Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 18:02, контрольная работа
Народничество рождается в России в 30-х – 40-х годах XIX в., в период осмысления причин поражения декабристов, увлеченных идеями европейского Просвещения. В эпоху либеральных реформ Александра II народнический проект получает наиболее бурное развитие в процессе “критики слева”.
Введение
1. Народнический марксистский проекты социалистического преобразования России.
2. Исторический источник: основные направления источниковедческих исследований, классификация источников по истории России.
Заключение
Список используемых источников.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И
ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)»
______________________________
Кафедра : Экономики
Тема: 1. Народнический марксистский проекты
социалистического
2. Исторический источник: основные направления источниковедческих исследований, классификация источников по истории России.
Студент
Ф.И.О., № группы подпись дата
Руководитель . _____________ ___________
Зарегистрировано
на кафедре
Содержание
Введение
1. Народнический марксистский проекты социалистического преобразования России.
2. Исторический источник: основные направления источниковедческих исследований, классификация источников по истории России.
Заключение
Список используемых источников.
Введение
Середина XIX – начало XX вв. – период формирования и наиболее активного
развития социальных, политических и экономических проектов в преобразовании России. Их появление связано с либеральными преобразованиями Александра II. Эти реформы буквально “пробудили” основные общественные силы, заставили их определиться, обозначить свое место в социально-политическом пространстве.
Имея некоторую предысторию своего становления в России, идеологии с середины XIX в. формируются уже как системные и альтернативные проекты общественного развития.
Со времен Конфуция и Платона – и вплоть до наших дней активный поиск возможностей и способов социального совершенствования стоял во главе угла всех общественно-политических идей и проектов. Все идеологии существуют и развиваются в системе аналитических координат: “современное состояние общества – общественный идеал”, и устремлены на реализацию этого идеала. Идеология определяет “вектор развития”, обозначает стратегические цели.
Во второй половине XIX – начале XX вв. в России происходит становление либерального, консервативного, народнического, анархистского и марксистского идеологических проектов, основные параметры которых сохраняют свое значение до сих пор.
Получить информацию о человеке, обществе, государстве, о событиях, происходивших в разное время и в различных частях мира, можно только опираясь на исторические источники. Произведения, которые создают люди в процессе осознанной, целенаправленной деятельности, служат им для достижения конкретных целей.
Специалисты-историки изучают исторические источники, находя в них неисчерпаемые ресурсы новой информации о человечестве, его творческих возможностях и различных способах запечатлеть свой опыт, выразить свой внутренний мир в материальных образах.
Источники возникают в целенаправленной человеческой деятельности как облаченные в материальную форму произведения, как средства для достижения той или иной цели, удовлетворения тех или иных общественных, человеческих потребностей.
1. Народнический марксистский проекты социалистического преобразования России.
Народничество рождается в России в 30-х – 40-х годах XIX в., в период осмысления причин поражения декабристов, увлеченных идеями европейского Просвещения. В эпоху либеральных реформ Александра II народнический проект получает наиболее бурное развитие в процессе “критики слева”.
Основателями народничества стали А.И.Герцен, Н.П.Огарев и Н.Г.Чернышевский. Начинавшие как западники, эти идеологи постепенно разошлись с либералами в понимании модели будущего развития России.
Народники упрекали либеральных западников за отсутствие всякой критики западноевропейской действительности, за идеализацию “буржуазных порядков”, за апологетику капитализма и европейского образа жизни, за признание “прогрессивной роли” западных демократических элит (по замечанию Герцена – “чингис-ханов с телеграфами”). Помимо общего влияния на русское западничество концепций немецкой философии (особенно – Гегеля) на идеологов раннего народничества оказали воздействие теоретические построения представителей европейского “утопического социализма” начала XIX в. – Сен-Симона, Фурье и Оуэна. Огромную роль сыграл и собственный, народнический социокультурный анализ национальных моделей хозяйства и быта в России.
Основа народнического проекта - концепция “русского общинного социализма”.
Относясь критически к болезненным процессам становления капитализма в Европе, сопровождаемыми классовыми битвами, обнищанием низших слоев населения, формированием слоя “буржуазных хищников” и расцветом “мещанства”, народники “обнаружили” перспективу гармоничного развития России в крестьянской общине. Являясь по своим убеждениям социалистами- сторонниками принципа “социальной справедливости”, народники увидели в общине зачатки будущего социализма в России, который возможно реализовать,
минуя стадию капитализма.
А.И.Герцену принадлежит обобщенная формула общественного идеала народников: “Мы русским социализмом называем тот социализм, который идет от земли и крестьянского быта, от фактического надела и существующего передела полей, от общинного владения и общинного управления, и идет вместе с работничьей артелью навстречу той экономической справедливости, к которой стремится социализм”.
Герцен и его последователи считали перспективным вариантом исторического
развития России возможность слияния европейских идей социализма с русской практикой общины.
