Обострение противоречий Египта и Израиля в 70-80-х гг. XX в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 16:25, курсовая работа

Описание работы

Хронологические рамки данной работы составляет период с 1970- по начало 2000-х гг.
Источниковую базу работы составили принятые Советом Безопасности резолюции 2421 и 3382, Кэмп-Дэвидское соглашение3. Так же немаловажную роль для написания работы сыграл труд А. Смирнова «Арабо-израильские войны», как очевидца и участника одной из арабо-израильских войн4.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………3
Обострение противоречий Египта и Израиля в 70-80-х гг. XX в………5
Египет и арабские страны: соперничество и партнерство…………….12
Развитие взаимоотношений правительств Египта с США и СССР…..16
Заключение…………………………………………………………………....24
Примечания…………………………………………………………………...26
Библиография…………………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

курсовая работа IV курс.docx

— 77.47 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3

  1. Обострение противоречий Египта и Израиля в 70-80-х гг. XX в………5
  2. Египет и арабские страны: соперничество и партнерство…………….12
  3. Развитие взаимоотношений правительств Египта с США и СССР…..16

Заключение…………………………………………………………………....24

Примечания…………………………………………………………………...26

Библиография…………………………………………………………………28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Египет, на протяжении  всей второй половины XX и начала XXI вв., оставался перекрестком важных  политических и экономических  процессов на Ближнем Востоке. Арабская Республика Египет, одной из первых среди арабских стран получила независимость и провозгласила принцип арабского единства, придавая этому в своей политике  приоритетное значение. Проблема арабо-израильского конфликта  также находилась в числе внешнеполитических приоритетов  Египта, который  неоднократно прилагал активные дипломатические усилия для его разрешения.  Вместе с этим, Египет сразу же после обретения суверенитета  превратился в арену противостояния двух военно-политических и экономических блоков - социалистической и капиталистической систем, что предопределило конфронтационный характер его межгосударственных отношений  со странами Арабского Востока, Европы, США и СССР (РФ). Египет имел особое значение для арабского направления внешней политики  СССР (РФ)  и  США. Эти страны с Египтом связывают долгие годы тесного и плодотворного сотрудничества в различных областях. Тесные политические, экономические и культурные связи, установившиеся между  Египтом и данными странами во второй половине XX века, являются базой для развития двустороннего сотрудничества и в XXI веке. Очевидно, что оно будет продолжено и дальше, учитывая  современную внешнюю политику Российской Федерации  и США в нестабильном регионе Ближнего и Среднего Востока. Правительства  Египта, заинтересованные в  урегулировании данных вышеперечисленных проблем,  взяли курс на расширение своих внешнеполитических связей, призванных помочь разрешить не только проблемы, связанные с безопасностью, стабильностью и развитием самой АРЕ, но и всего Арабского Востока в целом, видя в такой политике важное условие для обеспечения своего лидерства в международных отношениях в регионе.  Поэтому необходимо более глубокое исследование различных аспектов внешнеполитической деятельности Египта, его места и роли в системе международных отношений на Ближнем Востоке.  В этом и заключается актуальность темы данной курсовой работы.

Географические пределы курсовой работы охватывают современную территорию Египта. АРЕ граничит с Ливией на западе, с Суданом на юге и  с Израилем на северо-востоке. На севере омывается Средиземным морем, а на востоке – Красным.

Хронологические рамки данной работы составляет период с 1970- по начало 2000-х  гг.

Источниковую базу работы составили принятые Советом Безопасности резолюции 2421 и 3382, Кэмп-Дэвидское соглашение3. Так же немаловажную роль для написания работы сыграл труд А. Смирнова «Арабо-израильские войны», как очевидца и участника одной из арабо-израильских войн4.

Историографическая база. Тему внешней политики Египта в исследуемый период подробно рассматривается в работе В. Е. Титоренко «Формирование внешней политики Египта после Насера»5. Эта работа является наиболее близкой к нашей теме. В ней автор попытался выявить основные внутренние и внешние факторы воздействия на эволюцию внешнеполитической ориентации Египта в период правления А. Садата и X. Мубарака.

Важное значение для анализа данной темы имеют также работы Л. И Медведко «К востоку и западу от Суэца»6,  A.M. Захарова и О.И. Фомина «Кэмп-Дэвид: политика, обреченная на провал»7,  А.Г. Князева «Египет 80-х годов»8 и  Б.Г. Сейраняна «Хосни Мубарак. Начало политической деятельности. Арабские страны Западной Азии и Северной Африки (новейшая история, экономика и политика)» 9,  И. Д. Звягельской «"Конфликтная политика" США на Ближнем и Среднем Востоке (середина 70-х – вторая половина 80-х гг.)» 10,  А.З. Егорина и Х.А. Абдель Хамида «Война за ближневосточный мир»11, К.А. Капитонова «Ближний Восток в лицах»12. Следует отметить также книги А.З. Егорина «Египет нашего времени»13 и А. Васильева «Египет и египтяне»14, в которых в популярной форме излагаются воспоминания и суждения авторов о Египте, о его прошлом, настоящем и будущем. 

