Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 13:31, курсовая работа
Кревский замок был построен во время правления великих князей Гедемина и Альгерда в первой половине XIV в. Возведено это оборонительное сооружение на семи холмах, в месте слияния речки Кривлянки и ручья. По диагонали размещались две башни, с большей из которых, расположенной в северо-восточном углу замка, связаны трагические события. В 1338 году великий князь литовский Гедимин отдал Крево своему сыну Альгерду, а после смерти последнего, на вакантную великокняжескую корону стали претендовать, не пожелавшие делить власть друг с другом: Кейстут, младший сын Гедимина, и его родной племянник, сын Альгерда, молодой и амбициозный князь Ягайла. В 1382 году Ягайла сумел захватить Кейстута и его сына Витовта в плен и посадил их в темницу замка
Введение 3
Замковые привидения 4
Легенды галерей, храмов и парков 23
Заключение 33
Список использованных источников 34
Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова»
Исторический факультет
Кафедра истории Беларуси |
Курсовая работа |
«» |
Выполнила
Студентка 33 гр. ИФ
Могильченко А.
Проверила
Преподаватель Плытник Е.Г.
Витебск 2012
Оглавление
Введение 3
Замковые привидения 4
Легенды галерей, храмов и парков 23
Заключение 33
Список использованных источников 34
Крево
Кревский замок был построен
во время правления великих князей Гедемина
и Альгерда в первой половине XIV в. Возведено
это оборонительное сооружение на семи
холмах, в месте слияния речки Кривлянки
и ручья. По диагонали размещались две
башни, с большей из которых, расположенной
в северо-восточном углу замка, связаны
трагические события. В 1338 году великий
князь литовский Гедимин отдал Крево своему
сыну Альгерду, а после смерти последнего,
на вакантную великокняжескую корону
стали претендовать, не пожелавшие делить
власть друг с другом: Кейстут, младший
сын Гедимина, и его родной племянник,
сын Альгерда, молодой и амбициозный князь
Ягайла. В 1382 году Ягайла сумел захватить
Кейстута и его сына Витовта в плен и посадил
их в темницу замка. На пятую ночь Кейстут
был задушен слугами Ягайлы по велению
своего господина, а вот Витовту удалось
бежать, переодевшись в платье служанки.
Замок неоднократно захватывали то крымские
татары, то местные мятежные князья. Из-за
многочисленных войн замок был сильно
разрушен. В 1518 году австрийский дипломат
Герберштейн, проезжавший через это место,
записал: «Крево – местечко с опустевшей
крепостью». Наибольшие разрушения нанесла
замку Первая мировая война – целых три
года через Крево проходила линия фронта.
В результате кровопролитных боев и из-за
применения немцами газов полегли десятки
тысяч солдат, так что согласно даже самым
скромным подсчетам, паранормальная активность
здесь должна «зашкаливать».
Крево был окружен четырьмя камнями-оберегами,
которые должны были защищать город от
напастей и болезней. В наше время про
камни забыли, два из них волонтеры фонда
«Кревский замок» отыскали и один облагородили
только в 2010 году.
Последние случаи контакта с призраком
свидетели датируют еще примерно военным
периодом. После, привидение вступило
в «стадию ремиссии» и сегодня не беспокоит
обитателей своими частыми визитами. Но
воспоминания о нем живут в памяти многих
жителей Крево, и не всё удается объяснить
вариациями общебелорусских легенд.
Из разных источников можно
также узнать, что окрестности
Крево посещали духи убийц Кейстута,
черные призрачные собаки, филин «из ада»
и женщина в белом, которая бродит по стенам
замка, скидывая вниз камни. Когда очередной
камень оказывается на замковом дворе,
умирает кто-то из местных жителей. Впрочем,
разновидность последней легенды вполне
можно списать на вполне реальные случаи
смертей от упавших вниз крупных булыжников.
Янина Гецэвич:
«Иногда вечером боялись ходить. Один
человек зимой увидел, что все зеленое
(имеется в виду проталина в снегу). И голос
ему говорит: «Сядь!». Не сел он. Пошел дальше,
а после опять пришел, а все (то, что было
зеленым) под снегом».
