Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 22:51, реферат
Основные даты и события: VII—VI вв. до н. э. — основание важнейших греческих колоний в Северном Причерноморье (Ольвия, Херсонес, Боспор); конец V — начало IV в. до н. э. — образование Скифского царства в Северном Причерноморье.
Основные термины и понятия: государство; народ.
План ответа: 1) территория; 2) хозяйственный и общественный строй; 3) отношения с соседними народами.
Материал к ответу: Свое правление Павел I начал с изменения порядка престолонаследия, введенного Петром I. Теперь права на престол должны были принадлежать не тому, кого назначит правящий монарх, а только представителям царствующей династии мужского пола по нисходящей линии (сыновьям или братьям в порядке старшинства). Отстранив от власти сподвижников Екатерины II, Павел попытался найти собственную опору в высших дворянских кругах. За короткий срок он назначил 35 новых сенаторов и 500 высокопоставленных чиновников. Заметно улучшилась работа аппарата высших государственных органов. Число разобранных Сенатом дел увеличилось с 11638 в 1796 г. до I30 тыс. в 1800 году. Были отменены правила, запрещавшие крестьянам жаловаться на своих хозяев. Теперь царь назначил «приемные дни» и поставил возле дворца специальный ящик для челобитных, который открывал собственноручно. Были запрещены телесные наказания лиц, достигших 70-летнего возраста. Казенные крестьяне получили душевые наделы в 15 десятин и особое сословное управление. Обременительная для крестьян хлебная подать была заменена денежным сбором. С крестьян были сняты недоимки общей стоимостью 7 млн. рублей. В интересах крестьян Павел провел одно из крупнейших преобразований — oграничил барщину тремя днями в неделю и запретил привлекать крестьян к работам в выходные и праздничные дни. Был введен запрет на продажу дворовых людей и крестьян без земли. За жестокое обращение с крестьянами царь вменил губернаторам в обязанность без огласки арестовывать виновных и препровождать их в монастырь. В то же время Павел был искренне уверен в том, что крепостному крестьянину живется лучше, чем «бесхозному» (государственному). Этим можно объяснить тот факт, что за четыре года царствования он передал дворянам 600 тыс. государственных крестьян (тогда как его мать за 34 года правления передала 800 тыс. крестьян).
Обратив внимание на дороговизну продовольствия, император приказал продавать его по сниженным ценам из казенных запасов. Была снижена цена на соль, ограничены рыночные цены на продовольствие, продаваемое в частных магазинах.
Распущенную в 1769 г. Уложенную комиссию Павел переименовал в Комиссию для составления законов Российской империи. За короткий период его царствования эта комиссия составила планы кодификации законов страны и обобщила местные законодательные акты.
Другим важным направлением внутренней политики стало ограничение дворянских прав и привилегий. По существу, серию актов в этом направлении можно охарактеризовать как «Разжалованную грамоту» дворянству. Вместо «свободы от обязательной службы» Павел приказал явиться в полки всем записанным в них дворянским детям. Был запрещен свободный переход из армейской службы в гражданскую без специального разрешения Сената, утверждаемого царем. Вместо «свободы от податей и повинностей» дворяне были обложены новыми налогами на содержание местной администрации. «Свобода дворянских собраний» не только была ограничена (губернские собрания вовсе перестали существовать, число дворян — участников выборов сокращалось в 5 раз), но и само это выражение было заменено более приемлемым для Павла «дворянским набором». Дарованное Екатериной право любому дворянину обращаться с просьбами и жалобами к самому самодержцу было отменено. Теперь дворяне могли обратиться к императору лишь после разрешения губернатора. Открыто нарушалось и «право дворян на личную неприкосновенность» (возобновилось наказание палками дворян — унтер-офицеров и т. п.).
Правление Павла было связано и с открытыми репрессивными мерами. После вступления на престол он объявил амнистию, под которую попали Н. И. Новиков и А. Н. Радищев. Однако почти сразу же началась новая волна наказаний. Указы, направленные на ограничение власти дворян, вызывали не просто недовольство, но и ненависть по отношению к императору. В высших кругах гвардии постепенно формировались силы для заговора с целью свержения «жестокой твари».
