Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 14:52, контрольная работа
Цель работы: изучить какие новые явления происходили в экономике России в начале XX века.
Задачи :
1. изучения литературы по намеченному вопросу;
2. изучения информации, имеющейся в литературе или в ресурсах Интернета;
3. сбор и обобщение материала;
Введение………………………………………………………………………...…3
1. Экономическое развитие России в 90-е годы XIX –в начале XX века...4-8
2. Экономические реформы России в начале XX века……………………9-16
3. Сравнительный анализ двух реформаторов: С.Ю.Витте и П.А. Столыпина........................................................................................................17-20
4. Заключение…………………………………………………………………...21
5.Список использованных источников и литературы ……………………….22
Экономические реформы России в начале XX века.
Реформы Сергея Юльевича Витте:
В истории России конца XIX
— начала XX вв. С.Ю. Витте занимает
исключительно важное место. Глава
Министерства путей сообщения, многолетний
министр финансов, председатель Комитета
министров, первый глава Совета министров,
член Государственного Совета — служебные
посты этого политического
В 1892 г. Витте занял пост
министра финансов. Важнейшей задачей
Витте было поощрение развития отечественной
промышленности. Он считал индустрию
локомотивом народного
Индустриализация требовала значительных капиталовложений из бюджета, что должно было обеспечить реализацию разработанной политики. Одним из направлений осуществленной им реформы было введение в 1894 г. государственной винной монополии, ставшей основной доходной статьей бюджета (365 млн. руб. в год). Были увеличены налоги, в первую очередь косвенные (они в 90-е годы выросли на 42,7 %). Был введен золотой стандарт, т.е. свободный размен рубля на золото.
Последнее позволило привлечь
иностранный капитал в
Однако процесс
В своей реформаторской деятельности Витте пришлось испытывать сопротивление со стороны аристократии и высшего чиновничества, имевших большое влияние на царствующих особ. Наиболее активным противником Витте был министр внутренних дел В.К. Плеве. Его курс социальной политики — это противодействие реформам, отстаивание консервативного принципа развития, сохраняющего неизменно привилегии дворянства на власть, а, следовательно, сохранение феодальных пережитков. Эта тенденция противоборства реформ и контрреформ на рубеже двух веков закончилась не в пользу Витте.
Изменения мировой экономической конъюнктуры на рубеже XIX — XX вв. привело к кризису отраслей, интенсивно развивавшихся в 90-е гг. — металлургии, машиностроения, нефте- и угледобывающей промышленности. Противники министра обвинили его в спаде российского производства, называли его политику авантюрной и губительной для России Недовольство политикой Витте привело к отставке в 1903 г.
На политическую арену
он вернулся осенью 1905 г. в качестве
главы Совета Министров. В августе
1905 г. ему удалось заключить
В целом по инициативе Витте были осуществлены крупные экономические мероприятия:
Результаты реформы:
Таким образом, несмотря на попытки самодержавия приспособиться к развитию капитализма в стране, было очевидно, что в перспективе противоречия, существовавшие между царизмом и буржуазией, вернее, между феодализмом и капитализмом, будут нарастать. Отношения царизма и буржуазии осложнялись прежде всего тем, что в стране не было официально признанной общеправительственной программы экономического развития, что было важным показателем отношения царского правительства к капитализму, буржуазии. Не случайно, что в Государственной думе прохождение любого вопроса торгово-промышленного развития неизменно затягивалось. И хотя в результате революции 27 октября 1905 г. царем был наконец подписан указ об образовании Министерства торговли и промышленности, решающее слово в определении экономической службы России оставалось за самодержавием.
Реформы Столыпина:
В послереволюционные годы царское правительство стало осуществлять ряд экономических и политических мер по расширению и упрочению своей социальной базы. Это нашло отражение, в частности , в аграрной реформе, инициатором которой был С.Ю. Витте , предшественник Столыпина на посту премьер-министра. Именно он убедил Николая II создать специальный комитет для разработки будущей земельной реформы. В этом комитете и был разработан проект ,предусматривающий « частичное отчуждение частновладельческих земель за справедливое вознаграждение». Однако царь был непреклонен: «Частная собственность должна оставаться неприкосновенной». В мае 1906 г. на первом съезде уполномоченных дворянских обществ были определены контуры будущей аграрной реформы : свободный выход крестьян из общины , юридическое закрепление крестьянской частной собственности на землю, свободная продажа крестьянам надельной земли . Эти идеи и обобщил в своей правительственной программе Петр Аркадьев Столыпин.
Аграрную реформу он связывал с ликвидацией крестьянской общины и созданием в деревне широкого слоя зажиточных крестьян-собственников. 9 ноября 1906 года был издан указ, имевший скромное название « О дополнении некоторых постановлений действующего закона , касающихся крестьянского землевладения и землепользования». В дальнейшем, дополненный и переработанный , он стал действовать как закон 14 июня 1910 года. В мае 1911 года принят еще один закон «О землеустройстве». Эти три законодательных документа и составили юридическую основу серии мероприятий , известных как « столыпинская аграрная реформа».
