Мифология Восточных Славян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2012 в 14:19, реферат

Описание работы

Изучение славянской мифологии представляет собой увлекательный процесс погружения в мир славянской древности. Миф – это история народа, его душа, живая традиция, сохранившаяся в памяти людей. Мифология славян представляет собой богатейшее собрание образов и сюжетов, сравнить которое можно с греческой или скандинавской традицией. К сожалению, до наших дней не дошли подлинные произведения с мифологичнскими сюжетами. Известню следующие источники: «Песни птицы Гамаюн», «Велесова книга» и др, однако историчность их подчас ставится в науке под сомнение.

Содержание работы

Введение
1. 1.Общая характеристика славянской мифологии
2. 2.Мифологическая картина мира. Модель Вселенной
3. 3.Славянской мифология: вера в богов и почитание духов
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 37.73 Кб (Скачать файл)
  1. 2.Второй уровень славянской мифологии можно условно назвать верой в духов: обожествление и почитание природных стихий, вера одухотворенные силы. Пространство славяне делили на «освоенное» (дом) и условно «дикое» (например, лес). В данной связи выделяется вера в «домашних» и «природных» духов.

К числу домашних духов можно отнести домового, банника, овинника, дворового. В целом, восточные славяне обожествляли огонь домашнего очага, также в системе культов важное место занимал культ предков. По преданию, после смерти человек становился духом-покровителем своего рода. Так, по одной из версий, домовой является духом (душой) самого старшего предка. Так или иначе, домовой – дух-охранитель домашнего очага. Дворовой – дословно «хозяин двора». Обычно описывается как менее доброжелательный, чем домовой. Овинник – хозяин овина – еще менее доброжелательный. Наконец, банник – дух бани (баня – пограничное место между «своим» и «чужим» пространством) – описывается как самый «капризный» дух.

К числу природных  духов можно отнести таких  духов, как леший, полевик и полудница, водяной и др. Почитание этих существ отражает связь их с особо почитаемыми стихиями и природными зонами: земля, вода; лес, реки, озера и т. п.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, в  мифологической картине мира вся  природа наделяется душой (анимизм), понимается как божественная сущность. Каждая стихия выступает как священная. Русские люди сакрализовали огонь, воду; предания отмечают, что славяне  говорили: «царица-водица», «воздух-господин», «огонь-батюшка, «земля-матушка». И  по своей сути славянские божества есть олицетворение могучих природных  сил (небо, земля, солнце и т. д.)

Заключение

Славянская мифология  как комплекс коллективных представлений  древних славян и способ осваивания мира сформировался в глубокой древности, когда человек выходил из природы, на заре формирования земледельческой  культуры древних славян (2 – 1 тыс. до н. э.) . Это время развития общеиндоевропейских  и затем собственно славянских воззрений  на природу, формирование древних языческих  культов.

Отмечая историю  развития славянских мифологических представлений, выделяется самый древний пласт - представляет собой охотничьи представления: почитание небесных лосих, идея о  небесных властителях мира. Второй не менее древний пласт- это земледельческие  верования- воззрения трипольцев, прото- и праславян (2 – 1 тыс до н. э.). В  это время было выработано характерное  для многих индоевропейских народов  аграрно-магическое мировоззрение, основанное на земледельческой космологии, почитании  богинь-рожаниц, живительной влаги, плодородной Матери-Земли. Формируются  воззрения о единой матери Мира, представления о судьбе. Наконец, следующий пласт – это период обособления восточных славян в 1 тыс. н. э. В среднем в науке  подлинное историческое развитие славянской мифологии соотнесено с культурой  Киевской Руси 1 тыс. н. э. В качестве центральной даты выделяется 980 год  – время языческой реформы  князя Владимира: выработка мифологической системы, создание Пантеона Богов. В  тоже время, это время начала упадка собственно древней, живой веры славян и превращение ее в государственную  религию.

988 год – коренной  перелом в язычестве. Это время  принятия христианства на Руси. Собственно славянская мифология,  с ее героями и сюжетами  подвергалась гонениям. В тоже  время происходило не вытеснение  мифологических персонажей библейскими  героями, но и смешение мифологических  и библейских сюжетов (феномен  двоеверия).

Отмечая «характер», особенности мифологических представлений  восточных славян, можно резюмировать следующее. Славянами было выработано особое космоцентрическое мировоззрение  – был сформирован особый образ  мира, в котором смысловым центром  выступает космос и природа. Огонь, земля, воздух, вода, солнце, месяц выступают  живыми сущностями.. Сам же человек  не мыслится в отрыве от природы. Мир  выступает гармоничным единством  человека и природы.

Славяне рисовали картину  живой вселенной, сравнивая ее с  «поэтическими» образами Мирового Яйца, Мирового Древа, описывая образ чудесного  сада Ирия (или острова Буяна), нашедших свое отражение в фольклоре. Был  создан пантеон языческих богов, во главе с мужскими божествами (Род, Сварог, Перун, Даждьбог, Весес и  др.) и женскими образами (Макошь, Жива, Лада, Морана…). Сложилась народная традиция веры в духов – природных  существ.

Наконец, по своей  сути славянское язычество есть почитание  живой природы как все порождающей  силы. Природа понималась как живой  организм или как могучее божество, предопределяющее жизнь людей. Главный  культ - культ плодородия, хранящий в себе идею утверждения жизни.

Литература:

  1. 1.Семенова М. Быт и верования древних славян. Спб.: «Азбука», 2000.
  2. 2.Лихачев Д. С. . «Слово о полку Игореве» и культура его времени. Л.: Худож. лит., 1985.
  3. 3.Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1987.
  4. 4.Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3 т. М.. 1997
  5. 5.Васильченко Л. П. Природа славян. Томск: Томский государственный университет, 2002.
  6. 6.Белякова Г. С. Славянская мифология, М. 1995.

Информация о работе Мифология Восточных Славян