М.М. Сперанский как государственный деятель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 17:18, реферат

Описание работы

Несомненно, Михаил Михайлович искренне хотел преобразовать страну, имел конечную цель создать конституцию, разделение властей, систему выборных учреждений и судов, совершенную законодательную систему, упорядоченные финансы и многое другое. Либеральные планы, заложенные в его душе, не были пустым звуком и он многое делал для того, чтобы претворять их в жизнь. Но обстановка общей косности, социальный эгоизм дворянства, групповые интересы высшей аристократии, верхушки армии, чиновничества, пассивность и политическая апатия народных масс стояли мощным препятствием на пути реформ.

Содержание работы

Введение
Глава I. Восхождение
Глава II. Идеи М.М. Сперанского и Александра I - план реформ
Глава III. Реформы М.М. Сперанского (Причины неудач)
Глава IV. Падение и жизнь в изгнании
Глава V. Закат
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

istoria_gos_upravlenia (1).docx

— 66.88 Кб (Скачать файл)

Время работы М. М. Сперанского  в Министерстве внутренних дел, приходящееся на 1802- 1807 гг., - это относительно спокойный  отрезок его жизни. Михаил Михайлович пребывал на вторых ролях, выступая по преимуществу исполнителем, хотя и  наделенным даром и возможностью творчества. Тогда же он стал получать от императора, пока еще не лично, а  через посредство Кочубея, более  интересные поручения. Так в 1803 году Александр I поручил ему составить  « Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений в России». При ее разработке Сперанский проявил себя активным сторонником  конституционной монархии, создаваемой  путем постепенного реформирования общества, на основе тщательно разработанного плана. Однако практического значения записка не имела.


В 1806 году произошло личное знакомство Сперанского с Александром I. Часто  болевший в тот год Кочубей  начал посылать своего помощника  с докладами к государю. Это  дало Сперанскому широкую возможность  показать себя, и можно сказать  уверенно, что данной возможностью он воспользовался в полной мере. Александр I проявил интерес к нему, оценил его выдающиеся способности. Сперанский привлек императора тем, что не был похож как на екатерининских вельмож, так и на молодых друзей из «Негласного комитета». Император стал приближать его к себе, поручая ему «частные дела». Уже в 1807 году Сперанского несколько раз приглашают на обед ко двору. Осенью этого же года ему поручают сопровождать Александра I в Витебск на военный осмотр, а год спустя, - в Эрфурт на встречу с Наполеоном. Согласно рассказам очевидцев, в Эрфурте каждый из императоров, желая показать собственное величие, стремился блеснуть своей свитой. Наполеон продемонстрировал сопровождавших его и полностью от него зависящих немецких королей и владетельных принцев, а Александр I своего статс-секретаря. О его роли в государственных делах Российской империи Наполеон, видимо, имел достаточную информацию и оценил способности молодого чиновника. Участники русской делегации с завистью отмечали, что французский император оказал большое внимание Сперанскому и даже в шутку спросил у Александра: «Не угодно ли Вам, государь, поменять мне этого человека на какое-нибудь королевство?». Примечательно, что через несколько лет эта фраза получила в общественном мнении другое толкование и сыграла определенную роль в судьбе Сперанского.

Возвращаясь из Эрфурта в Петербург, Александр I назначил Сперанского товарищем (т.е. заместителем) министра юстиций  и одновременно сделал его главным  советником в государственных делах. Это был уже знак высокого доверия. Впоследствии в письме к императору Сперанский вспоминал: «В конце 1808 года, после разных частных дел Ваше Величество начали занимать меня постояннее предметами высшего управления, точнее знакомить с образом Ваших мыслей… и нередко удостаивая меня провождать со мной целые вечера в чтении разных сочинений, к сему относящихся. Изо всех сил упражнений, из стократных, может быть, разговоров и рассуждений Вашего Величества надлежало, наконец, составить одно целое. Отсюда произошел план всеобщего государственного образования».

Таким образом, план реформ, составленный М. М Сперанским в виде обширного  документа «Введение к уложению государственных законов», был как  бы изложением мыслей, идей и намерений  не только реформатора, но и самого государя. Как верно замечает современный  исследователь этой проблемы С.В. Мироненко, «самостоятельно, без санкции царя и его одобрения, Сперанский никогда  не решился бы на предложение идей, чрезвычайно радикальных в условиях тогдашней России». Что же это  были за идей?

 

Глава II.

Идеи М.М. Сперанского и Александра I - план реформ

Наиболее полно взгляды нового реформатора М.М. Сперанского отражены в записке 1809 года - «Введение к  уложению государственных законов». В ней он высказал свое мнение не только по поводу отдельных конкретных проблем государственного развития и правопорядка, но и дополнительно объяснил и обосновал свои мысли на основании теории права или даже скорее философии права.

