М.М. Сперанский – «светило российской бюрократии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 18:38, реферат

Описание работы

Цель данной работы исследовать тему - М.М.Сперанский – «светило российской бюрократии»
Исходя из поставленной цели задачи будут следующими:
- раскрыть понятие «бюрократия»;
рассмотреть формирование личности и взглядов М.М.Сперанского;
- изучить вклад М.М. Сперанского в области финансового управления;
- рассмотреть планы преобразований в области законодательства Российской империи;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….…….…3
1.Понятие бюрократия, и ее роль в выполнении функций государства……………………………………………………………………….5
2.Формирование личности и взглядов М.М.Сперанского……………10
3.Вклад М.М.Сперанского в области финансового управления…..…13
4.Планы преобразований в области законодательства Российской империи…………………………………………………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..23
СПИСОК ЛИТЕРЫТУТРЫ………………………………………………25

Файлы: 1 файл

Cперанский 2003.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ.

Филиал Государственного автономного образовательного учреждения высшего образовательного образования  «Сибирский Федеральный Университет» в городе Усть-Илимске.

Кафедра экономики, управления финансами и социогуманитарных дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

М.М. Сперанский – «светило российской бюрократии»

 

 

 

 

 

      Выполнил: студентка гр. Мб-11 Чебан  Ю.В

Руководитель: кандидат исторических наук,

 профессор  Сутурин С.Б.

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….…….…3

1.Понятие бюрократия, и ее роль в выполнении функций государства……………………………………………………………………….5

2.Формирование личности и взглядов М.М.Сперанского……………10

3.Вклад М.М.Сперанского  в области финансового управления…..…13

4.Планы преобразований в области законодательства    Российской империи…………………………………………………………………………..19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..23

СПИСОК ЛИТЕРЫТУТРЫ………………………………………………25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На рубеже тысячелетий, в период смены веков, совпавших  со сменой общественно-политического  строя России, объективно возрастает значение исторических знаний, умелого использования опыта прошлого. Это тем более важно в связи с тем, что проводимые в настоящее время реформы часто заканчиваются тупиковой ситуацией, и реформаторы в поисках путей вынуждены топтаться на месте. Данное обстоятельство делает особенно значимым исторический отрезок времени конца XVIII - первой половины XIX веков, когда общественность России была активно занята поиском проектов реформирования страны с учетом опыта революционных преобразований, происходивших в Западной Европе.

Особое значение в плане подготовки и проведения глубоких реформ в Российской империи занимал М. М.Сперанский, чья деятельность волновала и волнует лучшие умы государственных деятелей страны, политиков и ученых вот уже около двухсот лет.

В настоящее  время   исследования вклада   М.М.Сперанского  приобретает особую актуальность. Исследование процесса зарождения и реализации реформаторских преобразований в истории государства Российского имеет огромное значение для ее современности и будущего, а также  осуществляющиеся в настоящее время реформы в России проводятся неэффективно и не всегда дают нужные результаты. К исследованию деятельности  М.М.Сперанского  обращались   С. Ключевский, Я.Гордон,  М.В. Нечкина, Н.М. Дружинина, появляются кандидатские диссертации П. К. Бонташа и Л. И.Светличной, прямо посвященные анализу деятельности М. М.Сперанского. Во второй половине XX в. жизнь и деятельность М. М. Сперанского становится объектом работы многих исследователей, среди которых важное место занимают работы В. А. Калягина, В. А. Корнилова, Г. Д. Макеева и  многих других. 

Но, несмотря на то, что  деятельность  М.М. Сперанского  была освещена во многих трудах, эта тема  на сегодняшний  день  достаточно  раскрытия не получила.

Цель данной работы исследовать тему -  М.М.Сперанский – «светило российской бюрократии»

Исходя из  поставленной цели задачи будут следующими:

- раскрыть понятие «бюрократия»;

 рассмотреть   формирование личности и взглядов М.М.Сперанского;

- изучить   вклад М.М. Сперанского  в области финансового управления;

-  рассмотреть   планы  преобразований в области законодательства    Российской империи;

Предмет исследования –   деятельность  М.М.Сперанского.

Объект –   бюрократия Российской империи.

Методы исследования:

- сравнительный анализ;

- анализ  учебной   и методической литературы.

В данном исследовании будут затронуты территориально – хронологические рамки  событий, развивающиеся  в  Российской  империи. Территориальные рамки -  Россия.  Хронологические рамки  начало  XIX века. 

