М.М. Сперанский – «светило российской бюрократии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 18:38, реферат

Описание работы

Цель данной работы исследовать тему - М.М.Сперанский – «светило российской бюрократии»
Исходя из поставленной цели задачи будут следующими:
- раскрыть понятие «бюрократия»;
рассмотреть формирование личности и взглядов М.М.Сперанского;
- изучить вклад М.М. Сперанского в области финансового управления;
- рассмотреть планы преобразований в области законодательства Российской империи;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….…….…3
1.Понятие бюрократия, и ее роль в выполнении функций государства……………………………………………………………………….5
2.Формирование личности и взглядов М.М.Сперанского……………10
3.Вклад М.М.Сперанского в области финансового управления…..…13
4.Планы преобразований в области законодательства Российской империи…………………………………………………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..23
СПИСОК ЛИТЕРЫТУТРЫ………………………………………………25

Файлы: 1 файл

Cперанский 2003.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

Много лет спустя, в 1834 г., А.С.Пушкин записал в своем дневнике: «в прошлое воскресенье обедал я у Сперанского. Я говорил ему о прекрасном начале царствования Александра: Вы и Аракчеев, вы стоите в дверях противоположных этого царствования, как гении Зла и Блага. Он отвечал комплиментами и советовал мне писать историю моего времени».

 Взгляд Пушкина2 отражает общее мнение того времени. Но почему именно на Аракчеева и Сперанского пал выбор императора и чем они были для него? Прежде всего — послушными исполнителями воли монарха, который пожелал превратить двух не знатных, но лично преданных ему людей во всесильных министров, с чьей помощью он надеялся осуществить свои планы. Оба они были, по существу, усердными и старательными чиновниками, не зависимыми в силу своего происхождения от той или иной группировки сановной аристократии. Аракчеев должен был предохранить трон от дворянского заговора, Сперанский — разработать и претворить в жизнь план реформ на основе идей и принципов, подсказанных императором.

Новую роль Сперанский получил не сразу. Сперва, как свидетельствовал он сам, император поручал ему  некоторые «частные дела». Уже в 1807 г. Сперанского несколько раз приглашают на обед ко двору, осенью этого года он сопровождает  Александра в Витебск на военный смотр, а год спустя — в Эрфурт на встречу с Наполеоном. Это был уже знак высокого доверия. Впоследствии  в письме к Александру  Сперанский вспоминал «В конце 1808 года, после разных частных дел Ваше величество начали занимать меня

________________________

2 Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. – Ростов на/Д., Изд-во «Феникс»,  - 2010г. – с.640.

 

постоянными предметами высшего управления, теснее знакомить с образом

Ваших мыслей... и нередко удостаивая провождать со мною целые вечера в чтении разных сочинений, к сему относящихся. Изо всех сих упражнений, из стократных, может быть, разговоров и рассуждений Вашего величества надлежало, наконец, составить одно целое. Отсюда произошел план всеобщего государственного образования».

Таким образом, план реформ, составленный Сперанским в виде обширного документа под названием «Введение к Уложению государственных законов», был как бы изложением мыслей, идей и намерений самого государя. Как верно замечает современный исследователь этой проблемы С. В. Мироненко, «самостоятельно, без санкции царя и его одобрения, Сперанский никогда не решился бы на предложение мер, чрезвычайно радикальных в условиях тогдашней России».

Итак, далее  рассмотрим вклад М.М. Сперанского   в области финансового управления  и законодательства  Российской империи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВКЛАД  М.М. СПЕРАНСКОГО  В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

Итак, отдавая  себе отчет в необходимости быстрого проведения более глубоких административных и финансовых реформ, Александр Павлович еще в конце 1808 г. поручил М.М.Сперанскому составление «Плана государственного преобразования России».

Один из главных результатов  деятельности Сперанского — создание Государственного Совета, который должен был объединять деятельность законодательной, исполнительной и судебной властей. Образованный в соответствии с манифестом от 1 января 1810 г. Государственный Совет на протяжении всего XIX столетия оставался высшим законосовещательным органом империи, рассматривавшим  «все Законы, Уставы и Учреждения в первообразных их начертаниях», и в качестве такового обсуждал важнейшие финансовые вопросы3.

Первым документом, рассмотренным  Государственным советом, стал подготовленный по указанию Александра «План финансов на 1810 год». Главным автором «Плана» был М.М.Сперанский. В работе участвовали и некоторые видные петербургские чиновники, в том числе Д.А.Гурьев (с 1810 г. по 1823 г. — министр финансов), сенатор и автор ряда экономических работ Н.С.Мордвинов, уже упомянутый В.П.Кочубей (управлявший длительное время Министерством внутренних дел).

