Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 20:31, реферат
Фактически же миссионерство преследовало не только религиозные, но и политические цели. Православие в Российской империи являлось важной составляющей государственной идеологии. В связи с этим государство отводило церковным властям самую важную роль – обеспечение духовно-нравственной устойчивости населения. Главными «проводниками» самодержавной идеологии и православной морали были рядовые священники. Приходские батюшки выполняли функцию воспитателей, психологов, духовных наставников.
Глава 1.
Миссионерская деятельность Русской православной церкви на территории Сибири.
Часть 1.
Организация миссионерской деятельности РПЦ на территории Сибири.
Миссионерство – одна из форм деятельности религиозных организаций и церквей, имеющая целью обращение инаковерующих и возвращение в лоно церкви отпавших от нее.1
Фактически же миссионерство преследовало не только религиозные, но и политические цели. Православие в Российской империи являлось важной составляющей государственной идеологии. В связи с этим государство отводило церковным властям самую важную роль – обеспечение духовно-нравственной устойчивости населения. Главными «проводниками» самодержавной идеологии и православной морали были рядовые священники. Приходские батюшки выполняли функцию воспитателей, психологов, духовных наставников. Нельзя забывать и о полицейской функции, которая также была отведена миссионерам. Именно миссионеры должны были следить за тем, чтобы инородцы, принявшие христианство, подчинялись русским законам, правилам и нормам жизни. Миссионеры являлись фактически звеном, соединяющим Европейскую Россию с Сибирью. Т.к. они, распространяя христианство в Сибири, тем самым способствовали ее присоединению к русскому государству.
Взаимоотношения церкви и государства – один из сложных исторических вопросов. На протяжении веков Русское государство делало церковь своим инструментом, а церковь, в свою очередь, использовала силу государства. Религия в истории разных народов всегда играла очень важную роль.
Прежде чем говорить о православии, необходимо раскрыть понятие «религия».
Итак, религия – это система верований, взглядов; вера в существование сверхъестественных сил – бога или богов, духов, ангелов и т. д. Верующие строго следуют определенной системе правил, предписаний, передаваемых в веках от поколений к поколениям. Таким образом, религия – хранительница очень важных традиций, средоточие духовной памяти поколений.
Православная религия – это не просто вера в сверхъестественное или система обрядов. Ее главная функция (как и в других религиях) состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, относительные стороны его бытия и поднимать человека до чего-то абсолютного, вечного. Приходские священники не ставили своей задачей сформировать у населения глубокое философско-религиозное понимание православия.
Цель, которую ставила перед ними светская власть, - воспитать православных граждан империи, т.е. людей, подчиняющихся своему царю и государственным законам. Дело в том, что церковь была неразрывно связана с самодержавием, вследствие чего самодержавие зачастую диктовало ей определенные требования. Таким образом, светская власть использовала церковь как институт духовно-нравственного воспитания граждан империи.
На протяжении всей своей истории Русская Православная церковь исполняла – и сегодня продолжает исполнять – основополагающую, во все времена, цель – несла (и несет) всему миру «свет Евангельской проповеди», памятуя, что «Господь хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины». Руководствуясь этим, а также заповедью, высказанной Спасителем своим ученикам в последней беседе («Идите, научите все народы, крестя их…уча их соблюдать все, что Я заповедал вам»), жили и творили многие служители церкви – отшельники, молитвенники, подвижники и старцы.2 Разными тропинками шли они к этому, но в одном направлении. Начав с самоотречения и жестоких подвигов, они, очистив душу свою, беззаветно служили тем, кто последовал за ними. Их любовь и их служба не прекращалась и по их смерти: в душе людей они оставались навечно, ибо, отойдя от людей телом, они оставляли им своих учеников.
Проникновение православия в Сибирь началось при самом ее освоении. Ермак во время своего похода в сибирские земли в 1580 – 1581гг. имел при себе трех священников и монаха, совершавших богослужение в подвижной часовне. Особо чтимой святыней у них был образ святителя Николая Чудотворца, с которым после Ермака русские казаки и стрельцы продолжали свои походы.3
При царе Михаиле Федоровиче в 1620 году в сибирских землях, а именно в Тобольске, была учреждена первая святительская кафедра во главе с архиепископом Киприаном (Старорусенковым).
Правительственные указы XVII века запрещали массовое крещение хатов, манси, ненцев и селькупов. Северные районы Сибири еще не были органической частью Русского государства; правительство боялось потерять такой важный источник доходов, как ясачные платежи, к чему могли привести поспешные действия по обращению аборигенов в православие. К XVIII в. Позиции России в Северном Приобье достаточно упрочились. Власти сочли возможным приступить к идейному закреплению политических успехов по присоединению Сибири, пойти навстречу желанию церковников распространить свою власть на зауральские народы.
