Монархия: особенности этой формы правления в различных зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

Среди различных форм государства и их разновидностей весьма важную роль играют формы правления. Под формой правления понимается способ организации государственной власти, включающий в себя порядок образования и деятельности высших и местных государственных органов, порядок взаимоотношений их друг с другом и с населением. Формы правления в значительной мере различаются в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или же она принадлежит коллективному выборному органу. В первом случае, согласно сложившемуся представлению, имеет место монархическая форма правления, во втором — республиканская.

Содержание работы

Введение
1. Понятие монархии
2. Характеристика отдельных видов монархий
2.1. Исторические разновидности монархии
2.2. Современная конституционная монархия
3. Особенности монархии в некоторых странах
4. Роль монарха в государственном управлении
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

КПЗС Курсовая работа.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

Патриархальная монархия, так же, как и сакральная, имеет  один древний обычай – принесение царской жертвы. Царь добровольно  приносит себя в жертву во имя спасения своего народа. Мифологическое наследие подобного рода изложено в классическом труде Р. Грейвса «Греческая мифология». Он пишет,  что память о жертвоприношении царя достигла времен греческой и римской цивилизаций, но уже в замещенной форме (т.е. сохранились символические обряды).

Серьезность царской  жертвы, память о которой сохранялась  в сознании людей в течение  тысячелетий, наилучшим образом  подтверждает царская жертва, принесенная  Иисусом Христом - так она и  воспринимается в христианском богословии.

Сакральная  монархия. Сакральная монархия - это монархия, где первенствующие функции монарха жреческие. Она нередко связана с патриархальной монархией. Из библейского и римского материала явствует, что глава патриархальной семьи был и семейным жрецом. Сакральные монархии часто связаны с традиционными обществами. Такова сакральная монархия в Древнем и Среднем царстве Египта, где основной функцией фараона была жреческая.

Многовековая история  сакральных монархий привела к относительной  сакрализации любой монархической  власти: сложению принципа священности особы царя и даже королевской крови. В Средневековье у французов  королевская кровь считалась настолько священной, что даже незаконнорожденные королевские потомки признавались принцами крови. Можно также вспомнить одну из причин принятия Русью христианства – обожествление власти монарха.

Деспотическая монархия. По-гречески, слово «деспот» означает «владыка», «повелитель». Деспотическая монархия складывается в милитаризированных обществах. Если сакральный монарх по происхождению - жрец, то деспотический - генерал. В деспотических монархиях мы видим реально сильную монархическую власть в сочетании с ограждением чувства собственного достоинства и прав подданных. Как уже говорилось, подданные в таких монархиях - народ-войско.

Классическими деспотическими монархами были ассирийский царь, армянский царь Древности и Раннего Средневековья, а также хан тюркской или монгольской орды (выборный деспотический правитель).  Впоследствии такая форма монархии выродилась в военную диктатуру, свойственную странам, где государственный переворот был совершен военными.

Сословно-представительная монархия. Изучение феодального общества невозможно без глубокого осмысления форм его государственного развития. Любая социально-экономическая формация, в том числе и феодальная, представляет собой сложный общественный организм, в котором производственные отношения взаимодействуют со своей надстройкой в виде государства, права и идеологии обретая с их помощью плоть и кровь. Сословная монархия, или феодальная монархия с сословным представительством представляет одну из известных феодализму форм государства, сложившуюся в условиях политической централизации. Политическая эволюция государства на этом этапе обнаруживает такие своеобразные социальные структуры феодального общества, которые отличает характерные соединения не только классовых, но и сословных различий.

Такая форма монархии в истории встречается чаще всего. Сословно-представительная монархия действует  в сословных обществах, представляет собой  принцип организации представительной власти, где действуют закрытые социальные группы - сословия, от которых избираются непосредственно депутаты. В Западной Европе первые сословно-представительные монархии появились еще в ХII веке. Во многих государствах Европы эта монархия просуществовала вплоть до начала ХХ в., когда окончательно уступила место национальному представительству.

Для восточно-арийских обществ  характерно включение царя в сословие, только не в высшее, а во второе - в воинское.

В западной традиции сословных обществ монарх был надсословен. Можно даже предполагать, что в ахейских обществах аристократия была сильнее монархии, и все же царский род выделялся и обособлялся.

Точно так же в традиции Руси до монгольского нашествия князья являлись своеобразно обособленным сословием, отстраненным от аристократии - бояр.

Надо отметить, что  сословным обществам монархия, безусловно, полезна, потому что монархический  принцип позволяет главу государства  сделать надсословным, а следовательно, сделать его судьей в случае межсословных конфликтов.

В лучшие периоды отечественной  истории мы можем наблюдать монархию сословную. С созданием единой России, был осуществлен переход к  сословно-представительной монархии (в XVI-XVII вв. царь правил с аристократической  Боярской думой и сословным представительством - Земским собором).

