Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 16:25, курсовая работа
Хронологические рамки данной работы составляет период с 1970- по начало 2000-х гг.
Источниковую базу работы составили принятые Советом Безопасности резолюции 2421 и 3382, Кэмп-Дэвидское соглашение3. Так же немаловажную роль для написания работы сыграл труд А. Смирнова «Арабо-израильские войны», как очевидца и участника одной из арабо-израильских войн4.
Введение ………………………………………………………………………3
Обострение противоречий Египта и Израиля в 70-80-х гг. XX в………5
Египет и арабские страны: соперничество и партнерство…………….12
Развитие взаимоотношений правительств Египта с США и СССР…..16
Заключение…………………………………………………………………....24
Примечания…………………………………………………………………...26
Библиография…………………………………………………………………28
И в заключении можно сказать, что на данном историческом этапе стратегической задачей внешней политики Египта оставалось последовательное утверждение лидерства страны в Арабском мире, политическое и экономическое упрочнение позиций АРЕ в регионе Ближнего и Среднего Востока, а также на африканском континенте.
3. Развитие взаимоотношений правительств Египта с США и СССР
После прихода к власти в октябре 1970 г. Анвара Садата, началось постепенное реанимирование египетско-американских отношений. Активно стали налаживаться контакты с американской администрацией, несмотря на то, что дипломатические отношения между Египтом и США были прерваны с момента израильской агрессии 1967 г. Эти контакты, как правило, осуществлялись на двух уровнях – по обычным дипломатическим каналам и по каналам разведок двух стран. Примечательно, что обе стороны отдавали предпочтение использованию второй линии связи. Через ЦРУ и египетские спецслужбы передавались, в частности, послания Садата и президента США Никсона, а также другие наиболее важные сообщения.
А. Садат понимал, что сближение с США даст Египту гораздо большие экономические и политические возможности. С другой стороны, такое сближение совпадало с интересами США, которые в стремлении нарастить свои позиции на Ближнем Востоке пытались закрепиться в ряде арабских стран. В результате, А. Садат в довольно сжатые сроки осуществил выдворение Советского Союза. Уже в июле 1972 г. он сделал первый открытый выпад против СССР, приняв решение о высылке из Египта советских военных специалистов. На встрече с государственным секретарем США Г. Киссинджером сразу после прекращения огня в войне 1973 г. Садат заявил, что «кончает с Советским Союзом» и расценивает СССР «как своего противника». «Мир на Ближнем Востоке, – резюмировал он, – должен быть организован и контролируем Соединенными Штатами». Апогеем такой политики стало аннулирование в 1976 г. в одностороннем порядке советско-египетского договора о дружбе и сотрудничестве 1971 г.30 Дипломатические отношения между Египтом и США были восстановлены в феврале 1974 г. Во время неоднократных двусторонних встреч установились дружеские отношения между египетским руководством и администрацией Белого Дома, и в особенности между Садатом и Киссинджером. Египет приветствовал американские инициативы по мирному урегулированию ближневосточного конфликта. Известно высказывание Садата, в котором он говорит, что ключ решения арабо-израильского конфликта находится в руках США. В свою очередь, Соединенные Штаты уделяли большое внимание Египту, учитывая свой возрастающий интерес к арабской нефти. В стремлении подчеркнуть свой особый интерес к Каиру президент США Никсон посетил Египет в июне 1974 г. В ходе переговоров египетская сторона просила Вашингтон предоставить ей помощь в решении социально-экономических проблем и поставках вооружения.
Одним из условий оказания военно-экономической помощи американцы выдвинули согласие Каира на развитие частного сектора экономики в Египте.
Согласно различным высказываниям Анвара Садата и членов его правительства, многочисленным комментариям египетской и западной прессы, политика “открытых дверей” была призвана обеспечить постепенный переход всей египетской экономики на рыночные рельсы. Более конкретная цель “инфитаха” состояла в том, чтобы добиться быстрого развития наиболее доходных отраслей экономики и увеличения валютных поступлений за счет расширения экспорта товаров и услуг на базе использования природных ресурсов Египта, его благоприятного географического положения, квалифицированной и дешевой рабочей силы в соединении с арабской финансовой помощью и западными современными технологиями.