«Один человек пошел в замок вешаться
ночью. И увидел женщину. А женщина стояла
на стене. Одежда на ней белая. Она говорит
ему: «Помоги спуститься»! А он не успел
подать ей руку. Испугался. Она исчезла,
а мужик пошел домой и утром умер».
Перед Первой мировой войной люди видели
хрономиражи, например, всадника гигантских
размеров с таким же большим псом, который
появлялся вечерами на поле за Кривой
горой. После Второй Мировой войны к жителям
являлся незнакомец в черном пальто, капюшоне
и с копытами вместо ног и рук, напоминая
какого-то булгаковского персонажа.
Основная легенда возвращает нас во время,
когда прочности замковым стенам придавало
не доскональное соблюдение технологий
строительства, а замурованная в них женщина.
Так случилось и с Кревским замком, где
причиной стала любовь двух князей к местной
девушке (иногда ее называют «княжной»
или «королевой»), вылившаяся в дуэль между
ними. Победив на дуэли, княжич на правах
победителя предложил красавице руку
и сердце. Своенравная девица отказала,
за что и поплатилась – рисковавший жизнью
кавалер предпочел проклясть ее и приказал
слугам замуровать ее в стену замка. Сгоряча
вместе с девушкой замуровали и ее собачку.
С этого времени и стали замечать, что
в стенах замка неторопливо прохаживается
призрак с собачкой. Однажды дама-призрак
дала одному потерявшему голову смельчаку
почти невыполнимое задание. Нужно было
совершить какое-нибудь святотатство,
чтобы освободить несчастную девушку
от проклятия, например, принести на утро
все золото из костела в замок. Юноша тайком
проник в костел и собрал все золото, кроме
небольшого закопченного кия с колпачком,
которым гасили свечи. Выйти из костела
помешала буря, - груженому золотом человеку
было совсем непросто передвигаться под
порывами сбивающего с ног ветра, а до
утра оставалось все меньше и меньше времени.
Пришлось все бросить и бежать к замку,
где уже никого не было. И лишь чей-то голос
произнес: «Не выполнил ты мое задание,
не все золото вынес из костела. Теперь
придется мне оставаться под проклятием
еще сто лет». И теперь по двору замка прогуливается
не красавица-дева с собачкой, а старуха
в лохмотьях в сопровождении скелета собачки…
Янина Дурка
(1930 г.р.): «На молодых часто будто бы выскакивала
собака из замка. Сама слышала, как младенец
плачет в замке. Обошли его, но ничего не
обнаружили. Но голос слышали на протяжении
целой недели».
«Слышали, как в замке ржали лошади, и кто-то
что-то ковал». «По стенам замка ходит
женщина в белом и просит, чтобы ей помогли
ей спуститься. Обещает за это золото».
Существует легенда о церкви, которая стояла на вершине Городища, а потом провалилась под землю, и свидетельства про глубокую расщелину, которую можно было видеть там еще в XIX веке. Легенда гласит, что жили здесь парень с девушкой, которые сильно любили друг друга, однако родители были против их брака. Но чувства были очень сильными, и молодые решили обвенчаться без родительского благословления. Во время венчания мать, проведавшая про непотребство дочери, в сердцах крикнула: «Ах, чтоб вы провалились!», - и в тот же миг церковь вместе со всеми, кто в ней находился, ушла под землю.
Мотив «проваливания» имеет и другую географическую привязку – Кревский костел. Правда, здесь под землю проваливалось уже капище из-за молитв христианского монаха-отшельника. Произошло это на почве конфликта с местными жителями, приверженцами языческого мировоззрения – им нужны были доказательства действенности новой веры.
Попытки найти естественное объяснение этим легендам, например, приписать обрушение фундамента церкви из-за проходящих под Городищем подземных ходов, кажутся маловероятными. Ученые неоднократно проверяли такие истории в нашей стране: например, с помощью эхолота обследовали озеро, в котором якобы церковь утонула, или холм, археологические раскопки которого убедительно доказали, что ничего, кроме поселения со следами пеньковской, тушемлинской и банцеровской культур, в нем. нет.
