Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2012 в 14:19, реферат
Изучение славянской мифологии представляет собой увлекательный процесс погружения в мир славянской древности. Миф – это история народа, его душа, живая традиция, сохранившаяся в памяти людей. Мифология славян представляет собой богатейшее собрание образов и сюжетов, сравнить которое можно с греческой или скандинавской традицией. К сожалению, до наших дней не дошли подлинные произведения с мифологичнскими сюжетами. Известню следующие источники: «Песни птицы Гамаюн», «Велесова книга» и др, однако историчность их подчас ставится в науке под сомнение.
Введение
1. 1.Общая характеристика славянской мифологии
2. 2.Мифологическая картина мира. Модель Вселенной
3. 3.Славянской мифология: вера в богов и почитание духов
Заключение
Литература
К числу домашних духов можно отнести домового, банника, овинника, дворового. В целом, восточные славяне обожествляли огонь домашнего очага, также в системе культов важное место занимал культ предков. По преданию, после смерти человек становился духом-покровителем своего рода. Так, по одной из версий, домовой является духом (душой) самого старшего предка. Так или иначе, домовой – дух-охранитель домашнего очага. Дворовой – дословно «хозяин двора». Обычно описывается как менее доброжелательный, чем домовой. Овинник – хозяин овина – еще менее доброжелательный. Наконец, банник – дух бани (баня – пограничное место между «своим» и «чужим» пространством) – описывается как самый «капризный» дух.
К числу природных духов можно отнести таких духов, как леший, полевик и полудница, водяной и др. Почитание этих существ отражает связь их с особо почитаемыми стихиями и природными зонами: земля, вода; лес, реки, озера и т. п.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, в
мифологической картине мира вся
природа наделяется душой (анимизм),
понимается как божественная сущность.
Каждая стихия выступает как священная.
Русские люди сакрализовали огонь,
воду; предания отмечают, что славяне
говорили: «царица-водица», «воздух-господин»,
«огонь-батюшка, «земля-матушка». И
по своей сути славянские божества
есть олицетворение могучих
Заключение
Славянская мифология как комплекс коллективных представлений древних славян и способ осваивания мира сформировался в глубокой древности, когда человек выходил из природы, на заре формирования земледельческой культуры древних славян (2 – 1 тыс. до н. э.) . Это время развития общеиндоевропейских и затем собственно славянских воззрений на природу, формирование древних языческих культов.
Отмечая историю развития славянских мифологических представлений, выделяется самый древний пласт - представляет собой охотничьи представления: почитание небесных лосих, идея о небесных властителях мира. Второй не менее древний пласт- это земледельческие верования- воззрения трипольцев, прото- и праславян (2 – 1 тыс до н. э.). В это время было выработано характерное для многих индоевропейских народов аграрно-магическое мировоззрение, основанное на земледельческой космологии, почитании богинь-рожаниц, живительной влаги, плодородной Матери-Земли. Формируются воззрения о единой матери Мира, представления о судьбе. Наконец, следующий пласт – это период обособления восточных славян в 1 тыс. н. э. В среднем в науке подлинное историческое развитие славянской мифологии соотнесено с культурой Киевской Руси 1 тыс. н. э. В качестве центральной даты выделяется 980 год – время языческой реформы князя Владимира: выработка мифологической системы, создание Пантеона Богов. В тоже время, это время начала упадка собственно древней, живой веры славян и превращение ее в государственную религию.
988 год – коренной
перелом в язычестве. Это
Отмечая «характер»,
особенности мифологических представлений
восточных славян, можно резюмировать
следующее. Славянами было выработано
особое космоцентрическое
Славяне рисовали картину живой вселенной, сравнивая ее с «поэтическими» образами Мирового Яйца, Мирового Древа, описывая образ чудесного сада Ирия (или острова Буяна), нашедших свое отражение в фольклоре. Был создан пантеон языческих богов, во главе с мужскими божествами (Род, Сварог, Перун, Даждьбог, Весес и др.) и женскими образами (Макошь, Жива, Лада, Морана…). Сложилась народная традиция веры в духов – природных существ.
Наконец, по своей
сути славянское язычество есть почитание
живой природы как все
Литература: