Народнический марксистский проекты социалистического преобразования России. 2. Исторический источник: основные направле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 18:02, контрольная работа

Описание работы

Народничество рождается в России в 30-х – 40-х годах XIX в., в период осмысления причин поражения декабристов, увлеченных идеями европейского Просвещения. В эпоху либеральных реформ Александра II народнический проект получает наиболее бурное развитие в процессе “критики слева”.

Содержание работы

Введение
1. Народнический марксистский проекты социалистического преобразования России.
2. Исторический источник: основные направления источниковедческих исследований, классификация источников по истории России.
Заключение
Список используемых источников.

Файлы: 1 файл

контрольная по истории.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

– формирование новой, “интегральной” личности, гармонично развитой в физическом, интеллектуальном и нравственном отношении.

   Однако, значительный “идейный удар” по народничеству и анархизму в конце XIX в. наносит другое революционное направление – русский марксизм.

   Немецкий философ и экономист К.Маркс (1818–1883 гг.), являясь скорее “кабинетным ученым”, чем активным политическим деятелем, открывает, тем не менее, “новую страницу” российской и мировой истории. В своих работах “Манифест Коммунистической партии”, “К критике политической экономии”, “Капитал” и др. Маркс закладывает основы “диалектического и исторического материализма”, выявляет “объективные закономерности” и универсальные “формации” общественного развития, доказывает неизбежность “классовой борьбы” и счастливого коммунистического “окончания истории”.

   Еще в 40-х – 50-х годах XIX в. Русские западники (П.В.Анненков, В.Т.Белинский и др.) впервые познакомились с идеями марксизма, а эмигрантские радикалы из России (А.И.Герцен, П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев, М.А.Бакунин) знали К.Маркса лично, и прекрасно ориентировались в его теоретических построениях. Марксизм, таким образом, опосредовано влиял и на русский либерализм, и на народничество, и на анархизм.

   В 1860-х –1870-х годах появились первые переводы на русском языке некоторых работ К.Маркса и Ф.Энгельса. К концу XIX – началу XX вв. в интеллектуальных кругах России К.Маркс становится наиболее известным и популярным политическим автором, а сам марксизм приобретает очертание “религиозного откровения”, оказавшего влияние даже на философию “серебряного века” (С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев, С.Л.Франк и др.).

   Марксистский проект состоял в том, что “данный идеал общественного устройства рассматривался с точки зрения его желательности для данной группы интеллигенции, а не с точки зрения отношения его к объективному ходу общественного развития”.

   Многие русские мыслители и общественные деятели были буквально очарованы логической стройностью и экзистенциальным “революционным духом” марксисткой теории. Активному распространению марксизма в России способствовал бывший лидер народнических организаций “Земля и воля” и “Черный передел” Г.В.Плеханов (1856– 1918 гг.).

      В своих работах “Социализм и политическая борьба” и “Наши разногласия” Плеханов выдвинул ряд ключевых положений русского марксизма:

основа для анализа общественного развития России -политическая философия, базирующаяся на материалистической диалектике Маркса;

   отрицание особого характера развития России (она должна пройти тот же путь, что и страны Западной Европы);

   прогрессивному экономическому развитию России препятствует крестьянская община и абсолютная монархия;

   социалистическая революция станет закономерным итогом продолжительного

развития русского капитализма.

   Критикуя анархистский проект, Плеханов утверждал, что надежды на перманентную революционную самоорганизацию угнетенных народных масс (“природных бунтарей и анархистов”) – безосновательны, а успех сопутствует не волюнтаристам, а тем революционерам, которые “улавливают” тенденции развития общества и имеют социальную опору в виде определенных классов и политических партий. Плеханов также впервые высказывал мысль о “мелкобуржуазном” характере народничества и анархизма, которую поддержал и в дальнейшем развил другой крупнейший марксистский идеолог в России – В.И Ульянов (Ленин).

   Ключевыми авторами марксистского проекта в России также являлись А.Н.Потресов, Л.Мартов, М.П.Неведомский, П.Б.Аксельрод, Л.Г.Дейч, В.Н.Игнатьев, П.П.Маслов, А.А.Богданов, И.Т.Церетели, Л.Д.Троцкий, А.В.Луначарский, Г.Е.Зиновьев, Л.Б.Каменев, В.В.Воровский, Н.И.Бухарин, И.В.Сталин и др.

   Важнейшими печатными изданиями в рамках марксистского проекта были: “Южный рабочий”, “Вперед”, “Искра”, “Заря”, “Пролетарий”, “Новая жизнь”, “Волна”, “Эхо”, “Социал-демократ”, “Звезда”, “Правда”, “Мысль”, “Просвещение”, “Единство”, “Призыв”, “Голос социал-демократа”, “Наша заря”, “Социалистический вестник” и др.

