Монастыри Урала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 12:41, контрольная работа

Описание работы

Колоколен, остатков XVII и прошлого века довольно много – это просто шестиугольные срубы, в верхней их части прорублены окна и висят колокола, плоская крыша свисает концами из-за сруба, всё это увенчано низкой башенкой и главкой, нередко покрытой зелёной муравленой черепицей». Подобное упоминание далеко не единственное, и становится очевидно, что монастыри и церкви на долгие годы определили облик поселений Урала.

Файлы: 1 файл

Контр работа Монастыри Урала.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

Покровский  женский монастырь ведет свое начало с 1621 года. Это первый женский монастырь в Сибири со времени покорения её под власть царей московских.

Нет сомнения, что эта  обитель много способствовала просвещению  бывших тогда в этом крае инородцев (вогул) и к подкреплению к святой вере христианской прибывших для  заселения вновь основанного  Верхотурья.

Сначала монастырь был  деревянным, в камне выстроен в середине XVIII века, сразу после этого упразднен.

Открыт вновь в 1907 году, закрыт после революции и передан  церкви в 1991 году. Внутри монастырской ограды, для пущей убедительности оборудованной колючей проволокой, находятся Ново-Покровская церковь (1898-1902) и монастырский корпус (1903-1910). Две другие церкви расположены вне ограды и заброшены: Старо-Покровская (1744-1753) в стиле барокко и Иоанно-Предтеченская (1753-1776), которая сохранилась в чрезвычайно измененном виде и потеряла главу.

В храмах Покровского  женского монастыря Верхотурья находится  несколько чудотворных икон.

При большинстве других монастырей, возникших в Екатеринбургской епархии в XIX в. были заведены начальные школы. По сведениям на 1913 г., учебные заведения существовали при 11 монастырях и общинах из 15, существовавших в то время.

Исключение составляли только самые отдалённые обители, расположенные вдали от населенных пунктов (например, Кыртомский Крестовоздвиженский мужской монастырь, Бобровская Алексеевская женская община), обители, существующие всего несколько лет (например, Усть-Карабольская Покровская община), и бедные молодые обители, основанные в населенных пунктах, где уже имелось достаточно учебных заведений (например, Верхотурский женский Успенский монастырь).

При мужских Далматовском Успенском и Верхотурском Николаевском монастырях существовали двухклассные церковно-приходские школы, имеющие  характер средних учебных заведений.

Соликамский Свято-Троицкий мужской монастырь под именем Вознесенского возник около 1589-1591 гг. Основали его посадские люди и уездные крестьяне. Первыми основателями могут считаться Василий Анофриев и Прокопий Моисеев.

С 1619 г. в Вознесенском монастыре установлено игуменство. В 1698-1704 гг. деревянная Воздвиженская  церковь была заменена на каменную.

В 1731-1734 гг. выстроен надвратный храм во имя пресвятого Михаила Малеина с колокольней и с верхним приделом святых апостолов Петра и Павла.

В 1764 г. монастырь выведен  за штат как маловотчинный. В 1775 г. в  него переведен Пыскорский Спасо-Преображенский монастырь, который в 1793 г. был переведен в г. Пермь. В 1795 г. в г. Соликамск переведен Троицкий монастырь из с. Истобенского Вятской губернии. С этого времени Вознесенская церковь была переименована в Троицкую с приделом Благовещения Пресвятой Богородицы. Надвратная церковь переименована в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с верхним приделом во имя Вознесения Христа.

В монастыре находилась местночтимая икона Божией Матери «Всех  скорбящих Радость». С 1907 г. – 2-го класса общежительный мужской монастырь.

С февраля по август 1917 г. обязанности настоятеля обители  исполнял сщмч. Феофан, епископ Соликамский, который 11 декабря (ст. ст.) 1918 г. принял мученическую смерть, погружаемый в ледяную прорубь, пока не покрылся льдом, после чего был утоплен. Монастырь был закрыт в 1928 г.

Возрождение монастыря  началось с октября 1998 года. Дата регистрации  возрожденного к жизни монастыря – 21 октября 1999 года. В настоящее время служба совершается в теплом приделе в честь Благовещения Пресвятой Богородицы Свято-Троицкого храма.

Белогорский Cвято-Николаевский мужской монастырь – святыня православного Урала – расположен на живописных отрогах Уральских гор.

Красоту и величие  Белой горы сравнивали с пейзажами  Святого Афона, а белогорских монахов – с афонскими, поэтому за монастырем закрепилось почетное звание «Уральский Афон».

Монастырь был основан  в 1890 году для ведения миссионерской  деятельности в окружении сел, населенных татарами-мусульманами и старообрядцами – беглопоповцами.

Возведение величественного  Крестовоздвиженского собора стало  вершиной расцвета обители.

После революции монастырь  был закрыт, затем здесь находились колония для малолетних преступников, затем психоневрологический интернат.

В 1990 году монастырь вернули верующим. Началась реставрация Крестовоздвиженского собора, возобновилась монашеская жизнь.

И, несмотря на то, что  до конца реставрации еще далеко, Белая гора привлекает тысячи туристов. Ведь здесь вы можете не только познакомиться  с историей обители, посетить трапезную, где угощают настоящей монастырской едой, а также испить воды из чудодейственного родника, но и насладиться захватывающей дух панорамой кунгурской лесостепи. Как писалось в 1909 году в газете «Пермские епархиальные ведомости», «…Глядя на это чудо Западного Урала, долго стоишь в безмолвном удивлении и только мало-помалу начинаешь приходить в себя и ориентироваться в подробностях…».

Подводя итоги, можно  отметить существенное отличие в  отношении монастырей Урала к  делу начального образования в XIX–начале ХХ в. по сравнению с более ранним периодом.

Если в XVIII в. немногочисленные школы заводились при обителях исключительно  с прагматическими целями (для  подготовки административных кадров для  монастырских вотчин или в интересах  духовного сословия – для подготовки священнослужителей), то в послесекуляризационный период постановка начального образования приобретает всё более отчетливый характер благотворительности, направленной на беднейшие слои всех сословий российского общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

 

1. Нечаева М. Ю. Начальные  школы при монастырях Восточного  Урала. Екатеринбург, 2000 (www.atlasch.narod.ru).

2. Нечаева М. Ю. Уральские монастыри \\ Очерки истории Урала. Вып. 3. Духовная культура Урала. Екатеринбург, 1997 (www.atlasch.narod.ru).

3. Интернет-сайт www.orthodox.etel.ru.

4. Интернет-сайт www.russian-church.ru.

5. Интернет-сайт www.mega-russdom.narod.ru.

6. Интернет-сайт www.ru.wikipedia.org/wiki.

7. Интернет-сайт www.uraltourism.ru.

 

 

 




Информация о работе Монастыри Урала