Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 08:46, реферат
МАШИННО-ТРАКТОРНЫЕ СТАНЦИИ (МТС), крупные государственные последовательно-социалистического типа предприятия в сельском хозяйстве СССР, оснащённые современной машинной техникой- тракторами, комбайнами и другими с.-х. машинами и оборудованием, созданные Советским государством как опорные пункты в деле социалистического переустройства с. х-ва и оказания помощи колхозам в организации и ведении их хозяйства на современной технической базе и научных основах. Советское государство с помощью МТС осуществляет свою руководящую роль в отношении колхозов, сочетая своё руководство, организационную и производственно-техническую помощь с самодеятельностью колхозников в деле всемерного развития общественного х-ва и организационно-хозяйственного укрепления колхозов.
Введение
Значение машинной техники и роль МТС в социалистическом преобразовании сельского хозяйства
Строительство машинно-тракторныx станций в СССР
Работа машинно-тракторных станций в послевоенный период
Договорные отношения МТС с колхозами
Организация производственной и финансовой деятельности МТС
Начало широкому строительству МТС было положено постановлением Совета Труда и Обороны от 5/VI 1929 "Об организации машинно-тракторных станций". Этим постановлением советское правительство признало своевременным "...приступ к широкому строительству машинно-тракторных станций, как одному из основных путей к переустройству индивидуальных крестьянских хозяйств в крупные коллективные хозяйства". Был создан Всесоюзный центр машинно-тракторных станций - "Трактороцентр", призванный содействовать преобразованию крестьянских хозяйств в крупные обобществлённые механизированные хозяйства. С этого момента строительство МТС приобрело планомерный характер и шло исключительно высокими темпами. К весне 1930 в системе "Трактороцентра" было создано 158 МТС, к-рые обслуживали 11,6 тыс. колхозов с площадью посева 10,4 млн. га (27,4% всей посевной площади колхозов).
Наряду с МТС системы "Трактороцентра" в июне 1930 имелось 479 кооперативных МТС и тракторных колонн. МТС того времени отличались от тракторных колонн только в организационном отношении и большей технической оснащённостью. В сентябре 1930 по решению ЦК ВКП(б) тракторные колонны были реорганизованы в машинно-тракторные станции.
Машинно-тракторные станции создавались прежде всего в основных зерновых районах страны. Так, из 102 первых МТС, организованных в 1929, 34 МТС были созданы на Украине, 19 МТС - на Сев. Кавказе, 24 МТС - на Средней и Нижней Волге, 8 МТС - в Сибири, 8 МТС - в Центральночернозёмной области, 9 МТС - на Урале и в Казахстане. Создание МТС в основных зерновых районах имело целью скорейшее разрешение зерновой проблемы на основе строительства крупного механизированного социалистического хозяйства, что составляло важнейшую народнохозяйственную задачу того периода. Большую помощь строительству МТС оказали пром. предприятия Москвы, Ленинграда, Харькова и др. городов, выделивших кадры квалифицированных механиков, а также руководящие кадры для МТС. Всего к концу первой пятилетки было создано 2446 МТС, к-рые обслуживали 71,8 тыс. колхозов с посевной площадью 45,1 млн. га. Около половины всех колхозных посевов к концу 1-й пятилетки обслуживалось МТС, располагавшими к тому времени мощным парком тракторов, сложных машин, ремонтными мастерскими, квалифицированными механизаторскими кадрами. МТС представляли уже большую силу в сельском хозяйстве. Январский пленум ЦК и ЦКК ВКП(б) в 1933 отметил, что МТС "...завоевали себе прочное место в социалистическом сельском хозяйстве в качестве организаторов системы обобществлённого хозяйства".
