Обострение противоречий Египта и Израиля в 70-80-х гг. XX в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 16:25, курсовая работа

Описание работы

Хронологические рамки данной работы составляет период с 1970- по начало 2000-х гг.
Источниковую базу работы составили принятые Советом Безопасности резолюции 2421 и 3382, Кэмп-Дэвидское соглашение3. Так же немаловажную роль для написания работы сыграл труд А. Смирнова «Арабо-израильские войны», как очевидца и участника одной из арабо-израильских войн4.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………3
Обострение противоречий Египта и Израиля в 70-80-х гг. XX в………5
Египет и арабские страны: соперничество и партнерство…………….12
Развитие взаимоотношений правительств Египта с США и СССР…..16
Заключение…………………………………………………………………....24
Примечания…………………………………………………………………...26
Библиография…………………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

курсовая работа IV курс.docx

— 77.47 Кб (Скачать файл)

Несмотря на позицию официального руководства, антиизраильские настроения в египетском обществе всегда оставались достаточно сильными. Хосни Мубарак всегда внимательно прислушивается к общественному мнению. Он помнит, что стало с предыдущим президентом Египта. Антиизраильские настроения доминируют в египетском обществе, особенно в среде военной и интеллектуальной элиты.

В этой ситуации лишь вмешательство Вашингтона заставило Каир пойти на нормализацию отношений с Тель-Авивом. Белый Дом направил в Тель-Авив советника госдепартамента А. Софаера, который организовал встречу израильтян с египетской делегацией. После нее один из участников отметил, что стороны как никогда близки к решению вопроса о Табе и нормализации двухсторонних отношений. Под нажимом США в сентябре 1986 г. Мубарак встретился в Александрии с премьер-министром Израиля Ш. Пересом. Это были первые контакты высшего руководства двух стран с августа 1981 г. На этой встрече Египет и Израиль согласились передать вопрос о Табе на рассмотрение международного арбитража Гааги. Израильский премьер-министр дал обещание обдумать вопрос о международной конференции по Ближнему Востоку, созыва которой давно добивался Каир. В ответ на это египетское руководство решило вернуть в Тель-Авив своего посла, отозванного во время ливанского кризиса 1982 г. В состав международной арбитражной комиссии вошли три независимых члена и по одному от Египта и Израиля. В мае 1987 г. Каир и Тель-Авив представили комиссии свои аргументы, доказывающие право на владение спорной территорией (Табы). Однако достичь компромисса не удалось. Они отвергли американский план, по которому территория Табы становилась частью Египта, но Израиль имел бы доступ к этой зоне. Арбитражная комиссия рассматривала вопрос о Табе еще около двух лет, прежде чем было найдено приемлемое решение, удовлетворяющее обе стороны. В результате 28 сентября 1988 г. комиссия приняла решение, подтверждающее юридические и исторические права Египта на спорную территорию и окончательный переход ее под юрисдикцию Египта состоялся в марте 1989 г.

Х. Мубарак в декабре 1989 г. сделал заявление, что готов посетить Израиль, если это поможет урегулированию ближневосточного конфликта. Но вместе с тем он отказался встречаться с премьер-министром Израиля И. Шамиром, несмотря на то, что дважды, с 1986 г. по 1989 г., встречался с его политическим оппонентом Ш. Пересом.

Лишь он приехал в ноябре 1995 г. в Тель-Авив на похороны И. Рабина. С официальным визитом Х. Мубарак так и не посетил Израиль. Как выразился по этому поводу советник президента АРЕ Усама аль-Баз, «Мубарак в принципе не против поездки в Тель-Авив, но он не хочет, чтобы она носила символический характер… От посещения Израиля египетским президентом ожидают многого, и Мубарак не хочет, чтобы эти надежды не оправдались»22.

После образования нового израильского правительства Шамира в июне 1990 г., египетская сторона обвинила Тель-Авив в том, что Израиль подводит Ближний Восток к новой войне. Позиции двух стран по ближневосточным проблемам становились диаметрально противоположными. Так, в одном из интервью министр иностранных дел Египта Амр Муса заявил, что «ни палестинец, ни араб, ни христианин, ни мусульманин не могут принять израильскую позицию по Иерусалиму»23. Такая позиция руководства страны усиливала антиизраильские настроения в обществе Египта. В ходе террористического акта на Синайском полуострове в феврале 1990 г. было убито 9 и ранено более 20 израильтян, при атаке туристического автобуса.

