Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 08:46, реферат
МАШИННО-ТРАКТОРНЫЕ СТАНЦИИ (МТС), крупные государственные последовательно-социалистического типа предприятия в сельском хозяйстве СССР, оснащённые современной машинной техникой- тракторами, комбайнами и другими с.-х. машинами и оборудованием, созданные Советским государством как опорные пункты в деле социалистического переустройства с. х-ва и оказания помощи колхозам в организации и ведении их хозяйства на современной технической базе и научных основах. Советское государство с помощью МТС осуществляет свою руководящую роль в отношении колхозов, сочетая своё руководство, организационную и производственно-техническую помощь с самодеятельностью колхозников в деле всемерного развития общественного х-ва и организационно-хозяйственного укрепления колхозов.
Введение
Значение машинной техники и роль МТС в социалистическом преобразовании сельского хозяйства
Строительство машинно-тракторныx станций в СССР
Работа машинно-тракторных станций в послевоенный период
Договорные отношения МТС с колхозами
Организация производственной и финансовой деятельности МТС
На каждый из видов затрат (горючее, ремонт, заработная плата производственным рабочим, заработная плата аппарату МТС и прочие административно-хозяйственные расходы) машинно-тракторной станции открывается отдельный бюджетный счёт, средства с к-рого м. б. использованы только по целевому назначению.
Основной производственной единицей МТС является тракторная бригада, выполняющая в колхозах на закреплённых за нею земельных участках предусмотренные договором механизированные работы. В состав тракторной бригады входят: бригадир, помощник бригадира, учётчик-заправщик, по два тракториста на каждый трактор для обеспечения двухсменной работы тракторов, комбайнеры и их помощники, прицепщики, возчики горючего, воды и другие колхозники, к-рых колхоз выделяет на весь сезон полевых работ для обслуживания машинно-тракторного парка бригады. Состав бригады утверждается директором МТС. Бригадир, назначаемый директором МТС, является единоначальником в бригаде, и его распоряжения обязательны для всех работников бригады. Размер бригады по количеству тракторов определяется в зависимости от конкретных, производственных условий. Как правило, бригада комплектуется в составе 3 - 4 тракторов с таким расчётом, чтобы в течение всего сезона она могла выполнять все предусмотренные договором работы на закреплённых за нею участках. В степных районах тракторная бригада чаще всего закрепляется за одной полеводческой бригадой, в условиях нечернозёмной полосы - за одним колхозом. Укрупнение колхозов обусловило в ряде случаев необходимость укрупнения тракторных бригад. В целях более правильной организации механизированных работ в укрупнённых колхозах Министерством сельского хозяйства и заготовок СССР рекомендовано в случае необходимости увеличивать размер тракторной бригады до 5 - 7 тракторов. Тракторная бригада имеет бригадный полевой стан с жилыми помещениями для работников бригады, полевую ремонтную мастерскую, простейшее нефтехранилище, навесы и сараи для хранения машин.
Бригада работает по годовому производственному заданию, утверждаемому директором МТС на основании годового производственно-финансового плана. Бригаде устанавливаются задания по важнейшим периодам с.-х. работ (период весенних полевых работ, период уборки урожая и т. д.). Тракторная бригада укомплектовывается всеми машинами, необходимыми для выполнения годового производственного задания. Распорядок рабочего дня и организация работ в бригаде устанавливается директором МТС на каждый с.-х. период. Большое значение для правильной организации и высокого качества работ, выполняемых бригадой, имеет соблюдение организационно-технических правил производства тракторных работ.
Для выполнения спец. работ в МТС по мере надобности создаются специализированные отряды и бригады. В 1951 при МТС имелось 977 машинно-мелиоративных и лугомелиоративных отрядов, 1 676 машиносенокосных отрядов и 1 833 монтажные бригады по механизации трудоёмких процессов на животноводческих фермах. Специализированные отряды и бригады укомплектовываются кадрами соответствующих специальностей и оснащаются оборудованием, необходимым для выполнения установленных им производственных заданий.
В машинно-тракторных станциях успешно внедряется оправдавшая себя на опыте диспетчерская система управления производством.