Во внешней политике Павел поначалу старался воплотить в жизнь свою мечту о ведении «лишь оборонительных» войн и потому заявил о нейтралитете в отношении революционной Франции. В то же время он оставался непримиримым противником французских революционных идей. Дружественные отношения были установлены с Пруссией, Данией, Швецией, что привело в итоге к постепенному формированию второй антифранцузской коалиции в составе России, Англии, Австрии, Неаполитанского королевства. Русский экспедиционный корпус в Италии возглавил великий полководец А. В. Суворов. В короткий срок (с апреля по сентябрь 1799 г.) он сумел разбить французские войска в Италии и, перейдя Альпы через неприступные перевалы Сен-Готарда, выйти в Швейцарию для соединения с корпусом генерала А. М. Римского-Корсакова. За это Суворов был удостоен звания генералиссимуса российских войск и награжден орденами и титулами союзных с Россией держав. Одновременно эскадра под командованием адмирала Ф. Ф. Ушакова одержала ряд побед на море и освободила Ионические острова. Лишь в Голландии русско-английский корпус не добился успехов и вскоре был возвращен. Но победами над Наполеоном в итоге сумели воспользоваться лишь союзники России. Это вызвало разрыв с Англией и Австрией. Возмущение Павла позицией Англии было настолько велико, что он пошел на постепенное сближение с Францией. Конечной целью этого альянса были изоляция и раздел не только Британской, Но и Османской империи.
Политика нового императора, направленная на ограничение привилегий дворян с одной стороны, и меры по некоторому смягчению положения крестьян, привели к тому, что против Павла возник заговор, во главе которого стояли П. А. Пален, занимавший в то время пост военного губернатора Петербурга, братья Зубовы и другие. Косвенным образом сын Павла, наследник Александр, также поддерживал заговорщиков.
Правление Александра I.
Основные даты и события: 1801-1825 гг. - годы правления Александра I, 20 февраля 1803 г. - указ о «вольных хлебопашцах», 1 января 1810 г. - учреждение Государственного Совета, 1815 г. - введение в Царстве Польском конституции, 1805 г. - битва при Аустерлице, 25 июня 1807 г. - Тильзитский мир, 1808 г. - встреча в Эрфурте Александра 1 и Наполеона, 1809 г. - Фридрихсгамский договор, 1812 г. - Бухарестский мир, 26 августа 1812 г. - Бородинская битва, 2 сентября 1812 г. - занятие французскими войсками Москвы, 25 декабря 1812 г. - манифест Александра I об окончании Отечественной войны, 1813 г. - Гюлистанский мир, 4-7 октября 1813 г. - битва при Лейпциге, 28 мая 1815 г. - окончание Венского конгресса, 14 сентября 1815 г. - образование Священного союза, 1816 г. - образование Союза Спасения, 1818 г. - образование Союза благоденствия, 1821 г. - образование Северного и Южного обществ, 14 декабря 1825 г. - восстание декабристов на Сенатской площади
Исторические деятели: Александр I, В. П. Кочубей, П. А. Строганов, А. А. Чарторыйский, Н. Н. Новосильцев, М. М. Сперанский, А. А. Аракчеев М. Б. Барклай де ТоЛли, П. И. Багратион, М. И. Кутузов, С. П. Трубецкой, И. Д. Якушкин, П. И. Пестель, М. П. Бестужев-Рюмин, И. И. Пущин, К. Ф. Рылеев, М. С. Лунин, П. Г. Каховский, С. И. Муравьев-Апостол, М. Н. Муравьев, Николай I, великий князь Константин Павлович.
План ответа: 1.Реформы первых лет правления Александра I. 2. Негласный комитет. 3. Проект реформ М. М. Сперанского и их реализация. 4. Проекты реформирования государственного строя Н. Н. Новосильцева. 5. Аракчеевщина. Военные поселения. 6. Внешняя политика Александра I до 1812 г. 7. Восточное направление внешней политики Александра I. 8. Война 1812 г. Заграничные походы русской армии. 9. Венский конгресс. Образование Священного союза. 10. Возникновение тайных обществ. 11. Восстание декабристов.
Материал к ответу.