Народничество имело несколько этапов своего становления:
– 1830-е – 1850-е годы формирование народнической идеологии в публицистике (Герцен и др.);
– 1860-е – начало 1870-х годов – “кружковый” этап;
– 1874–1876 годы – “Хождение в народ”;
– 1876–1881 годы – деятельность нелегальных организаций (“Земля и воля”, “Черный передел”, “Народная воля”);
– 1880–1890 годы – либеральное народничество, “идейная атака” марксистов на народнический проект;
– начало XX в. – формирование политических партий на идеологической базе народничества (эсеры, партия народников-коммунистов и др.).
На всех этапах среди идеологов народничества были сторонники революционного и эволюционного пути достижения идеала социалистического общества, но революционеры, как правило, преобладали.
Основные идеи революционных народников: капитализм в России насаждается "сверху" и на русской почве не имеет социальных корней; будущее страны - в общинном социализме; крестьяне готовы к восприятию социалистических идей; преобразования должны осуществляться революционным методом. Народники рассматривали народ, прежде всего крестьянство, как реальную политическую силу и считали своей главной задачей сделать эту силу сознательной и организованной. Они хотели поднять крестьян на революцию, которая дала бы возможность России миновать стадию капитализма и установить новый строй, основанный на принципах равенства и справедливости. Революционные методы борьбы исповедовали Н.А. Ишутин, И.А. Худяков, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, П.Г. Заичневский, П.Э. Аргиропуло, М.Л. Михайлов и др.
Наиболее крупными идеологами революционного народничества в 70-е гг. были М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П. Н. Ткачев. Считая русского крестьянина "прирождённым" социалистом, Бакунин призывал молодёжь немедленно готовить народное восстание против трёх главных врагов: частной собственности, государства, церкви. Под его непосредственным воздействием в Н. сложилось бунтарское направление. Лавров считал необходимыми для организации восстания длительную пропаганду среди народных масс и обширную теоретическую и нравственную подготовку революционеров. Ткачёв обосновал политически-заговорщическое (якобинское, бланкистское) направление. Он исходил из того, что революция должна начаться с государственного переворота силами революционного меньшинства, которое после захвата власти вовлечёт массы в социалистическое переустройство. Эти идеи были приняты народовольцами, дополнившими их положениями о необходимости переходного этапа на пути к социализму (установление демократической республики), а также обоснованием тактики террора против правительственных лиц. Заслугой народовольцев было преодоление во многом аполитизма своих предшественников, недооценки значения политической борьбы. Ленин подчёркивал, что "Народная воля" стремилась "... привлечь к своей организации всех недовольных и направить эту организацию на решительную борьбу с самодержавием". Вместе с тем Ленин указывал, что народовольцы "...суживали политику до одной только заговорщической борьбы", что опыт истории революционного движения в России предостерегает от таких приёмов борьбы, как террор. С середины 1880-х гг., по мере развития капитализма, роста рабочего движения в России, распространения марксистских идей, народничество постепенно уступает первенство в освободительном движении революционной социал-демократии.
За эволюционный метод борьбы были Н.А. и А.А. Серно-Соловьевичи, А.А.Слепцов, В.В. Берви-Флеровский, А.В. Долгушин, Н.К. Михайловский, В.П. Воронцов, И.И. Каблиц и др.
Развитие народнической мысли было тесно связано с практикой освободительного движения, с деятельностью кружков и нелегальных организаций.
Здесь необходимо выделить кружки А.И.Герцена, Н.В.Станкевича, М.В.Петрашевского, Н.А.Ишутина, Н.В.Чайковского, П.Г.Заичневского; организации – “Общество народного освобождения” (Ткачев), “Земля и Воля”, “Черный передел” и “Народная воля”.
Многие сочинения народников напрямую представляли из себя программы различных кружков и организаций.
Основными общими параметрами народнического проекта преобразования России были:
– критика “деспотизма” русской монархии;
– критика помещичьей эксплуатации российского крестьянства;
– критика капитализма;
– критика западной модели “буржуазной демократии”, гарантирующей политические свободы, но не гарантирующей социального равенства, прежде всего в отношениях к собственности;
– нравственное обоснование общественного идеала (нравственность должна преобладать над экономическими и политическими “целесообразностями” – отсюда активное использование народниками моральных категорий: “справедливость”, “солидарность”, “нравственные цели революции” и т.д.);
– отрицание “объективности” исторического процесса и акцентирование его “субъективности” и зависимости от деятельности интеллектуальных элит;
– вера в созидающую способность передовой русской интеллигенции возглавить политически-неграмотные массы в направлении справедливого переустройства общества (“новые люди” Чернышевского, “критически мыслящие личности” Лаврова, “партийцы-заговорщики” Ткачева, “совестливая интеллигенция” Абрамова и т.д.);
– акцент на самобытности общественных отношений и высокой моральности русских крестьян в противовес эгоизму и честолюбию западных народов;
– акцент на “социалистических инстинктах” русского крестьянства;
– проекция традиционной крестьянской общины на прогрессивный (будущий) идеал социализма в России;
– отмена исторических сословий, “выравнивание” российского общества на базе
общих гражданских прав;
– развитие местного самоуправления на основе традиций “мирских сходок” в русской деревне;
– в экономической сфере – замена частной собственности на коллективную; развитие общинных и кооперативных форм “солидарного” труда; общественный доступ к результатам трудовой деятельности; технологическая модернизация общины для повышения ее хозяйственной эффективности;