В 1951 свыше трёх тысяч МТС имели диспетчерскую систему, радио и телефонную связь с тракторными бригадами (см. Диспетчеризация, Радио).
Штаты МТС укомплектовываются специалистами в зависимости от размеров тракторного парка, специализации, зональных и др. особенностей с.-х. производства.
Директор МТС имеет трёх заместителей: главного инженера по технической части, главного агронома по агропроизводственной части и заместителя по политической части. По типовым штатам, утверждённым в 1951, каждая МТС имеет инженера-механика по с.-х. машинам и комбайнам, старшего механика по механизации трудоёмких работ в животноводстве, агронома по кормам, участковых агрономов и участковых механиков - по одному на каждые 20 условных 15-сильных тракторов, заведующего ремонтной мастерской (инженера-механика), инженера-механика контролёра, заведующего нефтехозяйством и необходимый счётный, хозяйственный и обслуживающий персонал.
Кроме указанных выше работников, типовые штаты МТС предусматривают должности специалистов, в зависимости от особенностей производства в обслуживаемых колхозах. Так, в МТС, обслуживающих не менее десяти насосно-силовых установок в колхозах, введена должность техника-механика по насосно-силовым установкам; в МТС, обслуживающих хлопкосеющие, свеклосеющие, виноградарские колхозы и колхозы, возделывающие чай, - должность агронома-энтомолога; в МТС, выполняющих работы по строительству прудов, водоёмов и другие гидротехнические и мелиоративные работы, - должность инженера-гидротехника или инженера мелиоратора; в МТС, обслуживающих районные семеноводческие рассадники по травам, - должность агронома-семеновода по травам; в МТС, имеющих диспетчерскую радиосвязь, - должность радиотехника и т. д.
В штатах лугомелиоративных станций из ведущих специалистов имеются инженеры-мелиораторы и агрономы по луговодству, а в машинно-животноводческих - зоотехники и механики по водоснабжению.
Для штатных работников МТС установлены должностные оклады. Эти оклады диференцированы по трём группам МТС в зависимости от размеров тракторного парка (до 60 условных 15-сильных тракторов, от 60 до 100, 100 и более). Оклады всех специалистов МТС устанавливаются в зависимости от образования. В целях повышения заинтересованности и ответственности руководящих работников и специалистов МТС за выполнение и перевыполнение плановых заданий по урожайности с.-х. культур (по фактическому сбору урожая в колхозах, обслуживаемых МТС) введена специальная система премирования работников МТС. Премии выплачиваются за выполнение и перевыполнение плана урожайности важнейших с.-х. культур, за своевременное выполнение планов сенокошения и силосования кормов, за выполнение и перевыполнение планов сдачи колхозами натуроплаты, за снижение себестоимости тракторных работ.
Основные кадры механизаторов для работы на машинах МТС - трактористы, бригадиры тракторных бригад, прицепщики и др. - комплектуются не в порядке обычного набора рабочих, а выделяются колхозами по договору с МТС из среды колхозников. Работникам этих категорий за выполненные ими работы колхозы начисляют трудодни на основе сдельщины и выдают на трудодни натуральные и денежные доходы наравне со всеми колхозниками. Кроме натуральных и денежных выдач по трудодням от колхоза, трактористы, бригадиры тракторных бригад, их помощники, учётчики, заправщики и машинисты сложных машин получают гарантийный денежный минимум от государства.
В целях повышения производительности труда работников тракторных бригад и заинтересованности их в получении высоких урожаев с.-х. культур в колхозах, оплата труда трактористов, бригадиров тракторных бригад, их помощников, учётчиков-заправщиков и прицепщиков установлена в зависимости от выполнения плановых заданий по урожайности с.-х. культур, определяемого по фактически собранному урожаю на обрабатываемых ими участках.
Для улучшения производственной деятельности МТС партия и правительство уделяют большое внимание ПОВЫШЕНИЮ уровня организационной работы в МТС, прежде всего улучшению дела подготовки механизаторских кадров, правильному укомплектованию тракторных бригад, ликвидации обезлички и уравниловки в бригадах, улучшению планирования как в МТС в целом, так и в каждой тракторной бригаде.
Список использованных источников