В соответствии с принятыми законами каждый крестьянин мог выйти из общины и потребовать закрепления в личную собственность надела, находящегося в его пользовании. Закрепленный надел можно было продать , полностью или частично , или же потребовать соединить все разбросанные в разных местах полосы в один участок, называемый отруб. При этом крестьяне –единоличники могли оставаться жить в деревне , на прежнем месте, или же выехать и обустраиваться на новом месте –на хуторах. Этими мерами царское правительство стремилось нарушить единство крестьянской общины. Отруба разъединяли крестьянские наделы, а хутора уничтожали деревню, а вместе с ней и тысячелетний крестьянский «мир».
Почему же правительству нужно было сокрушить общину?
Дело в том, что оно
хотело во что бы то ни стало сохранить
свою опору в деревне – помещичье
землевладение и расколоть
В период революции 1905-1907 гг.
помещики в один голос заговорили
о необходимости скорейшей
Каким же образом осуществлялась столыпинская аграрная реформа?
Не следует полагать , будто бы на хутора и отруба выходили лишь «крепкие мужики»-кулаки. Землеустроительные комиссии часто предпочитали не возиться с отдельными домохозяевами, а выселять их на хутора и отруба поголовно все население общины. В среде крестьян метко называли эти комиссии «землеграбительскими», а само столыпинское землеустройство -2 землерасстройством». Часть крестьян упорно сопротивлялись выходу из общины не только по невежеству, а исходя из здравых житейских соображений. Земледелие на большей части территории России в значительной мере зависело от погоды, особенно в условиях низкой агрокультуры. Имея земельные полосы в разных частях общественного надела, крестьянин худо или бедно обеспечивал себе ежегодный средний урожай . Получив же закрепленный надел на одном отрубе , он невольно оказывался во власти стихии без помощи собратьев-общинников. И разорялся в первый же засушливый год, если отруб был на высоком месте. А следующий год, дождливый, черед приходил к соседу. Только достаточно большой отруб , расположенный в разных рельефах , мог гарантировать успех. Но в деревне преобладал беднота , которая не могла себе позволить выкупать большие участки земли. Поэтому беднейшее крестьянство предпочитало продавать свои участки.
Часто земли покупали зажиточные крестьяне, которые не спешили с выходом из общины. Иногда покупателем оказывалось крестьянское общество , и земли возвращались в мирской котел. Так, в руках одного и того же хозяина оказывались земли единоличные и общинные. Возникла такая путаница, в которой не мог разобраться ни один суд. Вот почему хутора и отруба , несмотря на все старания и усилия правительства , не получили такого широкого распространения в стране, на которое рассчитывало правительство.
Каковы же были итоги столыпинской аграрной реформы? Насколько удалось разрушить общину?
Всего за годы реформы из общины вышло около 3 млн. домохозяев, что примерно составляло примерно третью часть их численности в тех губерниях , где проводилась реформа. Но некоторые домохозяева из выделившихся крестьян фактически давно уже не были домохозяевами , поскольку постоянно жили в городе, а закрепляли свой заброшенный надел только для того, чтобы его продать. Из общинного оборота было изъято 22% земель.
Распродав свои земли , многие бедняки устремлялись в город, пополняя ряды бездомных и безработных людей. Таким образом властям не удалось ни разрушить общину, ни создать устойчивый и достаточно массовый слой крестьян-собственников. В результате реформа не только не сняла социальную напряженность, но и усилила его до предела.
Важной составной частью
аграрной реформы Столыпина являлась
переселенческая политика, рассчитанная
на то , чтобы ослабить земельный
«голод» в центральных
Переселенцы были освобождены на длительное время от налогов, получали в собственность участок земли ( 15 десятин на главу семьи и 45 на остальных членов семьи) и денежное пособие – 200 руб. на семью.
Однако переселенческое ведомство плохо подготовилось к перевозке и обустройству на новых местах огромной массы людей. Тысячи крестьян переживая неимоверные лишения , направились в Сибирь, Среднюю Азию, на Дальний Восток и Южный Урал. И хотя процент закрепившихся на новом месте был довольно высок , часть людей возвратилась назад. С 1906 по 1914 год в Сибирь переселились 3 млн. 40 тысяч человек, а возвратились обратно 524 тыс. , что составляло лишь 17 процентов .
Хотя правительству и не удалось достичь поставленной цели уменьшить малоземелье крестьян за счет переселения ( естественный прирост крестьянского населения был намного выше числа переселенцев), в целом эта политика имела прогрессивный характер. Стало быстро расти население тех регионов , где обосновались переселенцы, было освоено более 30 млн. десятин пустующей земли и построено несколько тысяч сел. Тем самым был дан толчок для развития производительных сил в необжитых местах огромной империи.
Следует отметить ,что окончательные
итоги аграрной реформы подвести
нельзя, так как она была прервана
преждевременной трагической
Многие историки видят прогрессивность столыпинской реформы в том, что она разрушала общину и заменяла отжившие хозяйственные структуры более рациональными , открывая тем самым возможности для быстрого роста производительных сил в земледелии. Однако при этом забывается, что это вело к ликвидации традиционного уклада российской крестьянской жизни.
Прогрессивность же этой реформы состояла в том, что она ликвидировала чересполосицу , предоставила крестьянам право выхода из общины и свободного распоряжения землей.
Информация о работе Новые явления в экономике России начала XX века