Музеи города Сочи. Литературно-мемориальный музей Николая Островского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 18:57, реферат

Описание работы

В течение многих лет это слово воспринималось синонимом счастливого отдыха трудящихся. В 1930-1950 годы период активного государственного мифотворчества советского времени вместе с другими стройками коммунизма курорт должен был стать примером воплощенной сказки. Дворцовой репрезентативности санаторных комплексов соответствовал программный пафос строительства курорта для советского труженика: рабочего и колхозника.

Файлы: 1 файл

Реферат2.docx

— 69.01 Кб (Скачать файл)

     Реферат

 

 

 

На тему : « Музеи города Сочи. Литературно-мемориальный музей Николая Островского»

 

 

 

 

 

 

                                 Выполнила: Каландия Диана Джинетиевна

                                 Проверила:  Чучвага Лариса Мироновна

 

 

Сочи

В течение  многих лет это слово воспринималось синонимом счастливого отдыха трудящихся. В 1930-1950 годы период активного государственного мифотворчества советского времени  вместе с другими стройками коммунизма курорт должен был стать примером воплощенной сказки. Дворцовой репрезентативности санаторных комплексов соответствовал программный пафос строительства  курорта для советского труженика: рабочего и колхозника. По сей день живет представление о Сочи, как  о городе, рожденном социалистическим строительством – сначала придуманным, а затем осуществленным могучей  творческой волей, подобно Петербургу, на пустом месте.

Сочи –  один из мифов, в создании которого участвовали и государственные  деятели, и кинематографисты, и поэты, и художники,  и архитекторы. Но Сочи – это реальный город. Советский  курорт Сочи должен был сместить акцент с традиционных дореволюционных  центров курортной жизни Ялты и Пятигорска на Черноморское побережье  Кавказа. При этом, среди курортов побережья (Сухуми, Гагры, Новый Афон), выбран именно Сочи, курорт на российской территории. На сегодняшний день - прозорливое решение, так как на всем Черноморском побережье теперь сохранился один российский курорт. Палитра имен архитекторов, строивших Сочи, достаточно широка: здесь работали известные архитекторы,  Х1Х-ХХ веков, такие как Мержанов, Щусев, Алабян, Душкин, братья Веснины, Кузнецов, Чернопятов и многие другие. Выдающийся архитектор Иван Владиславович Жолтовский спроектировал «Дом Уполномоченного», в котором ныне располагается Сочинский художественный музей. Назначение учреждения – административный центр. Внутри просторные, как в академии художеств коридоры, в которые выходят двери огромных кабинетов и лекционных залов. Впоследствии в этом здании располагался Горком партии, а в 1971 году, после строительства нового Горкома, здание  Уполномоченного было передано под городской Выставочный зал, и после пятилетней реконструкции первого октября 1976 года музей открыл свои двери для посетителей. Основу коллекции музея создали картины, переданные по распоряжению Горисполкома, из сочинских здравниц. Имена – практически все крупные художники реалистического крыла, начиная с Бродского, Герасимова и далее, Бакшеев, Бялыницкий-Бируля, Куприн, Кончаловский, Крымов, Машков, Борис Яковлев и другие.

Тематика  произведений – преимущественно  пейзажи, натюрморты, реже картины композиционного  плана. За свою тридцатилетнюю историю  музей собрал в своих фондах значительное количество произведений русского искусства  и принял более шести миллионов  посетителей. Сегодня в обновленном  здании после капитального ремонта  на трех тысячах квадратных метров экспозиционной площади выставляются произведения искусства разных эпох – начиная с древнерусской иконы, прикладного искусства, живописи и скульптуры ХVIII-ХХ веков. Сейчас трудно представить Сочи без художественного музея, равно как театра или других учреждений культуры города. Сменилось ни одно поколение сочинцев, гордящихся своим музеем и его коллекцией. Сама коллекция постоянно растет и на сегодняшний день представлена именами лучших  российских художников, являющихся гордостью отечественной культуры, таких как: Айвазовский, Поленов, Серов, Туржанский и другие.

На территории Сочи находится множество музеев. Есть музеи в Сочи, посвященные городу; народностям, проживавшим и проживающим на территории Сочи. Среди остальных музеев, можно выделить "Художественный музей", выставки которого привлекают, как большинство жителей, так и гостей города, приехавших на отдых в Сочи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Художественный  музей города Сочи

Сочинский художественный музей является одним из ведущих  музеев Черноморского побережья  Кавказа и самым молодым музеем. Первоначально здание, в котором  сейчас находится музей было административным – здесь располагалось Управление Уполномоченного ЦИК СССР. В 1972 году памятник советской архитектуры был отдан для создания Выставочного зала, который открыл двери для первых посетителей в октябре 1976 года. Помимо выставочной деятельности перед Сочинским Выставочным залом была поставлена задача создать собственное собрание произведений советского искусства. В 1988 году Выставочный зал получил статус музея.