С целью правового оформления этой политики с июня 1974 по конец 1975 года было принято более сотни законов, постановлений, решений, которые облегчили капиталовложения в экономику Египта, в том числе и иностранные. Как следствие этого, Египет в 1970-е годы вышел на одно из первых мест среди развивающихся стран в качестве получателя финансовых ресурсов. Стремясь использовать те возможности, которые открылись перед иностранным капиталом с переходом к политике “инфитаха”, западные державы во главе с США, а также страны-экспортеры нефти Персидского залива начали активно кредитовать правящий режим Египта, предоставив ему в 70-х годах на различных условиях в общей сложности около 20 млрд. долл. Эти займы позитивно воздействовали на экономическое развитие страны, но не оздоровили его. Вложения же иностранного частного капитала были очень небольшими. Его останавливали политическая нестабильность в стране, неэффективность госаппарата, отсутствие соответствующей инфраструктуры31.
Наиболее сильное изменение египетско-американские отношения претерпели после октябрьской войны 1973 года. Арабо-израильская война 1973 года имела большой резонанс. Это проявилось в небывалом подъеме национально-патриотических настроений в арабском мире, в том огромном давлении, которое оказало на Израиль мировое общественное мнение, требуя прекращения войны и уважения законных прав арабских народов. Была осознана необходимость поиска мирных путей урегулирования конфликта, для чего был создан механизм в виде Женевской конференции. Появился новый фактор развития обстановки в регионе – это возросшая военная мощь египетской и сирийской армий, доказавших свою боеспособность.
Если оценивать результаты войны с точки зрения их воздействия на внутриполитическую ситуацию в Египте, то Садату удалось в значительной мере укрепить свои позиции в борьбе с оппозицией и в осуществлении намеченного поворота в политике.
Однако президент Садат не смог максимально использовать благоприятные факторы, сложившиеся после октябрьской войны. Сразу после ее окончания он заявил, что 99 % успеха ближневосточного урегулирования зависит от Соединенных Штатов. В связи с этим, Г. Киссинджер заявил: “Я поражен поведением Садата. Египетский президент до сих пор не проявил готовности использовать на переговорах силу политического давления, созданного новой международной обстановкой. Садат в состоянии использовать эту силу, чтобы навязать всеобъемлющее решение, причем на его условиях”32.
Единственное, чего добился Садат, это дальнейшего сближения Египта с США. Так, 14 июня 1974 года во время визита в Каир президента Никсона был подписан документ под названием “Принципы отношений и сотрудничества между Египтом и США”33, который предусматривал создание совместной комиссии по сотрудничеству, деятельность которой охватывала практически все секторы египетской экономики.
19 ноября 1977 года Садат в сопровождении большой группы высокопоставленных чиновников прибыл в Иерусалим. Речь, с которой он выступил в кнессете 20 ноября, была выдержана в духе общеарабских требований. По словам израильского исследователя Раймонда Коэна, президент Египта отказался от обстоятельного обсуждения всех мероприятий и процедур будущего мирного процесса, ограничившись “философской декларацией основных принципов”: окончание оккупации арабских земель; права палестинцев; право каждого государства жить в мире; разрешение конфликтов мирными средствами. С трибуны кнессета Садат заявил: “Я приехал к вам не для того, чтобы заключать сепаратное соглашение между Египтом и Израилем, ибо сепаратный мир между Израилем и любым противостоящим ему государством не приведет к установлению прочного и справедливого мира в регионе”34.
“Стало ясно, какая широкая пропасть разделяет египетскую и израильскую позиции”, – сделал вывод государственный министр Египта по иностранным делам Бутрос-Гали в своей книге “Путь Египта в Иерусалим”, после ответной речи премьер-министра Бегина, в которой он ни единым словом не обмолвился о правах палестинского народа. По словам того же Бутроса-Гали, единственным соглашением, которого удалось добиться в Иерусалиме, – это установка телефонной линии связи через Париж для обмена посланиями, не прибегая к услугам третьих стран.
Поездка Садата сразу же была поддержана Соединенными Штатами, хотя еще менее двух месяцев назад Вашингтон в совместном советско-американском заявлении от 1 октября 1977 года обязались вести дело к созыву международной мирной конференции по Ближнему Востоку и действовать в рамках коллективных усилий. Правда, сразу после своего возвращения из Иерусалима Садат объявил о решении провести в Каире встречу арабских стран-участников конфликта с Израилем в порядке подготовки к Женевской конференции. Однако на его приглашение откликнулись только США и Израиль. Поэтому американский президент Картер настоял на переносе встречи на более поздний срок, чтобы американская дипломатия попыталась привлечь к ней арабские страны. Именно с этой целью государственным секретарем США Сайрусом Вэнсом была совершена поездка на Ближний Восток, в ходе которой было оказано определенное давление на руководителей Саудовской Аравии, Сирии и Иордании, чтобы смягчить их антисадатовские позиции. США, прежде всего, надеялись на поддержку Саудовской Аравии, которая оказывала большую финансовую помощь Сирии, Иордании и ООП. Не случайно, что Вэнс начал свою поездку с посещения Эр-Рияда, еще раз продемонстрировав, какое важное место занимает это государство в арабском мире. Но Саудовская Аравия ответила на американскую инициативу вежливым, но твердым отказом. Отстаивая свою точку зрения, министр иностранных дел Саудовской Аравии принц Сауд аль-Фейсал заявил, что “за каждым шагом должен следовать реальный результат, однако до сих пор не ясно, какой же будет окончательный итог предпринятой акции”. Не добился каких-либо результатов Вэнс ни в Дамаске, ни в Аммане.
Вскоре после возвращения Садата из Иерусалима начались интенсивные переговоры между Египтом и Израилем по вопросам ближневосточного урегулирования и всему комплексу двусторонних отношений, в ходе которых выяснилось, что, соглашаясь в необходимости установления нормальных межгосударственных связей, стороны по многим важным вопросам имели различные точки зрения.
Представители Египта и Израиля еще целый год после посещения Садатом Иерусалима не могли согласовать свои позиции, которые должны быть положены в основу документов, определяющих отношения между двумя государствами. Это вынудило президента США Джимми Картера направить приглашения лидерам обеих стран прибыть в Соединенные Штаты, для того, чтобы преодолеть трудности египетско-израильского диалога.
В результате переговоров, состоявшихся в Кэмп-Дэвиде в сентябре 1978 года с участием президента США Картера, премьер-министра Израиля Бегина и президента Египта Садата, были подписаны два документа “Рамки для заключения мирного договора между Египтом и Израилем” и “Рамки мира на Ближнем Востоке”35.
Соглашение, заключенное в Кэмп-Дэвиде в сентябре 1978 года, не случайно было названо “Рамки мира”. Оно должно было стать универсальной формулой арабо-израильского мирного процесса. “Рамки мира” касались различных аспектов военно-политического, торгово-экономического сотрудничества, приглашали другие арабские страны присоединиться к египетско-израильским переговорам и предлагали для этого упорядоченные этапы продвижения к миру, но под единоличным американским покровительством. “Рамки мира” явились выражением монополии США на организацию ближневосточного мирного процесса, на посреднические усилия в деле сближения позиций конфликтующих сторон.
Упомянутая выше роль США в качестве единственного организатора-покровителя мирных переговоров была результатом двух процессов, происходящих в то время на Ближнем Востоке – во-первых, это неоспоримые достижения “челночной дипломатии” Генри Киссинджера, в результате которых были заключены Синайские соглашения, сирийско-израильское соглашение о разъединении войск на Голанских высотах, во-вторых, значительное ослабление советских позиций в регионе вследствие “ухода” СССР из Египта.
