Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 17:45, реферат
Обсуждая проблему генезиса традиционной одежды финно-угорских народов, известный российский этнограф В.Н. Белицер подчеркивает, что происхождение тех или иных общих элементов в традиционной одежде у северных русских, коми, коми-пермяков и других финно-угорских народов европейского северо-востока России, не всегда следует рассматривать как результат прямого заимствования. Наличие некоторых универсалий в комплексе традиционной одежды могло быть обусловлено близкими природно-климатическими условиями и, соответственно, общими типами ведения хозяйства
Одежда коми.
Обсуждая проблему генезиса традиционной одежды финно-угорских народов, известный российский этнограф В.Н. Белицер подчеркивает, что происхождение тех или иных общих элементов в традиционной одежде у северных русских, коми, коми-пермяков и других финно-угорских народов европейского северо-востока России, не всегда следует рассматривать как результат прямого заимствования. Наличие некоторых универсалий в комплексе традиционной одежды могло быть обусловлено близкими природно-климатическими условиями и, соответственно, общими типами ведения хозяйства. Результаты сравнительного этнографического исследования народной одежды коми, коми-пермяков и северных русских, проводившиеся достаточно систематически начиная со второй половины XX века, показывают, что в особенностях покроя повседневной и обрядовой одежды, в характере декорирования различных элементов одежды, в некоторых специфических атрибутах народного костюма и различных локальных способах его ношения и хранения, а так же в поверьях об одежде, более чем наглядно проявляется не только история формирования различных этнографических групп, но и некоторые черты традиционного мировоззрения коми.
До начала XX века повсеместно у коми и коми-пермяков шили одежду преимущественно из тканей домашнего производства: холста (белого и цветного - ‘пестряди’) и сукна. Холст (льняной и посконный) был значительно шире распространен у коми-пермяков и у коми, проживающих в южных районах (летские и вычегодские коми). На изготовление верхней одежды, помимо сукна, шли и полушерстяные ткани. Выделанные шкуры (коровьи, овечьи, оленьи), необработанные и дубденные, а так же ровдуга и мех домашних и диких животных использовали при изготовлении обуви, ремней, шапок, шуб и промысловой одежды. Верхнюю одежду и обувь из оленьего меха шили в основном жители северных районов, расположенных по Печоре и Ижме, на Удоре, в верховьях Мезени и Выми. В этих местах, наряду с меховой одеждой, была широко распространена одежда из привозных тканей, которые доставлялись из центральных районов России. Так, например, в большом количестве холст, сукна и парчу и готовую одежду на Печору привозили чердынскне купцы из Пермской и Вятской губерний, а в верховья Мезени, на Ижму и Удору ткани (пестрядь, сермяжные сукна, кумач, цветные шелка) доставляли из Архангельска, Пинеги и Великого Устюга. Преимущественно у летских коми и коми-пермяков была распространена традиция плетения лаптей (нинкцм) из бересты и липового лыка. Интересно, что у летских коми праздничные лапти, одеваемые обычно на Масленицу, обязательно плелись из более тонкого лыка разных пород деревьев и украшались на носке вставками из цветного материала. Береста у коми использовалась и для изготовления очелий девичьих и женских головных уборов. У удорских и вычегодских коми известны случаи изготовления из цельных пластов бересты лечебных корсетов для малолетних детей и больных людей. У летских коми зафиксирована традиция плетения из бересты ритуальной верхней одежды (головных уборов, кафтана и штанов), которая использовалась для лечения больных и немощных пожилых людей. Такая одежда изготовлялась в технике плетения пестера (традиционного ранца из тонких полос бересты). Современные летские коми мастера сохраняют традицию плетения из бересты миниатюрных макетов различных элементов традиционной верхней одежды в качестве сувениров.