Не смогли раскопать церкви на кревском городище и археологи В. Ф. Покровский и Г. В. Штыхов.
На Городище находится камень, который, возможно, являлся одним из четырех камней-оберегов. Если это действительно так, то остается найти всего один охранный камень и, быть может, после этого Крево вновь возродится.
В данный момент городище носит
следы многочисленных раскопов, но купола
церкви через них не просматриваются...
Янина Дурка
(1930 г. р.): «Моя мать рассказывала мне про
гору Городище (по улице Сморгонской).
На той горе была дырочка, в которую кидали
камешек. Прикладывали ухо и слушали, как
звенит».
Анна Шунько (1930 г. р.): «На Городище была
дырочка. Кинешь камень и приложишь ухо
– летит больше минуты. В конце ударяет,
как во что-то железное. Люди говорят, что
церковь тут провалилась. На камень возле
Городища жертвы когда-то несли».
Станислав Рапацевич (1936 г. р.): «На Городище
под земляной насыпью находятся большие
камни».
Отдельного внимания заслуживают упоминания
о случаях полтергейста, почему-то неравнодушного
к местным представителям религиозных
культов. Так, краевед Александр Каминский
со ссылкой на книгу М. Балинского «Крево,
старинный замок в Литве» описывает случай,
который можно трактовать как проявление
шумного духа. Случилось это в 1804 году.
Однажды один из кревских гончаров взялся
лепить себе кувшин на верстаке. Но как
только он завершил работу над первым
из них, тот неожиданно взял и превратился
опять в комок глины. Удивительно, но новые
попытки довести дело до конца завершились
тем же. Испугавшись, гончар обратился
к местному ксендзу за советом и помощью.
Тот не поверил в рассказанное и отправил
его ни с чем.
Но удивительные события продолжали происходить
и дальше. И когда гончар снова попросил
ксендза прийти и разобраться во всем,
тот ответил ему со злостью: «Иди и скажи
своему шайтану, который у тебя безобразничает,
пускай сам ко мне придет!».
Прошло немного времени.
Однажды вечером ксендз, распалив
камин, сидел за столом и читал
книгу. И, неожиданно, ни с того ни с
сего, одна из пылающих головешек выскочила
из костра и, пролетев через комнату,
направилась к двери. Затем она
переместилась по двору к сараю
с зерном и подпалила его.
После этого события ксендза стали преследовать
различные напасти, наподобие падающих
на него камней, которые появлялись неведомо
откуда. Теперь уже сам ксендз был вынужден
обратиться к властям за помощью. Для разбирательств
этого дела из города прибыла следственная
комиссия. Был даже запрошен из университета
один заслуженный профессор, который должен
был с научной точки зрения разъяснить
это загадочное явление. Однако ни следователи,
ни ученый так ни в чем и не разобрались.
Делегация, попав под камни, которые возникали
из ничего, поспешила уехать из Крева.
Существуют свидетельства о том, что и
сейчас в синагоге происходят таинственные
беспричинные самовозгорания. Неоднократно
пожарный расчет приезжал по вызовам к
стенам этого заведения: горел то мусор,
то какие-то вещи внутри.
ПОДЗЕМНЫЕ ХОДЫ
Как и в любом белорусском
старинном замке, в Крево существует своя
легенда о подземельях – по одной версии
они небольшие, по другим доходят до соседних
крупных городов или даже до Вильно. Рассказывали
про то, что ширина туннеля позволяла одновременно
идти по нему шестерке коней.
Первым, кто обратил внимание на предания
о подземном ходе от Кревского городища
до замка, был белорусский этнограф Ромуальд
Зенькевич. Он же начал собирать факты,
которые свидетельствовали бы в пользу
существования такого подземелья на самом
деле. Позже к этому вопросу вернулись
и другие исследователи – Михаил Балинский,
Адам Киркор, Федор Покровский.
В статьях археолога Рамуальда Зенькевича
и Федора Покровского описывается, что
какое-то большое подземелье под замком
наведывала местная детвора и в 20–30-е
годы XIX столетия, задолго до Первой мировой
войны. Идти далеко по подземному коридору
дети не отважились из-за боязни темноты
и холода, которым веяло оттуда.
