Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 17:18, реферат
Несомненно, Михаил Михайлович искренне хотел преобразовать страну, имел конечную цель создать конституцию, разделение властей, систему выборных учреждений и судов, совершенную законодательную систему, упорядоченные финансы и многое другое. Либеральные планы, заложенные в его душе, не были пустым звуком и он многое делал для того, чтобы претворять их в жизнь. Но обстановка общей косности, социальный эгоизм дворянства, групповые интересы высшей аристократии, верхушки армии, чиновничества, пассивность и политическая апатия народных масс стояли мощным препятствием на пути реформ.
Введение
Глава I. Восхождение
Глава II. Идеи М.М. Сперанского и Александра I - план реформ
Глава III. Реформы М.М. Сперанского (Причины неудач)
Глава IV. Падение и жизнь в изгнании
Глава V. Закат
Заключение
Список использованной литературы
Сперанский утверждает, что в истории нет примеров того, чтобы просвещенный коммерческий народ долго оставался в состоянии рабства и что нельзя избежать потрясений, если государственное устройство не соответствует духу времени. Поэтому главы государств должны внимательно наблюдать за развитием общественного духа и приспособлять к нему политические системы. Из этого Сперанский делал выводы, что было бы большим преимуществом - возникновение в России конституции благодаря «благодетельному вдохновению верховной власти».
Но верховная власть в лице императора
разделяла не все пункты программы
Сперанского. Александра I вполне устраивали
лишь частичные преобразования крепостнической
России, сдобренные либеральными обещаниями
и отвлеченными рассуждениями о
законе и свободе. Хорошо знавший
его А.Чарторыйский писал: «Император
любил наружные формы свободы
подобно тому, как увлекаются зрелищами.
Ему нравился призрак свободного
правительства, и он хвастал им; но
он домогался одних форм и наружного
вида, не допуская обращения их в
действительность; одним словом, он
охотно даровал бы свободу всему
миру при том условии, чтобы все
добровольно подчинились
Глава III.
Реформы М.М. Сперанского
Понимая, что успехи планировавшихся
преобразований в Российской империи
во многом будут связаны с
Две частные меры, имевшие
внутреннею связь с готовившимися
реформами, указывали какие люди
требуются для новых
Второй мерой был
1 января 1810 года был объявлен
манифест о создании
Сперанский изначально предусматривал в своем плане реформ Государственный Совет как учреждение, которое не должно особенно заниматься подготовкой и разработкой законопроектов. Как уже отмечалось, эта роль предназначалась им Государственной думе. Но поскольку создание Государственного совета рассматривалось в качестве первого этапа преобразований и именно он должен был учредить планы дальнейших реформ, то по началу этому органу были приданы широкие полномочия. При этом ,однако, было установлено, что решения Совета входят в силу лишь после их утверждения государем. Вместе с тем, если по плану реформ Государственный совет должен был координировать деятельность всех других органов власти, то теперь он получал и законосовещательные функции, потому как желаемой системы органов власти попросту еще не было и ее только предстояло создать.
Отныне все законопроекты
должны были проходить через
Таким образом появление
Государственного Совета означало создание
учреждения, имевшего законодательное
и объединительное значение и
состоявшего из назначаемых, а не
избираемых лиц. Это во многом соответствовало
духу замыслов Сперанского и явилось
дальнейшим шагом России на пути к
укреплению правового порядка, а
также осуществлению
В соответствии с намеченным
уже в первые месяцы 1810 года состоялось
обсуждение проблемы регулирования
государственных финансов. Сперанский
составил «План финансов», который
лег в основу царского манифеста
от 2 февраля. Основная цель этого документа
заключалась в ликвидации бюджетного
дефицита. Согласно его содержанию
прекращался выпуск бумажных денег
- ассигнаций, который вели к обесцениванию
рубля; сокращался объем финансовых
средств, поступавших в распоряжение
министерств; финансовая деятельность
министров ставилась под
Летом 1810 г. по инициативе Сперанского
началась реорганизация министерств,
завершившаяся к июню 1811 г. В ходе
ее было ликвидировано министерство
коммерции, дела которого распределялись
между министерствами финансов и
внутренних дел. Из ведения последнего
были выделены дела о внутренней безопасности,
для которых образовалось особое
министерство полиции. Кроме того были
учреждены несколько особых ведомств,
со значением близким к отдельным
министерствам - государственного контроля,
духовных дел иностранных
К началу 1811 года Сперанский
предложил и новый проект
Этот проект вызвал резкие возражения в Государственном совете, члены которого усмотрели в праве выборов дворянством состава Сената ограничение самодержавной власти. И несмотря на то что при подаче голосов большая часть членов совета высказалась «за проект», и государь утвердил мнение большинства, реформа так и не была проведена. В силу различных внутренних и внешних причин Сенат остался в прежнем состоянии, да и сам Сперанский в конечном итоге пришел к выводу что проект нужно отсрочить.
