Мистические места Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 13:31, курсовая работа

Описание работы

Кревский замок был построен во время правления великих князей Гедемина и Альгерда в первой половине XIV в. Возведено это оборонительное сооружение на семи холмах, в месте слияния речки Кривлянки и ручья. По диагонали размещались две башни, с большей из которых, расположенной в северо-восточном углу замка, связаны трагические события. В 1338 году великий князь литовский Гедимин отдал Крево своему сыну Альгерду, а после смерти последнего, на вакантную великокняжескую корону стали претендовать, не пожелавшие делить власть друг с другом: Кейстут, младший сын Гедимина, и его родной племянник, сын Альгерда, молодой и амбициозный князь Ягайла. В 1382 году Ягайла сумел захватить Кейстута и его сына Витовта в плен и посадил их в темницу замка

Содержание работы

Введение 3
Замковые привидения 4
Легенды галерей, храмов и парков 23
Заключение 33
Список использованных источников 34

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 105.23 Кб (Скачать файл)

Гольшаны – село Ошмянского района известно с XIII века, упоминается также как Ольшаны. Примерно в середине XVI века городок перешел во владение к великому роду Сапег. Одному из них было суждено сыграть в истории Гольшан самую важную роль: Павел Стефан Сапега возвел потрясающий по красоте замок, построил для католического ордена францисканцев прекрасный костел и прилегающий к нему монастырь. Эти памятники средневековой архитектуры, а также старинные кресты и каплицы на въездах, церковь 1901 года в разной степени сохранились до наших дней.

Несмотря на то, что от данных построек остались только стены, здесь продолжают жить призраки владельцев этих мест.

  Когда–то давно безродный молодой парень Гремислав Валюжинич полюбил знатную красавицу–княжну Ганну–Гордиславу Гольшанскую. Девушка ответила взаимностью. Юноша, переодевшись монахом, принялся наведываться в замок, чтобы увидеть возлюбленную. Об их тайных встречах прознал отец, по другим данным- муж, княжны, злобный и мстительный магнат. Почитая жестокие традиции средних веков, он, требуя сохранения родовой чести, приказал замуровать юношу в одной из полутораметровых по толщине стен замка. С тех пор и до наших дней по галереям и подвалам замка беспокойно бродит тень Черного Монаха (так прозвали его местные жители), наводя смертный ужас на случайных прохожих. Как утверждают многочисленные очевидцы, призрак Черного Монаха регулярно появляется в лунные ночи на разрушенных стенах замка в виде черной тени, охраняя ветхие руины от незваных гостей. Также призрак, названный Черным Монахом, является в ясную ночь в виде тоненького черного силуэта на фоне окна или ниши. И начинается нечто странное: потолок меняет форму, стены пытаются сомкнуться. Человек, находящийся в это время в «башне призраков», обо всем забывает и, словно парализованный, наблюдает за происходящим. За последние годы развалины Гольшанского замка являющиеся последним пристанищем для Черного монаха приобрели еще более плачевный вид. Монаха уже давно никто не видел, да и скрываться ему уже почти негде – скоро это место будет напоминать просто гору кирпича.

Другая легенда рассказывает о двух замурованных возлюбленных в  склепе. Местные жители говорят, что  из руин часто доносятся звуки  шагов, вздохи и всхлипы Черного  Монаха и Белой Панны.

В последнее столетие гольшанским призракам стало неуютно в разрушенном замке, и они перебрались в более уютное место — костел и католический монастырь ордена францисканцев, которым в этом году исполняется 387 лет. Часть костела используется по прямому назначению, а часть отдана Гольшанскому филиалу Национального художественного музея. Теперь уже здесь по ночам в запертых ходах и галереях звучат странные шаги. Особенно призраки облюбовали маленькую комнатку, расположенную в единственной башне, окрещенной «башней призраков».  