Соединенные Штаты приняли меры по финансовому поощрению участников соглашения. 9 апреля 1979 года президент Картер направил на рассмотрение американского конгресса специальный законопроект “Об оказании дополнительной помощи по обеспечению международной безопасности на 1979 финансовый год в поддержку мирного договора между Египтом и Израилем и соответствующих соглашений”36. Израилю выделялись 3 млрд. долл. в течение трех лет в качестве военной помощи, в том числе 800 млн. долл. в виде безвозмездных субсидий на строительство двух военно-воздушных баз в пустыне Негев взамен оставляемых Израилем на Синае. Египту на тот же период предоставлялась более скромная сумма – 1,8 млрд. долл., из них 300 млн. долл. – в виде дополнительной экономической помощи, а 1,5 млрд. долл. – на закупки вооружений и военного снаряжения. Американский президент обязался каждый год предоставлять Египту в среднем 1 млрд. долл. в качестве экономической помощи.
Результаты заключения “Рамок мира” и мирного договора между Египтом и Израилем имели разные последствия для этих стран. Египет, выйдя из состояния войны с Израилем вопреки желанию арабского мира, оказался в изоляции. Получив весомую политическую поддержку и крупную финансовую помощь от Соединенных Штатов и других государств Запада, он лишился огромных финансовых вливаний в экономику со стороны, прежде всего, Саудовской Аравии – своего основного кредитора. Это привело к сильной зависимости Египта от США.
Что касается развития отношений правительств Египта и СССР, то с приходом к власти Анвара Садата, египетско-советская дружба уходит в прошлое. Хотя на первых порах А. Садат стремился действовать, как и его предшественник и подписал в 1970 г. Договор о дружбе с Советским Союзом. Но он питал истинные симпатии к американцам и весьма недоверчиво относился лично к Л. Брежневу. Кроме того, Садат убедился, что арабо-израильский конфликт потерял первостепенное значение в советской внешней политике. Москва не собиралась жертвовать разрядкой для того, чтобы удовлетворить возросшие военные амбиции египетского лидера. Наконец, освобождение Синая становилось для Садата делом личной чести, но эта идея встречалась в СССР прохладно.
А. Садат колебался вплоть до апреля 1972 г., до очередного визита в СССР, не давшего ожидаемых результатов: Египту было отказано в просьбе увеличить советскую военную помощь. Тут же в Каир прибыл госсекретарь США Г. Киссинджер, который поставил египетскому лидеру примерно такое условие: убирайте из страны русских, и Америка будет выплачивать вам ежегодно 3 миллиарда долларов для поднятия экономики и укрепления обороны.
Советский посол В. Виноградов прибыл 7 июля 1972 г. в резиденцию А. Садата, чтобы довести до египетского руководства содержание беседы Л. Брежнева с американским президентом Р. Никсоном, где частично обсуждалась ближневосточная проблема. СССР в очередной раз подтверждал свою решимость защищать справедливое дело арабских народов, заявлял о готовности вести переговоры с США о сокращении поставок вооружений на Ближний Восток. Садат в истерике прокричал: "Русский медведь сделал свое дело в Египте. Здесь, в пустыне, ему больше делать нечего!"37. С тех пор и началось свертывание советского присутствия в Египте. Свои антисоветские действия Садат мотивировал тем, что СССР якобы не оказывал необходимой военной и финансовой помощи Египту, а советские руководители призывали египтян к сдержанности и поиску путей нормализации отношений с Израилем.
Разорвав в марте 1976 г. договор о дружбе и сотрудничестве с СССР, Анвар Садат полностью переориентировался на сотрудничество с Соединенными Штатами.
Информация о работе Обострение противоречий Египта и Израиля в 70-80-х гг. XX в