Распространенно мнение историков, что сословное представительство  и тем самым сословно-представительные монархии складываются в процессе борьбы за объединение государств против феодальной раздробленности. Нередко встречаются упоминания (это характерно для Западной Европы), что короли боролись с крупными феодалами, опираясь на парламент мелкого дворянства и горожан (бюргеров).  В истории России тоже можно проследить такие тенденции. Становление сословно-представительской монархии в нашей истории пришлось как раз на становление Руси, как единого государства, что только способствовало укреплению. Она уже не существует, однако в отдельных странах сохранились ее реликты (пережитки), закрепленные государственным правом. Сословное представительство представляет собой  принцип организации представительной власти, в соответствии с которым депутаты представительных учреждений представляют не все население страны или ее отдельные территориальной части, а закрытые социальные группы - сословия, от которых эти депутаты непосредственно избираются (или назначаются). Сословное представительство было исторически первой системой представительства (в Западной Европе первые сословно-представительные монархии появились еще в ХII в.) и просуществовало во многих государствах Европы вплоть до начала ХХ в., когда окончательно уступило место национальному представительству. В настоящее время рудиментом сословного представительства является, например, Палата Лордов парламента Великобритании, где заседают наследственные и личные духовные и светские лорды, т.е. представители духовенства и дворянства. Отсюда следует, что парламенты появились в процессе борьбы за единство государства. Первый датируемый в Западной Европе парламент - Кортесы Кастилии (1185 г.). Первый датируемый опыт парламентаризма в отечественной истории - Земский собор кн. Всеволода III - Большое Гнездо (1211 г.), то есть наш парламент на 54 года старше английского, созванного впервые в 1265 г. Сословно-представительные монархии преобладают в Западной Европе XIII-XVI вв. В отечественной истории эта форма правления держится с середины XVI и до конца XVII вв. Впрочем, строго говоря, сословно-представительная монархия - это уже составная политическая система.

Современная абсолютная монархия. Абсолютная монархия представляет собой разновидность монархической формы правления, характеризующуюся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а также духовной (религиозной) власти в руках монарха. Он является единственным или верховным законодателем — только по его волеизъявлению нормативные установления могут приобретать силу закона5. Он является верховным судьей, от его имени творится правосудие, он обладает правом помилования. Он назначает и смещает должностных лиц исполнительной власти, перед ним ответственно правительство. Абсолютный монарх подчиняется законам в той мере, в которой он желает им подчиняться. В этом отношении абсолютистская монархия противостоит республике, где все должностные лица обязаны действовать в соответствии с законом. Законность, власть законов — явление, характерное для республики; для абсолютистской монархии характерно правление людей — добрых или злых монархов, справедливых или несправедливых, «грозных» и «тишайших» и т.д.

Вместе с тем не следует путать неограниченную (абсолютистскую) монархию как форму государства  с деспотией — властью силового, антигосударственного типа. При неограниченной монархии единоличный правитель  пользуется полномочиями государственной власти неограниченно и независимо от каких-то других государственных органов. Например, парламент здесь может созываться лишь по воле монарха, а решения парламента не будут иметь силы, если монарх с ними не согласен. Но государственная власть, которую осуществляет такой монарх, не является властью неограниченной. В неограниченной монархии государственная власть — это власть, минимально ограниченная свободой части членов общества, например привилегиями высших сословий.

Принцип абсолютизма генетически связан с тремя заметными историческими явлениями: с бюрократизацией, отходом от христианских основ и этатизмом.

Большому государству  свойственна либо монархия с аристократией, либо монархия с демократией. Если же они отсутствуют то, неизбежна монархия с бюрократией. Франция в качестве бюрократического государства была лидером Западной Европы. В XVII столетии она стала страной классического абсолютизма.

Абсолютная монархия связана с антихристианскими  тенденциями эпохи Возрождения, а эпоха Просвещения вся была посвящена дехристианизации западноевропейской культуры. Существовал так называемый «просвещенный абсолютизм», который, подозреваю, означает лишь одно: на троне сидит абсолютный монарх, которому на ухо нашептывает умные советы один из приближенных «просветителей».

В эпоху Просвещения  существовал принцип общественного  договора в варианте Т. Гоббса (принцип  Левиафана). Суть его в том, что  в интересах дворянства или других сословий полномочия раз и навсегда делегируются государству, и подданным  остается только повиноваться. Именно этот принцип был реализован в абсолютизме.