 Легенда о Белой  Даме связана со строительством  данного монастыря. Четыреста лет назад Павел Стефан Сапега выделил деньги на постройку костела и монастыря при нем. Строителям было обещано, что при выполнении заказа в срок, к 6 августа 1618 г., те получат большое вознаграждение. Перед началом работ место освятили священнослужители, а через несколько дней над фундаментом неспешно стала расти стена. Однако, придя однажды утром на стройку, работники увидели вместо стены груду кирпичей. В качестве работы каменщиков не стоило сомневаться, они свое дело знали. Вновь проверяли раствор, очень внимательно укладывали кирпич и камни. Но наутро стена опять обвалилась. Решили добавить больше яиц в раствор, заменили ответственных за кладку стены каменщиков, однако ничего не помогало – утром стена вновь обваливалась. Словно некие темные силы вовсю старались помешать богоугодному делу. Посовещались работяги и решили: нужна тайная жертва. Решили так, что первая жена, которая принесет на стройку обед своему хозяину, будет зацементирована в стену. Услышав это, ночь напролет молился недавно женившийся рабочий, чтобы его молодая жена, всегда первая прилетавшая на крыльях любви, на этот раз припозднилась. Но первой пришла именно она. И молодая женщина была замурована в стену. И поплатилась за это жизнью. Юную жену замуровали живой в монастырской стене. Правда, несчастная попросила оставить небольшое отверстие, чтобы она могла выкормить грудью ребенка. Когда младенец перестал нуждаться в материнском молоке, отверстие заложили. 
А муж и отец, видя эту сцену, воткнул себе нож в горло и там же истек кровью. Тело самоубийцы, недолго думая, замуровали в ту же стену. С тех пор по коридорам монастыря стала скитаться неприкаянная душа молодой женщины — Белой Дамы. С того времени стена не обваливалась, монастырь был построен.

Белая Дама недолюбливает  мужчин, ведь именно они предрешили ее участь. Каждый из них, повстречавшись с призраком ночью, рискует выйти наутро изрядно поседевшим. По свидетельствам очевидцев, несчастный попадает в некую зону, лишенную законов гравитации. Обливаясь холодным потом, он может целую ночь бегать по помещениям, спасаясь от жуткого наваждения, но так и не найти выхода. При этом ориентация в пространстве потеряна — многие утверждают, что бегали по потолку. 

 В подвале монастыря,  куда редко пускают посетителей,  за одним из кирпичей была  обнаружена ниша, заполненная человеческими  костями. Считалось, что замурованную  по легенде девушку, являющуюся  сторожам, работникам музея и простым посетителям, нашли именно в 2000 г. Знаком явилось то, что по стене пошла трещина, которую не удается зацементировать до сих пор. Несколько месяцев останки хранились в картонной коробке. Появился шанс навеки упокоить погубленную душу, отпев ее в храме. Однако строители «ошиблись» — кости были преданы земле без соответствующих религиозных обрядов. А вскоре здоровые, полные сил мужчины, умерли один за другим в течение четырех месяцев, так и не успев никому показать место захоронения. Пока же здание с каждым годом все более и более разрушается.

Местные жительницы высказали  предположение, что, возможно, Дама как  раз потому и являлась людям на протяжении веков, что требовала  найти кости, а теперь она успокоится. Не так давно в музей пришла женщина, обошла все комнаты и вскоре заявила, что «убрала» нехорошую «призрачную ауру». Призрака с тех пор не видели.

Многие отождествляют  Белую Даму и приведение девушки  из монастыря, но есть мнение, что это  два разных призрака. Говорят, что  приведение Белой Дамы живет в  замке и оно гораздо старше своего собрата из монастыря.

Кроме замка и монастыря  привидений можно увидеть и на мельнице, на реке Гольшанке. Рассказывают, что в тихие лунные ночи можно услышать, как работают жернова, перемалывается зерно, а некоторые утверждают, что слышали даже ржание лошадей, скрип невидимых телег и разговоры мельника с заказчиком.

