Национальный костюм коми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 17:45, реферат

Описание работы

Обсуждая проблему генезиса традиционной одежды финно-угорских народов, известный российский этнограф В.Н. Белицер подчеркивает, что происхождение тех или иных общих элементов в традиционной одежде у северных русских, коми, коми-пермяков и других финно-угорских народов европейского северо-востока России, не всегда следует рассматривать как результат прямого заимствования. Наличие некоторых универсалий в комплексе традиционной одежды могло быть обусловлено близкими природно-климатическими условиями и, соответственно, общими типами ведения хозяйства

Файлы: 1 файл

Одежда коми.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

 

По различиям в выборе покроя и материала, по характеру убранства  и соответствующим ареалам бытования  современные исследователи условно выделяют несколько типов традиционного женского костюма коми: лузско-летский, коми-пермяцкий, верхневычегодский и нижневычегодский, вымский, ижемский и печорский, удорский (вашкинский и мезенский) и сысольский. Корректность предлагаемой типологии косвенно потверждается тем, что ареалы бытования выделенных типов женского костюма территориально совпадают не только с распространением различных диалектов коми языка, но и с бытованием разричных вариантов традиционного декорирования тканей (узорное вязание, вышивка, ткачаство), характерных для определенных этнографических групп коми. Так, например, Г.Н. Климова выделяет по характеру орнаментации тканей следующие группы: ижемскую, печорскую, верхневычегодскую, среднесысольскую, северокоми-пермяцкую, лузско-летскую,  нижневычегодская, верхнесысольская, мезенскую и вашкинскую (Климова 1984, C.28-54). Однако, современные полевые исследования показывают, что и в рамках условно выделенных локальных типов женские костюмы коми значительно варируются, если не по покрою, орнаментации и выбору материалов для изготовления, то по способам одевания различных его составляющих.

Основной элемент женского костюма - рубаха (дöрöм), верхняя часть которой (сöс) шилась из пестряди, кумача, либо вышитого холста, а нижняя часть (мыг)- из более грубого белого холста. Рубаха украшалась вставками из ткани контрастного цвета: ластович - на плечах и кунлöс - под мышками. На груди, посередине, делали прямой разрез с застежкой у ворота на одну пуговицу. Ворот, подол и обшлаги рукавов вышивались геометрическим или растительным орнаментом из красных, реже - красных и черных ниток. Для Лузы и Летки характерны рубахи с трапецевидными поликами, выкроенными из холста или кумача. Основной массив вышитых узоров на летских женских рубахах состредоточен на плечах, отсюда и местное название рубахи - пельпома кöрцöма (т.е. с плечами, присборенная). Г.Н. Климова отмечает, что женская рубаха летских коми по целому ряду признаков сильно отличается от этого вида одежды у остальных этнографических групп коми. В конце XIX-начале XX в. для коми характерны женские рубахи туникообразного покроя с одним центральным полотнищем и рубаха северовеликорусского типа с прямыми поликами и с широким присборенным воротом. В Прилузье и на Нижней Вычегде рубахи украшались двухуточным браным ткачеством, при этом узоры располагались поперек плеча, по обшлагу рукава и иногда по подолу. Летская же рубаха по покрою относится к типу рубах с косыми поликами и близка к рубахам с косыми поликами известными у русских Рязанской и Тульской губерний. На Удоре и Ижме, нередко, носили по две рубахи - нижнюю, длинную, из белой ткани, и верхнюю, доходящую до талии, из парчи, на подкладе из сукна. Ворот, обшлаги рукавов и подол рубахи отделывался бранным красным узором или узкими полосками кумача.

 

Удорский сарафан.