Здание Сочинского художественного музея является  памятником архитектуры федерального значения, которое было построено  по проекту выдающегося российского  зодчего Ивана Владиславовича Жолтовского  в 1936 году в стиле «сталинский  ампир». Основу собрания музея составили  работы, которыми художники страны украшали залы сочинских здравниц, строившихся в 30-50 ее годы. Это произведенияизвестных художников Москвы и Ленинграда того периода: К. Богаевского, А. Куприна, И. Машкова, С. Герасимова, П. Кончаловского, И. Бродского и многих других. Позднее коллекция пополнилась за счет поступления работ из запасников Министерства Культуры СССР и РСФСР. Кроме того, картины приобретались в художественных салонах Москвы и у частных владельцев.  К ним относятся произведения И. Айвазовского, В. Каменева, Н. Сверчкова, А. Боголюбова, В. Поленова, поступившие в фонд музея в середине 80-х годов.

Министерство культуры РСФСР способствовало появлению  в собрании многообразной и цельной  по составу коллекции декоративно-прикладного искусства. Гжельский фарфор, глиняная игрушка, лаковая миниатюра, жостовский поднос, вышивка, кружево, шитье – все эти предметы постоянно сопутствуют музейным выставкам. Целыми собраниями были закуплены у авторов и их наследников графические работы. В фондах музея хранятся коллекции замечательных художников-графиков: В. Фаворского, В. Федяевской, Ф. Константинова, Ф. Платова, Л. Гуревич, Т. Рейн, Г. Ратнера.

Современную  живопись в собрании музея наиболее ярко представляют картины художников 70-90-х годов: Д. Жилинского, Н. Андронова, П. Оссовского, Н. Нестеровой, И. Старженецкой и многих других выдающихся российских живописцев.

Гордостью Сочинского художественного музея является недавно сформированная коллекция  античного декоративно-прикладного  искусства и оружия. История ее появления  напрямую связана с  традицией «черных копателей».

В 1997 году сочинской  Федеральной службой безопасности в музей были переданы на хранение предметы, добытые при грабительских  раскопках в верховьях реки Мзымты (Адлерский район). После длительной реставрации, проведенной сотрудниками Государственного Эрмитажа, и благодаря спонсорской помощи Министерства культуры Греции серебряная часть клада предстала во всей своей красе и уникальности в одном из залов музея.

Тематическая выставка «Православная икона и церковная  атрибутика» из собрания музея вызывает постоянный интерес у зрителя, что  представляется вполне обоснованным.

Коллекция икон Сочинского художественного музей невелика по количеству, но достойно вводит посетителя в мир иконописи, показывая основные иконографические типы изображения  Христа, Богоматери и святых. Одной из самых ранних по времени создания в музейной коллекции считается икона Богоматери Знамения Курской, относящаяся к. XVIII – нач.XIX века. Некоторый архаизм письма свидетельствует, что это произведение одной из провинциальных иконописных мастерских. Иконы Козельщанской Богоматери и Валаамской Богоматери указывают на стремление их создателей соединить традиционные иконописные приемы изображения с технологией академической живописи. Этот синтез ярко проявился в иконе «Поклонение волхвов», приписываемой мастерам московской школы. Важным дополнением к коллекции икон стали вошедшие в ее состав иконы так называемой Кубанской школы и работ сочинских художников этого вида искусства.

Основой выставочной  деятельности музея является постоянная экспозиция «Русская живопись и графика XVIII – XXI вв.» которая в исторической последовательности представляет эволюцию русского искусства с середины XVIII века до наших дней. Русская академическая живопись рубежа XIX-XX веков иллюстрируется произведениями замечательных пейзажистов: И. Айвазовского, Л. Лагорио, М. Клодта, И. Шишкина, В. Поленова, К. Богаевского и др. Их объединяет академическое мастерство живописи, высокая интонация, уводящая за пределы обыденного восприятия реальности. Московская школа живописи представлена произведениями импрессионизма и постимпрессионизма, начиная от одного из родоначальников импрессионизма в русском искусстве – А. Архипова и до художников-сезаннистов, основателей художественного объединения «Бубновый валет» - И. Машкова, А. Куприна и П. Кончаловского. Последний зал экспозиции представляет диапазон искусства с 40 гг. XX века и вплоть до современности.

Значительную часть  коллекции музея составляют произведения графического искусства – это  свыше 2700 единиц хранения XIX-XX веков. Тысячи листов оригинальной и тиражированной графики рассказывают об истории  этого вида русского искусства. В  коллекции присутствуют все жанры, виды и техники графики, представленной десятками крупнейших имен, - рисунок, акварель, гравюра, литография, иллюстрация, сатира и плакат. Выдающимся мастером классической гравюры является С. Галактионов. Он одним из первых начал в России работать в технике литографии, а  затем стал самым известным офортистом первой половины XIX века. В коллекции  музея находится его работа «Вид Марли и Золотой горы со стороны  Парнаса в Петергофе». Одно из центральных  мест в графической коллекции музея занимает рисунок. В этой технике исполнены работы замечательных мастеров эпохи русского модерна: В. Серова и Б. Кустодиева. В ряду русских рисовальщиков конца XIX -нач.XX века Валентину Серову принадлежит пальма первенства. Лист В. Серова «Женский портрет» относится к последнему периоду творчества мастера, когда его рисунок приобрел исключительную виртуозность, отточенность, лаконизм. Художественное своеобразие и индивидуальный стилистический почерк Б. Кустодиева в полной мере проявляется в нескольких рисунках сочинского собрания.

