Монархия: особенности этой формы правления в различных зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

Среди различных форм государства и их разновидностей весьма важную роль играют формы правления. Под формой правления понимается способ организации государственной власти, включающий в себя порядок образования и деятельности высших и местных государственных органов, порядок взаимоотношений их друг с другом и с населением. Формы правления в значительной мере различаются в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или же она принадлежит коллективному выборному органу. В первом случае, согласно сложившемуся представлению, имеет место монархическая форма правления, во втором — республиканская.

Содержание работы

Введение
1. Понятие монархии
2. Характеристика отдельных видов монархий
2.1. Исторические разновидности монархии
2.2. Современная конституционная монархия
3. Особенности монархии в некоторых странах
4. Роль монарха в государственном управлении
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

КПЗС Курсовая работа.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

В парламентской монархии король не определяет состава правительства. Его формирует партия (коалиция), обладающая большинством мест в нижней палате парламента. Монарх лишь подписывает соответствующий документ о назначении правительства, который предоставляет ему лидер партии большинства. Только в крайне редких ситуациях, когда в парламенте нет явного партийного большинства, существует раскол, разногласия в партии большинство относительно кандидатуры премьер - министра, король сам назначает кандидатуру, поручая ей формировать правительство. Так было в Великобритании. В парламентской монархии глава государства царствует, но не правит. Хотя по традиции и в этом случае сохраняется королевская прерогатива (права монарха, не зависящие от парламента), их на деле осуществляет правительство либо они вовсе не реализуются (право вето по отношению к законам) 7.

По традиции монарх рассматривается  как лицо, стоящее над борьбой  классовой партии, как арбитр, и поэтому он всегда является беспартийным. Но в ряде стран (Великобритания, Швеция) он должен принадлежать к государственной религии, являясь ее главой. Поэтому в таких странах он назначает высших священнослужителей .

Монарх оказывает различное влияние на политическую жизнь. В странах Азии, Африки его влияние очень велико, часто имеет определяющий характер, но оно негативно. Монарх там выступает с реакционных позиций, особенно внутри страны. В развитых странах король фактически не участвует в политической жизни, часто сложно говорить о каком - то его влиянии. Оно может обнаруживаться только в кризисных ситуациях и отнюдь не всегда бывает негативным.

Во многих странах  институт монархии присущи индивидуальные особенности. Во-первых, в ОАЭ существует не единоличный, а «коллективный монарх». Это Высший совет эмиров, состоящий из эмиров семи эмиратов, входящих в ОАЭ. Этот орган – «абсолютный монарх». Он обладает законодательной властью и коллективно осуществляет полномочия главы государства. Национальное собрание, назначаемое эмирами, имеет совещательный характер. Правительство тоже назначается Советом эмиров. Во-вторых, во многих государствах власть монарха связана с сильнейшим воздействием религии. Во всех мусульманских странах монарх сочетает светскую власть с очень сильной религиозной властью. Воздействие последней на мусульман зачастую гораздо сильнее светской роли монарха. Особое значение такая власть имеет в странах мусульманского фундаментализма (Оман, Катар, Саудовская Аравия и др.). В Бутане, небольшом горном королевстве в Гималаях, король возглавляет несколько иную систему управления, но тоже основанную на принципах религии. Это - территориально - региональная система. Территориальный округ составляет определенный монастырь с прилегающими к нему окрестностями, а главу монастырского округа назначает король. Округа группируются в губернии, губернаторов тоже назначает король. Второе лицо в государстве после короля - это главный аббат, который избирается монастырской верхушкой на три года. Поскольку религия  и государственность в Бутане практически слитны воедино, главный аббат выполняет также некоторые функции государственного должностного лица. В-третьих, в отдельных монархиях в Африке  королевская власть теснейшим образом связана с общинными структурами и с иерархией различных родовых и племенных вождей. Важнейшие решения принимаются королем совместно со съездом вождей (в Свазиленде их около 400), наследника престола определяет малый совет вождей (17 человек) и.т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Для современных развитых государств характерны парламентарные монархии и республики — президентские, парламентарные и смешанные (полупрезидентские). Причем, поскольку парламентарные монархии, по существу, ничем не отличаются от парламентарных республик, эти варианты одной и той же формы правления объединяют в одном понятии: «парламентарные страны», или «страны с парламентарной формой правления».