Поверх рубахи удорские женщины  одевали косоклинные сарафаны двух типов: кунтей - из синей холщевой ткани  с набивным растительным орнаментом и штофник - из покупного сатина, шелка или парчи на суровом  холщевом подкладе. По переднему шву косоклинных сарафанов сверху донизу нашивались металлические пуговицы, серебряный и золотой позумент. По подолу сарафан украшался двумя-тремя рядами кружевных полос (прöшва). Поддерживался сарафан с помощью лифа, который сзади делали вырезным, а спереди пришивным. Удорские женщины, нередко, поверх сарафана носили сильно приталенную кофту с широкими фалдами (гырка кофта) из шелка или сатина. На верхней Вычегде женщины носили шушун - косоклинный сарафан из пестряди (праздничный),  доматканого холста синего цвета или набойки (повседневный). Спереди у шушуна имелся шов, по обе стороны которого пришивалась тесьма, а посередине - пуговицы. Из фабричных тканей (ситца, сатина, кашемира) вычегодские коми шили кцрцма шушун - сборчатый на груди и на спине.

 

Вычегодский сарафан.

В селениях на средней Вычегде и  по верхней Печоре носили косоклинные  сарафаны из фабричной ткани - китайки.  Такие сарафаны шили обычно без складок, на суровой холщовой подкладке, поэтому  они были очень тяжелые. Поверх сарафана вычегодские женщины надевали “нарковник” - короткую распашную кофту из шелка или цветного кашемира на ситцевом подкладе, без застежек и воротника, с широкими рукавами, собранными в сборку у запястья. На талии подвязывался белый передник - водздцра - из хлопчато-бумажной ткани, вышитый растительным или геометрическим орнаментом по подолу.

 

Ижемский сарафан.

На Ижме бытовал праздничный  штофник из парчи и шелка - такого же покроя, как и китайник. Под  влиянием русского населения Архангельской  губернии у ижемцев  широкое распространение получили сарафаны прямого покроя из шелка Девушки из богатых ижемских семей имели до десяти и более шелковых прямых сараФанов.

 

Сысольский сарафан.

Для сысольских коми наиболее характерны ситцевые, сатиновые  и кашемировые сарафаны прямого  покроя двух типов: на лямках, и с лифом или корсажем. Первый тип представлял собой складчатую юбку со вздержкой. На подоле такого сарафана нашивали несколько несколько полос контрасного цвета, кружева или бахраму.  Второй тип прямого сарафана шили из одного поперечного куска ткани на холщёвом подкладе. Корсаж закладывали в мягкую складку и затягивали спереди на два железных крючка. Спереди прямой сарафан на лямках - кöö (кöвъя) платьö -  не имел продольного шва и этим он также отличался от клинника. Ширина сарафана в подоле  достигала 4 м. Носили прямой сарафан значительно ниже, чем косоклинный, но также всегда подпоясывали пояском или поверх сарафана одевали запон - хлопчато-бумажный передник без нагрудника, вышитый по всей поверхности растительным орнаментом или двумя широкими полосами по подолу.

 

Коми-пермяцкие женщины традиционно  носили дубас - косоклинный сарафан, который шили из крашеного холста и набойки, на лямках, из трех прямых полотнищ и нескольких клиньев. Перед дубаса состоит обычно из двух прямых полотнищ, соединенных швом посередине, а спина - из одного прямого полотнища и четырех клиньев (по два с каждой стороны). С передними и задними полотнищами клинья сшиты по прямой нитке, а между собой - по косой. Спереди дубас гладкий, без складок, иногда на вздержке, а сзади заложен в плотную мелкую складку. Лямки и верхний край дубаса обшивают кумачом или цветным ситцем. У язьвинских коми-старообрядцев, дубасы имели несколько иной покрой и назывались клинниками, которые шили длиннее, чем дубасы, а надевали значительно выше. Лямки у клинника были не пришивные, а составляли единое целое с полотнищем сарафана. Спереди клинник состоял из двух полотнищ и двух клиньев, сзади вверху клинья сходили на нет, а книзу расширялись. У зюздинских коми-пермяков близкая по покрою женская домашняя наплечная одежда шилась из домотканой клечатой пестряди и называлась пестрядинником. Перед пестрядинника шили из двух прямых полотнищ и слегка собирали вверху так, чтобы продольный шов приходился на середину. Спину также сшивали из двух полотнищ, вставляя по бокам по два клина. На спине ткань закладывали в мелкую складку, к подолу она расходилась, образовывая крупные фалды. Пестрядинник поддерживался на груди посредством пришивных лямок.

