Народнический марксистский проекты социалистического преобразования России. 2. Исторический источник: основные направле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 18:02, контрольная работа

Описание работы

Народничество рождается в России в 30-х – 40-х годах XIX в., в период осмысления причин поражения декабристов, увлеченных идеями европейского Просвещения. В эпоху либеральных реформ Александра II народнический проект получает наиболее бурное развитие в процессе “критики слева”.

Содержание работы

Введение
1. Народнический марксистский проекты социалистического преобразования России.
2. Исторический источник: основные направления источниковедческих исследований, классификация источников по истории России.
Заключение
Список используемых источников.

Файлы: 1 файл

контрольная по истории.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

                ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

          ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

    УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

      УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И

                        ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)»                    

____________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

                                          Кафедра : Экономики

 

 

 

 

                                            Контрольная работа

                                       по дисциплине: « История »

 

 

                                                 

Тема: 1. Народнический марксистский проекты социалистического                преобразования России.

               2. Исторический источник: основные направления источниковедческих исследований, классификация источников по истории России.

 

 

 

 

 

 

Студент                                                                    _____________     ___________

                                            Ф.И.О., № группы                             подпись                       дата

 

 

Руководитель                                       .                   _____________     ___________

                                                                                          Ф.И.О.                                                    подпись                                      дата

 

Зарегистрировано

на кафедре                                                                 _____________     ___________

                                                                                          Ф.И.О.                                                      подпись                                     дата

 

 

 

                                             2013г.

 

 

Содержание

 

Введение

1. Народнический марксистский проекты социалистического преобразования России.

2. Исторический источник: основные направления источниковедческих исследований, классификация источников по истории России.

Заключение

Список используемых источников.

 

 

 

Введение 

 

   Середина XIX – начало XX вв. – период формирования и наиболее активного

развития социальных, политических и экономических проектов в преобразовании России. Их появление связано с либеральными преобразованиями Александра II. Эти реформы буквально “пробудили” основные общественные силы, заставили их определиться, обозначить свое место в социально-политическом пространстве.

   Имея некоторую предысторию своего становления в России, идеологии  с середины XIX в. формируются уже как системные и альтернативные проекты общественного развития.

   Со времен Конфуция и Платона – и вплоть до наших дней активный поиск возможностей и способов социального совершенствования стоял во главе угла всех общественно-политических идей и проектов. Все идеологии существуют и развиваются в системе аналитических координат: “современное состояние общества – общественный идеал”, и устремлены на реализацию этого идеала. Идеология определяет “вектор развития”, обозначает стратегические цели.

Во второй половине XIX – начале XX вв. в России происходит становление либерального, консервативного, народнического, анархистского и марксистского идеологических проектов, основные параметры которых сохраняют свое значение до сих пор.

     Получить информацию о человеке, обществе, государстве, о событиях, происходивших в разное время и в различных частях мира, можно только опираясь на исторические источники. Произведения, которые создают люди в процессе осознанной, целенаправленной деятельности, служат им для достижения конкретных целей.

   Специалисты-историки изучают исторические источники, находя в них неисчерпаемые ресурсы новой информации о человечестве, его творческих возможностях и различных способах запечатлеть свой опыт, выразить свой внутренний мир в материальных образах.

   Источники возникают в целенаправленной человеческой деятельности как облаченные в материальную форму произведения, как средства для достижения той или иной цели, удовлетворения тех или иных общественных, человеческих потребностей.

1. Народнический марксистский проекты социалистического преобразования России.

 

   Народничество рождается в России в 30-х – 40-х годах XIX в., в период осмысления причин поражения декабристов, увлеченных идеями европейского Просвещения. В эпоху либеральных реформ Александра II народнический проект получает наиболее бурное развитие в процессе “критики слева”.

   Основателями народничества стали А.И.Герцен, Н.П.Огарев и Н.Г.Чернышевский. Начинавшие как западники, эти идеологи постепенно разошлись с либералами в понимании модели будущего развития России.

   Народники упрекали либеральных западников за отсутствие всякой критики западноевропейской действительности, за идеализацию “буржуазных порядков”, за апологетику капитализма и европейского образа жизни, за признание “прогрессивной роли” западных демократических элит (по замечанию Герцена – “чингис-ханов с телеграфами”). Помимо общего влияния на русское западничество концепций немецкой философии (особенно – Гегеля) на идеологов раннего народничества оказали воздействие теоретические построения представителей европейского “утопического социализма” начала XIX в. – Сен-Симона, Фурье и Оуэна. Огромную роль сыграл и собственный, народнический социокультурный анализ национальных моделей хозяйства и быта в России.

   Основа народнического  проекта - концепция “русского общинного социализма”.

   Относясь критически к болезненным процессам становления капитализма в Европе, сопровождаемыми классовыми битвами, обнищанием низших слоев населения, формированием слоя “буржуазных хищников” и расцветом “мещанства”, народники “обнаружили” перспективу гармоничного развития России в крестьянской общине. Являясь по своим убеждениям социалистами- сторонниками принципа “социальной справедливости”, народники увидели в общине зачатки будущего социализма в России, который возможно реализовать,

минуя стадию капитализма.

   А.И.Герцену принадлежит обобщенная формула общественного идеала народников: “Мы русским социализмом называем тот социализм, который идет от земли и крестьянского быта, от фактического надела и существующего передела полей, от общинного владения и общинного управления, и идет вместе с работничьей артелью навстречу той экономической справедливости, к которой стремится социализм”.

   Герцен и его последователи считали перспективным вариантом исторического

развития России возможность  слияния европейских идей социализма с русской практикой общины.