Однако при всей сложности взаимоотношений между Египтом и Израилем Мубарак так и не пошел на полный разрыв внешнеполитических отношений с еврейским государством. Избегая встреч с премьер-министром от правонационалистической партии «Ликуд», египетский президент сохранял возможность официальных контактов через МИД и ООН, по межпартийной линии с левыми и левоцентристскими партиями. Когда на выборах в 1992 г. в кнессет победила левоцентристская «Партия труда» во главе с И.Рабином, отношения Каира с Тель-Авивом несколько потеплели. Египетским дипломатам удалось завязать тесные отношения с лидерами «Партии труда» и их сближение было связано с тем, что представители «Партии труда» занимали более мягкую позицию по отношению к палестинцам и стремились к конструктивному диалогу с арабским миром. Первая встреча египетского руководства с делегацией «Партии труда», организованная по инициативе министра иностранных дел Египта  Б.Гали, состоялась 7 ноября 1980 г. в Каире. В последующем, в 1992 г. и 1993 г., состоялись две встречи Мубарака и Рабина, а так же регулярными стали взаимные визиты министров иностранных дел. Но, несмотря на это, выступая на общеарабском саммите в Аммане, Амр Муса предостерег арабских лидеров от поспешного установления экономических связей с Израилем. По его мнению, следовало сначала остановить израильскую ядерную программу и урегулировать вопрос с оккупацией южного Ливана и Голланских высот.

Нужно сказать, что с 93 г. улучшился политический климат на Ближнем Востоке. Благодаря международной конференции по Ближнему Востоку в Осло в 1993 г. После данной конференции многие арабские страны стали устанавливать внешнеполитические контакты с Израилем, что ранее не представлялось возможным. В ноябре 1994 г. был подписан мирный договор между Иорданией и Израилем. Израильское правительство вывело свои войска из иорданских городов Эль-Бакура и Эль-Гамра. Начались также переговоры Тель-Авива с Дамаском, традиционно занимавшим жесткую позицию по отношению к Израилю. Немаловажным фактором, ослабившим напряженность в регионе, стали мирные инициативы РФ, США и ЕС по полному урегулированию ближневосточного конфликта. По мнению политического советника президента Египта Усама аль-База, «обе стороны устали от конфронтации, и есть шанс для всеобъемлющего урегулирования ближневосточного конфликта»24.

Подписание между израильтянами и палестинцами ряда соглашений в 1993–1995 гг. вселяло надежду на скорое урегулирование конфликта и в то же время заметно улучшило отношения между Египтом и Израилем. Однако приход к власти в Израиле правых сил в 1996 г. и выбор ими курса на конфронтацию с Палестинской национальной администрацией (ПНА) поставил под угрозу не только реализацию этих соглашений, но и будущее ближневосточного урегулирования в целом. После начала второй палестинской интифады 28 сентября 2000 г.  и военных операций Израиля на Западном берегу реки Иордан, Египет выступил с осуждением действий еврейского государства и в ноябре 2000 г. отозвал своего посла из Израиля.

В начале 2000-х гг. внешнеполитические отношения между Египтом и Израилем практически целиком зависли от положения дел на палестино-израильском направлении. Египет стремился играть роль посредника в урегулировании палестино-израильского конфликта, поддерживая план «Дорожной карты» и выступая в качестве посредника в переговорах между палестинцами и израильтянами, стараясь, тем самым, создать базу для будущих мирных переговоров. Однако усилия Каира регулярно наталкивались на силовую политику кабинета Ариэля Шарона в отношении палестинцев, что в свою очередь существенно снижало эффективность усилий Каира.