Женские головные уборы коми различались  по возрастному принципу. Девичьи головные уборы, как правило, изготовлялись в форме открытого очелья или повязки, облегающей голову и оставлявшей неприкрытыми затылочную часть волос. В Прилузье и на Вычегде девушки носили головедеч - венчик на берестяной основе, обтянутый красным сукном и вышитый разноцветным бисером. Иногда декор головедича дополнялся металлическими цепочками. Сзади головедеч и повязка украшались 6-12 цветными лентами, которые собирались на головном уборе девушки в единый пучок и ниспадали по спине до пояса. Головедечь летские девушки, достигшие 16 лет, впервые одевали на Пасху и впоследствии носили в летнее время года. В последний раз девушка одевала такой головной убор при венчании в церки, где вежань снимала его с головы невесты. На Удоре праздничным головным убором девушек была парчовая повязка (алöй шöвка или барсöвöй от) шириной до 20 см, которая застегивалась сзади на пуговицу. На голове она имела вид цилиндра без дна. Сзади к повязке прикреплялись цветные ленты и шелковые кисти. У язьвинских девушек коми-пермячек подобная девичья повязка в одних деревнях называлась “лопшанка”, в других “хаас”. У вымских коми традиционным головным убором девушки в начале XX в. была “ситка” (сетка), представлявшая собой сплетенный из ниток круглый чепец, украшенный бусами и лентами. Ситку надевали по праздникам, главным образом на рождество, во время святочных игр. Девичий головной убор ижемок - ныв юр - налобная повязка из сложенного в узкую полоску платка, завязанного на затылке.

 

Чрезвычайно разнообразны свадебные  головные уборы коми. По свидетельствам информантов, в прошлом, в ходе свадьбы  у ижемских коми невеста меняла до пяти различных головных уборов. Накануне свадьбы, после ритуального омовения в бане и снятия с головы невесты ныв юр, на распущенные волосы ижемской невесты надевали юрной - очелье без дна, обтянутое красным сукном, вышитое бисером и украшенное мехом (чтобы уберечь красу невесты от сглаза). В районе верхней  Вычегды невеста за 2-3 дня невеста до свадьбы надевала головной убор, который имел вид трапеции с двумя крыльями по бокам, к которым прикреплялись завязки. Поверх него накидывался шелковый платок, угол которого закрывал почти все лицо невесты. Этот головной убор снимала вежань - крестная мать невесты перед самым отъездом в церковь для венчания и надевала вместо него “сборник” - головной убор замужней женщины.

 