К сожалению, до настоящего времени не предпринимался опыт специального этнографического исследования комплекса традиционной детской одежды коми. Известные полевые материалы, а так же музейные коллекции традиционной одежды коми, собранные в период 60-80 гг. XX в. свидетельствуют о том, что повсеместно у коми повседневная нижняя и верхняя наплечная детская одежда, в основном, повторяла по покрою одежду взрослых. До обретения способности самостоятельно ходить маленькие дети, независимо от пола, носили белые холщевые рубахи с подолом до колен или щиколоток. У печорских и ижемских коми после крещения ребенка на его тело повязывался плетеный неширокий поясок (по структуре плетения напоминает гайтан из льняных нитей для нательного креста), который носился под одеждой и никогда не снимался, даже в бане. В возрасте двух-трех лет мальчикам для выхода на улицу, за пределы жилой усадьбы, одевали белые или полосатые холщевые штаны, и подпоясывали поверх рубахи тканым или плетеным пояском. По единичным свидетельствам современных информантов, это могло происходить даже после шести-семи лет - известно, что именно с этого возраста в семьях у коми детей начинали привлекать к некоторым хозяйственным работам. Подростковый костюм мальчика состоял из холщовых некрашенной рубахи и белых, либо сине-белых полосатых штанов (гач), длинных шерстяных чулок, украшенных полосой геометрического орнамента лишь по верхней кромке паголенка (кузь сера чувки). Подпоясывались подростки поверх рубахи узким плетеным или вязаным пояском, а на Удоре и Ижме ремнем из сыромятной кожи. В холодное время года мальчики носили суконные шапки. Традиционный повседневный наряд девочки состоял из белой холщевой рубахи, подпоясанной шерстяным цветным пояском (вцнь, ий), однотонного платка (чишьян) или повязки (головедеч) на голове, узорчатых шерстяных или холщевых чулок, украшенные по паголенку бранным узором (сера дцра чувки), и низкой (без паголенка) легкой обуви из сыромятной кожи (коты, чарки или уляди) на ногах. В возрасте 7-8 лет девочки начинали носить холщевые сарафаны, чаще темно-синего цвета. В весенне-летний период подростки чаще носили холщевые чулки без пятки, как правило, без узора по паголенку. (Отметим, что взрослые одевали такие чулки в период сенокоса, а вплоть до 60 г.г. ХХ века чулки без пятки, были обязательным элементом мужского и женского погребального наряда.) Повсеместно у коми считается, что малолетним детям больше к лицу белый цвет одежды, ни в коем случае не пестрый и не красный цвета, которые привлекают к ребенку нежелательные сторонние взгляды и подвергают его опасности сглаза. По традиции ижемских и удорских коми, девочки, достигшие 13-15 летнего возраста могли одевать на себя холщевые штаны в качестве теплой одежды. Однако, практически повсеместно у коми ношение мужских штанов в качестве повседневной одежды девочками, девушками и женщинами считалось грехом, и лишь в сильные зимние морозы девочкам и девушкам разрешалось одевать вместо штанов теплую женскую кофту или мужскую рубаху, просунув ноги в рукава и закрепив ее на поясе. Известны случаи, когда женщины одевали на себя мужские штаны в качестве оберега. По свидетельствам В.П. Налимова, замужним женщинам у вычегодских и сысольских коми разрешалось одевать на себя лишь нижнее мужское бельё из льна (дцрцм гач, йцрдцс гач) и только в период месячных (Налимов 1907).
