Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 01:17, доклад
В главе «Общие выводы. Исхомах» говорится о выводах, к которым пришли Критобул и Сократ в результате спора о том, как следует вести хозяйство и какое занятие следует положить в основу всей деятельности человека. Далее, для закрепления своей позиции, Сократ рассказывает историю о том, как он, «чтобы изучить также и людей, носящих это великое имя «прекрасный и хороший», узнать, что они делают, почему удостоиваются этого названия»( Xen. Oecon .VI. 14), знакомиться с Исхомахом, которого «и мужчины, и женщины, и иностранцы, и горожане » (Xen. Oecon .VI. 17) называют «прекрасным и хорошим». В последующих главах, именно на основе беседы с Исхомахом, Сократ опишет идеальную модель ведения хозяйства, а также покажет идеальный образ женщины того времени, прототипом, которого станет жена Исхомаха.
Обзор источников.
В главе «Общие выводы. Исхомах» говорится о выводах, к которым пришли Критобул и Сократ в результате спора о том, как следует вести хозяйство и какое занятие следует положить в основу всей деятельности человека. Далее, для закрепления своей позиции, Сократ рассказывает историю о том, как он, «чтобы изучить также и людей, носящих это великое имя «прекрасный и хороший», узнать, что они делают, почему удостоиваются этого названия»( Xen. Oecon .VI. 14), знакомиться с Исхомахом, которого «и мужчины, и женщины, и иностранцы, и горожане » (Xen. Oecon .VI. 17) называют «прекрасным и хорошим». В последующих главах, именно на основе беседы с Исхомахом, Сократ опишет идеальную модель ведения хозяйства, а также покажет идеальный образ женщины того времени, прототипом, которого станет жена Исхомаха.
В следующей главе «Знакомство Сократа с Исхомахом» Сократ пытается узнать у Исхомаха, за что его считают «прекрасным и хорошим». Разговор их с самого начала заходит об устройстве быта Исхомаха и о его жене. Здесь Исхомах, рассуждая, о разделении обязанностей по дому и о предназначении женщины в доме, рассказывает о том, как привел в дом юную жену и как сделал «такой, какой ей следует быть». (Xen. Oecon .VII. 8) Отсюда нам интересно получить сведения о том, как должна быть воспитана, относиться к мужу и какие обязанности по дому она должна выполнять, чтобы соответствовать женскому идеалу того времени.
В главах «Домашнее благоустройство» и «Об устройстве дома. Экономика. Значение хозяйки» излагаются рассуждения Исхомаха о порядке в доме, насколько он важен в быту любой семьи, о значении правильного распределения продуктов и о том, как правильно вести домашнее хозяйство с помощью слуг. (На свете нет ничего столь полезного, столь прекрасного, как порядок (Xen. Oecon .VIII. 3)), Здесь нам будет интересно посмотреть на греческую женщину как на «блюстительницу законов над всем находящимся в доме» (Xen. Oecon .IX. 15).
Заканчиваем мы изучение источника главой «Отучение жены от косметических средств и приучение к укреплению тела заботами о хозяйстве». Здесь мы сталкиваемся с вопросом, какими методами женщина должна ухаживать за собой. Исхомах полагает, что женщина должна привлекать естественной красотой, которой можно достичь, лишь находясь в постоянном труде и домашних заботах.
В «Поэме о женщинах» Семонида Аморского нам представлены десять женских характеров, различающихся своими чертами. Поэт использует в качестве приема сравнение или уподобление характера темпераменту какого-либо животного. Поэма наполнена самыми негативными характеристиками относительно, представленных женских образов Женоненавистническая поэма Семонида отразила более или менее распространённый в Греции VII - VI вв. до н. э. взгляд на женщин.
«Поэма о женщинах» Семонида Аморского интересна нам тем, что:
«Песнь вороны» Феника. Эта поэма, так же как и «Поэма о женщинах» входит в сборник «Эллинские поэты VIII- III вв. до н.э.». Это некое пожелание девушке счастливого будущего. Именно суть этого пожелания и представляет для нас наибольший интерес, поскольку можно судить о том, что на самом деле являлось счастьем для девушки.
Более
полную информацию о положении женщины
в семье и обществе дает нам
Аристотель в своем труде «Политика».
Пятая глава его первой книги довольно
ясно освещает этот вопрос. Здесь он говорит
о власти мужа над женой, как о власти «политического
деятеля» (Arist. Polit. I. V.2). Аристотель неоднократно
задается вопросом, почему одному из двух
людей «предназначено раз и навсегда властвовать»
( Аристотель. Политика. I. V. 4), а другому
«быть в подчинении»( Аристотель. Политика.
