Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 20:31, реферат
Фактически же миссионерство преследовало не только религиозные, но и политические цели. Православие в Российской империи являлось важной составляющей государственной идеологии. В связи с этим государство отводило церковным властям самую важную роль – обеспечение духовно-нравственной устойчивости населения. Главными «проводниками» самодержавной идеологии и православной морали были рядовые священники. Приходские батюшки выполняли функцию воспитателей, психологов, духовных наставников.
Основателем миссии был монах Макарий Глухарев, который приехал на Алтай распространять христианство. Макарий был для своего времени хорошо образованным человеком. Он занимался естественными науками и некоторое время состоял профессором духовной семинарии. Макарий придерживался либеральных буржуазных взглядов и был связан с отдельными декабристами. В высшей церковной организации России – Священном Синоде отношение к нему было недоверчивое, его считали «вольнодумцем». Взгляды Макария, хотя и чрезвычайно, как мы увидим позднее, ограниченные, не могли не пугать и не раздражать малообразованное, закоснелое в невежестве и умственной лени, но властное высшее духовное начальство, не понявшее на первых порах, что все проекты и деятельность Макария отнюдь не идут в разрез с интересами правительства и духовенства. Отношения его с Синодом настолько обострились, что стоял вопрос о заточении в монастырь. Макарию пришлось уехать на Алтай и стать простым миссионером.
Практическую миссионерскую деятельность Макарий начал в 1830 году в селениях Майме и Улале. Он первым стал применять указ 1826 года о новокрещеных, дающее им на первое время освобождение от всяких податей и повинностей. С 1836 года Макарий добился ежегодной субсидии от казны для работы миссии. С этого момента Алтайская духовная миссия становится официальным правительственным учреждением с задачами обращения алтайцев в христианство, внедрения в их среду христианской монархической идеологии.
По своей структуре Алтайская духовная миссия распадалась на миссионерские станы. Главный миссионерский стан находился в селе Улала (ныне город Горно-Алтайск), при впадении р. Улалы в р. Майму и был учрежден Макарием в 1830 году. С походной церковью и часовней.18
Чтобы закрепить переход алтайцев в христианство, Макарий стремился изменить быт новокрещеных алтайцев, перевести их на оседлость, распространить у них земледелие, огородничество, срубную избу, даже обучать грамоте и т. п. Все это делал Макарий с целью противопоставить крещеных алтайцев с шаманистами, оторвать и изолировать алтайцев от старой бытовой среды, от влияния шаманов и зайсанско-байской языческой верхушки. Независимо от миссионерских целей эта сторона личной деятельности Макария, конечно, играла объективно положительную роль, поскольку результатом ее было некоторое улучшение быта и повышения культурного уровня части рядовых алтайцев, необходимо принять во внимание, что рядовые алтайцы жили тогда еще очень обособленно от русского крестьянства.19
Деятельность Макария Глухарева отнюдь не сводилась к просветительству. Макарий ввел особый институт «крестных отцов». Он возлагал ответственность за последствия возвращению к шаманизму не только на самого новокрещеного, но и на его «крестного отца». Нет никакого сомнения и в том, что Макарий возбуждал экономическую заинтересованность к переходу в православие, обещал за это льготы от ясака и некоторых натуральных повинностей, материальную помощь и т. д.
Следовательно, просветительская деятельность Макария Глухарева была только одним из средств достижения главной цели – обращения в христианство алтайцев, а не являлась самоцелью.
К 1836 году произошло окончательное оформление миссии, определились ее штат, размер и источники финансирования. Так, в 1837 году Святейший Синод отпустил 2000 рублей ассигнациями (или 571 рубль 40 копеек серебром) на содержание церкви, дома миссионера, трех сотрудников, служителя в Улале, путевые расходы и необходимые пособия для новокрещеных.20 На смену первым помощникам В Попову и А. Волкову, прослужившим совсем недолго, в 1831 году был прислан Петр Лисицский, позднее в 1836 году – Михаил Ингрицкий, Стефан Ландышев и иеромонах Анастасий.
