Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 18:38, реферат
Цель данной работы исследовать тему - М.М.Сперанский – «светило российской бюрократии»
Исходя из поставленной цели задачи будут следующими:
- раскрыть понятие «бюрократия»;
рассмотреть формирование личности и взглядов М.М.Сперанского;
- изучить вклад М.М. Сперанского в области финансового управления;
- рассмотреть планы преобразований в области законодательства Российской империи;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….…….…3
1.Понятие бюрократия, и ее роль в выполнении функций государства……………………………………………………………………….5
2.Формирование личности и взглядов М.М.Сперанского……………10
3.Вклад М.М.Сперанского в области финансового управления…..…13
4.Планы преобразований в области законодательства Российской империи…………………………………………………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..23
СПИСОК ЛИТЕРЫТУТРЫ………………………………………………25
Министерство образования и науки РФ.
Филиал Государственного автономного образовательного учреждения высшего образовательного образования «Сибирский Федеральный Университет» в городе Усть-Илимске.
Кафедра экономики, управления финансами и социогуманитарных дисциплин
Реферат
М.М. Сперанский – «светило российской бюрократии»
Выполнил: студентка гр. Мб-11 Чебан Ю.В
Руководитель: кандидат исторических наук,
профессор Сутурин С.Б.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….
1.Понятие бюрократия, и ее роль
в выполнении функций государства…………………………………………………
2.Формирование личности и взглядов М.М.Сперанского……………10
3.Вклад М.М.Сперанского в области финансового управления…..…13
4.Планы преобразований в области
законодательства Российской
империи……………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРЫТУТРЫ………………………………
ВВЕДЕНИЕ
На рубеже тысячелетий, в период смены веков, совпавших со сменой общественно-политического строя России, объективно возрастает значение исторических знаний, умелого использования опыта прошлого. Это тем более важно в связи с тем, что проводимые в настоящее время реформы часто заканчиваются тупиковой ситуацией, и реформаторы в поисках путей вынуждены топтаться на месте. Данное обстоятельство делает особенно значимым исторический отрезок времени конца XVIII - первой половины XIX веков, когда общественность России была активно занята поиском проектов реформирования страны с учетом опыта революционных преобразований, происходивших в Западной Европе.
Особое значение в плане подготовки и проведения глубоких реформ в Российской империи занимал М. М.Сперанский, чья деятельность волновала и волнует лучшие умы государственных деятелей страны, политиков и ученых вот уже около двухсот лет.
В настоящее время исследования вклада М.М.Сперанского приобретает особую актуальность. Исследование процесса зарождения и реализации реформаторских преобразований в истории государства Российского имеет огромное значение для ее современности и будущего, а также осуществляющиеся в настоящее время реформы в России проводятся неэффективно и не всегда дают нужные результаты. К исследованию деятельности М.М.Сперанского обращались С. Ключевский, Я.Гордон, М.В. Нечкина, Н.М. Дружинина, появляются кандидатские диссертации П. К. Бонташа и Л. И.Светличной, прямо посвященные анализу деятельности М. М.Сперанского. Во второй половине XX в. жизнь и деятельность М. М. Сперанского становится объектом работы многих исследователей, среди которых важное место занимают работы В. А. Калягина, В. А. Корнилова, Г. Д. Макеева и многих других.
Но, несмотря на то, что деятельность М.М. Сперанского была освещена во многих трудах, эта тема на сегодняшний день достаточно раскрытия не получила.
Цель данной работы исследовать тему - М.М.Сперанский – «светило российской бюрократии»
Исходя из поставленной цели задачи будут следующими:
- раскрыть понятие «бюрократия»;
рассмотреть формирование личности и взглядов М.М.Сперанского;
- изучить вклад М.М. Сперанского в области финансового управления;
- рассмотреть планы преобразований в области законодательства Российской империи;
Предмет исследования – деятельность М.М.Сперанского.
Объект – бюрократия Российской империи.
Методы исследования:
- сравнительный анализ;
- анализ учебной и методической литературы.
В данном исследовании будут затронуты территориально – хронологические рамки событий, развивающиеся в Российской империи. Территориальные рамки - Россия. Хронологические рамки начало XIX века.
В современный период многие историки по – разному рассматривают тему межнациональных отношений, сегодня исследователи предлагают новый взгляд в историографию деятельности М.М. Сперанского. Например, представляют интерес труды Е.В. Анисимова и А.Б. Каменского, а также статья С.В. Кодана «Школа профессоров М.М. Сперанского» и А.Г. Коломиец «Дней Александровых прекрасное начало».
ПОНЯТИЕ БЮРОКРАТИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ВЫПОЛНЕНИИ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
Понятие "бюрократия" происходит от франц. слова "бюро", что означает письменный стол. Поэтому слово "бюрократия" можно перевести как власть письменного стола.
Термин "бюрократия" введен в научный оборот в середине XVIII в. французским экономистом Винсентом де Гурней (1712-1759). Он употреблял его для обозначения способа осуществления государственной власти с помощью оплачиваемых чиновников. С течением времени этот термин менял свое содержание и смысл. Тем не менее теория бюрократии становится центральной в классических доктринах государственного управления.