Правление Александра I (1801-1825). После смерти в результате заговора Павла I, престол занял его старший сын, Александр Павлович. Сразу же по восшествии на престол он отменил ряд решений своего отца, вызывавшие наибольшее неприятие дворянского сословия, в частности были подтверждены гарантии, данные при Екатерине II в Жалованных грамотах дворянству и городам 1785 г. Были введены некоторые послабления в цензуре, отменен запрет деятельности частных типографий.
При Александре I важную роль стал играть так называемый Негласный комитет (действовал с 1801 по 1803 г.), в состав которого входили В. П. Кочубей, П. А. Строганов, А. А. Чарторыйский, Н. Н. Новосильцев. Этот неофициальный орган сыграл решающее значение при выработке реформ, проведенных во время правления Александра I. Особую роль комитет придавал крестьянскому вопросу. 20 февраля 1803 г. в соответствии с указом «О вольных хлебопашцах», помещики получили право освобождать своих крестьян от крепостной зависимости. При этом крестьянин получал земельный надел, но за достаточно большой выкуп. Этим указом воспользовалось совсем немного помещиков, однако само его появление продемонстрировало обществу готовность власти идти на уступки в решении крестьянского вопроса.
На заседаниях Негласного комитета обсуждалась также возможность реформирование системы государственного управления. Результатом этих дискуссий стало издание указа в сентябре 1802 г. о реформе высших государственных учреждений. Вместо коллегий были созданы соответствующие министерства, а, кроме того, Государственное казначейство, которое имело те же полномочия что и созданные министерства. Комитет министров контролировал деятельность министерств и их взаимодействие между собой.
Дальнейшее реформирование системы государственного управления связано с именем М. М. Сперанского, который в 1807 г. занял должность статс-секретаря Александра I, а в 1808 г. - должность министра юстиции. По проекту Сперанского законодательным органом империи должна была стать Государственная Дума, которая бы имела приоритетное значение в принятии законов страны. Исполнительным органом власти должны были стать министерства. Совещательным Органом при императоре предполагалось сделать Государственный Совет, в состав которого должны были входить высшие сановники. При этом у императора оставалось преимущественное право назначения министров, внесение законодательной инициативы. Сословную структуру общества предполагалось сделать более мобильной (т. е. речь шла о возможности перехода из одного сословия в другое с приобретением соответствующих гражданских прав). В результате, большая часть преобразовательских планов Сперанского осталась лишь на бумаге, однако они оказали определенное влияние на взгляды Александра I, который 1 января 1810 г. издал указ о формировании Государственного Совета. Во главе его канцелярии встал М. М. Сперанский. Хотя функции нового органа и были исключительно совещательными, даже в таком виде они не оправдали надежд Сперанского. Одновременно с этим были уточнены функции и полномочия министерств (июнь 1811г.). Их деятельность должна была строиться на принципе единоначалия, т. е. вся ответственность за принятие решений ложилась на министра. Инициатива Сперанского реформировать Сенат была заблокирована Государственным советом.
Несмотря на то, что большинство предложений Сперанского не были реализованы, даже те преобразования, на которые пошел Александр I, вызвали резко отрицательную реакцию значительной части дворян. Поэтому в марте 1812 г. Сперанский был уволен и отправлен в отставку, а затем сослан в Пермь.,
Вторая половина правления Александра I и его внутренняя политика были тесно связаны с только что закончившейся войной 1812 г. и заграничными походами русской армии. После 1815 г. в русском обществе идеи либеральных преобразований находили все больший отклик, и популярность их стремительно росла. Александр I не мог не реагировать на изменение общественного мнения. В 1815 г. в Польше была введена конституция, которая гарантировала основные гражданские права польскому населению. В 1820 г. был издан проект реформирования системы центрального управления Российской империи, составленный Н. Н. Новосильцевым при активном участии П. А. Вяземского. Государственный сейм, состоящий из двух палат, должен был стать высшим законодательным органом с правом наложения вето, при этом законодательная инициатива оставалась в руках императора - главы исполнительной власти. Кроме того, предполагалось ввести некоторые гражданские свободы и независимость судебной власти. Однако, как и предыдущие предложения М.М.Сперанского, эти проекты не были реализованы, что в некоторой степени было связано с ухудшением внешнеполитической ситуации.
<p class="dash041e_0431_044b_Информация о работе Народы и государства на территории нашей страны в древности