В последние годы процесс  «республиканизации» заметно замедлился. Государства, имеющие монархов, не спешат расставаться со своими традициями и институтами. Наоборот, во многих регионах мира, где давно уже утвердились республики усиливается ностальгия по монархической системе. Многие люди связывают с ней ту стабильность и преемственность политической власти, которой так не хватает многим молодым демократиям. Сказанное касается таких стран как Румыния, Болгария, а в какой-то степени и России. В некоторых странах, истерзанных гражданской войной, на восстановление монархии смотрят как на последний шанс достичь национального примирения. Именно с этой целью впервые за многие годы была восстановлена монархия в Камбодже в 1993 г. Всерьез рассматривается вопрос о возвращении власти афганскому королю в изгнании Захир-Шаху. В отдельных случаях попытки восстановить монархию предпринимаются и дикторами-авантюристами (классический пример – провозглашение в 1976 г. императором Бокассы в ЦАР). Свои монархические движения существуют во Франции, Италии, Греции и ряде других стран.

Хотя монарх — глава  государства, на деле ему не всегда принадлежит верховная власть, не всегда он реально правит страной. Верховная власть в монархии зачастую осуществляется системой высших органов, включая главу государства, парламент, правительство, а иногда и неформальными структурами (семейный совет, высшее духовенство, совет аш-шура при монархе в некоторых мусульманских странах, особенно если этот совет принимает единогласные решения).

Различают определенные виды монархии: абсолютную, дуалистическую и парламентарную. Первая из них  характеризуется юридически, а часто и фактически неограниченной властью монарха, две другие — конституционные монархии, власть главы государства ограничена, хотя и в разной степени.

Роль и значение федерализма при монархии определяются прежде всего тем, что эта форма  политико-территориального устройства в условиях современной монархии позволяет, с одной стороны, обеспечить ее единство и целостность, а с другой - удовлетворить потребности ее внутренних территориальных единиц в создании собственных государств или государственных образований в рамках исторической формы правления. В крупных монархических государствах, таких как Канада и Австралия, федерализм выполняет прежде всего функцию децентрализации государственной власти. Разделение государственной власти по вертикали и предоставление достаточной самостоятельности составным частям монархического государства являются важной предпосылкой практического осуществления демократии, ибо при прочих равных условиях это серьезно приближает органы власти монархии к массам, существенно расширяет возможности их активного участия в этой власти, защиты и реализации прав и свобод личности.

Развитие некоторых  современных монархий из унитарных  территориальных образований в  федерации очень специфично. Как  справедливо отмечают специалисты, исследовавшие эти процессы в Бельгии, государственные решения, предложенные конституционными реформами, во многом уникальны. Вместе с тем они могут способствовать обогащению теории и практики федерализма8.

 

 

 

 

Список используемой  литературы

 

  1. Иностранное конституционное право. // Под. ред. В.В. Маклакова. М. 1996.
  2. Конституционное право: уроки прошлого и взгляд в будущее – СПб.: Издательство Питерского правового университета. - 2000г.
  3. Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов. Под общ. ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо и Л. М. Энтина. М.: Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М, 1999.
  4. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие/Сост. проф. В. В. Маклаков.— 3-е изд., перераб. и доп.—М.: Издательство БЕК, 2002.
  5. Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. - М.: Белые альвы, 1996.
  6. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1994.
  7. Проблемы общей теории государства и права: Учебник для вузов / Под общ. Ред. В.С. Нерсесянца. М.: Норма, 2004.
  8. Савицкий П.И. Становление бельгийской федерации // Правоведение. 1995. № 4-5.
  9. Страшун Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. Том 3. М.: БЕК, 1999.
  10. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред.  В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. М.: Издательство НОРМА, 2002.
  11. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. М.: Юристъ, 2003.

 

 

 

 

 

1 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. М.: Юристъ, 2003. С. 155.

2 Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред.  В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2002. С. 184-185.

3 Проблемы общей теории государства и права: Учебник для вузов / Под общ. Ред. В.С. Нерсесянца. М.: Норма, 2004. С. 596.

4 Деспотия в чистом виде существовала главным образом в Древнем Египте и Древнем Китае. В то же время в Месопотамии, Индии и других странах Древнего Востока существовали архаичные формы права и государства и даже гражданские общины типа античного полиса.

5 Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1994. С. 258.

6 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. М.: Юристъ, 2003. С. 156.

7 Абров В.С. Статус монарха // Государство и право.1999. № 2. С. 32.

8 Савицкий П.И. Становление бельгийской федерации // Правоведение. 1995. № 4-5. С. 66.





Информация о работе Монархия: особенности этой формы правления в различных зарубежных странах