Создание и укрепление МТС проходило в ожесточённой борьбе против кулачества и его агентуры - троцкистско-бухаринских предателей. В борьбе против социалистического строительства враги народа, правые реставраторы капитализма, пытались сорвать предпринятое партией наступление на кулачество, восстановить капитализм, увековечить техническую отсталость с. х-ва и аграрный характер экономики СССР. Всякого рода правотроцкистские "теоретики" буржуазно-реставраторского толка извращали значение машинно-тракторных станций в деле социалистического преобразования сельского хозяйства и пытались свести их роль к прокатным пунктам с.-х. машин. Товарищ Сталин, разгромив вражеские "теории" и показав их реставраторскую сущность, развил дальше марксистско-ленинскую теорию воспроизводства, показал экономическую необходимость перехода к крупному соц. хозяйству в деревне, способному применить самую совершенную технику.
Коммунистическая партия в короткий срок осуществила сталинскую программу строительства машинно-тракторных станций, сыгравших и продолжающих играть решающую роль в развитии производительных сил соц. сельского хозяйства. "МТС должны были стать и стали основными государственными организациями в деревне, которые советская власть сделала своим могучим рычагом в деле подъёма колхозного строительства" (Выступление тов. В. М. Молотова на совещании земельных работников, см. газ. "Правда" от 24 февраля 1938).
Особо следует подчеркнуть огромную роль МТС в деле политического и организационно-хозяйственного укрепления вновь созданных колхозов, когда велика была опасность кулацкого влияния в колхозах. Хозяйственно разбитый, но ещё не утративший окончательно своего влияния, кулак, а также бывшие белые офицеры и другие антисоветские элементы всячески старались разложить колхозы, сорвать мероприятия партии и правительства в области колхозного строительства, используя в этих целях несознательную часть колхозников. Происки и тактика классового врага были разоблачены товарищем Сталиным в его речи "О работе в деревне" на объединённом пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б) в январе 1933 г.
По предложению товарища Сталина, партия приняла решительные меры к тому, чтобы политически укрепить МТС, поднять их роль и влияние в деревне, превратить их в центры как хозяйственно-технического, так и политического и организационного руководства широкими массами колхозников. С этой целью при МТС были созданы политотделы, для работы в к-рых партия направила персонально подобранных Центральным Комитетом партийных работников. Политические отделы МТС призваны были на конкретных фактах повседневной работы и жизни колхозов организовать широкие массы колхозников на борьбу за организационно-хозяйственное укрепление колхозов, за сохранность и неприкосновенность общественной колхозной собственности, за рост доходов колхозов и колхозников, за своевременное и полное выполнение колхозами своих обязательств перед государством.
Итоги успешной работы политотделов МТС след. образом охарактеризованы в "Кратком курсе истории ВКП(б)": "Политотделы МТС за два года (1933 и 1934) успели проделать большую работу по устранению недостатков работы в колхозах, по выращиванию колхозного актива, по укреплению колхозов, по очистке колхозов от враждебных, кулацких, вредительских элементов.
Политотделы с честью выполнили поставленную им задачу: они укрепили колхозы в организационно-хозяйственном отношении, вырастили новые колхозные кадры, наладили хозяйственное руководство колхозов и подняли политический уровень колхозных масс" (История ВКП(б). Краткий курс, стр. 303).
С каждым последующим годом хоз. и политическая роль МТС в развитии колхозного производства всё более возрастала. К концу 2-й пятилетки в 1937 в стране насчитывалось 5 818 МТС, богато оснащённых новой техникой. С помощью МТС наше с. х-во к этому времени превратилось в наиболее крупное и механизированное хозяйство в мире. Приводя данные об оснащённости с. х-ва за годы 2-й пятилетки и за 1938, товарищ Сталин на XVIII съезде партии сказал: "Если к этим цифрам добавить тот факт. что количество машинно-тракторных станций за отчётный период выросло у нас с 2 900 единиц в 1934 г. до 6 350 единиц в 1938 г., то можно на основании всех этих данных с уверенностью сказать, что реконструкция нашего земледелия на основе новой, современной техники - уже завершена в основном.