Посеместно у коми замужние женщины  заплетали волосы в две косы, укладывая  их вокруг головы, и покрывали голову повойником  (юртыр, баба-юр, пöвöйник, вöлöсник)- специальный чепец на мягкой основе.  На Выми и в Прилузье замужние женщины, нередко, носили на голове в качестве повойника красную косынку, завязанной на затылке. У вымских коми до настоящего времени говорят: “замужняя женщина без красной повязки на голове всё равно, что церковь без главы”. Традиционно коми женшины старались собирать свои вычесанные волосы и наматывали их на жесткий валик повойника, чтобы передняя часть убора и прическа были более высокими. Пожилые женщины, утратившие пышность волос, нередко, усиливали объём валика льняными очесами, тканью, либо бумагой. Вместе с тем и сам повойник служил основой для надевания других головных уборов. Выходя на улицу, при приходе гостей в дом, женщина надевала поверх волосника платок или другие головные уборы, которые полностью прикрывали волосы. В.Н. Белицер выделяет две основных группы головных уборов замужних женщин у коми. На мягкой основе - различного рода вышитые повязки: треух или цшувка (Ижма); юркцртцд или сорока (Прилузье, Сысола). Празднияный головной убор - треук шился из парчи на коленкоровом или сатиновом подкладке и имел прямоугольную форму. Затыльная часть его была значительно длиннее налобной. Укрепляли треук на голове посредством завязок, пришитых по углам. Сзади к треюку пришивали две шелковые ленты. Треук покрывали шелковым платком с бахромой (сырья чышъян). Сорока предсталяла собой повседневную мягкую повязку с вышитым очельем-налобником, с двумя боковыми крыльями-завязками и хвостом, который покрывал затылок. Г.Н. Климова подчеркивает несомненную однотипность в технике декорирования летских сорок с аналогичными головными уборами у марийцев.  Это так называемая техника сплошного коврового шва, когда определенные участки ткани полностью заполняются плотным узором. Орнамент на сороке выполнялся набором, косым стежком, скрещенным швом и состоял из различных геометрических мотивов, стилизованных изображений дерева. Техника вышивки летских коми не имеет аналогов в орнаментальном текстиле других этнографических групп коми, однако по композиционному расположению узоров (широкими сплошными бордюрами) она очень близка к браному ткачеству вычегодских, вымских и сысольских коми. Не исключено, что мастерицы, не владеющие техникой браного ткачества, старались воспроизводить в вышивке орнаментальные мотивы,  характерные для ткачества. Головные уборы на твердой основе-сборник (Вычегда, верхняя Печора); самшура и кокошник (Печора, Вычегда, Вымь, Язьва). Сборник имел коническую форму и состоял из мягкого чепца и твердого околышка. На лобную часть сборника повязывали “патку” - платок, сложенный ввиде полосы. Сверху сборник прикрывался большим платком - чишъян ота, концы которого закалывались под подбородок. По данным М.А. Браун, у вычегодских коми сборник шили из сиреневой парчовой ткани с золотистыми растительными узорами (Опись коллекции, приобретенной Браун М.А. во время экспедиции в Коми АССР в 1967 г. Государственный музей этнографии народов России). Самшура -  чепец неправильной трапециевидной формы сшитый из кумача, с твердым дном, по краям обшит твердым валиком. В первый раз женщина надевала самшуру после венца в церкви. При выходе из дома поверх самшуры надевали платок, концы которого завязывали под подбородком. Кокошник представлял собой чепец, сшитый из кумача, на холщовой подкладке. В нижний край его были вздернуты завязки, с помощью которых кокошник и укреплялся на голове. Спереди у чепца имелось твердое очелье в форме полукруга, обшитое кумачом с украшениями из пуговиц, мишуры, разного жемчуга и бисера. Кокошник носили, низко надвигая на лоб, либо сдвигали на затылок, открывая лоб и пробор. Поверх кокошника, как и поверх самшуры, повязывали платок.  Дома и летом на полевых работах женщины носили кокошник без платка.  Молодые коми-пермячки, жившие по р. Язьве, до рождения первого ребенка носили на лбу вместе с кокошником “принизку”- полоску кумача с нашитыми на нее бусинами и бисером. Женщины носили кокошник и самшуру вплоть до смерти,  в ней же клали покойницу в гроб. На головных уборах у ижемских коми встречается вышивка, выполненная цветным бисером, серебряными и золотыми нитями. Параллельными нитями цветного бисера вышивали различные орнаментальные мотивы головного убора ижемской невесты. Общая схема рисунка на головных повязках одинакова: вся плоскость разделена на четыре круга, в которые вписаны шести- или восьмиконечные фигуры. Серебряными и золотыми нитями вышивали кички, сборники, кокошники - головные уборы и замужних женщин-ижемок. Для этого типа вышивки характерны трудночитаемые стилизованные растительные и зооморфные композиции, которые по своим мотивам очень близки к северодвинской вышивке металлической драгоценной нитью.