Таким образом, в то время как А. Садат видел в израильско-египетском мирном договоре первый шаг к сближению и взаимопониманию между израильтянами и египетской, а в конечной перспективе всеми арабскими нациями, усилия Х. Мубарака были направлены в первую очередь на преодоление изоляции Египта в арабском мире, последовавшей за подписанием израильско-египетского соглашения, и восстановление традиционной роли Египта как лидера арабского мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Египет и арабские  страны: соперничество и партнерство

Наряду с решением проблемы арабо-израильского урегулирования, власти АРЕ уделяют большое внимание ситуации вблизи от своих границ. Каир заинтересован в том, чтобы в окружающих его государствах правили умеренные режимы, не вовлеченные в региональные конфликты, что неизбежно повлекло бы за собой осложнение внутриполитической обстановки и в самом Египте, где сильны позиции исламской оппозиции, использующей неудачи властей в собственных целях.

Отношения с Ливией на протяжении последних нескольких десятилетий переживали периоды взлетов и падений. После революции 1969 г. и падения монархического строя в Ливии, новый лидер страны Муаммар Каддафи установил добрососедские отношения с тогдашним президентом Египта Гамалем Абдель Насером. Обоими двигала идея арабского национализма, объединения арабских стран вокруг единых целей, а также жесткий курс в отношении Израиля. В декабре 1969 г. на встрече Насера и Каддафи был поставлен вопрос об объединении Ливии и Египта. Однако внезапная смерть Насера помешала юнионистским устремлениям Триполи и Каира. Пришедший на смену Насеру Анвар Садат, не разделявший панарабских воззрений своего предшественника и не желавший сотрудничать с Ливией, взял курс на конфронтацию со своим арабским соседом, что, в конечном счете, привело сначала к политическому кризису в двусторонних отношениях, а затем и к серьезному вооруженному конфликту летом 1977 г.25 Подписание Египтом сепаратного мира с Израилем в 1979 г. окончательно подорвало основу египетско-ливийских отношений. Ливия расценила этот шаг Садата не иначе, как предательство общеарабского дела. Так же арабские страны отреагировали на этот сепаратный мир бойкотом Египту, прекращение с ним  дипломатических отношений, замораживание заключенных с Египтом договоров; была прекращена воздушная связь, приостановлено членство Египта во всех межарабских политических и экономических организациях, в том числе в Лиге арабских государств (ЛАГ), а потом также в Организации исламской конференции (ОИК), Организации арабских нефтедобывающих стран. Офис ЛАГ, который традиционно находился в Каире, был переведен в Тунис. На должности генерального секретаря ЛАГ египтянина Махмуда Риада сменил тунисец Шезли Клиби. Была прекращена финансовая и техническая помощь: арабские страны отказались поставлять нефть и нефтепродукты правительству Садата или покупать у него. Бойкоту подверглись организации (в том числе и коммерческие), сотрудничавшие с Израилем26.

 Однако в арабском мире для восстановления авторитета Египта ключевую роль сыграла начавшаяся между Ираном и Ираком (1980-1988гг.) война, в ходе которой Египет и Ливия оказались по разные стороны. Каир поддержал Саддама Хусейна, оказывая многостороннюю помощь, а Триполи встал на сторону исламского режима в Тегеране.

Естественно, проводимые Египтом шаги нашли положительную реакцию в арабском мире. В 1989г. было восстановлено членство Египта в ЛАГ,  резиденция которой была перенесена из Туниса в Каир, а генеральным секретарем ЛАГ стал Абдель Магид. До этого, в 1984г., было восстановлено членство Египта в ОИК.

В 1990–1991 Египет поддержал Запад в конфликте с Ираком из-за Кувейта. Это вызвало бурные протесты в стране. В обмен США, Саудовская Аравия и страны Персидского залива списали Египту долги на сумму в 15 млрд. долларов, а затем западные страны-кредиторы заявили о готовности списать Египту половину его внешней задолженности. Условием было проведение структурных реформ рыночного характера.

Таким образом, Мубараку удалось вывести свою страну из изоляции и вернуть ее в «арабскую семью», активизируя вместе с этим отношения на мировой арене. Последовательно-умеренная политика Египта на международной арене пользуется авторитетом у мирового сообщества: в частности, это проявилось в избрании бывшего министра иностранных дел Египта Бутроса Гали Генеральным Секретарем ООН в 1991г.