Наше земледелие является, следовательно, не только наиболее крупным и механизированным, а значит и наиболее товарным земледелием, но и наиболее оснащённым современной техникой, чем земледелие любой другой страны" (Вопросы ленинизма, 1952, стр. 621).
В предвоенные годы 3-й пятилетки государство продолжало усиленно оснащать МТС новыми тракторами и с.-х. машинами. В 1940 количество МТС возросло до 7 069 единиц. В сравнении с 1937 мощность тракторного парка возросла на 25%. Посевная площадь колхозов, обслуживаемых МТС, в 1940 составляла 94% посевной площади всех колхозов. В 1940 МТС выполнили в колхозах св. 75% пахоты, более 50% посева и убрали комбайнами ок. 43% всей площади зерновых культур.
Основные показатели строительства МТС и их развития в период до Великой Отечественной войны даны в таблице 1.
Неотъемлемой и важнейшей частью всей гигантской работы партии и государства по организации машинно-тракторных станций была подготовка механизаторских кадров. Товарищ Сталин на совещании передовых комбайнеров и комбайнерок 1/ХН 1935 говорил: "Наша страна всегда отличалась недостатком технически подкованных кадров, особенно в области земледелия. Техническая подготовка кадров в рамках целой страны - это очень большое дело. Она требует десятилетий. И если мы в сравнительно короткие сроки добились того, что из вчерашних крестьянских сынов и дочерей выработали отличных комбайнеров и комбайнерок, перекрывающих нормы капиталистических стран, то это значит, что у нас дело выращивания технических кадров идёт вперёд семимильными шагами". В 1938 в МТС имелось уже около 11/2 млн. механизаторов массовых квалификаций, в том числе 870 тыс. трактористов, 120 тыс. бригадиров тракторных бригад, 225 тыс. комбайнеров и помощников комбайнеров, 180 тыс. шофёров (включая шофёров автоколонн и колхозов).
За период трёх предвоенных пятилеток МТС сыграли важнейшую роль в общем подъёме с. х-ва и в решении такого коренного вопроса, как зерновая проблема. Валовой сбор зерна в 1940 превысил семь миллиардов пудов, а товарного зерна было произведено почти вдвое больше, чем в 1913. Повысилась культура земледелия. Большое развитие получили технические культуры (сахарная свёкла, хлопчатник, лён и др.). На базе подъёма земледелия происходил значительный рост жив-ва. Из года в год росло общественное богатство колхозов, их доходность и благосостояние колхозников.
Огромное значение МТС для колхозного производства с особой силой проявилось в годы Великой Отечественной войны.
Война нанесла тяжёлый урон технической базе с. х-ва. На временно оккупированной территории фашистскими захватчиками было разрушено 2 890 МТС, разграблено и уничтожено большое количество с.-х. техники. За годы войны мощность тракторного парка МТС сократилась на 29%, количество комбайнов на 18%, плугов тракторных на 32%, культиваторов на 40%, сеялок тракторных на 34%, льноуборочных машин на 49% и сложных молотилок на 36%. Однако, несмотря на эти потери, преодолевая огромные трудности военного времени, машинно-тракторные станции с честью выполнили свой долг перед Родиной и оказали колхозам решающую помощь в выполнении ими своих задач по снабжению Советской Армии и населения страны продовольствием и промышленности - сырьём.
Работа машинно-тракторных станций в послевоенный период.
В послевоенный период, придавая первостепенное значение делу скорейшего восстановления и подъёма сельского хозяйства, как необходимому условию развития всего народного хозяйства, партия и правительство поставили механизацию сельскохозяйственного производства и улучшение работы машинно-тракторных станций в качестве одной из главных задач социалистического государства.