Цель курсовой работы: изучить основные направления внешней политики Египта в контексте данного периода. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

- проанализировать обострение  противоречий Египта и Израиля  в заданный период;

- охарактеризовать отношения  Египта и арабских стран;

- исследовать динамику  развития взаимоотношений правительств  Египта с США и СССР.

Курсовая работа состоит из введения, трех вопросов, заключения, примечаний и библиографии.

 

 

 

  1. Обострение противоречий Египта и Израиля в 70-80-х гг. XX в.

Египетско-израильские отношения являются одним из определяющих факторов всей ближневосточной политики. На протяжении последних десятилетий XX в. они меняли свой характер, что существенным образом влияло не только на отношения между арабами и Израилем, но и на расклад сил внутри самого арабского сообщества. Египет был одним из самых активных участников арабо-израильских войн, начиная с момента образования государства Израиль в 1948 г. вплоть до 1973 г., когда случилась война «Судного дня». Именно с данного события мы начнем рассмотрение отношений между Египтом и Израилем.

В 1972 году президент Египта Анвар Садат начинает свертывать военно-техническое сотрудничество с СССР, делая ставку на сближение с США. В июле 1972 года советскому военному контингенту было предложено покинуть Египет. Одновременно с этим руководство Египта продолжило подготовку к войне с Израилем за возвращение Синайского полуострова. Война «Судного дня» разразилась в октябре 1973 года. Египет и Сирия нанесли внезапный удар по израильским военным базам и аэродромам в Йом-Кипур15. Тем не менее, армия обороны Израиля довольно быстро смогла оправиться от удара и перейти в контрнаступление. Уже к 19 октября израильтянам удалось нанести ощутимое поражение египетской армии: путь на Каир был открыт. Благодаря вмешательству Советского Союза, который не был заинтересован в полном разгроме египетской и сирийской армий, стороны согласились на прекращение огня.

Большое влияние на дальнейшее урегулирование конфликта между Египтом и Израилем оказали США. Государственный секретарь США Г.А. Киссинджер инициировал переговоры о подписании соглашения «О разъединении войск на Синайском фронте», которое было заключено 18 января 1974 г.

В начале ноября 1977 г. Садат выступил перед египетским парламентом с инициативой начать мирные переговоры с Израилем. Вскоре израильский премьер-министр Менахем Бегин официально пригласил египетского президента приехать в Иерусалим. В ходе первого в истории визита египетского президента в Израиль, Садат изложил основные условия признания Египтом Еврейского государства. Он потребовал возвращения арабам всех территорий, оккупированных Израилем в 1967 году. Поначалу переговоры не увенчались успехом. Но в августе 1978 года президент США Картер организовал встречу глав двух государств в Кемп-Дэвиде (США, штат Мэриленд), где было подписано два документа: "Основы мира на Ближнем Востоке" и "Основы для заключения мирного договора между Египтом и Израилем"16. Согласно этим документам, Садату удалось добиться полного возвращения Египту Синайского полуострова.

Мирный договор между странами, положивший конец войне, вызвал реакцию в арабском мире. Сирия, Ливия, Ирак и Южный Йемен разорвали дипломатические отношения с Египтом. За свою сепаратную сделку Египет оказался изолированным от остального арабского мира почти на целое десятилетие.

После этого стремление Каира и Тель-Авива к установлению мира воплотилось в подписании 26 марта 1979 г. мирного договора. Египет стал первой арабской страной, признавшей израильское государство «де-юре» и «де-факто» и заключившей с ним мирный договор. В феврале 1980 г. обе стороны обменялись дипломатическими миссиями. По мирному договору Израиль обязывался в течение трех лет вывести свои войска с оккупированной территории Синайского полуострова с ее последующей демилитаризацией и вводом межнациональных сил ООН. Мирный договор также содержал пункты, предусматривавшие тесное культурно-экономическое и политическое сотрудничество. Египетское руководство приняло закон о прекращении экономического бойкота Израиля и подписало с Тель-Авивом соглашения о сотрудничестве17.

Однако уже после подписания мирных соглашений стали очевидными расхождения в египетско-израильских позициях. Не прошло и двух месяцев после их подписания, как кнессет голосовал за строительство новых поселений на оккупированных территориях. 30 июля 1980 г. кнессет принял закон18, объявляющий «объединенный Иерусалим» «вечной и неделимой» столицей Израиля, после чего были ускорены темпы «израилизации» восточной (арабской) части города. А в декабре 1981 г. кнессет принял решение о распространении израильских законов на район Голанских высот. Провалилась попытка претворить в реальность кэмп-дэвидское соглашение о предоставлении палестинцам автономии. Это соглашение предусматривало проведение выборов в местные органы на оккупированной территории. Предусматривался пятилетний переходный период, в течение которого должны были бы определить окончательный статус территорий Западного берега реки Иордан и сектора Газа. Переговоры по предоставлению палестинцам автономии были начаты в мае 1979 г. Однако и к крайнему сроку 26 мая 1980 г. и в дальнейшем они не принесли абсолютно никаких результатов. В то время, когда израильские самолеты бомбили Бейрут (Ливан), Египет и Израиль в Вашингтоне подписали 3 августа 1981 г. соглашение, положившее начало деятельности межнациональных сил ООН и наблюдателей на Синае. Но во время военного парада 6 октября 1981 г. А. Садат был убит террористами. Через неделю новым президентом Арабской Республики Египет был избран Мухаммед Хосни Myбарак.

