Монархия: особенности этой формы правления в различных зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

Среди различных форм государства и их разновидностей весьма важную роль играют формы правления. Под формой правления понимается способ организации государственной власти, включающий в себя порядок образования и деятельности высших и местных государственных органов, порядок взаимоотношений их друг с другом и с населением. Формы правления в значительной мере различаются в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или же она принадлежит коллективному выборному органу. В первом случае, согласно сложившемуся представлению, имеет место монархическая форма правления, во втором — республиканская.

Содержание работы

Введение
1. Понятие монархии
2. Характеристика отдельных видов монархий
2.1. Исторические разновидности монархии
2.2. Современная конституционная монархия
3. Особенности монархии в некоторых странах
4. Роль монарха в государственном управлении
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

КПЗС Курсовая работа.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

В Японии же - салическая система – трон наследуют только мужчины. В соответствии со ст. 2 Конституции «Императорский трон является династическим и наследуется в соответствии с Законом об императорской фамилии, принятым Парламентом».

Конституция Великобритании запрещает брак с католиком, Конституция Испании ограничивает обладателя права на наследование Короны  в свободе выбора, при заключении брака  ст.57 п.4. «Тот, кто обладая правом на наследование Короны, заключит брак, несмотря на запрет Короля или Генеральных Кортесов, лишается, равно как и его потомки, права на наследование Короны».

Руководство страной: Во всех трех странах монарх является символом единства нации (государства) и осуществляет функции, предоставленные ему Конституцией и законами. Лицо неприкосновенное и не несущее какой-либо ответственности.

Наиболее «бесправен», на мой взгляд Император Японии. Он не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти, не занимается государственной политикой и ни при каких обстоятельствах не может действовать без санкции кабинета. Японская конституция, таким образом, сохранив монархическую форму правления, превратила императора в чисто символическую фигуру, наделенную лишь церемониальными полномочиями внешнеполитического характера, присутствует на официальных торжествах, национальных праздниках, подписывает документы, представляемые ему премьер-министром.

Действующий император  и его супруга ведут демократический  образ жизни: помогают обслуживающему персоналу раскладывать стулья при  поездках на пикник и за город, как  обычные граждане соблюдают правила  дорожного движения, не пользуясь какими-то преимуществами.

В Великобритании, в отличии от Японии и Испании монарх является составной частью Парламента. Но на деле также как и монарх Японии в законодательстве не участвует и исполнительной властью не обладает (страной руководит «правительство его (ее) Величества» – кабинет министров во главе с Премьер–министром).

  Испанский король охарактеризован в ч. 1 ст. 56 Испанской конституции 1978 года: «…Король – осуществляет представительство испанского государства в международных отношениях, и особенно в отношениях с теми народами, с которыми его связывает историческая общность, и осуществляет функции, которые предоставлены ему Конституцией и законами”.  Подобная характеристика не встречается ни в Конституции Великобритании ни в Конституции Японии.

В Великобритании, за редким исключением, все входящие в компетенцию королевы действия осуществляются правительством, кабинетом, премьер–министром и министрами,  Японская монархия отдает большинство властных полномочий парламенту.

Главы государств в основном обладают идентичными полномочиями, хотя в каждой стране имеются свои особенности. Условно их можно разделить на полномочия:

1. В области  государственного управления – право главы государства участвовать в формировании правительства, право назначения гражданских и военных чиновников, право осуществлять верховное главнокомандование вооруженными силами, правом объявления чрезвычайного положения на территории страны.

Великобритания - премьер - министр, формально назначается монархом, а фактически им всегда становится лидер политической партии, получившей на выборах большинство мест в палате общин.

Испания – Король обладает полномочиями предлагать Конгрессу депутатов кандидатуру председателя Правительства, назначать его на должность и смещать в соответствии с конституционными положениями. По предложению председателя правительства Король назначает и смещает с должности членов испанского Правительства. Король может председательствовать на заседаниях Правительства, когда сочтет  это необходимым.

Япония – правительство может формироваться обеими палатами Парламента, но официально назначается указом Императора. Избранный премьер-министр рассматривает кандидатуры на министерские посты, которые представляются ему  различными фракциями Парламента. Все члены кабинета утверждаются  указом Императора.

