вращению колеса) жизни и смерти; в таком времени все идет своим чередом, подобно природным циклам, и нет начала или конца существования – мир пребывает в вечности. Так и человек после смерти продолжает свое существование в ином качестве и в ином мире – в мире «навьих духов», становясь покровителем своего племени.

Информация о работе Мифология Восточных Славян