   В 1898 г. в Минске, при отсутствии крупнейших марксистских лидеров (находились в эмиграции или ссылке), состоялся I съезд Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). Базовыми параметрами марксистского проекта в России являются:

– претензия на универсальность и “истинную научность” марксистской теории, ярко выраженную, например, формулой Ленина: “Учение Маркса бессмертно, потому что оно – верно!”;

– примат экономики (экономический “базис”) над политикой, культурой и идеологией (“надстройка”);

– приверженность исторической теории универсальных общественно-экономических формаций К.Маркса (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая, коммунистическая);

– биполярная основа социальной структуры в истории человечества – деление обществ на “класс эксплуататоров” и “класс эксплуатируемых”;

– классы определяются зависимостью положения членов общества в способе производства и трактуются как совокупность индивидов, объективно связанных общим экономическим статусом;

– акцентирование антагонизма (противоположности) экономических и политических интересов эксплуататоров и эксплуатируемых (рабы и рабовладельцы; феодалы и крестьяне; капиталисты и пролетариат);

– признание “борьбы классов” главным фактором исторического прогресса;

– признание революции высшим выражением классовой борьбы;

– выявление закономерностей исторического движения России к социализму и коммунизму, через последовательное прохождение формаций “феодализма” и “капитализма”;

– критика “крестьянского идеализма” народничества;

– критика “анархистских иллюзий” в способности “широких масс” русского народа к “революционной самоорганизации”;

– масштабная критика системы “капиталистической эксплуатации” (источник прибыли – не обращение капитала, а труд наемных работников, которые трудятся больше времени, чем им оплачивается. Эта “украденная” разница – основа прибыли владельца средств производства);

– акцент на необходимости активной политической борьбы рабочего класса в союзе с “отстающим” крестьянством для реализации своих “фундаментальных” экономических интересов;

– ставка на пролетариат как движущую силу социалистической революции при организующей роли марксистской партии;

– “диктатура пролетариата” как единственно продуктивный тип революционного социалистического государства, способного окончательно покончить с капитализмом;

– ликвидация института частной собственности; обобществление средств производства путем экспроприации у собственников и передачи тем, кто на них трудится;

– интернационализм, вера в конечное торжество “мировой пролетарской революции” и глобального коммунизма;

– формирование принципиально новой, предельно социализированной личности коммунистического общества, лишенной “частнособственнических инстинктов” и “родимых пятен” предшествующих исторических этапов (“от каждого – по способностям, каждому – по потребностям”).

 

2. Исторический источник: основные направления источниковедческих исследований, классификация источников по истории России.

 

   Исторический источник это не мираж, это остаток человеческой деятельности, который может быть реализован либо в материальной, либо в идеальной форме (напр. мемуары). Историку это позволяет создавать объективную картину исторической действительности. Исторический источник появляется не случайно, создаётся целенаправленно. Объектом изучения истории является прошлое. Субъектом является историк. На помощь историку даются исторические источники, авторы древних источников. На основе этих источников историк создаёт модель, характеризующая определённую эпоху. Мы смотрим на мир прошлого глазами того автора. В источниках жизнь отображается не буквально, а проходя через призму мировосприятия автора, создавший этот источник. Исторический источник – это остаток далёкого прошлого. 

    Существуют два подхода понятия исторических источников: функциональный подход (исторический источник – это всё отражающее развитие человеческого общества) и генетический подход Лаппо-Данилевского (исторический источник – это реализованный продукт человеческой психики, пригодной к изучению фактов с историческим значением).                
   Отраслью исторической науки, разрабатывающей теорию, методику и технику изучения исторических источников. Она тесно связана с вспомогательными историческими дисциплинами. Извлечение из источников исторических фактов составляет основную задачу источниковедения.

   Фундаментальным понятием источниковедения является понятие исторический источник. Исторические источники сохраняют информацию о прошлом человеческого общества. Без источников познание прошлого невозможно. Поэтому источниковедческие разделы – обязательная составляющая исторических трудов.

   Понятие «исторический источник» утвердилось в 18 веке. Впервые было закреплено в работах российского учёного Ф. Миллера (1749 г.). К концу 19 века, данный термин становится основным. 

   В настоящее время историки все чаще основывают свои труды на информации, содержащиеся в источниках не одного типа (например, письменные) или вида (периодическая печать), а в источниках нескольких типов или видов (например, изобразительных и письменных). В связи с этим как основное перспективное направление источниковедческих исследований развивается комплексное источниковедение.

  Комплексное источниковедение – направление источниковедческих исследований, разрабатывающее вопросы методики изучения и использования источников разных типов и видов в связи с решением конкретно-исторических задач.

   Термин «комплексное источниковедение» ввел в научный оборот В.Л. Янин. Ученый полагал, что такой подход позволит историкам выявлять новые, ранее неочевидные им взаимосвязи свойств и черт, присущих объекту познания и перейти к выводам, «которые никак не могут быть получены без такой интеграции».