Таким образом в Испании  и Великобритании монарх назначает, а в Японии подтверждает назначение на должность членов Правительства.

В отличие от Японии, Король Великобритании и Испании является (юридически) Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами.

2. В законодательной  области – право созывать парламент на очередные сессии, при определенных условиях прерывать сессию парламента, право роспуска нижней палаты и назначения очередных или внеочередных выборов, право законодательной инициативы (в виде посланий  президента и тронной речи монарха), право вето (запрет, налагаемый главой государства на закон, которое может быть преодолено парламентом).

Великобритания – Король открывает ежегодную сессию парламента, выступая с ежегодной программой действий на предстоящий год. По указанию правительства может распустить палату общин (нижнюю палату парламента) с назначением даты новых выборов.

Испания – Король назначает выборы  в Генеральные кортесы, созывает их на сессии, а также по предложению Правительства может досрочно их распускать.

Япония – Император созывает парламент на сессии и распускает нижнюю палату, назначает дату выборов в парламент.

Роль монарха в отношениях с Парламентом во всех трех странах  равнозначна.

Королева Великобритании подписывает законы и теоретически обладает  правом абсолютного вето, которое состоит в том, что отказ главы государства утвердить принятый парламентом законопроект является окончательным и безусловным и преодолеть его нельзя. Однако оно не применяется в настоящее время и рассматривается как резервное средство на случай серьезных политических кризисов.

Конституция Японии и Испании  права законодательной инициативы и права вето в отношении законов парламента монарху не предоставляет.

3. Во внешнеполитической области – право назначать послов и иных дипломатических агентов, принимать дипломатических представителей иностранных государств, право подписания международных договоров и соглашений, право объявления войны и заключения мира, хотя для этого требуется санкция парламента.

Великобритания - Монарх – глава британского Содружества, поэтому промульгирует конституции стран, входящих в британское Содружество. Согласно королевской прерогативе, заключает договоры с иностранными державами, управляет зависимыми колониями, решает вопросы расширения физических границ суверенитета Короны.

Испания - В области внешних отношений Король объявляет о принятии Испанией на себя международных обязательств, посредством договоров в соответствии с Конституцией и законами. С предварительного согласия кортесов Король может объявлять войну и заключать мир. Король назначает послов и других дипломатических представителей Испании. Иностранные представители в Испании также аккредитованы при нем. В отличие от Японии, где руководство внешней политикой относится к компетенции Кабинета министров, и, следовательно, Император не является главой государства, представляющим Японию в отношениях с иностранными государствами, в Испании, согласно ст.56 Конституции, Король "… осуществляет высшее  представительство испанского государства в международных отношениях…".

Япония - Император совершает действия внешнеполитического характера. На него возложено подтверждение полномочий и верительных грамот послов и посланников, подтверждение ратификационных грамот и других дипломатических документов, но с совета и одобрения Кабинета (ст.7). 

4. Иные полномочия и прерогативы – право помилования, смягчения или замены наказания, изменения приговора, право награждения орденами, медалями и иными знаками отличия, право присвоения почетных званий и титулов.

Как Великобритании, так  в Испании и Японии монарх обладает правом на награждение орденами. В  Великобритании и Испании – правом на присвоение почетных званий.

Монарх Испании и  Великобритании – осуществляет право  помилования, Император Японии – подтверждает всеобщие и частичные амнистии, смягчения и отсрочки наказаний,  восстановления в правах.

Таким образом, хотелось бы отметить, что монархия производит сегодня впечатление института  исключительно церемониального, практически без обязанностей и без прав. Хотя крайне редкое использование королевской прерогативы вовсе не означает ее властного бессилия. Да и что мы понимаем под термином "власть"?  В трех представленных монархических странах, монархи имеют возможность влиять на политику. В конституциях этих монархических государств имеется статья, в соответствии с которой монарх утверждает премьер-министра или подписывает законы. А ведь может и не утвердить, наложить вето (Великобритиания)! Тот факт, что современные монархи этим своим правом не пользуются, еще не говорит о том, что его у них нет. Просто они уже привыкли жить в согласии с парламентом и народом и стремятся избегать конституционных кризисов.

