Народнический и марксистский проекты социалистического преобразования России. Исторический источник: основные направления источникове

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 17:01, контрольная работа

Описание работы

Народничество как идеология российского освободительного движения господствовало не только в 70-е, но и в 60-е и даже в 80-е годы C I C в. Однако временем исчерпывающего выражения и расцвета народничества была, несомненно, эпоха 70-х годов – точнее, с конца 60-х по начало 80-х, включая “старую” (1879–1882) “Народную волю”. Эта “революционнейшая из эпох в жизни русской интеллигенции” давно обрела и сохраняет доныне самостоятельный научный интерес – по совокупности разных причин.

Содержание работы

Введение
Народнический и марксистский проекты социалистического преобразования России.
Исторический источник: основные направления источниковедческих исследований, классификация источников по истории России.
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

КР история.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

 При таком  положении дела старые споры  и разногласия решительно утрачивают  свой смысл. Жизнь, своей властной  рукой, вынула из-под них почву.

 

 

 

2. Исторический  источник: основные направления  источниковедческих исследований, классификация источников по  истории России

марксизм

Исторические  источники как таковые имеют  весьма и весьма неоднородную природу. Поэтому в источниковедении давно  фигурируют самые разнообразные системы классификации исторических источников. Безусловно, все они связаны с определениями исторического источника и во многом зависят от последних. В целом можно выделить несколько типов классификации:

  1. Классификация по цели создания. Предложена немецким ученым И. Дройзеном. В соответствии с ней источники делились на: ненамеренные (остатки, отражающие факты непосредственно), намеренные (свидетельства) и смешанные (памятники).
  2. Классификация по степени близости источника к историческому факту, введена Э. Бернгеймом в 1889 году. Исторические источники разделяются на остатки и традицию. Это разделение источников, а соответственно и источниковедческого анализа (для традиции необходимы и внешняя, и внутренняя критики, для остатков — достаточно внешней), было весьма широко распространено в источниковедении.
  3. Классификация источников по носителю известна по трудам Э. Фримена, который разделил источники на: вещественные (памятники), письменные (документы) и словесные (повествования). В несколько видоизмененном виде эта система вошла в практику источниковедения в советский период, здесь источники были классифицированы в соответствии со способом кодирования и хранения информации на семь типов.
  4. Смешанная классификация по цели создания и носителю (А. Ксенополь): вещественные (памятники), ненамеренные и осознанные (документы).
  5. Классификация К. Эрслева по способу отражения источником исторического факта: остатки (людей и природные), изделия, произведенные людьми, факты современной жизни, дающие представление о событиях прошлого.
  6. Классификация А.С. Лаппо-Данилевского: источники, изображающие историческое явление, и источники, отображающие явление". Благодаря первым возможно непосредственное восприятие события, данные вторых требуют "расшифровки".
  7. Источники могут быть разделены также по видам: летописи, акты, мемуары, периодическая печать и т. д.

В современном  источниковедении принято классифицировать исторические источники на пять больших  групп:

Первый, самый  многочисленный тип представляют письменные исторические источники, которые, в  свою очередь, подразделяются на следующие  основные виды:

1) законодательные  источники, включающие памятники  древнерусского права, светского  права и прочие законодательные  памятники;

2) актовый материал;

3) делопроизводственные  текущие документы;

4) статистические  документы, а также документы  экономического и географического порядка;

5) документы  личного происхождения (мемуары,  дневники, переписка);

6) периодическая  печать;

7) публицистика  и литературные памятники.

Ко второму  типу следует относить материальные (вещественные) памятники. К материальным реликтам, к примеру, относятся архитектурные ансамбли, остатки жилищных комплексов, другие предметы ремесленного производства, произведения искусства, машинная и боевая техника и проч. Весьма многие материальные по-прежнему сокрыты под земным покровом. Их извлечением занимается археология – наука, изучающая, главным образом путем раскопок, материальные памятники древней и средневековой истории. Роль археологических изысканий первостепенна в тех случаях, когда производится историческая реконструкция древних эпох и народов, не имевших письменности. Поэтому специфика работы археолога заключена в том, что он часто прибегает к применению достижений вспомогательных исторических дисциплин, естествознания и даже точных наук .