Верхняя женская одежда у коми была близка по покрою к мужской. В качестве рабочей одежды был распространен  шабур, ничем не отличавшийся от мужского. Повсеместно был распространен холщовый кафтан, который также был аналогичен по покрою с мужским, но только несколько короче и шире в подоле. Женскую шубу (пась) шили прямого покроя из дубленых желтых овчин. Меховая одежда коми-ижемок (малица) отличалась от мужской более изысканным декором на подоле, меховой оборкой и яркими украшениями из мехой мозаики и сукна на капюшоне и рукавах. Декоративный канон традиционной малицы девушки-невесты нашёл отражение в песенном фольклоре ижемских коми:

                                                  

Неблюй мича да малича                       

Дас кык сода пандыа                         

Куим пöлэс ноя                                  

Еджыд мича пежгу юра                     

Еджыд мича неблюй вом дора          

Виж бархата да кышеда                     

Сöьд кырныш койд кепыся               

Вижоо вартэ кышеда                         

Гöрдоо вартэ да тупреда 

 

В красивой малице из неблюя ,

Двенадцать полос оторочек на подоле,                  

Трех цветов суконки                                                             

На голове белый пыжик                                                             

Белый красивый капюшен из неблюя

Желтоватый чехол малицы из бархата

Черные , словно ворон , рукавицы ,

Желтоватый чехол,

Алеющая шелковая тесемка-завязка.

Мужская и женская обувь у  коми так же почти не различалась  по покрою. В зимнее время носили валяную обувь (тюни, катанки, ишим)- валяные головки с пришитыми  суконными или холщовыми голенищами. В северных районах зимой носили: “тöбöки”- сапоги высотой 40 см из оленьего меха ворсом наружу; “пимы”- сапоги с голенищем выше колен, также сшитые из оленьего меха ворсом наружу. В качестве весенней и осенней обуви коми оленеводы носили “кисы”- головка сшита из оленьего камуса, а голенища высотой до 20 см - суконные или кожаные. Охотники и рыболовы пользовались специальной обувью для промысла: осенью - кожаные сапоги с длинным голенищем (бакилö), а зимой - особые лыжные ботинки (лызь кöм), которые шились из одного куска тонкой сыромятной кожи в виде грубых башмаков с загнутыми носками. Низкую кожаную обувь носили с длинными шерстяными узорчатыми чулками (кузь сера чувки), которые завязывались под коленом специальными повязками. Меховую обувь носили с меховыми чулками - липтами, которые шились мехом внутрь. Женская меховая обувь отличалась от мужской цветом и орнаментальными композициями. Так, например: мужские пимы у современных ижемцев изготовляются полность из темного меха и лишь лицевая полоса паголенка вшивается белая; для покроя женских пим характерно комбинирование темных и светлых оттенков по всему паголенку; обязательный элемент орнаментальной композиции на женских пимах - водз пиэк сер (треугольники из меха контрастного цвета на пятке и лицевой стороне паголенка); на лицевой части мужских пим обозначаются лишь две параллельные полосы (прцстэ тшупед) - нижняя и верхняя; головка женских пим, нередко, украшается по бокам меховой геометрической аппликацией. Летом и осенью носили: поршни (чуктöм, чарки), сшитые из сыромятной кожи и стягаемые у щиколотки ремешком; коты (кцт)- кожаную обувь с невысоким суконным голенищем. Такую обувь носили поверх холщовых портянок или шерстяных узорчатых чулков. На Лузе и Вычегде носили лапти (нинкцм), плетеные из бересты и липового лыка. Коми-пермяки носили лапти с “опушнем” из холста.  До начала XX века у коми широко были распространены самодельные холщовые и суконные чулки (чöрöс) без пятки, которые в прошлом были обязательным атрибутом погребального наряда.

Информация о работе Национальный костюм коми