16 июня 1844 года архимандрит Макарий
уволился из миссии по
В 1857 году начальником миссии Стефаном Ландышевым открывается Кузнецкое отделение, распространившее свое влияние на улусы шорцев рек Кондомы, Мрассу, Матура и бачатских телеутов. Первым миссионером Кузнецкого отделения был назначен Василий Иванович Вербицкий (1827-1890).21
В 1878 году было образовано Кондомское отделение Алтайской духовной миссии. Образовано оно было вместо упраздненного Кузнецкого. В 1884 году стан этого отделения переносится из улуса Кузедеево на 95 верст вверх по реке Кондоме в село Кондомское, поближе к «инородческим кочевьям». 20 октября 1888 года в Кондомское отделение переводится сын бывшего начальника миссии Стефана Ландышева Михаил. В помощь молодому миссионеру на должность учителя кондомской школы переводится Иоанн Матвеевич Штыгашев.
В 1910 году Алтайская духовная миссия была разделена на три благочиния, а бывшие отделения были переведены в разряд инородческих приходов. В третье благочиние вошли Сузуповский, Кондомский, Макарьевский, Мрасский, Бачатский, Турочакский и Матурский приходы. Благочинным для надзора над ними был назначен кондомский миссионер – священник Терентий Каншин.
В 1878 году был открыт новый стан миссии в улусе Усть-Анзасском. Начальником Алтайской духовной миссии архимандритом Владимиром исполнять обязанности священника сюда был определен иеромонах Тихон, в миру Трофим Петрович Соколовский.
В одном только 1880 году миссионером было крещено 163 человека, в два раза больше, чем обратили в православие за этот год все остальные миссионеры на Алтае. Всего же за 2 года своего служения в Мрасском отделении ему удалось окрестить более 300 человек.
В состав отделения вошли 33 инородческих улуса Мрасско-Елейской (Челейской), Кызыльской (Кызланской), Кивийской (Кобыйской), Каргинской волостей, где уже проживало несколько ранее крещеных шорцев.
В конце 1882 года на место Тихона в Мрасское отделение назначается Гавриил Васильевич Оттыгашев. Основной его задачей становится утверждение в вере уже крестившихся.
В 1890 году Гавриил Оттыгашев переводится миссионером в телеутский улус Челухоевский. его место в Усть-Анзасе занял бывший диакон Улалинской церкви Сергей Васильевич Постников.
Новый миссионер Терентий Анфилович Каншин после прибытия в Усть-Анзас в январе 1897 года предложил разделить отделение на 6 участков. В «центральный улус» каждого из них должны были собираться по прибытию миссионера новокрещеные окрестных мелких улусов, после чего с ними проводились церковные службы. Немощных навещал сам.
В открывшееся Бачатское отделение вошли: село Челухоевское со станом миссии, деревни Беково и Семенушкино, улусы Шандинский, Больше-Бачатский. Чертинский, Бабанаковский. Урский, Каролдинский, Крутинский. тарабинский. Каменский, Гавриловский, Куюковский. Первым миссионером Бачатского отделения указом Томской духовной Консистории назначается 12 июня 1890 года Гавриил Васильевич Оттыгашев, переведенный из улуса Усть-Анзас.
В 1894 году в Бачатское отделение назначается новый миссионер Сергей Арсеньевич Ивановский.
В конце 1897 года отец Сергий был отправлен в Бийск заведовать Катехизаторским училищем. В село Челухоевское возвратился миссионер Гавриил Оттыгашев. Дважды в год миссионер объезжал все улусы, причащал, крестил и венчал всех желающих.
Бездорожье и удаленность Матурской церкви от Усть-Анзаса позволяли не более одного раза в год посещать Матур, отслужить литургию и провести, разве что, несколько нравственных бесед с новокрещеными. Настойчивые просьбы миссионеров вынудили начальника Алтайской миссии создать в начале 1905 года самостоятельное Матурское отделение.
К 1907 году все жители были крещены, и церковь в дни воскресных и праздничных литургий уже не вмещала всех желающих.
