Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 18:38, реферат
Цель данной работы исследовать тему - М.М.Сперанский – «светило российской бюрократии»
Исходя из поставленной цели задачи будут следующими:
- раскрыть понятие «бюрократия»;
рассмотреть формирование личности и взглядов М.М.Сперанского;
- изучить вклад М.М. Сперанского в области финансового управления;
- рассмотреть планы преобразований в области законодательства Российской империи;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….…….…3
1.Понятие бюрократия, и ее роль в выполнении функций государства……………………………………………………………………….5
2.Формирование личности и взглядов М.М.Сперанского……………10
3.Вклад М.М.Сперанского в области финансового управления…..…13
4.Планы преобразований в области законодательства Российской империи…………………………………………………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..23
СПИСОК ЛИТЕРЫТУТРЫ………………………………………………25
Конституционная монархия должна была опираться на закон и квалифицированный бюрократический аппарат. Для формирования последнего Сперанский подготовил и провел в 1809 г. два закона о чиновниках: «О придворных званиях» и «Об экзаменах на чин». Основаниями для получения
_______________________
5 Хоскинг Дж. Россия: народ и империя (1552 – 1917) . – Смоленск. «Русич»., - 2005. – с.512.
чина стали квалификации и образование, а не придворные звания.
М.М. Сперанский предлагал провести более четкое юридическое оформление статуса различных сословий. Среднему сословию он предлагал предоставить все гражданские права, но политические предоставлять только в зависимости от размера собственности, по цензу.
Крепостное
право рассматривалось как
Планы Сперанского вызвали резкую критику со стороны консервативного дворянства. Известный отечественный деятель и историк Н.М. Карамзин подал царю Записку о древней и новой России, в которой обрушился на проекты Сперанского (в 1812 г. Сперанский подвергся опале и был выслан из Петербурга).
В «Записке» Карамзина исследовались формы правления, пригодные для России. Осуждалась тирания (например, Ивана IV) как режим, нарушающий естественные, положительные и нравственные законы. Но монархия как форма — это наиболее надежная организация власти, порядка и стабильности.
В 1802 году был принят Манифест об учреждении министерств, положивший начало новой форме отраслевых управленческих органов. В отличие от коллегий министерства обладали большей оперативностью в делах управления, в них усиливалась персональная ответственность руководителей и исполнителей, расширялись значение и влияние канцелярий и делопроизводства.
В 1802 г. было образовано восемь министерств: военных сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения.
Новыми, по существу, были Министерство внутренних дел и Министерство просвещения. На Министерство внутренних дел кроме задач по организации и поддержанию общественного порядка возлагались задачи по управлению государственной промышленностью и строительством; Министерство просвещения кроме своих прямых функций занималось также организацией подготовки кадров для государственного аппарата, ему подчинялись Академия наук, университеты, другие учебные заведения, библиотеки, типографии и музеи, осуществляло цензуру издававшейся литературы.
В задачи министерств входили организация «сношений с местами», подготовка справок о текущих делах и отчетов. Они действовали на основе подготовленных для них инструкций, обобщали проделанную работу и составляли перспективные планы на будущее. Министры ежегодно были обязаны представлять в Сенат отчеты о своей деятельности.
В 1811 г. издано Общее учреждение министерств — документ, подготовленный М.М. Сперанским. На основании этого акта власть министров определялась как высшая исполнительная, непосредственно подчиненная верховной императорской власти.
Министры и товарищи министров (заместители) назначались императором, высшие чиновники министерств — императором по представлению министра, низшие — министром.
Вывод: Александр I сделал попытку реформировать и законодательную власть. В 1810г. учреждается Государственный совет— законосовещательный орган при государе (сменивший «Непременный совет»), ответственный перед ним.
Таким образом, была централизована законодательная деятельность. Изменились и функции Сената. Он стал органом, контролирующим исполнение законов в государстве, т.е. высшей судебной инстанцией.
К началу 20-х гг. в результате административной реформы в России сформировалась система управления, в которой были заложены начала принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип лежал в основе европейской структуры власти. Александр 1 пытался совместить принцип самодержавности и принцип разделения властей, в итоге все ветви власти замыкались на государя. Такое положение сохранялось до 1905 г., когда была создана Государственная дума и произошли изменения не только административные, но и политические.