 

Минск

Трудно представить  город с 943-летней историей, у которого не было бы тайн. В том числе –  своих призраков, привидений и прочих таинственных обитателей старинных  местечек.

Одна из легенд столицы  рассказывает о призраках влюбленных. В XIX веке в доме по улице Зыбицкой жил купец. Было у него три дочери. Когда они подросли, отец решил дать им соответствующее образование и нанял гувернера – молодого человека из небогатой семьи. Сестры безоглядно влюбились в красивого наставника, младшей он ответил взаимностью. Однако о неравном браке не могло быть и речи. Молодые решились на побег. Но ревнивые сестры, узнав о замысле влюбленных, решили помешать. Они связали девушку и посадили ее в подвал. К несчастью, в то время вода в Свислочи поднялась и затопила подпол. Когда учитель увидел свою возлюбленную мертвой, то понял, что это сделали сестры. В ярости он убил двух девушек, а сам повесился. Привидения всех участников трагедии до сих пор обитают в доме №27 по улице, которая сейчас называется Торговой.

В XVI веке в Минске жила прекрасная шляхтянка. Ежедневно в доме красавицы, который стоял на перекрестке  улиц Подгорной и Францисканской (нынешние Карла Маркса и Ленина) бывали сваты. Строптивая девушка всем отказывала, считая женихов недостойными. Статный, молодой, но бедный шляхтич влюбился в паненку. Долго он добивался сердца красавицы, но она была непреклонна. Говорила, что бедняк ей ни к чему. Однажды, придя в очередной раз к шляхтянке со сватами, он увидел ее в объятиях безобразного, но богатого горожанина. Юноша не сдержал гнева. Дождавшись пока соперник уйдет, он пробрался в дом, схватил девушку и утопил в Свислочи.

Вскоре в реке появилась  обворожительная русалка, Сейчас существует м мнение, что русалка эта до сих пор продолжает увлекать в воды Свислочи неосторожных представителей сильного пола.

Многочисленными легендами  и слухами славиться и столичная  ратуша, символ свободы и независимости  города. По завершении реставрации  ратуши, названной в XVII веке чешским  путешественником Бернгардом Таннером «главным украшением площади. Верхнего рынка», в ней разместился зал торжественных приемов Мингорисполкома. Восстановленное на прежних фундаментах двухэтажное здание увенчала 32-метровая башня с часами и гербом города, изображающим вознесение Богородицы (герб Минска известен с 1591 года).

Поговаривают, что с возвращением главного городского символа на свое прежнее место в ратушу вернулся ее призрак. Легенда, основанная на реальных событиях, гласит: история произошла  в 18 в.. Михаил Володкович, живший в XVIII веке, слыл разгильдяем и пьяницей. Однако в его намерениях было стать членом минского магистрата. Естественно, что с дурной репутацией в ратуше его никто не ждал. Но Володковичу помог друг и родственник Кароль Радзивилл. Он приехал в Минск с солдатами, почтенно вошел в магистрат, и в кратчайший срок товарищ получил желаемую должность. Несмотря на новообретенный статус, Володкович не прекратил разгульного образа жизни и продолжал творить одно безумство за другим: то саблей в присутственном месте, подвыпив, махать начнет, то проповедь ксендзу сорвет, устроив бесплатную раздачу вина у входа в храм.

Впрочем, выходки долго  сходили ему с рук, городские  власти знали, что высокий покровитель  вытащит злодея из тюрьмы. Но однажды  чаша терпения переполнилась. 12 февраля 1760 года Володкович был приговорен к расстрелу за пьяный дебош на заседании магистрата. Выхватив саблю, он ранил нескольких человек и, самое главное, отрубил кусочек от статуи Христа, за что был тут же приговорен к смерти.