   Народничество имело несколько этапов своего становления:

– 1830-е – 1850-е годы формирование народнической идеологии в публицистике (Герцен и др.);

– 1860-е – начало 1870-х годов – “кружковый” этап;

– 1874–1876 годы – “Хождение в народ”;

– 1876–1881 годы – деятельность нелегальных организаций (“Земля и воля”, “Черный передел”, “Народная воля”);

– 1880–1890 годы – либеральное народничество, “идейная атака” марксистов на народнический проект;

– начало XX в. – формирование политических партий на идеологической базе народничества (эсеры, партия народников-коммунистов и др.).

   На всех этапах среди идеологов народничества были сторонники революционного и эволюционного пути достижения идеала социалистического общества, но революционеры, как правило, преобладали.

   Основные идеи революционных народников: капитализм в России насаждается "сверху" и на русской почве не имеет социальных корней; будущее страны - в общинном социализме; крестьяне готовы к восприятию социалистических идей; преобразования должны осуществляться революционным методом. Народники рассматривали народ, прежде всего крестьянство, как реальную политическую силу и считали своей главной задачей сделать эту силу сознательной и организованной. Они хотели поднять крестьян на революцию, которая дала бы возможность России миновать стадию капитализма и установить новый строй, основанный на принципах равенства и справедливости.  Революционные методы борьбы исповедовали Н.А. Ишутин, И.А. Худяков, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, П.Г. Заичневский, П.Э. Аргиропуло, М.Л. Михайлов и др.

   Наиболее крупными идеологами революционного народничества в 70-е гг. были М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П. Н. Ткачев. Считая русского крестьянина "прирождённым" социалистом, Бакунин призывал молодёжь немедленно готовить народное восстание против трёх главных врагов: частной собственности, государства, церкви. Под его непосредственным воздействием в Н. сложилось бунтарское направление. Лавров считал необходимыми для организации восстания длительную пропаганду среди народных масс и обширную теоретическую и нравственную подготовку революционеров. Ткачёв обосновал политически-заговорщическое (якобинское, бланкистское) направление. Он исходил из того, что революция должна начаться с государственного переворота силами революционного меньшинства, которое после захвата власти вовлечёт массы в социалистическое переустройство. Эти идеи были приняты народовольцами, дополнившими их положениями о необходимости переходного этапа на пути к социализму (установление демократической республики), а также обоснованием тактики террора против правительственных лиц. Заслугой народовольцев было преодоление во многом аполитизма своих предшественников, недооценки значения политической борьбы. Ленин подчёркивал, что "Народная воля" стремилась "... привлечь к своей организации всех недовольных и направить эту организацию на решительную борьбу с самодержавием". Вместе с тем Ленин указывал, что народовольцы "...суживали политику до одной только заговорщической борьбы", что опыт истории революционного движения в России предостерегает от таких приёмов борьбы, как террор. С середины 1880-х гг., по мере развития капитализма, роста рабочего движения в России, распространения марксистских идей, народничество постепенно уступает первенство в освободительном движении революционной социал-демократии.

   За эволюционный метод борьбы были  Н.А. и А.А. Серно-Соловьевичи, А.А.Слепцов, В.В. Берви-Флеровский, А.В. Долгушин, Н.К. Михайловский, В.П. Воронцов, И.И. Каблиц и др.

   Развитие народнической мысли было тесно связано с практикой освободительного движения, с деятельностью кружков и нелегальных организаций.

   Здесь необходимо выделить кружки А.И.Герцена, Н.В.Станкевича, М.В.Петрашевского, Н.А.Ишутина, Н.В.Чайковского, П.Г.Заичневского; организации – “Общество народного освобождения” (Ткачев), “Земля и Воля”, “Черный передел” и “Народная воля”.

   Многие сочинения народников напрямую представляли из себя программы различных кружков и организаций.

   Основными общими параметрами народнического проекта преобразования России были:

– критика “деспотизма” русской монархии;

– критика помещичьей эксплуатации российского крестьянства;

– критика капитализма;

– критика западной модели “буржуазной демократии”, гарантирующей политические свободы, но не гарантирующей социального равенства, прежде всего в отношениях к собственности;

– нравственное обоснование общественного идеала (нравственность должна преобладать над экономическими и политическими “целесообразностями” – отсюда активное использование народниками моральных категорий: “справедливость”, “солидарность”, “нравственные цели революции” и т.д.);

– отрицание “объективности” исторического процесса и акцентирование его “субъективности” и зависимости от деятельности интеллектуальных элит;

– вера в созидающую способность передовой русской интеллигенции возглавить политически-неграмотные массы в направлении справедливого переустройства общества (“новые люди” Чернышевского, “критически мыслящие личности” Лаврова, “партийцы-заговорщики” Ткачева, “совестливая интеллигенция” Абрамова и т.д.);

– акцент на самобытности общественных отношений и высокой моральности русских крестьян в противовес эгоизму и честолюбию западных народов;

– акцент на “социалистических инстинктах” русского крестьянства;

– проекция традиционной крестьянской общины на прогрессивный (будущий) идеал социализма в России;

– отмена исторических сословий, “выравнивание” российского общества на базе

общих гражданских прав;

– развитие местного самоуправления на основе традиций “мирских сходок” в русской деревне;

– в экономической сфере – замена частной собственности на коллективную; развитие общинных и кооперативных форм “солидарного” труда; общественный доступ к результатам трудовой деятельности; технологическая модернизация общины для повышения ее хозяйственной эффективности;

Информация о работе Народнический марксистский проекты социалистического преобразования России. 2. Исторический источник: основные направле