Двусторонние связи между Египтом и Ливией начали вновь налаживаться после того как Египет вернулся в ряды ЛАГ. В ноябре 1993 г. в интервью египетской газете «Аль-Ахрам» президент Хосни Мубарак заявил, что «в египетских интересах сохранение стабильности в Ливии и отношения между двумя странами должны оставаться теплыми». Для Ливии, попавшей в жернова санкций ООН в 1992 г., соседний Египет стал основным посредником в контактах с мировым сообществом.

В мае 2003 г. Египет использовал свои тесные контакты с Триполи, чтобы уговорить Ливию не выходить из ЛАГ, что могло бы ослабить ряды арабского сообщества. Специально для этого Х. Мубарак совершил визит в ливийскую столицу. Касаясь этого вопроса, президент АРЕ отметил, что выход Ливии из ЛАГ "не в интересах арабской нации". Оценивая нынешнее положение дел в отношениях между странами, Х. Мубарак подчеркнул, что Египет и Ливия не имеют каких-либо разногласий по основным международным, региональным и двусторонним вопросам. В посланиях, которыми обменялись два лидера летом 2003 г. говорилось о совпадение точек зрения ливийской и египетской сторон относительно необходимости поддержки палестинского народа и его законного руководства вплоть до освобождения его территорий и создания палестинского государства. Мубарак и Каддафи выступают за суверенитет Ирака и сохранение целостности его территории27.

После того, как 12 сентября 2003 г. Совет Безопасности ООН снял с Ливии санкции, перед египетско-ливийскими отношениями открываются широкие перспективы, главным образом, в области торговли, ирригационного строительства и транспортного сообщения. Ливия служит своеобразным буфером между Египтом и странами Магриба, и потому включение Ливии в систему торговых взаимоотношений в Северной Африке позволит существенно расширить и египетский рынок.

Базой для совместных действий может стать борьба с международным терроризмом. Лидеры обеих стран Х. Мубарак и М. Каддафи осуждают терроризм во всех его формах. Специальные подразделения ливийской полиции по борьбе с терроризмом активно занимаются выявлением нелегальных военизированных структур, пресечением агитационно-пропагандистской деятельности, предотвращением блокирования с фундаменталистами Египта. В марте 1999 года между Каиром и Триполи было заключено соглашение об экстрадиции. (Выдача преступников.)

Судан был одной из немногих стран арабского мира поддержавших подписание мирного договора между Египтом и Израилем в марте 1979 г. Заинтересованность сторон развивать тесные отношения в различных областях привела к подписанию ряда двусторонних соглашений. В октябре 1982 г. Египет и Судан подписали «Хартию интеграции», предусматривавшую тесную координацию в военно-политической сфере28. Однако проиракская позиция Хартума во время войны в Персидском заливе (1990-1991 гг.) привела к международной изоляции Судана, к ухудшению отношений с Египтом, занявшим место в противоположном лагере.

Стабильному сотрудничеству двух стран мешали и внутриполитические потрясения в Судане. Череда переворотов в Хартуме не позволяла установить Египту долгосрочные, стратегические отношения со своим соседом и реализовать весь потенциал двусторонних соглашений.  В период 1995-2000 гг. между Египтом и Суданом были разорваны дипломатические отношения по причине того, что Каир обвинил Хартум в покушении на Х. Мубарака в 1995 г. в Аддис-Абебе.

Тем не менее, Египет продолжает рассматривать Судан в качестве перспективного партнера в торгово-экономической области. В июле 2003 г. представительная правительственная делегация Египта во главе с премьер-министром Атефом Обейдом посетила столицу Судана Хартум, где стороны подписали большой пакет из 19 документов. Среди них - соглашение о повышении уровня торговых отношений, улучшении транспортного сообщения, договор о создании совместного египетско-суданского банка, соглашения о сотрудничестве в области нефтедобычи, в сфере энергетики, образования, культуры и многих других. Ранее весной 2003 г. президент Египта Хосни Мубарак совершил первый за 14 лет визит в Судан, в ходе которого заявил, что «Судан жизненно важен для Египта и его страна сделает все возможное для того, чтобы суданский народ обрел стабильность и безопасность»29.

Информация о работе Обострение противоречий Египта и Израиля в 70-80-х гг. XX в