В современный  период  многие историки  по –  разному  рассматривают тему межнациональных  отношений,  сегодня исследователи  предлагают новый взгляд  в историографию   деятельности М.М. Сперанского.   Например, представляют интерес труды  Е.В. Анисимова и А.Б. Каменского, а также статья  С.В. Кодана  «Школа профессоров М.М. Сперанского» и А.Г. Коломиец «Дней Александровых прекрасное  начало».

 

 

 

ПОНЯТИЕ БЮРОКРАТИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ВЫПОЛНЕНИИ ФУНКЦИЙ  ГОСУДАРСТВА

 

Понятие "бюрократия" происходит от франц. слова "бюро", что означает письменный стол. Поэтому слово "бюрократия" можно перевести как власть письменного стола.

Термин "бюрократия" введен в научный оборот в середине XVIII в. французским экономистом Винсентом де Гурней (1712-1759). Он употреблял его для обозначения способа осуществления государственной власти с помощью оплачиваемых чиновников. С течением времени этот термин менял свое содержание и смысл. Тем не менее теория бюрократии становится центральной в классических доктринах государственного управления.

Родоначальником бюрократии в России часто считают  Петра I, а её утвердителем и окончательным  организатором — графа1 Сперанского. На самом деле уже одно «собирание Русской земли» необходимо требовало централизации в управлении, — а централизация порождает бюрократию

Чаще всего  теория бюрократии сводится к трем основным типам:

1) Макса Вебера, или теория рациональной бюрократии;

2) марксистской;

3) восточной  (имперской, азиатской, китайской).

 Наибольшую  разработку получила веберовская  теория, которая составила фундамент современной практики государственного управления во многих западных странах.

Основные положения  этой теории состоят в следующем:

1) бюрократы  являются профессиональными управленцами, без которых не может существовать  ни одно общество в государственно организованной форме.

________________

1 1января 1839 года, в день 67-летия было пожаловано графское достоинство wikipedia.org

 

2) бюрократическая организация - это рациональное институциональное устройство для решения сложных задач управления в обществе и характеризуется ведением дел компетентными и бесстрастными исполнителями в полном соответствии с законом;

3) упорядоченность  делопроизводства, т.е. наличие обязательных  регламентированных процедур, соблюдение  которых строго необходимо для каждого чиновника и отступление, от которых расценивается как должностной проступок;

4) иерархическая  организация, основанная на строго  установленной должностной субординации;

5) внутриорганизационная  деятельность, осуществляемая в  форме письменных документов, которые подлежат длительному хранению;

6) все чиновники  должны быть хорошими специалистами  в сфере не только собственных  обязанностей, но и норм права;

7) свобода от  субъективных влияний при принятии решений, т.е. обезличенность функционирования, что дает гарантии от произвола конкретных исполнителей.

М. Вебер, считал, что бюрократическая организация представляет собой самую совершенную в техническом отношении организационную форму управления.

Современные теории бюрократии исходят в основном из веберовской концепции:

- во-первых,  необходимость учета субъективного фактора, который М. Вебер отрицал (речь идет о человеческой стороне организации управления, об учете социально-психологических аспектов поведения управленцев. Вебер же считал, что они должны быть беспристрастны);

- во-вторых, идеей  самоуправления, т.е. участия населения  в управлении обществом.

Для марксистской концепции теории бюрократии характерно отрицание ценности и социальной полезности бюрократии как системы управления. В марксистской литературе бюрократия предстает как абсолютное зло, как явление, чуждое трудящимся и непригодное для социалистического государства. Таким образом, марксистское учение, по существу, отождествляет бюрократию и бюрократизм. К. Маркс исходил из того, что бюрократические отношения порождаются взаимосвязью частной собственности с выполнением государственных функций, отсюда реализация частных интересов в качестве всеобщих. По мнению К. Маркса, для бюрократии характерен уход от общения с людьми, изучения действительности в сферу бумаготворчества, следовательно, общение бюрократа с внешним миром происходит посредством различного рода формальных предписаний и инструкций.

Имперская модель теории бюрократии наиболее полно воплотилась  в азиатских странах, поэтому ее принято называть восточной. А поскольку ее классическим примером служит китайская система бюрократии, то ее иногда именуют и китайской.