Известный археолог конца XIX столетия
Ф. Покровский прибавил еще несколько
сведений к этим таинственным фактам.
Согласно первой версии, житель Крева
Абрам Рубинштейн копал в полусотнях метрах
от замка пивной склеп и пробил в каком-то
кирпичном помещении дыру, из которой
на протяжении нескольких дней с шумом
выходил спёртый удушливый воздух. Во
втором случае на подобное кирпичное сооружение
наткнулись при копании подвала под домом
Нахама Эпштейна уже в ста метрах в том
же направлении от замка. Сегодня пока
не известно, где находились дома Рубинштейна
и Эпштейна (хотя предположения об этом
уже есть). Имея эту информацию, можно было
бы выяснить, куда вел туннель – в сторону
городища или в каком-то другом направлении.
В настоящее время единственный вход в
подземелье завален камнями. Был ли это
пресловутый тоннель «до Вильно» или вход
в казематы, где томились плененные короли,
не ясно. Ход на сегодняшний день остался
только на нескольких фотографиях. По
имеющимся сообщениям, он продолжался
несколько метров, потом заканчивался
обвалом.
Раиса Стасилович:
«Подземный ход от замка идет до Городища.
Слышали звон из-под замка. Как везде снег
растает, так в Крево он еще лежит. Людям,
которые в Сморгонь на санях ехали, тяжело
было выбраться».
Несвиж
О тайнах Несвижа писали очень много и, в первую очередь о появляющемся там привидении.
Существует легенда, согласно которой аномалия активизируется каждую ночь с 0.15 до 4.15. Местами, откуда выходят по ночам привидения, часто называют подземные ходы. Возможно, это связано с тем, что в подземных ярусах были расположены фамильные усыпальницы рода Радзивилов. Известно, что склепе с саркофагами не всех их хватает и, вероятно, существует еще один неизвестный уровень, расположенный ниже.
Традиционно считается, что привидение, появляющееся в замке, – дух покойной Барбары Радзивил. Девушка пользовалась успехом у противоположного пола, за что злые языки называли ее «великой блудницей». Было подсчитано и число ее любовников. Их оказалось около 38, в число которых входил и король Речи Посполитой ЖигимонтАвгуст.
Уже более четырёх столетий живет в древнем городе предание об этой Черной даме.
Вот что рассказывают о ней в Несвиже: в середине XVI столетия владельцем города был могучий и славный Николай Радзивил Чёрный. В литературе он показан как способный дипломат, образованный государственный деятель, очень влиятельный в Великом княжестве Литовском, исполняя обязанности великого канцлера. В 1547 году Николай Чёрный добился для себя и братьев титула князя, но не успокоился на этом. Он мечтал вывести княжество из-под власти польской короны и стать самому независимым королём в Великом княжестве Литовском. Чтобы осуществить мечту, Радзивил использовал и новое течение религии - протестантизм. Сам князь принял учение Кальвина и пригласил в Несвиж многочисленных реформаторов. Именно в это время начала действовать Несвижская типография, в которой были изданы книги на белорусском языке. Еще более возросло влияние Николая Чёрного, когда он породнился с будущим польским королем Сигизмундом Августом через свою двоюродную сестру Барбару Радзивилл.
Красавица Барбара жила в Вильно. Её отец считался опытным полководцем, которого называли Геркулесом Литовским за то, что он одержал 30 побед над врагом. Барбара рано потеряла отца, а в скором времени и первого мужа. Замки молодой вдовы и королевича Сигизмунда находились рядом. Королевич не остался равнодушным к красоте Барбары. Они начали встречаться и вскоре крепко полюбили друг друга.
Об этих их встречах узнали родственники. Особенно заволновался Николай Радзивил Чёрный. Он заботился о репутации сестры и решил принять необходимые меры, чтобы сберечь имя и честь её и своего рода от нежелательных сплетен. Опасность была в том, что мать королевича Бона Сфорца люто ненавидела род Радзивилов.