«План» содержал теоретические  основания финансовой политики, изложенные с отличавшей стиль Сперанского  силой и краткостью выражений, и целую систему мер по переустройству финансового хозяйства империи. Задача этих мер — разорвать «несчастный круг, в коем цены возвышаются от новых долгов,  а новые долги делаются, необходимы от

_________________________

3 Коломиец А.Г. «Дней Александровых прекрасное  начало » //Финансы. – 2010. - №1. – с.55.

возвышения  цен». "Потребны сильные меры и  великие пожертвования, чтобы вывести  нас из сего положения» — отмечалось в «Плане финансов».

Главная из этих мер — «остановить и совершенно прекратить новый выпуск ассигнаций». Несоответствие же приходов и расходов необходимо устранить путем сокращения расходов и возвышением податей, компенсирующим падение курса ассигнационного рубля.

В дальнейшем «никакой новый  расход не может, назначаем прежде, нежели приискан будет источник прихода, ему соразмерного», "не должен существовать никакой сбор, никакой расход без утверждения и отчета".

Не менее широкой была и программа экономии государственных расходов, разработанная применительно к проведенному в "Плане финансов" разделению расходов на необходимые, полезные и излишние. Необходимыми расходами признавались относящиеся к внешней и внутренней безопасности, расходы, отсрочка которых принесет прямой ущерб казне и частным лицам, а также издержки, "без коих разные части управления действовать не могут". Полезные же расходы надлежало отложить, а излишние прекратить. Важной составляющей программы экономии был пересмотр  штатов  казенных учреждений.

Основой денежной системы, согласно "Плану финансов", должен был стать серебряный рубль. С 1811 г. предлагалось при совершении всех сделок ввести счет на серебряный рубль вместо счета на ассигнации. Для устройства монетной и кредитной системы надлежало образовать Государственный банк, основанный на серебре.

Единовременный  сбор с имения помещиков был отменен уже манифестом "О распорядке государственных доходов на 1811 год". Тем не менее, в начале марта 1812 г. правительство вновь вернулось к идее обложения привилегированного сословия, установив временный сбор с доходов помещиков для уплаты государственных долгов. Сбор взимался по прогрессивной шкале, но правильность показаний помещиков о доходах утверждалась на доброй воле и чести, доносы не принимались. Больших доходов казне сбор не принес.

В 1815—1816 гг. ежегодно он доставлял около 2 млн. руб., а с 1820 г. был отменен вовсе вследствие маловажности. Неудача этого нововведения стала впоследствии одним из главных аргументов против введения в России подоходного налогообложения.

Почти полной неудачей закончилась продажа государственных имуществ.

Хотя манифест "О распорядке государственных доходов на 1811 год" сохранил в силе постановление о прекращении выпуска ассигнаций "яко один из коренных и священных законов Империи Нашей", полностью остановить выпуск ассигнаций не удалось. Поступление увеличенных податей еще ожидалось, а текущие расходы требовали незамедлительного финансирования4.

Тем не менее, реформы  дали быстрый и достаточно очевидный результат. Уже в 1810 г. рост расходов бюджета был остановлен (в первую очередь за счет ограничения роста затрат Военного министерства). В 1811 г. их общая сумма даже несколько снизилась. Но главное, принципиально изменился источник покрытия расходов.

Одновременно продолжались масштабные реформы финансовой администрации. В июле 1810 г. учреждено было звание Государственного контролера "для управления дел по ревизии счетов". В январе 1811 г. создано Главное управление ревизии государственных счетов.

В том же году было принято "Общее учреждение министерств", которое определяло компетенцию каждого министерства, порядок взаимодействий министерств и порядок прохождения дел в них.  Значительно сложнее было с воплощением идеи "Плана финансов" о

_______________________

4 Коломиец А.Г. «Дней  Александровых прекрасное  начало » //Финансы. – 2010. - №1. – с.55.

создании государственного казначейства. Высшие административные чины с

трудом усваивали  мысль о необходимости поступиться  в пользу государственного казначейства частью своих полномочий по распоряжению казенными средствами. (Только в 1821 г. в составе Министерства финансов появился Департамент государственного казначейства).

С 1810 г. в ведение  Министерства финансов было передано регулирование внешней торговли.  Казна получила новую существенную прибавку, но уже 17 марта 1812 г. М.М.Сперанский был отставлен и в скором времени сослан в Нижний Новгород и Пермь. Императорский указ от 3 апреля 1812 г. повелевал соединенным департаментам законов и государственной экономии Государственного Совета начать рассмотрение "мер, принятых с 1810 года по всем частям государственных финансов".