Сперанский указывает на то, что  живые силы государства могут  проявляться либо в сосредоточенной  форме (в единении друг с другом), либо порознь, будучи распределенными  среди отдельных людей. В первом случае, говорил он, они способствуют развитию государственной власти и  ее политических привилегий, а во втором случае, напротив, они поддерживают права подданных. Сперанский пишет: «Если бы права государственной  власти были неограниченны, если бы силы государственные соединены были в державной власти и никаких  прав не оставляли бы они подданным, тогда государство было бы в рабстве  и правление было бы деспотическое». По мнению Сперанского, подобное рабство  может принимать две формы, точнее иметь как бы две ступени. Первая форма исключает подданных не только из всякого участия в использовании  государственной власти, но к тому же отнимает у них свободу распоряжаться  своей собственной личностью  и своей собственностью. Вторая, более мягкая, также исключает  подданных из участия в управлении государством, однако оставляет за ними свободу по отношению к собственной  личности и к имуществу. Следовательно  при такой более мягкой форме  подданные не имеют политических прав, но за ними остаются права гражданские. А наличие их означает, что в  государстве в какой то степени  есть свобода. Но свобода эта не достаточно гарантирована и может легко  нарушаться со стороны государственной  власти, поэтому- объясняет Сперанский- необходимо предохранять ее -по средствам  создания и укрепления основного  закона, то есть Политической конституции. Гражданские права должны быть перечислены  в ней  «в виде первоначальных гражданских  последствий, возникающих из прав политических», а гражданам должны быть даны политические права, при помощи которых они  будут в состоянии защищать свои гражданские права и свою гражданскую  свободу.

Итак, по убеждению Сперанского, гражданские  права и свободы недостаточно обеспечены законами и правом. Без  конституционных гарантий они сами по себе бессильны, а следственно  и излишни. Поэтому именно требование укрепления гражданского строя легло  в основу всего плана государственных  реформ Сперанского и определило их основную мысль - «правление, доселе самодержавное, поставить и учредить на законе». Иными словами Сперанский считал необходимым издание основных законов, которые станут гарантией гражданской свободы. Идея его здесь состоит в том, что государственную власть надо построить на постоянных началах, а правительство должно стоять на прочной конституционно - правовой основе и таким образом его власти должны быть поставлены точные пределы, а деятельность его должна протекать строго в отведенных рамках закона. Эта идея вытекает из склонности находить в основных законах государства прочный фундамент для гражданских прав и свобод. Она несет в себе стремление обеспечить связь гражданского строя с основными законами и крепко поставить его, именно опираясь на эти законы.

Сперанский в программе своих  реформ говорит также о необходимости создания правового государства, которое в конечном итоге должно быть государством конституционным. Он объясняет, что безопасность человека и имущества - это первое неотъемлемое достояние всякого общества, поскольку неприкосновенность является сутью гражданских прав и свобод, которые имеют два вида : свобод личных и свобод вещественных.

Содержание  личных свобод: 1. Без суда никто не может быть наказан; 2. Никто не обязан отправлять личную службу, иначе как по закону.

Содержание  свобод вещественных: 1. Всякий может располагать своей собственностью по произволу, сообразно общему закону; 2. Никто не обязан ни платить податей и повинностей иначе, как по закону, а не по произволу.

Таким образом мы видим, что Сперанский повсюду воспринимает закон, как  метод защиты безопасности и свободы. Однако он видит, что необходимы гарантии не только от произвола исполнительной власти, но и от произвола законодателя. Реформатор подходит к требованию конституционно - правового ограничения власти, чтобы правительство при выполнении своих функций принимало во внимание существующее право. Согласно Сперанскому  это не привело бы к ослаблению государственной власти, а напротив придало бы ей большую стабильность.

Для решения задачи о подчинении власти праву, то есть законам, не подлежащим изменениям, Сперанский считает необходимым  наличие системы разделение власти. Здесь он полностью принимает идеи, господствовавшие тогда в Западной Европе и пишет в своей работе, что: «Нельзя основать правление на законе, ели одна державная власть будет составлять закон и исполнять его». Поэтому Сперанский видит разумное устройство государственной власти в ее делении на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную при сохранении самодержавной формы.