Современные информанты подчеркивают
лишь некоторые специфические
Традиционный мужской наряд коми и коми-пермяков состоял из рубахи (дцрцм, йцрнцс), верхних штанов (гач), кафтана (дукцс) или шубы (пась). Туникообразную рубаху обычно шили из белого домотканого холста (дцра) или пестряди. Праздничная рубаха шилась из более тонкого холста или из фабричных тканей и украшалась черно-красной вышивкой, полосками браного узорного тканья или узкими вставками кумача на груди, по вороту и на оборках рукавов. В.Н. Белицер отмечает, что по покрою мужская рубаха у коми имела некоторые отличия от традиционной русской косоворотки: более длинный подол (почти до колен), разрез на правой стороне груди, либо в центре (у русских - слева), более широкие рукава. На рубахах старинного покроя у коми-пермяков ширина полотнища достигала 40-45 см, а длина рубахи была не менее 80-85 см. Боковые полотнища, прямые или слегка скошенные, пришивали к центральному. Изредка для удобства в подоле вставляли клинья. Рукава шили из одного полотнища, перегнутого вдоль (длиной 50-55 см). Под рукавами вшивали квадратные ластовицы, часто из кумача. Рубаху шили со стоячим воротником и совсем без воротника. Носили такие рубахи всегда навыпуск, подпоясывая плетенным или тканым пояском (вцнь, йи), завязывая узел на левом боку. Нижние штаны (порты, вешьян), более широкие, чем верхние, шили из сурового холста, глухие, между штанинами вставляли два клина. Такие штаны закрепляли на поясе шнуром на вздержке - гашнике. По данным В.Н. Белицер, в XIX и в начале XX вв. в некоторых местах у коми пожилые мужчины носили летом белые порты и в качестве верхних штанов. Чаще же верхние штаны для лета шили из пестряди, синие в белую полоску, а для зимы - из домотканого и фабричного дешевого сукна. По покрою верхние мужские штаны у коми близки старинным образцам мужской одежды русского населения Вятской, Пермской и Вологодской губерний. Праздничные штаны шились из бумажного трико черного цвета. Штаны заправлялись в сшитые из холста или вязаные, шерстяные чулки, обычно украшенные геометрическими узорами по всему паголненку.
В традиционном комплексе верхней наплечной мужской одежды коми В.Н. Белицер выделяется три основных типа, связанных с производственной деятельность населения рассматриваемого региона. Первый тип характерен для земледельческих районов (Вычегда, Сысола, Луза). Шабур, сшитый из синего или сурового грубого холста. По своему виду эта летняя верхняя одежда представляла собой длинную глухую рубаху с рукавами, бока которой состояли из четырех скошенных и сшитых между собой полотнищ; такой покрой делал ее более широкой в подоле. Для головы было прорезано отверстие, с краю которого иногда пришивали капюшон из холста (юр кышцд). Такую одежду носили обычно в качестве рабочей и подпоясывали ремнем или бечевкой. С наступлением осенних холодов коми мужчины одевали дукцс - кафтан, из домотканого сукна синего или белого цвета длиной до колен, с застежкой на левую сторону и длинными рукавами. В некоторых местах его называли сукманом. Шили дукцс или сукман с отрезной спиной и со сборами на талии, подобно шабуру, в других случаях от талии шли расходящиеся фалды. Подобный вид одежды обычно носили охотники во время зимних и осенних промыслов. Коми-пермяки, жившие по Верхней Каме и по Язьве, называли такую верхнюю одежду термином “гуня”. В качестве рабочей верхней одежды использовался сукман аналогичного покроя, но серого цвета. Коми-пермяки чаще в качестве рабочей одежды носили глухой передник (запон) с рукавами, спереди представлявший собой рубаху туникообразного покроя длиной до колен. Сзади центральное полотнище доходило только до талии, а иногда имело разрез. Вырез для головы был круглый или треугольный. Никаких пуговиц, завязок и крючков запон не имел. В.Н. Белицер отмечает, что термины, которыми у коми обозначали те или иные виды верхней наплечной одежды, не отличались устойчивостью, часто один и тот же термин в различных районах применялся для обозначения разных видов одежды. Так, например, термином шабур вычегодские коми называли глухую рабочую блузу, а коми-пермяки, жившие в бассейне р. Иньвы,- кафтан, сшитый из холста, обычно синего цвета. Спину у этого шабура делали отрезной, а от талии шли многочисленные сборы, как в русской поддевке. Правая пола шабура запахивалась на левую сторону и застегивалась на два крючка. Воротник делали отложным, шалью. Шили шабур на холщовой белой подкладке. Зимой мужчины носили шубу из овчины (пась), нагольную или покрытую сукном. На Вычегде, нередко, мужчины носили зимой тулупы прямого покроя на меху неблюя (молодого оленя), так же покрытые сукном. Второй тип - промысловый костюм коми охотников и рыболовов. Основной отличительной деталью промысловой одежды является прямоугольная короткая накидка с отверстием для головы - лузан (к.