Прежде всего, правительство было озабочено жалобами помещиков по поводу увеличения податного  обложения и падением курса ассигнаций. Манифест 2 апреля 1812 г. предоставил отсрочку всех восьмилетних займов из Государственного заемного банка на 12 лет. Манифест 9 апреля "О введении повсеместного единообразного обращения государственных банковских ассигнаций" устанавливал, что "на всем пространстве империи счеты и платежи основывать на государственных банковых ассигнациях". Указ устанавливал податный курс ассигнаций по платежам в казну, определенным в серебряной монете. Цены и вексельный курс также должны были определяться на ассигнации.

Таким образом, правительство не только признало нереальность поставленной ранее задачи — стабилизировать денежное обращение на основе серебряной монеты, но и попыталось решить задачи стабилизации с противоположного направления, максимально расширив сферу использования в обращении ассигнаций и законодательно признав их реальный баржевый курс.

Меры, предусмотренные  манифестом 9 апреля 1812 г., внесли свой вклад в стабилизацию курса ассигнаций. Немалое значение имело и связанное с повышением размеров платежей в казну увеличение объема требующихся для обслуживания этих платежей денежных средств.

Существенную  роль в стабилизации курса сыграло  также расширение объемов внешней торговли, связанное в первую очередь с выходом России из континентальной системы, снятием в 1812 г. эмбарго с английских кораблей и имущества англичан и действием нового таможенного тарифа, который продлялся ежегодно до 1816 г.  Расширение внешнеторгового оборота имело и благоприятное фискальное значение. Таможенный доход в 1813 г. вырос в 1,6 раза по сравнению с 1812 годом. Хотя в последующие два года его величина снизилась, она устойчиво превышала уровень 1812 г. более чем в 1,3 раза.

Благодаря тому, что были найдены неинфляционные источники финансирования значительной части военных расходов — с одной стороны, а с другой — ассигнации получили признанный законом статус основного платежного средства на территории России, финансовая система страны приобрела столь необходимый перед Отечественной войной 1812 г. запас прочности. Правительство получило возможность использовать созданные в предвоенный период возможности роста поступлений от прямого и косвенного обложения и избежать безоглядной эмиссии бумажных денег. В 1812-1814 гг., несмотря на войну и разорение, среднегодовые поступления податей, по оценкам Министерства финансов России, сделанным с учетом изменения податного курса рубля, выросли по сравнению с периодом 1808-Г810 гг. почти в 1,7 раза.

Сперанский  имел достаточно оснований из ссылки писать Александру: "Смело еще раз могу утверждать, что переменив систему финансов, Ваше Величество спасли государство от банкротства ... Не словами, но математическим счетом можно доказать, что если бы он (план финансов) не был принят, то не только вести настоящую войну, но и встретить ее было бы не с чем."

Учитывая все  богатство административно-финансовых идей Сперанского, его единомышленников и противников, необходимо тем не менее отметить, что успех мероприятий  по стабилизации денежного обращения  и финансовой системы был достигнут прежде всего за счет решительного повышения размеров прямого налогообложения. Этот успех базировался на достигнутом, несмотря на расстройство денежной системы, и государственных финансов, увеличении объемов продукции сельского хозяйства и увеличении торговых оборотов в последние десятилетия XVIII — первом десятилетии XIX столетия. Однако резкое повышение государственных налогов в силу ограниченности натуральных и денежных доходов крестьян неизбежно отражалось на способности последних доставлять своим помещикам в прежнем объеме денежную и натуральную ренту, проще говоря — оброки и повинности. Отсюда и оппозиция реформам со стороны правящего сословия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАНЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ОБЛАСТИ  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

 

В 1809 г. по поручению императора  крупнейший  юрист  и государственный деятель России М.М. Сперанский составил план государственных преобразований — Введение к уложению государственных законов, в котором предлагалось изменить правовые формы самодержавного правления, придав им черты законности и конституционности (выборность и ответственность чиновников, новая организация суда, разделение ветвей власти, государственный контроль и т.д.).

Законодательная власть должна принадлежать двухпалатной Думе, обсуждающей и принимающей законы. Установление новых податей, налогов и повинностей — прерогатива Думы.5

Исполнительная  власть — в руках монарха. Судебная — реализуется судебной системой, в которую входят суды присяжных  и которую возглавляет Сенат.

Объединение власти Сперанский допускал в структуре Государственного совета, обладающего правом законодательной инициативы, заседающего под председательством царя и представляющего на утверждение Думы важнейшие законопроекты.

Организация местного самоуправления представлялась реформаторам в виде системы выборных представительных органов — дум (губернских, уездных, волостных).

Информация о работе М.М. Сперанский – «светило российской бюрократии»