Поскольку обсуждение законопроектов предполагает участие большого количества людей, то необходимо создать специальные  органы, представляющие законодательную  власть - Думы. Они должны состоять из избранных представителей. Но право избирать их не может принадлежать одинаково всем. Сперанский оговаривает, что целью законов является защита личности и собственности. Следовательно чем больше у человека имущества, тем больше он заинтересован в защите прав собственности. А из этого делается вывод, что только люди обладающие собственностью больше заботятся «о доброкачественности законов» и правильнее могут о них судить. Поэтому те, кто не имеют ни недвижимого имущества, ни капитала, исключаются из процесса выборов. Правило это особенно необходимо соблюдать, подчеркивал Сперанский, потому что неимущих всегда больше, чем имущих, и они легко могут получить перевес в собрании, а значит и приобрести наибольшее влияние на законодательный процесс. Таким образом мы видим, что демократический принцип всеобщих и тайных выборов чужд Сперанскому, а в противовес этому он выдвигает и придает большее значение либеральному принципу разделения власти. При этом Сперанский рекомендует широкую децентрализацию, то есть наряду с центральной Государственной Думой должны создаваться также местные думы: волостные, уездные и губернские. Согласно проекту предполагалось, что волостную думу будут составлять земельные собственники волости и депутаты от государственных крестьян (по одному от 500 человек). Она призвана решать вопросы местного характера, а также выбирать волостное правление и депутатов в уездную думу. В свою очередь члены уездной думы занимаются делами своего округа и выбирают уездное правление и депутатов губернской думы. Последняя и должна избирать из своих членов депутатов для высшего представительного органа - Государственной думы. Таким образом она формировалась бы в результате трехстепенных выборов.

Основной целью деятельности Государственной  думы было обсуждение и принятие бюджета  и законопроектов, предложенных правительством. Без согласия Государственной думы самодержец не имел права издавать законы, за исключением тех случаев, когда речь шла о спасении отечества. Однако в противовес император всегда мог распустить депутатов и назначить  новые выборы. Следовательно Государственная  дума своим существованием как бы была призвана давать лишь представление  о нуждах народа и осуществлять контроль за исполнительной властью.

Исполнительная власть в свою очередь  у Сперанского представлена правлениями - волостными, уездными и губернскими, а на высшем уровне - министерствами, которые формировал сам император. Причем министры, как уже отмечалось, должны были нести ответственность перед Государственной Думой, которая наделялась правом просить об отмене незаконных актов, а также организовывать процедуры расследования с целью изобличения министров в злоупотреблениях служебным положением. В этом и заключается принципиально новый подход Сперанского, выраженный в стремлениях поставить чиновников, как в центре, так и на местах под контроль общественного мнения.

Судебная ветвь власти в проекте  реформ была представлена областными, уездными и губернскими судами, состоящими из выборных судей и действующих  с участием присяжных. Высшую судебную инстанцию составлял Сенат, члены которого избирались пожизненно Государственной Думой и утверждались лично императором.

Поскольку каждая из трех ветвей в  системе власти должна была располагать  некоторой самостоятельностью по отношению  к другим, то единство государственной  власти, согласно проекту Сперанского, воплощалось бы лишь в личности монарха. Оно было обеспечивалось бы тем, что  монарх, в качестве носителя государственного суверенитета, оставался единственным представителем всех ветвей власти, возглавляя их. Поэтому Сперанский считал , что  нужно создать учреждение, которое  будет заботится о плановом сотрудничестве между отдельными органами власти и  будет являться как бы конкретным выражением принципиального воплощения государственного единства в личности монарха. По его замыслу, таким учреждением  должен был стать Государственный Совет, представляющий собой совещательный орган назначаемых монархом сановников. В своей деятельности он как бы соединял в себе всю законодательную, исполнительную и судебную власть, согласовывая и корректируя их взаимодействие. На заседаниях совета планировалось обсуждать все крупные государственные мероприятия, законодательные предложения и финансовые проблемы до их внесения в Государственную Думу. Одновременно Государственный Совет должен был выступать блюстителем исполнения законодательства во всех областях управления, и через него планировалось поступление к государю всех дел от нижестоящих органов, что позволяло бы достигать единства в работе правительства.

Таким образом в программе своих  реформ Сперанский не только разработал но и заложил определенную систему  сдержек и противовесов в деятельности высших государственных органов  при верховенстве власти императора. Он утверждал что уже на основе этого задается само направление  реформ и речь может идти только о том, чтобы устроить новые государственные  учреждения таким порядком, при котором  они постепенно и все больше стали  бы принимать характер подлинных  конституционных институтов внутри самодержавной государственной  формы.

Итак, Сперанский считал Россию зрелой, чтобы приступить к реформам и  получить конституцию, обеспечивающую не только гражданскую, но и политическую свободу. В докладной записке  Александру I он возлагает надежды на то, что "если Бог благословит все начинания, то к 1811-му году... Россия воспримет новое бытие и совершенно во всех частях преобразится".

Информация о работе М.М. Сперанский как государственный деятель