Вдохновителем и разработчиком реформ Александра I стал выдающийся государственный деятель М.М. Сперанский. Сын священника, он благодаря своим исключительным дарованиям сделал головокружительную карьеру чиновника-администратора, начатую при Павле I. К 1807 г. Сперанский стал организатором Государственного совета, а затем его секретарем и главным советником Александра I по управлению и законодательству. Император возложил на него подготовку реформы, которая могла значительно изменить жизнь России.6
В 1810—1811 гг. Сперанский разработал политическое и юридическое обоснование готовившихся преобразований. Во «Введении к Уложению государственных законов» он определил принципы нового устройства державы: законодательное ограничение самодержавия, разделение законодательной, судебной и исполнительной властей, введение гражданских и политических прав для населения империи. В дальнейшем Сперанский предлагал провести обширную административную реформу.
Проекты преобразований Сперанский готовил с одобрения Александра I. Но накануне войны 1812 г. Сперанский был отстранен от государственной деятельности и выслан из Петербурга. Опала Сперанского была вызвана не мнимыми связями его с Наполеоном и масонами, а неприязнью к «поповичу» и его либеральным проектам со стороны дворянства и сановников.
_________________________
6 Коломиец А.Г. «Дней Александровых прекрасное начало » //Финансы. – 2010. - №1. – с.55.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, изучив предложенную тему и проанализировав учебную и методическую литературу. Подведём итоги.
Вклад М.М.Сперанского в области финансового управления и законодательства Российской империи огромен.
Одной из важных проблем Александровского царствования был дефицит бюджета, унаследованный от прежних правлений. В начале XIX в. сумма внутреннего и внешнего государственного долга России равнялась почти четырем ее годовым бюджетам и постоянно увеличивалась.
В 1809 г. Сперанским была разработана финансовая реформа. правительство прекратило выпуск новых ассигнаций, резко сократило государственные расходы, продало в частные руки часть казенных имений и ввело новые налоги, которые затронули все слои населения. Осуществление этих мероприятие дало положительные результаты: в 1812 г. государственные доходы увеличились со 125 млн. до 300 млн. руб. В то же время принятые меры вызвали крайнее недовольство население в частности дворянства, вынужденного платить налог на имения.
Реформа была свернута. Войны 1812 - 1814 гг. обошлись государству в колоссальную сумму - более 900 млн. руб. К концу 1825 г. рынок был наводнён ассигнациями, которые выпускались для покрытия растущего дефицита бюджета. Ценность бумажных ассигнаций была низкой (курс бумажного рубля упал до 20 копеек), твёрдого денежного курса не существовало.
Главные доходы государство получало от подушной и оброчной податей и налогов. Из-за нехватки внутренних доходов правительство прибегало к внешним займам у банкиров Лондана, Амстердама, Парижа. Среди расходов основное место занимали военные, превышавшие половину годового бюджета.
С реформами
Сперанского закончился ещё
один этап царствования Александра I, а вместе с ним и одна из наиболее
значительных в русской истории попыток
осуществить радикальную государственную
реформу.
Спустя несколько месяцев после этих
событий началась Отечественная война
с Наполеоном, завершившимся изгнанием
французов из России, за которым
последовали заграничные походы русской
армии. Прошло несколько лет, прежде
чем проблемы внутренней и внешней
политики вновь привлекли внимание
великого государственного деятеля и
реформатора М.М. Сперанского.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. – Ростов на/Д.: Феникс, 2010.- 640 с.
2. Гайда Ф.А.
Механизм власти Временного
3. Гусейнов Р. История экономики России. – М.: Маркетинг, 1999 – с.185
4. Исаев И.А. История государства и права России: Полный курс лекций. – М.: Юрист, 2010. – 448 с.
5. История России с начала ХVIII до конца ХIХ века . – М.: ООО Изд – во АСТ – ЛТД., - 1998. – с.544.
6. История государства и права России. Учебник. /Под ред. Ю.П. Титова. – М.: Проспект, 2009. – 544 с.
7. История отечественного государства и права. Ч. 1: Учебник. – /Под ред. О.И. Чистякова. – М.: Изд-во МГУ, 2010. – 335 с.
8. Коломиец А.Г. Дней Александровых прекрасное начало. //Финансы. – 2010. - №1. – С.55.
9. Морозова Л.А. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 2002. – 456 с.
10. Новейшая Отечественная история ХХ века: В 2-х кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – Кн. 1. – 477 с.
11. Россия: Энциклопедический справочник /Под ред. А.П. Горкина, А.Д. - М.: Дрофа, 2009. – 592 с.
12. Фёдоров В.А. История России 1861 – 1917. – М.: Высшая школа, 2008. – 384 с.
13. Хоскинг Дж. Россия: народ и империя (1552 – 1917) . – Смоленск.: Русич, 2005. – 512 с.
14. Цечоев В.К. История отечественного государства и права. Учеб. пособ. – М.: Ростов на /Д.: МарТ, 2009. – 480 с.
Усть-Илимск, 2011.
Информация о работе М.М. Сперанский – «светило российской бюрократии»