После прихода к власти новый президент  выработал новую форму взаимоотношений между Египтом и Израилем. Их отношения целиком зависели от общей ситуации на Ближнем Востоке, и предполагали поддержание определенной дистанции в отношениях друг с другом. В этой связи Х. Мубарак не принял предложение израильского премьер-министра М. Бегина посетить Иерусалим, поскольку отказывался признавать его статус «столицы Израиля». Такая внешнеполитическая линия, явно направленная на защиту общеарабских интересов, не могла остаться незамеченной в столицах мира. Это позволило Египту постепенно восстановить былой престиж в арабском мире. Египет подверг критике израильскую политику, направленную на подавление палестинского движения в оккупированных районах. Он осудил действия Израиля, который, с одной стороны, вел переговоры о предоставлении палестинцам автономии, а с другой, - продолжал строительство новых поселений на оккупированной территории. Египетская же дипломатия настаивала на том, чтобы Израиль согласился на участие в переговорах любой палестинской организации, одобрившей резолюции Совета Безопасности ООН № 242 и 33819, а также вступил в контакты с умеренным крылом ООП. Израильская сторона довольно жестко отреагировала на такую смену позиции Египта по ближневосточному конфликту. По замечанию известного советского аналитика, «премьер-министр Израиля М.Бегин в «дружественных посланиях» президенту АРЕ Xосни Мубараку неоднократно давал понять, что израильские танки могут вновь появиться на Суэцком канале, если египетское руководство «посмеет» отойти от устраивающего США и Израиль внешнеполитического курса, прежде всего в вопросах ближневосточного урегулирования»20.

Серьезные разногласия в египетско-израильских отношениях возникли в период ливанского кризиса 1982 г. 6 июня 1982 г. армия Израиля пересекла границу Ливана на юге и вторглась в пределы ливанской территории. Как и во время предыдущих своих военных акций по отношению к арабским странам, израильское правительство утверждало, что такой шаг был предпринят с целью обеспечить национальную безопасность Израиля. Используя свое подавляющее военное превосходство, израильская армия продвинулась далеко вглубь страны вплоть до Бейрута, под израильской оккупацией оказалось около 40% территории Ливана.

Хосни Myбарак жестко отреагировал на агрессию Израиля в Ливане. Он потребовал от Тель-Авива немедленного прекращения военных действий и отвода войск с ливанской территории. Переговоры между Египтом и Израилем по вопросу палестинской автономии были прерваны до тех пор, пока израильские войска не будут полностью выведены из Ливана. Сократились взаимные визиты официальных лиц, контакты по линии туризма, культурных связей. Египетская печать регулярно помещала материалы с критикой политики правительства Бегина. После резни в лагерях Сабра и Шатила в предместье Бейрута в сентябре 1982 г. египетское руководство приняло решение об отзыве своего посла из Израиля. Х.Мубарак дал понять Тель-Авиву, что Каир не потерпит столь грубых нарушений прав арабских стран. «После нападения Израиля на Ливан, - писал Б. Гали, - в Каире мало найдется людей, сохраняющих надежду на позитивное развитие арабо-израильского переговорного процесса»21.

Каир выдвинул три основных условия для нормализации отношений с Тель-Авивом: урегулирование вопроса о Табе; полный и безоговорочный вывод войск из Южного Ливана; согласие на полномасштабные переговоры по урегулированию палестинского вопроса с участием палестинской делегации. Эти условия были выполнены частично. Израиль пошел на уступки лишь по первому пункту. Долгое время напряженность между Египтом и Израилем вносил спор о приграничной территории Таба (площадью около 1 кв. км). По кэмп-дэвидским соглашениям, эта область должна была отойти к Египту, но израильское руководство отказывалось от ее передачи. С апреля 1982 г. по сентябрь 1986 г. состоялось четыре раунда переговоров по Табе с участием экспертов США. Однако они не привели к достижению ощутимого прогресса в урегулировании проблемы.

В египетско-израильских отношениях возник новый пик напряженности после двух инцидентов в октябре 1985 г. - убийства в Каире израильского дипломата и убийства группы израильских туристов на Синае египетским пограничником. Дело вокруг террориста было использовано египетскими фундаменталистами для раздувания антиизраильских настроений в Египте. В его поддержку были созданы общественные комитеты, а после его самоубийства в следственной тюрьме в университетах Каира, Заказика и Мансуры прошли массовые студенческие демонстрации с антиизраильскими лозунгами.

Информация о работе Обострение противоречий Египта и Израиля в 70-80-х гг. XX в