I. V. 4), если «обоим этим существам должно
быть свойственно совершенство». (Аристотель.
Политика. I. V. 4). Тем самым он ставит вопрос
не только об отношениях раба и господина,
но и об отношениях мужчины и женщины,
хотя и разделяет их, говоря, что «во всех
этих существах имеются разные части души,
только имеются они по-разному» (Аристотель.
Политика. I. V. 6).
Несмотря
на то, что в «Истории» Фукидида
роль женщины в семье освещена
достаточно фрагментарно, его труд
является интересным источником для
разработки, данной темы, поскольку
содержит, пусть и фрагментарную,
информацию о греческих семьях, воспитании,
образе жизни
Обзор литературы
В научно-исследовательской
литературе образу женщины в Древней
Греции уделяется меньше внимания,
чем, скажем, политическому устройству
или жизнеописанию
К примеру, А.В. Болдырев, в своем исследовании выделяет несколько «групп сочинений Плутарха».1Произведения, посвященные непосредственно женщине, выражают необычное для того времени отношение к ее положению. У Плутарха она показана, как «союзница и подруга мужа, стоящая отнюдь не ниже его, но на него не похожая и имеющая свой круг дел».2 Помимо этого, Плутарх выражает несогласие с Фугидидом, который считает, что лучшая женщина – та, «о которой меньше говорят»3. А.В. Болдырев указывает на то, что значительное внимание Плутарха «уделено лаконским женщинам», из чего можно сделать вывод: «именно в древней Спарте Плутарх находит наиболее близкие своему идеалу типы ».4
В исследовании Новосадского Н.И. описаны особенности поэзии Семонида Аморгского. Особый интерес вызывает объяснение Семонидом «различия женских характеров происхождением женщины от различных начал»,5и «находит, что большинство женщин отличается крупными недостатками».6 Из произведения Семонида Аморгского «О женщинах», Н.И Новосадский делает очевидный вывод о том, что «женщина была поставлена в древней Греции в худшее положение, чем мужчина»7, ссылаясь помимо этого на других древнегреческих поэтов, а так же на законы Солона.
В книге «Греческая цивилизация» Андре Боннара резкому осуждению подвергается афинская демократия, которая «страдала серьезной болезнью «дискриминации»…, оказывающей такое же пагубное влияние, как и расизм».8 Им отмечено, что через всю греческую поэзию «проходит струя женоненавистничества»9 с «уже искаженным женским образом».10 Андре Боннар уделяет значительное внимание моногамному браку, «сделавшему из законной супруги орудие воспроизводства потомства, а других женщин предметами наслаждения и удовольствия».11
Наиболее
ярко представлена жизнь женщины
древнего мира в работе Е. Вардимана.
Он описывает каждый период жизни женщин
разных культур и цивилизаций, уделяя
при этом внимание даже самым незначительным
фактам, но более подробно останавливаясь
на взаимоотношениях мужчин и женщин в
древнем мире. Е.Е. Вардиман полагает, что
«с психологической точки зрения лишь
эллинизм открыл женщину».12 Среди
прочих, он выделяет Гомера, как поэта,
относившегося к женщинам лучше остальных.
Именно Гомер «создал образ Пенелопы –
идеальной жены, которая хранит верность
своему супругу Одиссею во время его двадцатилетнего
отсутствия, образцова ведет его хозяйство,
день и ночь занимается прядением и ткачеством».13
Таким образом, Е. Вардиман на основе имеющихся
фактов подходит к вопросу об образе идеальной
женщины Древней Греции, при этом, практически
не выражая своего мнения касательно этого
вопроса.
Введение
В конечном счете, стремление человека познать мир приводит его к «переоценке ценностей»14, смене идеалов. Каждая эпоха диктует свой идеал. С годами меняется взгляд на искусство, политику, науку, человека, не обошли эти перемены и женщину.
Сегодня, мы чаще видим свободных женщин, зачастую ни в чем не уступающих мужчинам, из европейских стран все чаще доносятся лозунги о равенстве полов. Но о современных женщинах мы знаем, пожалуй, достаточно. Но, что представляла собой женщина Древней Греции – является весьма противоречивым вопросом.