Закон о послевоенном пятилетнем плане на 1946 - 1950 и решения февральского (1947) Пленума ЦК ВКП(б), обсудившего по инициативе товарища Сталина вопрос о мерах подъёма сельского хозяйства в послевоенный период, дали советскому народу программу дальнейшего технического вооружения МТС и всестороннего улучшения их работы. Сеть МТС была быстро восстановлена, а затем и значительно расширена. Если в 1940 насчитывалось 7 069 машинно-тракторных станций, то в 1950 их было вместе со специализированными станциями 8 418, а в 1951 - 8 680 единиц.
В октябре 1952 товарищ Маленков в отчётном докладе XIX съезду Коммунистической партии сообщил, что в послевоенные годы, в связи со значительным расширением механизации работ в сельском хозяйстве, было создано 1 546 машинно-тракторных и других специализированных станций, а общее их количество достигло 8 939 единиц.
Специализированные машинно-тракторные станции были организованы государством для решения специфических задач сельского хозяйства. Машинно-животноводческие станции (МЖС) организованы преимущественно в районах отгонного и полуотгонного животноводства для механизации трудоёмких работ в животноводстве. Эти станции выполняют для колхозов работы по сеноуборке, силосованию кормов, обводнению пастбищ, электрической стрижке овец и др. Для проведения этих работ машинно-животноводческие станции оснащаются необходимым набором машин и оборудования: самоходными и прицепными сенокосилками, граблями, волокушами, стогометателями, прессами-подборщиками, силосорезками, машинами для рытья шахтных колодцев, агрегатами для электромеханической стрижки овец и др. В 1951 насчитывалось 118 машинно-животноводческих станций.
Лугомелиоративные станции (ЛМС) созданы для механизации работ по осушению земель и коренному улучшению лугов и пастбищ в р-нах, богатых естественными кормовыми угодьями, нуждающимися в мелиорации. В этих целях лугомелиоративные станции оснащаются экскаваторами, канавокопателями, болотно-кустарниковыми плугами, кусторезами, корчевальными и другими машинами. В 1951 имелось 66 лугомелиоративных станций.
На машинно-животноводческие станции в целях удешевления их содержания, более производительного использования тракторов, кроме специальных работ, было возложено также и выполнение полевых работ. Эти станции, кроме специализированного оборудования, получают с.-х. машины, необходимые для полевых работ.
В послевоенные годы государство направило в МТС огромное количество новой техники. За период с 1946 по 1952 включительно МТС и совхозы получили 804 тыс. тракторов в переводе на 15-сильные, 187 тыс. комбайнов, в том числе 89 тыс. самоходных, большое количество тракторных культиваторов, сеялок и др. почвообрабатывающих, посевных и уборочных машин. В результате такой помощи оснащённость МТС уже в 1950 значительно превзошла уровень 1940 предвоенного года. К концу 1952 мощность тракторного парка МТС возросла в сравнении с 1940 почти в 1,7 раза, а количество комбайнов увеличилось в 1,6 раза.
В послевоенные годы государство вооружает колхозы, МТС и совхозы более производительными и экономичными тракторами и с.-х. машинами, стоящими на уровне современной высшей техники. Машинно-тракторным станциям поставлялись гусеничные тракторы с дизельными двигателями (С-80, ДТ-54, КД-35), самоходные зерновые комбайны, свеклокомбайны, льнокомбайны и др. с.-х. машины новых, усовершенствованных конструкций, а также совершенно новые типы машин (хлопкоуборочных и др.), созданные для широкой механизации производственных процессов, выполнявшихся в довоенное время вручную (см. Механизация сельского хозяйства). Специализированные станции и МТС, имеющие специализированные отряды, получили большое количество землеройных, лугомелиоративных и других машин. В послевоенные годы в МТС поступило более 160 новых типов и марок сельскохозяйственных машин.
На основе роста технической оснащённости роль МТС в колхозном производстве в послевоенный период ещё более возросла и уровень механизации основных с.-х. работ в колхозах был значительно превзойден (табл. 2).
В 1952 все колхозы за небольшим исключением обслуживались МТС; вне обслуживания МТС оставались в основном колхозы, расположенные в горных и отдалённых северных районах.