   Ряд категорий исторических источников содержит информацию, которая зафиксирована несколькими способами и выражена поэтому в разных знаковых системах. Универсальной формой выражения информации являются естественные языки. Поэтому для письменного периода истории человеческого общества  основная категория исторических источников – письменные. Но в письменных источниках наряду с естественными языками, социальная информация может выражаться и в других знаковых системах.

   Особой формой выражения социальной информации отличаются изобразительные источники. В них информация как бы закодирована, и для ее выявления необходимо понять систему изобразительных принципов и методов, присущих времени создания этих источников. Источниками, которые содержат информацию, зафиксированную посредством письменности и посредством изображения, являются, в частности, древнерусские лицевые летописные своды, периодическая печать, ленты немого кино. Звуковые кинофильмы как исторические источники содержат информацию, зафиксированную посредством изображения и звука.

   Познавательным средством для осмысления всего многообразия исторических источников является классификация. В источниковедении используются различные классификации источников.

   Одной из первых схем была предложена Э. Бергеном и Дройзом. Они предложили разделить источники на исторические остатки и исторические традиции. Первые непосредственно отображают прошлое, которые созданы непреднамеренно (предметы утвари, быта, делопроизводственные документы и т.д.). Источники традиции – историческое прошлое передаётся сознательно, преднамеренно (летопись, мемуары, дневники).             

Эта схема использовалась и в 19 веке, и в первой половине 20века. Но стали осознавать, что эта схема достаточна условна. В источнике остатке есть элемент преднамеренности, а в источнике традиции – источники являются сами остатками того времени, когда были созданы. Стали создаваться различные схемы, трудовые анализы. В 1960-70 гг. эта проблема особенно обсуждалась.

   Наибольшее распространение получила схема Л.Н. Пушкарёва. В 1975 г. он написал книгу, в ней он предложил свою классификацию. Его схема является не единственной. Академик Ковальченко предложил разделить исторические источники на: вещественные, письменные, изобразительные и фонические. Шмидт предложил делить источники на: вещественные, изобразительные, словесные, конвенциональные, поведенческие и звуковые.            
   Всё множество исторических источников Пушкарёв предложил разделить на 7 типов. Типы – это большие комплексы исторических источников, отличающихся способом кодирования информации. Типы:

  1.  
    Вещественные или материальные источники. Это орудия труда, предметы быта, оружие, утварь, одежда, мебель и т.д. Изучением их занимается археология, музееведение, униформистика. Они интересны тем, что они дают представление о материальной культуре общества, о сырье, тканях и т.п. Материальные памятники свидетельствуют об уровне технологий (шлифовка, закаливание). Недостаток: материальные памятники – немые памятники. 
  2.  
    Этнографические источники – обычаи, нравы, традиции, обряды. Интересны тем, что передают информацию об обычаях данного общества, о религиозных представлениях общества. Они рассказывают о дописьменном этапе общества. Изучением их занимается этнология (этнография). 
  3.  
    Лингвистические источники. Это данные языка. Существуют определённые законы развития языка. Учёные пришли к выводу, что славяне отпочковались от индоевропейских народов в середине 2 тыс. до н.э. При этом на основе анализа славянских языков, выяснили, что они обитали там-то и там-то. Изучением языка занимается историческая лингвистика. 
  4.  
    Фольклорные источники. Это произведения устного народного творчества, а именно пословицы, поговорки, сказки, легенды, былины, саги, анекдоты. Изучением занимается фольклористика. Они интересны тем, что они передают события, факты, которые не находят отражения в письменных источниках. В них находят отражения факты дописьменного периода. 
  5.  
    Кино-фото источники. Появление связано с развитием науки и техники. В 1839 г. были созданные первые фотографии, в 42 появляются негативы и позитивы. Кино источники появляются с 1895 г., 28 декабря, во Франции (братья Люмьеры). В России с весны 1896 года. Они интересны тем, что дают внешнюю картину событий. Минусы: может не соответствовать исторической действительности. 
  6.  
    Фоно источники. Это восковые валики, магнитофонные плёнки, компакт диски. В июле 1877 г. Томас Эдисон создал звукозаписывающую аппаратуру, восковые валики. Они интересны тем, что передают звуковую атмосферу. 
  7.  
    Письменные источники. Занимают главенствующую роль в исторических источниках, т.к. они могли передать самую разнообразную информацию. Могут быть самими разными. Историки в первую очередь ищут такие источники. Значение их очень хорошо передал Бунин, в 1915 г. «Слово». Изучением письменных источников занимается целый комплекс вспомогательных и специальных исторических дисциплин. Вспомогательные делятся на 2 группы: 1 группа занимает отдельные разновидности письменных источников (эпиграфика – изучает письменность на твёрдых поверхностях), 2 группа занимается изучением отдельных аспектов письменных источников (палеография – занимается внешними разновидностями письма, сфрагистика – печатями). Больше всего этим занимается источниковедение. 

Информация о работе Народнический марксистский проекты социалистического преобразования России. 2. Исторический источник: основные направле