Основные принципы имперской модели сводятся к следующему. Как известно, в древнем и средневековом  Китае не существовало частной собственности в европейском смысле. Император являлся единственным собственником всех земель страны. Подданные считались членами одной большой семьи во главе с императором. Чиновники выступали управителями императорской собственности, поэтому их главное назначение состояло в обеспечении власти императора, а не в служении обществу. Отсюда при занятии должности проверялась готовность претендента поддерживать стабильность власти императора. Китайские чиновники не имели возможности осознать себя в качестве самостоятельной политической силы и не превратились в привилегированный чиновничье-административный слой, а оставались лакеями императора.

Другие восточные  деспотии уступали Китаю по уровню организованности системы управления. Восточная система управления не была публичной службой, поскольку все чиновничество работало на обеспечение нужд центральной власти, а не служило обществу.

Следует различать  бюрократию и бюрократизм. Последний  порожден негативными чертами бюрократической  организации, которые состоят в следующем:

1) отрыв аппарата  управления от общества, в результате  чего исполнительная власть становится  фактически независимой и безответственной;

2) чиновники  превращаются в самостоятельную  силу, которая стремится подчинить  правила управления собственному сохранению и использует свое положение для распоряжения общественными делами;

3) чиновник  не может быть абсолютно беспристрастным  при выполнении управленческих  полномочий (как полагал Вебер), поскольку  у него есть собственный интерес, и он стремится навязать его обществу;

4) в бюрократической  организации заложен антидемократизм,  так как чиновник считается  единственно компетентным лицом,  а все другие - непрофессионалы,  вынужденные подчиняться власти  чиновника;

5) бюрократическая  модель ведет к бессмысленному формализму, поскольку чиновник следит за соблюдением процедуры, хотя ее требования нередко формальны. В результате содержание управленческой деятельности подменяется соблюдением формы;

6) расширение  деятельности государственного  аппарата, увеличение его штатов осложняют контроль над ним. Следовательно, снижается ответственность чиновников, растет их безнаказанность.

7) желание скрыть  свои дела под видом секретности  и посредством закрытия каналов  коммуникации. Это направлено на  стремление выйти из-под контроля общества и обеспечить монополию власти. Отсюда бюрократизм работает на себя вместо того, чтобы работать на общество. Кроме того, чиновники охраняют свои привилегии, используют свое положение в ущерб управляемым. В литературе называют и другие характерные черты бюрократизма, например консерватизм, безразличие к конечному результату своей деятельности. Но перечисленные наиболее характерны и присущи любой бюрократизированной организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ  ЛИЧНОСТИ  И  ВЗГЛЯДОВ  СПЕРАНСКОГО

 

Первый этап реформ Александра I окончился в 1803 г., когда стало ясно, что нужно искать новые пути и формы их осуществления. Императору понадобились и новые люди, не так тесно связанные с верхушкой аристократии и безраздельно преданные лишь ему лично. Выбор царя (как оказалось впоследствии, роковой) остановился на А. А. Аракчееве, сыне небогатого и незнатного помещика, в прошлом любимце Павла I, известном своей преданностью «без лести», что значилось на его гербе.

Но если основным направлением деятельности Аракчеева было военно-полицейское, то для разработки планов новых реформ нужен был иной человек. Им стал М. М. Сперанский.

Сын сельского  священника Сперанский не только, как  и Аракчеев, не принадлежал к аристократии, но даже не был дворянином. Он родился в 1771 г. в деревне Черкутино Владимирской губернии, учился сперва во Владимирской, затем в Суздальской и, наконец, в Петербургской семинарии. По окончании ее был оставлен  там в качестве преподавателя и лишь в 1797 г. начал свою служебную карьеру в чине титулярного советника в канцелярии генерал-прокурора Сената князя А.эжБ.Куракина. Карьера эта была в полном смысле слова стремительной: уже через четыре с половиной года Сперанский имел чин действительного статского советника, равный генеральскому званию в армии и дававший право на потомственное дворянство.

В  первые  годы царствования Александра I Сперанский еще оставался в тени, хотя уже готовил некоторые документы и проекты для членов Негласного комитета, в частности по министерской реформе. После осуществления реформы он был переведен на службу в Министерство внутренних дел. В 1803 г. по поручению императора Сперанский составил «Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений в России», в которой проявил себя сторонником конституционной монархии, создаваемой путем постепенного реформирования общества, на основе тщательно разработанного плана.  Однако практического значения Записка не имела.  Лишь в 1807 г. после неудачных войн с Францией и подписания Тильзитского мира, в условиях внутриполитического кризиса Александр I вновь обратился к планам реформ.

Информация о работе М.М. Сперанский – «светило российской бюрократии»