В 1727 году учреждается отдельная Иркутская епархия, очередной глава которой архиепископ Мелетий (Леонтович) вместе с архиепископом Тобольским Афанасием (Протопоповым) выхлопотал в 1834 году учреждение Томской и Енисейской епархии (с 1861 года Енисейская епархия существовала самостоятельно). Мелетий же был и инициатором создания Алтайской православной миссии.
Если обратиться к рассмотрению вопроса внутренней религиозной политики в дореволюционном российском законодательстве, то можно обнаружить, что законом утверждался принцип веротерпимости при твердом господстве православного вероисповедания. Один из основных законов Российской империи гласил: «Первенствующая и господствующая в Империи вера есть Христианская Православного Кафолического Восточного исповедания». Далее в данном законе говорилось: «Но и все не принадлежавшие к господствующей церкви подданные, также иностранцы, состоящие в Российской службе или временно в России пребывающие, пользуются повсеместно свободным отправлением их веры и богослужения по обрядам оной; сия свобода веры присвояется не только Христианам иностранных вероисповеданий, но и Евреям, Магометанам и язычникам».4
В России запрещалось «всем и каждому, ради различия веры, вчинять ссоры или распри, или брань, или чинить поношение». Тем не менее только православная церковь имела право в пределах государства убеждать не принадлежащих к ней к принятию ее учения о вере. В законе указывалось: «Сия вера поддерживается благодатию Господнею, поучением, кротостию и более всего добрыми примерами». Исходя из этого, господствующая церковь не могла позволить себе ни «понудительных средств» при обращении в православие, ни преследований тех, кто не захочет стать ее членом, «поступая по образу проповеди Апостольской».5
К обряду крещения православные священники должны были относиться с осторожностью, имея на то разрешение от своего епархиального начальства или местного гражданского руководства. Запрещалось крестить не достигших 14-летнего возраста детей евреев, магометан или язычников, без письменного согласия их родителей или опекунов и обещания воспитывать детей в православной вере. Крещению иноверца должна была предшествовать определенного рода духовная работа с ним – оглашение верой, т. е. священнику следовало объяснить крещаемому основу вероучения и смысл десяти заповедей, научить некоторым молитвам. Священник вычислял, « искренно ли он желает принять святую Православную веру и содержать оную до конца жизни неизменно или непритворно ли, только ради каких выгод и пристрастий…» Т.е это уже может свидетельствовать о том, что отношение к православию « иноверцев» не было однозначным, и далеко не все принимали новую веру « по велению сердца». Многие иноверцы принимали православие, рассчитывая на подарки и привилегии, которые за тем последуют (например, освобождение от уплаты ясака и т. д.).
В конце 1706 г. Появляется первый петровский указ о массовом крещении северообских народов. Указ повелевал миссионерам ехать по юртам, жечь языческие «идолы», на местах кумирниц строить церкви и часовни и крестить тех, кто сам пожелает перейти в православие. Причем в качестве вознаграждения им выдавались из казны кафтаны, рубашки и хлеб.6
Как известно, еще в 1708 году Петр I установил единое управление Сибирью. В 1719 году Сибирь была разделена на 5 провинций, во главе каждой из которых стоял губернатор.
В 1818 году генерал-губернатором Сибири был назначен Сперанский. Он должен был покончить с беспорядками и безвластием в Сибири, а также подготовить план нового административного устройства этой обширной территории.
Одним из основных проектов Сперанского следует считать «Устав об управлении сибирских инородцев». Термин «инородцы» впервые был введен в русский язык Сперанским. До него коренное население Сибири не было разделено по образу жизни и называлось «иноверцами» или «ясашными».
Коренное оседлое население Сибири Сперанский приравнял в правах к различным сословиям русского населения, в основном, к государственным крестьянам. Таким образом, на эту часть нерусского населения Сибири были распространены все повинности российского населения, а также администрация и судебная система. Исключением из этого правила было только освобождение основной массы «инородцев» от рекрутской повинности.
В «Уставе об управлении сибирских инородцев» Сперанский учел в первую очередь хозяйственные особенности народностей, населявших Сибирь. Но теперь управление этими народами должно было основываться не на «древнем обычае», а приобретало более организованную форму.
В целом «Устав» послужил базой для ассимиляции коренного населения, его положения были направлены на поэтапное ослабление феодальных родоплеменных и патриархальных начал общественной жизни сибирского края.