Третий тип  исторических источников представляют этнографические памятники, содержащие те или иные сведения о различных народах, их названиях, ареалах расселения, специфике их культурной жизни, а также об особенностях их религиозных верований, обрядов и обычаев.

Четвертый тип  источников представлен фольклором – устным народным творчеством различных цивилизаций и эпох. К фольклорным источникам относятся: легенда – народное предание о жизни какого-либо лица или о каком-либо событии; эпос – героические сказания, былина; предание – переходящий из поколения в поколение рассказ о былом; сказка – народнопоэтическое повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил, и прочие источники. Фольклорные источники, как и данные археологии, приобретают ценность при реконструкции древнейших исторических эпох.

Еще один, пятый  тип исторических источников представлен  данными лингвистики – наукой о языкознании. Особую роль для историка в воссоздании картины древней  истории имеет также топонимика, раздел языкознания, изучающий собственные географические названия в их совокупности.

Так же бывают: устные источники, фотодокументы, фонодокументы, кинодокументы, нумизматические, метрологические, хронологические источники.

 

 

Заключение

 

В ходе проделанной  работы мной были сделаны следующие выводы:

Исторические  источники — весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные  факты, и свершившиеся события, на основании  которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлекших за собой те или иные исторические события.

Существует  несколько способов классификации  исторических источников, но в современном  источниковедении принято классифицировать исторические источники на три большие группы:

1) Письменные  источники (законодательные источники,  актовый материал, делопроизводственные  текущие документы, статистические  документы, документы личного  происхождения, периодическая печать, публицистика и литературные памятники);

2) Материальные  памятники (архитектурные ансамбли, остатки жилищных комплексов, другие  предметы ремесленного производства, произведения искусства, машинная  и боевая техника);

3) Этнографические  памятники (сведения о различных народах, их названиях, ареалах расселения, специфике их культурной жизни, а также об особенностях их религиозных верований, обрядов и обычаев).

Согласно современным  представлениям методика источниковедческого анализа включает в себя следующие процедуры и операции:

    1. Определение внешних особенностей источника;
    2. Установление происхождение источника:

а) установление подлинности памятника,

б) выяснение  истории текста, определение его  оригинала и последующих вариантов, прочтение текста,

в) определение  времени и места возникновения текста, установление его автора (атрибуция),

г) выяснение  причин, целей и исторических обстоятельств  появления текста, определение его  социальных функций в прошлом;

3. Интерпретация  или истолкование текста: выяснение  смыслов текста, правильное его понимание;

4. Изучение фактического  содержания письменного источника  и выяснение его соответствия  исторической действительности;

5. Источниковедческий  синтез памятника.

В настоящей  последовательности первые три процедуры, включая истолкование текста, по сути, составляют внешнюю критику источника. Заключительная фаза источниковедческой критики представляет критику внутреннюю .

Народничество, идеология и движение разночинной  интеллигенции, господствовавшие на буржуазно-демократическом  этапе освободительной борьбы в России (1861—95) и отражавшие интересы крестьянской демократии.

Соединяя радикальную  буржуазно-демократическую антифеодальную программу с идеями утопического социализма, Народничество одновременно выступало и против пережитков крепостничества, и против буржуазного развития страны.

С момента зарождения в Народничество наметились две  тенденции — революционная и  либеральная. В 60—80-х гг. революционные  народники разными путями стремились к крестьянской революции.

С середины 1880-х  гг. либеральное Народничество, ранее не игравшее существенной роли, стало господствующим направлением. Народничество исчерпало свою революционность и было идейно разгромлено марксизмом. С начала пролетарского этапа ведущая роль в освободительном движении перешла к рабочему классу во главе с марксистско-ленинской партией. Народничество своеобразно преломлялась в условиях различных национальных районов страны .

Список используемых источников

 

  1. Искра. № 1–52. Полн. текст под ред. и с предисл. П.Н. Лепешинского. Л., 1925. Вып. 1. С. 10.
  2. Методическое пособие. Красников А.А., Елкин С.И., 2002г.
  3. Русская история. Орлов А.Г. 2000г.
  4. http://bse.sci-lib.com/article080136.html В.Г. Хорос.

 

 

 


Информация о работе Народнический и марксистский проекты социалистического преобразования России. Исторический источник: основные направления источникове