К ничего не понимающему Володковичу в темницу пришел священнослужитель и предложил покаяться, мол, этого достаточно, чтобы его простили. Но бедолага, то ли чувствуя собственную безнаказанность, то ли считая, что его разыгрывают, извиняться отказался. Михаила Володковича расстреляли в парке возле ратуши. После этого душа Володковича еще долго появлялась по ночам возле ратуши, ищя своих обидчиков, чтобы отомстить им за скорый суд и требовала справедливого возмездия. Ратушу разрушили, но сейчас, когда ее восстановили, говорят, призрак стал появляться вновь.

Еще одна трагедия случилась  осенью в конце XIX века. Умерла молодая  паненка. Ее отпели и замуровали в  склепе, который находился на Кальварийском кладбище. Однако оказалось, что девушка уснула летаргическим сном и была похоронена заживо. Проснувшись, паненка пыталась выбраться из заколоченного гроба, но ее ждала мучительная смерть. С тех пор приведение бродит по кладбищу в поздние ноябрьские вечера. Впрочем, после того как вандалы разрушили склеп, призрак на некоторое время исчез. Теперь он стал появляться вновь – белая фигура, бродящая между могилами.

Но самый известный  призрак Минска обитает в Лошицкой усадьбе.

По легенде, в 1905 году Ядвига Любанская (Кеневич) утопилась в Свислочи. Тем самым она положила конец не только жизни, но и своей громкой любовной связи с минским генерал-губернатором графом Мусиным-Пушкиным, о которой узнал муж – владелец Лошицкого поместья и пивоваренного завода «Бровар» Евстафий Любанский.

После трагической гибели жены помещик потерял интерес  к усадьбе, а дела на его заводе пошли и совсем худо. Пан решил  уехать на Кавказ, но прежде посадил  у реки абрикосовое дерево. Говорят, что во время цветения абрикоса, в лунную ночь, в парке появляется и бродит по тропинкам парка призрак пани Любанской. Девушки верят, что если прийти в эту пору и повстречаться с привидением Ядвиги, дела сердечные наладятся. 
Но фантом пани Любанской не единственный призрак, обитающий в Лошицком парке. Есть версия, что Всеслав Чародей в Лошице дал отпор киевским Ярославичам. Во время сечи в коня князя попала стрела, да и князь был ранен. Лошадь вынесла его с поля битвы. Ярославичей прогнали, Всеслав сохранил свои владения, а лошадь, к сожалению, погибла. Теперь, когда на реку наплывет туман, люди видят белую лошадь. Это также происходит только весной.

 

Глубокое

Древние строения Глубокого  всё ещё хранят в себе много  тайн и загадок. На первом месте стоят  легенды о многочисленных и разветвлённых  подземных ходах.  
Самая интригующая легенда о подземном ходе, от глубокского монастыря кармелитов и до березвечского монастыря базилиан, протяжённостью в три километра.