Большинство мыслителей, считали, что положение женщины обусловлено ее биологической природой, и «так как оба пола по природе своей не одинаково ко всему способны» (Xen. Oecon. VII. 28) происходило разделение обязанностей между мужчиной и женщиной не в семейной, но и в общественной жизни. Это разделение стало настолько общепринятым, что даже сегодня мы можем наблюдать его отголоски. На протяжении долгих столетий сохранялся стереотип «мужчины-добытчика» и «женщины-хранительницы очага». Исследователи, как правило, стараются связать эти вопросы с общей полисной структурой греческого общества, где преобладает моногамный брак, «сделавший из законной супруги орудие воспроизводства потомства, а других женщин – предметом наслаждения и удовольствия».15
Разобраться и понять какой была женщина Древней Греции, какие её качества ценились более прочих, и увидеть, какое место в обществе отводилось женщине, можно лишь обращаясь к произведениям древнегреческих мыслителей, в которых наиболее ярко представлен идеальный образ древнегреческой женщины. Итак, основной целью данного доклада является изучение идеального образа женщины в древнегреческой литературе.
В данной работе мне, прежде всего, хотелось бы выяснить:
И после
получения ответа на четыре вышеизложенных
вопроса, необходимо постараться дать
как можно более полный ответ на вопрос,
каким же был идеал женщины в Древней Греции.
Еще, по возможности, хотелось бы попытаться
сравнить современную женщину с древнегреческой
и выделить основные изменения, произошедшие
со времен древности.
Социальный статус женщины.
Для определения социального статуса женщины в древнегреческом обществе нам следует обратиться к «Домострою» Ксенофонта и «Политике» Аристотеля. Следует сказать, что в обоих произведениях огромное внимание уделено физиологическим особенностям женщины, что, как объясняют авторы, и является главной причиной такого положения женщины.
У Ксенофонта Исхомах, рассуждая о браке и предназначении женщины, говорит: «…с самого рождения, мне кажется, бог приспособил: природу женщины для домашних трудов и забот, а природу мужчины – для внешних»( Xen. Oecon .VII. 22.). Здесь мы сталкиваемся с некого рода разделением обязанностей. Женщина слабее физически, мужчина же силен, он должен быть кормильцем и основной круг его обязанностей лежит вне дома, следовательно, женщина должна заниматься всем тем, что находится внутри. Соответственно, Исхомах считает, что «женщине приличнее сидеть дома, чем находиться вне его, а мужчине более стыдно сидеть дома, чем заботиться о внешних делах»( Xen. Oecon .VII. 30). Кто, если не женщина, будет заботиться о домашних делах мужчины. Наемный служащий не будет стремиться к экономии и настоящей заботе о господине, в то время как женщине это судьбой предназначено.
Многие исследователи спорят о том, были ли права женщины приравнены к правам рабов. Женщина была хозяйкой дома, она управляла домашними делами, повелевала рабами мужа. Но при всем этом, она была «выключена из гражданской жизни».16 Женщины практически не участвовали в общественной жизни. Они не обладали властью распоряжаться имуществом и целиком находились под опекой мужчин. Да, она не имела равных прав с мужчиной, но права женщины нельзя назвать рабскими. Но если посмотреть на этот вопрос с другой стороны… Представим, что женщине предоставили права участвовать в общественной и политической жизни полиса. Хватит ли у нее времени на занятия домашними делами? Сможет ли она заниматься воспитанием детей? Допустим, что «да». Женщина все же существо универсальное. Но… Если случается война, сможет ли она защитить свой полис? Сможет ли сражаться наравне с мужчинами? Кажется «нет». Тогда по какому праву она принимает участие в жизни полиса и спорит с защитниками полиса (а споры относительно общественной жизни даже в современном мире случаются часто). Поэтому становится естественным, то, что женщина не участвовала в общественной жизни полиса.
У Аристотеля другое виденье причины неучастия женщины в гражданской жизни, он считает, что «мужчина по своей природе, исключая те или иные отклонения, более призван к руководительству, чем женщина»(Аристотель. Политика. I. V. 2). Аристотель соглашается со словами Софокла: «Убором женщины молчанье служит»(Аристотель. Политика. I. V. 8), говоря, что это применимо «ко всем женщинам вообще, но к мужчине они уже не подходят»( Аристотель. Политика. I. V. 8) Тем самым он объясняет такое положение женщины в обществе её природной неспособностью к руководству. Но эта точка зрения, на сегодня, является довольно спорной.
Информация о работе Образ женщины в древнегреческой литературе