-з.), лаз (к.-п.). У печорских и удорских коми, а также на Язьве у коми-пермяков такие накидки изготовлялись из домотканого холста или из сукна размером 40x60 см. По краям для прочности лузан обшивался узкими сыромятными ремешками. Для большей прочности лузан так же обшивался кожей на плечах, груди и на спине, куда пришивалась петля для топора (лаз козъян). На подростковых промысловых накидках петля для топора, как правило, не пришивалась. Некоторые охотники на левом плече лузана пришивали погончик для ружейного ремня, а справа на груди - карман для пуль. Иногда лузан полностью изготовлялся из кожы и лишь карманы шились из холста. Для зимней охоты использовался лузан с капюшеном, который изготовлялся отдельно и пришивался к краям головного отверстия. По сведениям Н.Д. Конакова, на Печоре лузан ткали из шерсти с помощью челнока-иглы на поперечном ткацком станке. Под полотнищем лузана сзади и спереди за счет подшивного холста образовывались мешки - карманы, которые использовались во время переходов для хранения добытой дичи, шкурок зверей, а также необходимых охотнику принадлежностей. Высота нагрудного кармана была 15-20 см, задний карман (лаз ноп) делался несколько больше и имел высоту от 30 до 50 см. Для того, чтобы задний карман не провисал от груза, у некоторых лузанов он прикреплялся за середину ремешком с петлёй к застёжке-палочке, пришитой немного выше края кармана. К нижнему концу нагрудной части (лаз морцс) пришивался сыромятный ремень с пряжкой на правом боку или две завязки, по одной с каждой стороны, длиной около 1 метра. Многие лузаны имели накладные кожанные или суконные “крылья”, прикрывающие плечи. Лузан подпоясывался, нередко, и кожаным ремнем (тасма) с железной или медной пряжкой. Н.Д. Конаков и В.Н. Белицер отмечают, что аналогичный тип верхней охотничьей одежды характерен не только для коми, но широко известен до настоящего времени у карел и русских Архангельской области, а также у хантов и манси Западной Сибири. Третий тип - одежда оленевода, которая в прошлом была характерна главным образом для коми-ижемцев, а в первой половине XX в. получила распростанение у печорских, удорских и вычегодских коми. В.Н. Белицер подчеркивает, что комплекс одежды из оленьего меха (малица, совик, тöбöки, пимы) имеет очень древнее происхождение. Однако у коми эти формы одежды получают распространие начиная лишь с XVI - XVII вв., что было связано с развитием оленеводства и расселением коми в районах лесотундры по Средней и Нижней Печоре, Усе и Ижме. Основные названия этой одежды были заимствованы коми у коренного оленеводческого населения тундры - ненцев (ср.: нен. ‘мяльца’, ‘панд’ и к.-з. ‘малича’, ‘панды’). Коми-оленеводы усовершенствовали некоторые детали в покрое и отделке одежды: ижемцы, в отличие от ненцев, не всегда пришивали к малице рукавицы (которые шились из камуса мехом наружу), а довольно часто носили их отдельно; подол малицы декорировался и в то же время существенно укреплялся меховой опушкой (панды) шириной 15-20 см. из летней шкуры оленя с более низким и плотным волосом; обязательным элементом малицы стал пришитый наглухо капюшон (юра малича) с опушкой из меха по краю и вшитыми замшевыми тесемками, позволяющими регулировать степень открытости лица. Известно, что у ненцев капюшон на малице получает широкое распространение лишь в конце XIX - начале XX в., и то не во всех районах расселения ненцев. На изготовление малицы у коми идет шкура неблюя, забитого после первой линьки. Капюшон для малицы изготовляют из более тонкой, блестящей шкуры пыжика (пежгу) - новорожденного олененка, забитого в мае. Причем капюшон шьется в два слоя - шерстью внутрь и наружу, так же как детская малица. Для коми характерны малицы, стан которых кроится из двух прямоугольных шкур, между которыми по бокам вшиваются две шкуры меньшего размера, перегнутые по вертикали, таким образом, чтобы малица удобно расширялась книзу. Поверх повседневной малицы мужчины и в настоящее время носят сатиновый или хлопчатобумажной чехол-накидку (малича кышед или кышан), в целом повторящий по покрою малицу. Многие мужчины-ижемцы носили суконные малицы, аналогичные по покрою меховым, и в качестве осенней одежды. В крепкие морозы на малицу надевается парка, сшитая мехом наружу из тонких шкур молодых телят. Раскрой её такой же, как у ижемской малицы, только спинка парки кроилась вместе с затылочной частью капюшона из одной шкуры. Праздничная мужская парка, как правило, шилась из белого неблюя (няровей, дон няровей) и украшалась по подолу, на рукавах и на капюшоне меховой аппликацией, а так же цветными суконными полосами. В осенние и весенние дни ижемцы носили парку из грубого сукна (ной парка). В очень сильные морозы оленеводы надевали совик, который шился подобно парке - мехом наружу, но из шкур взрослых оленей.