Родоначальником бюрократии в России часто считают Петра I, а её утвердителем и окончательным организатором — графа1 Сперанского. На самом деле уже одно «собирание Русской земли» необходимо требовало централизации в управлении, — а централизация порождает бюрократию
Чаще всего теория бюрократии сводится к трем основным типам:
1) Макса Вебера,
или теория рациональной
2) марксистской;
3) восточной
(имперской, азиатской,
Наибольшую
разработку получила
Основные положения этой теории состоят в следующем:
1) бюрократы
являются профессиональными
________________
1 1января 1839 года, в день 67-летия было пожаловано графское достоинство wikipedia.org
2) бюрократическая организация - это рациональное институциональное устройство для решения сложных задач управления в обществе и характеризуется ведением дел компетентными и бесстрастными исполнителями в полном соответствии с законом;
3) упорядоченность делопроизводства, т.е. наличие обязательных регламентированных процедур, соблюдение которых строго необходимо для каждого чиновника и отступление, от которых расценивается как должностной проступок;
4) иерархическая
организация, основанная на
5) внутриорганизационная деятельность, осуществляемая в форме письменных документов, которые подлежат длительному хранению;
6) все чиновники
должны быть хорошими
7) свобода от
субъективных влияний при приня
М. Вебер, считал, что бюрократическая организация представляет собой самую совершенную в техническом отношении организационную форму управления.
Современные теории бюрократии исходят в основном из веберовской концепции:
- во-первых, необходимость учета субъективного фактора, который М. Вебер отрицал (речь идет о человеческой стороне организации управления, об учете социально-психологических аспектов поведения управленцев. Вебер же считал, что они должны быть беспристрастны);
- во-вторых, идеей самоуправления, т.е. участия населения в управлении обществом.
Для марксистской концепции теории бюрократии характерно отрицание ценности и социальной полезности бюрократии как системы управления. В марксистской литературе бюрократия предстает как абсолютное зло, как явление, чуждое трудящимся и непригодное для социалистического государства. Таким образом, марксистское учение, по существу, отождествляет бюрократию и бюрократизм. К. Маркс исходил из того, что бюрократические отношения порождаются взаимосвязью частной собственности с выполнением государственных функций, отсюда реализация частных интересов в качестве всеобщих. По мнению К. Маркса, для бюрократии характерен уход от общения с людьми, изучения действительности в сферу бумаготворчества, следовательно, общение бюрократа с внешним миром происходит посредством различного рода формальных предписаний и инструкций.
Имперская модель теории бюрократии наиболее полно воплотилась в азиатских странах, поэтому ее принято называть восточной. А поскольку ее классическим примером служит китайская система бюрократии, то ее иногда именуют и китайской.
Основные принципы имперской модели сводятся к следующему. Как известно, в древнем и средневековом Китае не существовало частной собственности в европейском смысле. Император являлся единственным собственником всех земель страны. Подданные считались членами одной большой семьи во главе с императором. Чиновники выступали управителями императорской собственности, поэтому их главное назначение состояло в обеспечении власти императора, а не в служении обществу. Отсюда при занятии должности проверялась готовность претендента поддерживать стабильность власти императора. Китайские чиновники не имели возможности осознать себя в качестве самостоятельной политической силы и не превратились в привилегированный чиновничье-административный слой, а оставались лакеями императора.
Другие восточные деспотии уступали Китаю по уровню организованности системы управления. Восточная система управления не была публичной службой, поскольку все чиновничество работало на обеспечение нужд центральной власти, а не служило обществу.
Следует различать
бюрократию и бюрократизм. Последний
порожден негативными чертами
1) отрыв аппарата
управления от общества, в результате
чего исполнительная власть
2) чиновники
превращаются в
3) чиновник
не может быть абсолютно
4) в бюрократической
организации заложен
5) бюрократическая модель ведет к бессмысленному формализму, поскольку чиновник следит за соблюдением процедуры, хотя ее требования нередко формальны. В результате содержание управленческой деятельности подменяется соблюдением формы;
6) расширение деятельности государственного аппарата, увеличение его штатов осложняют контроль над ним. Следовательно, снижается ответственность чиновников, растет их безнаказанность.
7) желание скрыть
свои дела под видом
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ И ВЗГЛЯДОВ СПЕРАНСКОГО
Первый этап реформ Александра I окончился в 1803 г., когда стало ясно, что нужно искать новые пути и формы их осуществления. Императору понадобились и новые люди, не так тесно связанные с верхушкой аристократии и безраздельно преданные лишь ему лично. Выбор царя (как оказалось впоследствии, роковой) остановился на А. А. Аракчееве, сыне небогатого и незнатного помещика, в прошлом любимце Павла I, известном своей преданностью «без лести», что значилось на его гербе.
Но если основным направлением деятельности Аракчеева было военно-полицейское, то для разработки планов новых реформ нужен был иной человек. Им стал М. М. Сперанский.
Сын сельского священника Сперанский не только, как и Аракчеев, не принадлежал к аристократии, но даже не был дворянином. Он родился в 1771 г. в деревне Черкутино Владимирской губернии, учился сперва во Владимирской, затем в Суздальской и, наконец, в Петербургской семинарии. По окончании ее был оставлен там в качестве преподавателя и лишь в 1797 г. начал свою служебную карьеру в чине титулярного советника в канцелярии генерал-прокурора Сената князя А.эжБ.Куракина. Карьера эта была в полном смысле слова стремительной: уже через четыре с половиной года Сперанский имел чин действительного статского советника, равный генеральскому званию в армии и дававший право на потомственное дворянство.
В первые годы царствования Александра I Сперанский еще оставался в тени, хотя уже готовил некоторые документы и проекты для членов Негласного комитета, в частности по министерской реформе. После осуществления реформы он был переведен на службу в Министерство внутренних дел. В 1803 г. по поручению императора Сперанский составил «Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений в России», в которой проявил себя сторонником конституционной монархии, создаваемой путем постепенного реформирования общества, на основе тщательно разработанного плана. Однако практического значения Записка не имела. Лишь в 1807 г. после неудачных войн с Францией и подписания Тильзитского мира, в условиях внутриполитического кризиса Александр I вновь обратился к планам реформ.
Информация о работе М.М. Сперанский – «светило российской бюрократии»