В настоящее время  в своей «чистой» форме абсолютных монархий уже нет. В эмиратах и  султанатах Персидского залива —  Бахрейне, Катаре, Кувейте, в ОАЗ, Саудовской Аравии, Омане есть конституции, но они, во-первых, дарованы монархами (в ОАЭ — Советом эмиров), а не приняты демократическим путем, во-вторых, их действие часто приостанавливается (в Бахрейне — с 1975 г.), в-третьих, они иногда устанавливают, что вся власть — законодательная, исполнительная, судебная — исходит от монарха (есть также положения о власти Аллаха и народа), в-четвертых, над конституцией стоит Коран. В этих странах есть парламенты, иногда (Кувейт) избираемые населением (только мужчинами), но и такой парламент монарх нередко разгоняет, услышав речи, ему не нравящиеся (в Кувейте — три раза, последний в 1999 г.). Кроме того, это, по существу, законосовещательные органы, поскольку их решения нуждаются в согласии монарха. В Катаре парламент так и называется: Консультативное собрание — и действует по мусульманской традиции аш-шура — совещания правителя с наиболее уважаемыми лицами. В ОАЭ члены парламента (Национального собрания) назначаются семью эмирами (Советом эмиров), а парламент действует в качестве совещательного учреждения даже не при Совете эмиров, а при правительстве, также назначаемом эмирами. В Саудовской Аравии взамен парламента создан совещательный совет, назначаемый королем. В Бутане есть парламент (в основном избираемый косвенными выборами по монастырским общинам), но нет конституции, в Брунее существуют конституция и парламент, состоящий в основном из назначенных монархом лиц (они занимают место в парламенте по должности). Таким образом, хотя в названной группе стран есть конституции или парламенты, а иногда — те и другие, они на деле не ограничивают власть монарха, эти государства представляют собой если не юридически, то фактически абсолютные монархии. Их можно было бы назвать полуабсолютными.

Особое значение в  системе управления в существующих ныне своеобразных абсолютных (полуабсолютных) монархиях имеют семейный совет и мусульманская религия. Семейный совет — это неформальное, но весьма важное учреждение. Он состоит из членов правящей семьи, близких родственников короля и некоторых высших улемов, особо почитаемых знатоков Корана. 'В Саудовской Аравии семейный совет низлагал короля (в том числе за отсутствие должного благочестия, что устанавливалось улемами) и назначал на его место нового из той же семьи (не обязательно сына). Все, принадлежащие к правящей семье, получают ренту от государства (в Кувейте — 8 тыс. долл. в месяц). Король — это одновременно высшее духовное лицо — имам, а ислам — государственная религия. Светская власть короля соединяется с духовной. Таким образом, существующие в наше время полуабсолютные монархии являются теократическими с некоторыми внешними конституционными элементами.

По своему социальному  характеру современные полуабсолютные монархии не представляют собой полностью  феодальные государства. Господствующий класс, хотя он и сформировался на базе феодальной аристократии, существует не за счет феодальной эксплуатации крестьянства, а за счет государственной эксплуатации нефтяных богатств,

Доходы от чего идут прежде всего шейхам, Кроме того, значительная доля власти сосредоточена в руках крупной, преимущественно финансовой, буржуазии.

Особую разновидность  абсолютной монархии представляет абсолютная теократическая монархия - особая форма организации государственной власти, при которой последняя принадлежит церковной иерархии. Примером такой монархии является Ватикан, где законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат Папе, пожизненно избираемому коллегией кардиналов.

Ватикан - город-государство, расположенный в Риме, на холме  Монте-Ватикано. Ватикан - абсолютная теократическая монархия. Глава государства - избираемый пожизненно коллегией кардиналов Папа Римский. Ему принадлежит законодательная и судебная власть. Функции премьер-министра исполняет государственный секретарь. Административное управление территорией осуществляет губернатор, назначаемый Папой. Высший консультативные органы - Вселенский Собор римско-католической церкви (последний раз созывался в 1962 - 65 гг.), коллегия кардиналов и епископский собор.

Практическое руководство  религиозной, политической и экономической деятельностью осуществляется римской курией. В ее составе - секретариат, совет по государственным делам, 10 конгрегаций (духовных ведомств) и другие службы.

С 16.10.1978г. по 03.04.2005г. на престоле находился Иоанн Павел II. Охрану резиденции папы несет швейцарская папская гвардия. Численность населения - 870 чел., в основном служащие государственных учреждений и персонал музеев (1999г.). Ватиканское гражданство имеют около 400 чел. Государственная религия - католицизм. Государственные языки - латинский и итальянский.

Ватикан владеет огромными  капиталами. Его вклады в итальянские  банки составляют около 32 000 млрд. лир. Ватикан владеет акциями многих компаний в электронной, химической, текстильной, пищевой отраслей промышленности по всему миру. Имущество Ватикана в США оценивается в 40 млрд. дол. Ватикан - крупный земельный собственник. Значительная часть доходов поступает в Ватикан в виде налогов на церковь, доходов от иностранного туризма, продажи почтовых марок.

До 1870 г. под управлением  Пап находилась область в центральной Италии, включая Рим (папская область). В 1870 г. войска Итальянского королевства вторглись на территорию папской области и присоединили ее к остальной Италии. Под властью Пап остался только западный район Рима - Ватикан. В 1929 г. между Италией и Ватиканом были подписаны Лактеранские соглашения. В них были урегулированы государственные и финансовые отношения между сторонами. Соглашения действуют и поныне.

Информация о работе Монархия: особенности этой формы правления в различных зарубежных странах