Что же касается создания Государственной думы, то о ней, как кажется, в 1810-1811гг и речи не было. Таким образом, едва ли не с самого начала реформ обнаружилось отступление от их первоначального плана. Из трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной - были преобразованы только первые две, третей реформа не коснулась. Проект создания «Уложения гражданских законов» также затянулся. Сперанский начал понимать неосуществимость своих далеко идущих планов и в феврале 1811 г обратился к Александру I с просьбой об отставке.
В чем же причина неудач реформ? Почему, как пишет С.В. Мироненко, «верховная власть оказалась не в состоянии провести коренные перемены, которые явно назрели и необходимость которых была вполне очевидна наиболее дальновидным политикам»? Причин тому было несколько:
Первая обнаруживается по существу уже в самом возвышении Сперанского, превращении его - выскочки, «поповича» - в первого министра вызывали зависть и злобу в придворных кругах. Уже в 1809 г. после указов, регламентировавших государственную службу, ненависть к Сперанскому начинает усиливаться во всех слоях русского общества. Оскорбления и насмешки в его адрес сделались явлением обычным: ведь подготовленные им указы посягали на давно установившийся и очень удобный для дворянства и чиновничества порядок. Когда же был создан Государственный совет и повышены налоги всеобщее недовольство достигло апогея. В письме к императору Сперанский писал: «... Я слишком часто и на всех почти путях встречаюсь и с страстями, и с самолюбием, и с завистью, а еще более с неразумием. Толпа вельмож, со всею свитою, целыми родами преследуют меня как опасного уновителя. Я знаю, что большая их часть и сами не верят сим нелепостям; но, скрывая собственные их страсти под личиною общественной пользы, они личную свою вражду стараются украсить именем вражды государственной; я знаю, что те же самые люди превозносили меня и правила мои до небес, когда предполагали, что я во всем с ними буду соглашаться ...».
Но не только всеобщее недовольство было препятствием на пути реформ. Второй причиной их неудачи было то, что лишь немногие знали и четко представляли цели и задачи преобразований. В целом сознание общества не было подготовлено к этим нововведениям. Да и сам Сперанский не сделал ни малейшей попытки ознакомить его со своими проектами, показать подлинные цели и смысл своих начинаний. Это отсутствие сколь - нибудь определенных сведений о предполагаемых реформах не давало заинтересованным людям, возможности выступить активно в их поддержку и тем самым лишало их основы. В этом есть некий парадокс. Поскольку Сперанский, первоначально придававший в своих трудах огромное значение общественному мнению, когда дело дошло практики , совершенно исключил «народный дух» из числа своих союзников, сделав ставку на верховную политическую власть. Но при этом он упустил из виду, что носитель этой власти (в данном случае Александр I) есть лицо предельно открытое, для различных влияний со стороны тех или иных общественных кругов, а это влияние практически сразу стало развиваться далеко не в пользу идей Сперанского.
Наконец третей причиной неудач реформ была их непоследовательность. Сперанский и Александр I решились вводить новые правительственные учреждения раньше, чем будут созданы согласованные с ними гражданские отношения, желая построить либеральную конституцию в обществе, половина которого находилась в рабстве и зависела не от закона, а от личного произвола владельца. Они надеялись получить быстрые результаты не до конца оценив реальную действительность и эта поспешность во многом обусловило неудачу их начинаний.
глава IV.
Падение и жизнь в изгнании.
Просьбу своего государственного секретаря об отставке в феврале 1810г. Александр I не удовлетворил и Сперанский продолжил работу над детальными проектами реформ. Но дальнейшее течение дел и времени приносило ему все новых и новых недоброжелателей. К середине 1811 г. Сперанский почувствовал, что светское общество начало против него войну. В ход пошли излюбленные средства интриганов - сплетни, обвинения во взяточничестве и даже в государственной измене. В последнем случае Михаилу Михайловичу припомнили Эрфурт и встречи с Наполеоном. Этот упрек в условиях обострившихся российско-французских отношений было особенно тяжелым.
Некоторое время император открыто не реагировал на то, что ему говорили о Сперанском. Более того, в день своего 40-летия Сперанский был удостоен орденом Александра Невского. Однако ритуал вручения прошел непривычно строго, официально, и для двора стало ясно, что "звезда" реформатора начинает тускнеть. Но мало кто мог предвидеть, что падение произойдет так скоро.
Информация о работе М.М. Сперанский как государственный деятель