В 1911 году по решению начальника миссии из огромного Бачатского отделения вновь выделяется самостоятельное Тарабинское.
С образованием в 1911 году самостоятельного Спасского отделения миссии к нему отошли улусы по верховьям реки Кондомы, а также по реке Пызас.
В 1918 году закрылось Спасское отделение.
Миссия перестала существовать в 1918 году, когда был расформирован Св. Синод, распалось Православное миссионерское общество и начальство миссии выехало за границу. Последний мрасский миссионер Павел Кыдымаев тяжело заболел чахоткой и умер в 1923 году.
1 Т. В. Батурина Просветительская деятельность Алтайской духовной миссии в пореформенный период.
2 Н. С. Модоров. Преподобный праведник в земле Сибирской просиявший//Макарьевские чтения:материалы третьей международной конференции (21 – 22 ноября 2004 года). Горно-Алтайск, 2004, с.3 - 7.
3 Хрестоматия по истории СССР. Под ред. Зимина. М.: 1962. С.544-550.
4 Е. П. Мареева. Деятельность приходских священнослужителей как элемент цепковно-государственной политики воспитания граждан (Тамбовская епархия, XIX – нач.XX вв.)//Макарьевские чтения. Горно-Алтайск: 2004. С.98.
5 Там же. С. 99.
6 Н. А. Миненко. Северо-Западная Сибирь в XVIII – перв. пол. XIXв. Новосибирск: 1975. С. 246.
7 С. И. Сперанский. Учение М. М. Сперанского о праве и государстве. М.:2004. С. 83.
8 Е. П. Мареева. Деятельность приходских священнослужителей как элемент церковно-государственной политики воспитания граждан//Макарьевские чтения. Горно-Алтайск:2004. С. 99.
9 Христианство. Энциклопедический словарь. В 3-х т. Т. 1. М.: 1993. С. 845.
10 Н. А. Миненко. Северо-Западная Сибирь в XVIII – перв. пол. XIX в. Новосибирск: 1975.с. 272.
11 В. В. Горбачева. Из истории Духовной миссии архимандрита Иосафа (Хотунцева) на Камчатке//Христианский мир: религия, культура, этнос. Материалы Всероссийской научной конференции. С. 107.
12 В. М. Кулемзин. К вопросу об устойчивости и изменчивости культур//Аборигены Сибири: проблемы изучения исчезающих языков и культур: Тез. докл. междунар. кнуч. конф. Новосибирск:1995. Т. 2. С. 151.
13 Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири (вторая пол. 19-нач. 20 вв.). Л.: 1979. С. 88.
14 В. И. Вербицкий. Алтайские инородцы. Горно-Алтайск: 1992. С. 5.
15 О. А. Гончарова, Л. Черданцева. Проблемы сохранения коренного этноса Горного Алтая в деятельности Алтайской духовной миссии//Макарьевские чтения. Горно-Алтайск: 2004. С.24.
16 И. П. Эдоков. Коллективизация в Горном Алтае. Горно-Алтайск: 1987. С. 15-17.
17 О. А. Гончарова, А. Черданцева. Проблемы сохранения коренного этноса Горного Алтая в деятельности Алтайской духовной миссии//Макарьевские чтения: материалы третьей международной конференции (21-22 ноября 2004 года). Горно-Алтайск: 2004. С. 27.
18 М. Н. Колоткин. Христианизация алтайцев//Макарьевские чтения: материалы третьей международной конференции (21-22 ноября 2004 года). Горно-Алтайск: 2004. С. 21-30.
19 Л. П. Потапов Очерки по истории алтайцев. Москва-Ленинград: 1953. С. 200.
20 В. В. Ерошов; В. М.Кимеев. Тропою миссионеров. Алтайская духовная миссия в Кузнецком крае. Кемерово: 1995. С. 9.
21 В. В. Ерошов; В. М. Кимеев. Там же. Кемерово: 1995. С. 10.
Информация о работе Миссионерская деятельность Русской православной церкви на территории Сибири