Из трех рассмотренных  стран, наиболее отдаленной (на мой  взгляд) от монархии, в том ее значении, которое исторически заложено в само понятие «Монархия», является Япония, а страной, где монарх обладает реальной властью - Испания.

Что касается иных стран, то в некоторых, особенно малых, странах (Лесото и Свазиленд в Тропической Африке, Тонга в Океании и др.) монархия существует в условиях феодально-племенных и патриархальных институтов. Парламент избирается нередко лишь частично и в рамках системы традиционных общин (в небольшом государстве Тонга большинство его членов — местная знать, в том числе министры короля, в Свазиленде часть членов назначается королем). При короле обычно действует племенной совет (в Свазиленде — два, большой и малый), имеющий иногда более важное значение, чем парламент. Многие решения король может принимать лишь с согласия вождей племен.

В Малайзии существует выборная монархия, в ОАЭ действует, по существу, «коллективный монарх». Особенности  формы правления в Малайзии и  ОАЭ будут рассмотрены ниже.

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Роль монарха  в государственном управлении

 

Монархическая форма  правления до сих пор  распространена в мире, приблизительно пятая часть  государств являются монархиями. Во всех монархических государствах, независимо от форм, считается, что монарх обладает исполнительной властью, хотя в подавляющем большинстве стран он такой власти реально не имеет.

В отличие от других должностных  лиц монарх - лицо неприкосновенное. Он не может быть привлечен к административной, уголовной ответственности, против него не может быть обращен гражданский иск. За действия монарха по управлению государственными делами ответственность несут его министры. На практике, однако, во время английской и французской буржуазных революций казнили королей Карла I  и Людовика шестнадцатого, в Центральноафриканской Республике судили свергнутого во время военного переворота 1979 г. императора Бокассу, приговорили его к смертной казни, но затем он был помилован после длительного заключения. Расправы с монархами со стороны своих родственников были нередки в мусульманских странах.  Монарх обладает государственными регалиями  (трон, скимптер, корона и т.д.), имеет свой двор - лиц, занятых обслуживанием короля, но оплачиваемых из государственной казны. Для этой цели в тех монархиях, где есть парламент, он выделяет ежегодные денежные средства из государственной казны - принимает так называемый - цивильный лист. В некоторых странах по цивильному листу получают средства также ближайшие родственники монарха (например, в Японии в 1996г. 324 млн. иен, т.е. 3,24 млн.долларов США в год), но обычно монархи жалуются на необходимость экономии (королева Великобритании летает в поездки на обычном рейсовом самолете, а не на специальном), хотя многие монархи очень богатые люди. Они имеют акции, земельные владения, другую собственность. Вместе с тем определенное имущество, которое использует монарх в парламентарных монархиях считаются коронной (государственной) собственностью. Распоряжаться ей (продать, подарить) монарх не может. В абсолютных монархиях султан (король) фактически законодательствуют. В других монархиях он издает указы, имеющие силу закона и почти всегда имеет право вето по отношению к законам, принятым парламентом. Это вето считается абсолютным, но монарх по традиции вето совсем не использует или почти не использует. Новые конституции ряда стран и юридически лишают монарха права вето (Испания, Швеция, Япония). Свои акты в парламентарных монархиях монарх может издавать только с согласия правительства (на деле, он с такой инициативой практически не выступает и подписывает все документы, представляемые ему премьер - министром).

В соответствии с конституцией монарх назначает правительство. В  абсолютных и дуалистических монархиях  он делает это по своему усмотрению, хотя фактически учитывает ситуацию в стране. А  в абсолютных монархиях и сейчас большинство министров - близкие родственники монарха (Кувейт), но уже в состав правительства включаются представители крупного капитала (Саудовская Аравия). В дуалистических монархиях представители крупного капитала и даже технократы в правительствах  представлены шире. Они тоже подбираются монархом часто по советам его окружения.

Информация о работе Монархия: особенности этой формы правления в различных зарубежных странах