Традиционными головными уборами коми мужчин до первой четверти XX в. оставались валеные, суконные и меховые шапки различной формы - одни с низкой тульей и широкими полями, другие с высокой тульей и приподнятыми загнутыми кверху краями. Цвет этих головных уборов варировался между оттенками черного, серого, коричневого и белого. Охотники носили суконные шапки двух видов: “зырянки” в форме шлема с небольшой полоской сукна, спадающей сзади на шею, напоминающие матросские; с дном из пяти клиньев, оторочкой из зеленого сукна. Коми-ижемцы носили зимой меховые шапки-долгоушки из пыжика и неблюя, а население южных районов - вычегодские, летские коми и коми-пермяки - ушанки из овчины. В качестве летних головных уборов в XIX - нач. XX вв. носили картузы и фуражки. Отправляясь летом на работу в лес, мужчины надевали накомарник “номдöра”- специальный глухой капюшон из холста, закрывающий голову и шею, с открытым лицом. Такой же капюшон с сеткой из конского волоса на лицевой части носил название “ситка”. Рыбаки на промысле и косцы на сенокосе для защиты от насекомых повязывали голову и шею платком.
В.Н. Белицер отмечает, что для традиционной женской одежды коми и коми-пермяков характерен сарафанный комплекс севернорусского типа: рубаха с прямыми поликами, косоклинный и прямой сарафаны. Наиболее старинные формы народной женской одежды - длинная холщевая рубаха и косоклинный сарафан (в основе своей имеет три прямых полотнища - два спереди и одно сзади, и четыре клина, вставленных по два в бока) - до настоящего времени сохраняются в быту у коми-старообрядцев Вычегде, Верхней Печоре и Удоре. У коми-пермяков, ижемцев и сысольских коми уже в конце XIX в. преимущественное распространение получает прямой сарафан По мнению В.Н. Белицер, появление прямого сарафана у коми связано с распространением фабричных тканей, первоначально на Сысоле, которая издавна являлась районом отходничества. Прямой сарафан представлял собой юбку с неширокими пришивными лямками, сшитую из пяти или шести полотнищ ткани. Ширина сарафана в подоле достигала 4-5 метров. Носили прямой сарафан в поясе значительно ниже, чем косоклинный, но также всегда подпоясывали тканым или плетеным пояском, два раза обернутым вокруг талии и подвязанным, как правило, на правом боку так, чтобы кисти свисали до колен или за спиной (у летских коми). Повсеместно у коми женщины и девушки по праздникам надевали под сарафан для пышности одну или несколько юбок, a, нередко, и старый сарафан. У современных печорских коми-старообрядцев, второй тип сарафана определяют как “мирскöй тувъя сарапан”, при этом подчеркивается, что “в нем ходить, а тем более совершать молитву - грех”. В промысловых и оленеводческих районах - Печоре, Ижме и отчасти Удоре - сарафаны шили преимущественно из фабричных тканей, а в земледельческих районах бассейна Вычегды, Сысолы и главным образом в Прикамье носили дубасы, сшитые из домотканого крашенного холста или набойки со сборами.