Одновременно с тем, что Устав провозгласил свободу вероисповедания для коренного населения Сибири, поощрялась деятельность русской православной церкви, хотя насильственное навязывание христианства местному населению не допускалось.
Устав разрешил создавать национальные школы коренного населения с преподаванием на соответствующем языке, не запрещая обучение детей «инородцев» в русских школах.7
Судя по политике, Сперанский понимал, что обществу нельзя навязать новый путь развития, если оно не подготовлено к нему или не желает изменений.
Действительно, общество нельзя вогнать в заранее подготовленные рамки, нельзя пренебрегать предрасположенностью народа к тем или иным политическим формам. Поэтому, находясь в Сибири, Сперанский пришел к выводу, что и при построении системы государственного управления России крайне важно учитывать исторические традиции населявших ее народов.
Известно, что в России до принятия в 1905 году закона о свободе совести запрещалось как рожденным в православной вере, так и бывшим иноверцам отступать от нее в «иную веру, хотя бы то и христианскую». Но опять же, кроме мер увещевания российское законодательство ничего для реализации этого положения не предусматривало. Закон не только указывал, но и предписывал духовенству и местной администрации постоянно заботиться как о духовном совершенствовании и продвижении в вере, так и об их личной безопасности и сохранности их имущества, не в ущерб представителям других исповеданий.
Для « инородческого населения Сибири» российское законодательство предписывало соблюдать и «некоторые особенные правила». Это выражалось, в частности, в том, что духовенству следовало быть менее строгим по отношению к инородцам, если они « по невежеству будут опускать церковные службы и обряды или по местным причинам не будут соблюдать некоторых церковных установлений, как, например, по недостатку постной пищи или по недоразумению не будут соблюдать постов и т. п.».8 Священникам вменялось в обязанности вразумлять и увещевать « невежественных или упорных». Под « местными причинами» подразумевалась дальность расстояния и отсутствие поблизости церквей. «Недостаток постной пищи» объяснялся скотоводческим образом жизни большей части мусульман и так называемых язычников.
Здесь следовало бы рассмотреть два явления, имевшие место по отношению к «иноверцам»: крещение и христианизацию. Что же в них общего и особенного?
Крещение – первое из христианских таинств, знаменующее собою вступление в состав церковного общества.9 Государство в первую очередь ставило цель крещения иноверцев, т. к. это способствовало присоединению новых территорий и контролю за их населением. Религия служила рычагом управления народом. Т.к. она в учит человека как нужно вести себя в той или иной ситуации, устанавливает моральные нормы и т. д. Но государство больше интересовал сам факт принятия христианства, и, таким образом, этот обряд оказывался лишь внешним символом приобщения к вере. Зачастую иноверцы одновременно почитали «старых» и «новых» богов, путали имена и т. п. Очевидно, что указанные выше принципы российского законодательства – господство православного вероисповедания и веротерпимость – тесно связаны и проистекают из идеологии общества, а именно идеологии православного государства, каким была Россия до 1917 года.
Несколько отличным от крещения является понятие «христианизация». Оно также свидетельствует о принятии иноверцами православия, но отражает более глубинные процессы изменения мировоззрения народа.
Когда мы говорим о христианизации иноверцев, необходимо различать два ее вида, которые пересекаются, но имеют при этом ярко выраженное своеобразие. Первый связан с существованием духовных миссий, когда христианизация становится целью деятельности конкретных поддерживаемых государством организаций. Христианизация второго вида –длительный процесс, происходящий во многом благодаря взаимодействию народов, в частности в процессе совместной деятельности аборигенов и русских. В последнем случае процесс принятия новой религии, новых религиозных образов и традиций растягивается на длительный срок, но само их проникновение бывает обычно более естественным и потому устойчивым.
Нужно сказать, что при анализе деятельности духовных миссий прослеживается одна очень важная тенденция: с течением времени миссионеры с позиции «культурных завоевателей» переходят к позиции «сочувствующих наблюдателей», они вынуждены вживаться в новую культуру. Будет большим преувеличением утверждать, что миссионер становился носителем данной культуры. но о том, что элементы этого имели место. Можно говорить с достаточной долей уверенности. миссионер. представитель чуждой культурной традиции, вынужден приспосабливаться к новой для него культурной традиции, вынужден учитывать ее законы, знать ее образы и обычаи, подчиняться господствующим в ней стереотипам общественного сознания и поведения, то есть осознается, что культуру нужно сделать как бы своей, с тем, чтобы найти способы наиболее эффективного воздействия.
Информация о работе Миссионерская деятельность Русской православной церкви на территории Сибири