Графическая часть  собрания музея дает редкую возможность  проследить путь пройденный за полтора столетия дореволюционной отечественной графикой и оценить вклад, внесенный коллективом художников, которые творили свое искусство в советский и постсоветский периоды XX-XXI вв. Подтверждением этих слов может быть последнее поступление в коллекцию музея в виде авторской литографии современного всемирно известного художника Михаила Шемякина «Зимняя олимпиада». Произведение

выполнено в характерной  для художника манере, сочетающей виртуозный рисунок и сюрреалистическую  игру формы. Это дар главы города Сочи В.В. Колодяжного.

Сегодня музей  располагает крупнейшей коллекцией на Черноморском побережье Кавказа, насчитывающей более пяти тысяч  единиц хранения и  представляет изобразительное  искусство разных исторических периодов от античности до наших дней.

 

Музей истории  города Сочи

Музей истории  города-курорта Сочи (до 1980 года –  краеведческий) был   создан в 1920 году и является одним из старейших  учреждений культуры г.Сочи.

Основой создания музея послужила коллекция Сочинского отделения Кавказского горного  клуба, который существовал с 1902 по 1917 год. Члены клуба изучали  флору и фауну, археологию, быт  народов Кавказа, возглавлял этот клуб – известный инженер и краевед  Василий Константинович Константинов, который построил великолепную дорогу на Красную Поляну и проектировал дороги в с. Пластунское, Ажек, Аибга. Коллекция размещалась в доме его матери Майковой Е.П., это были образцы минералов, гербарий растений, предметы быта коренного населения.

После смерти В. К. Константинова и его матери (в 1920 году), коллекция горного клуба  становится собственностью государства.  9 июля 1920 года Сочинский райисполком  принимает решение о создании краеведческого музея. Первых посетителей  музей принял 15 февраля 1921 года и  находился в частном доме, на месте  которого позже была построена гостиница  «Приморская». Коллекция фондов насчитывала около 1 тысячи единиц, имелась собственная библиотека по краеведческой литературе. За первый год существования музей принял 712 посетителей.

С середины 20-х  годов и до 1932 года музей переживал  большие трудности, не было постоянного  помещения, коллекции находились в  ящиках,   приходилось переезжать, или временно разворачивать экспозицию. Только в 1932 году музею было предоставлено  здание по ул. Орджоникидзе, 29, в котором  он  находился более 60 лет, за этот период прошли большие изменения.

В годы Великой  Отечественной войны музей стал важным общественно-политическим центром  города. Летом 1942 года, когда город  Сочи стал прифронтовым, экспонаты  музея эвакуировали в глубь гор, часть была закопана в пещерах. Когда угроза оккупации миновала, музей вновь восстановил экспозицию и был открыт для посетителей.  В фонды музея за годы войны поступило более 3 тысяч предметом музейного значения, рассказывающих об участии сочинцев в боевых действиях на фронтах и их самоотверженной работе в госпиталях города. Сотрудники музея   проводили экскурсии для раненных бойцов, а к тяжелобольным ходили в госпитали с лекциями. В годы Великой Отечественной войны музей обслужил более 45 тысячи посетителей.

В послевоенный период деятельность музея полностью соответствовала  государственной политике в области  музейного дела. Строились новые  экспозиции, пополнялись фонды уникальными  экспонатами, проводились экскурсии  и массовые мероприятия, осуществлялись выезды в сельские районы Кубани.

Появилась и новая  форма работы: стали принимать  выставки из музеев других городов - Тбилиси, Краснодара, Майкопа, Калуги, Сухуми и  т.д.

В 1986 году в состав музея вошли   новые объекты, расположенные в отдельных зданиях: Музей «Дача певицы В.Барсовой»  и Этнографический отдел музея  в п. Лазаревское.

 Здание, в котором  находился музей по ул. Орджоникидзе, было построено в 1910 году, совершенно  устарело и не соответствовало  типовым музейным нормам. Планировалось  построить новое здание музея,  и строительство его началось  в 1992 году рядом со старым  зданием по улице Орджоникидзе  за счет инвестора. Вскоре стройка  была заморожена из-за отсутствия  финансирования. Вскоре  началось  проектирование, а затем и строительство  нового здания санатория «Черноморье». В конце 1999 года дом № 29 по ул.Орджоникидзе был снесен.

Информация о работе Музеи города Сочи. Литературно-мемориальный музей Николая Островского