 По словам краеведа Пётра Раловича подземный ход на самом деле существует. 
– На одном из огородов по улице Советской провалилась земля, образовалась большая дыра, – рассказывал краевед. – Я, ксёндз глубокского костёла, и один парень пошли посмотреть. Склонились над дырой в земле. Но увидеть толком ничего не удавалось. У меня из грудного кармана выпала шариковая ручка и полетела в отверстие. Я попросил парня: «Если можешь, спрыгни вниз, и ручку достанешь, и заодно посмотришь, что там». Парень просьбу выполнил. И ручку достал и посмотрел. Увидел кирпичный коридор в рост человека с овальным сводом. Кое-где через кирпичную кладку просочились корни деревьев. 
– Подземный ход есть! – утверждал Пётр Ралович. – Я знал учеников глубокской гимназии, которые в 1930-ые годы ходили в подземный ход на экскурсию вместе с преподавателями. Брали с собой фонарики и свечи. Шли, пока горели свечи. Свечи угасали – возвращались обратно. Значит, нечем будет дышать. 
– Вместе с преподавателями, которые взяли с собой фонарики, а мы, дети – свечи, спустились в подвал здания бывшего монастыря (кармелитского). В подвале была дверь – вход в подземный ход. Шли с зажженными свечами. Стены были выложены из красного, а местами из жёлтого кирпича. Высота в рост взрослого человека, ширина немногим больше метра. 
Прошли они, если верить рассказчице, около километра. Дальше были обвалы и свечи начали тухнуть. Вернулись назад. 
Было это «за год до прихода большевиков в Глубокое», значит – 1938 год. Зинаида Антоновна училась тогда в пятом классе. 
Если многочисленные рассказы о подземном ходе (или ходах) не миф, а реальность, то можно, гипотетически, поверить о беглецах из глубокской тюрьмы НКВД, которая была устроена в здании бывшего березвечского базилианского монастыря в 1939 году, а также о евреях, которые укрывались в подземельях, лишь бы не попасть в гетто. Последним, говорят, даже покидали записки при входе в подземелье: «Выходите! Глубокое уже освобождено от немцев!» 
И всё же, описание «глубокского андеграунда» – ничто без рассказов о блуждающих там привидениях. 
В подвалах глубокской церкви и зимой и летом – постоянная температура +10. Удобное хранилище для овощей, за неимением средств на строительство цеха было решено использовать подвалы для нужд завода. Справа, в фундаменте боковой стены храма, было прорублено отверстие – вход в подвал, установлен лифт, а в подвалах рельсы для вагонеток. Сюда на автомашинах стали доставлять: картофель, свеклу, морковь, лук, капусту. Лифт опускал овощи вниз, в подвал. (Первоначально монастырь имел четыре крыла, замкнутых в квадрат с внутренним двором посредине. Теперь осталось два крыла. Подвалы были под всем монастырём.) 
Работницы консервного завода, работавшие в данных подвалах рассказывали, что видели привидений. Обычно они являлись ночью.  
Лидия Пашкович: «Видим: приходят девушки молодые и тоже перебирают с нами картофель. У девушек – белые платья и веночки на головах. Одеты так, как у нас принято хоронить молодых. А мы: по одной, по одной – удрали с места от страха. Однако привидения никого не трогали … Так было часто – приходили то в белом, то в чёрном одеянии. Поднимаешь ящик с овощами, а он поднимается так легко-легко! А рядом – привидения: то в белом, то в чёрном.Часто видели – бегала одна девочка в розовом платье, а иногда – в белом. А женщина всё время её догоняла. Девочка было красиво одета, но ведь же, когда хоронят молодых, их и красиво одевают». 
По свидетельствам очевидцев, привидения в подвале даже справляли свадьбу. Люди начали отказываться от работы в ночную смену. Но когда провели комсомольское собрание, то постановили: привидений нет в природе. Прошло много лет. Давно уже нет цеха консервного завода в подвалах глубокской церкви, как и нет Глубокского маслосырзавода в бывшем монастырском корпусе, который примыкает торцом к храму.  
О бывшем производстве напоминают лишь прорубленные в толще стен подвала проходы и остатки рельсов, по которым катали вагонетки. Тема привидений забылась, а большинства свидетелей уже нет в живых. 
       В данный момент достопримечательности города стали вновь популярны. Подвалы церкви (собора Рождества Богородицы Полоцко-Глубокской епархии) стали наиболее посещаемым объектом. Экскурсоводы предлагают осмотреть лабиринты подвалов, погребения монахов-кармелитов, крипту, где когда то был похоронен воевода Иосиф Корсак, фундатор монастыря кармелитов, рассказывают об арестованных повстанцах 1831 года, которые здесь находились в заточении и о приведениях, которые здесь блуждают ночью. Сегодня упоминание о привидениях во время экскурсии придаёт этому месту романтичность и загадочность – готический сюжет.

Информация о работе Мистические места Беларуси